Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы icon

Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы



НазваниеИнформационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы
Дата конвертации25.09.2012
Размер125.63 Kb.
ТипДокументы

Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы


Достоверность, качество, эффективность


Информатизация образовательного учреждения направлена на развитие образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов и становления качественно новых образцов педагогической практики.


Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования.


Единое информационное пространство МОУ «СОШ № 8 им. А.С.Пушкина» – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Несколько слов истории, а затем предметно, какой мы видим сегодня нашу школу.

С 2001 года, изучив все документы, связанные с концепцией модернизации российского образования, с концепцией цифрового образовательного пространства в стране, мы начали работу по созданию информационного пространства нашей школы. Имея один компьютерный класс, а также компьютеры, печатную, копировальную технику в рабочих кабинетах тех учителей, которые действительно хотели их применять, мы нарабатывали содержание и идеологию этого процесса.





Постепенно формировался психологический настрой коллектива. Сегодня уже сменилось четвёртое поколение машин, 90% учителей прошли курсы повышения в области компьютерных технологий, и из них 60% активно используют ИТК на уроках и во внеурочной деятельности; учащиеся – активные участники Интернет-марафонов, дистанционных олимпиад, IT-конкурсов.

В школе создана собственная нормативная база, регламентирующая работу школы в направлении информатизации: Программа информатизации, Положения о IT-конкурсах, о группе по информатизации, о работе редакции школьного сайта и др.

Участие школы в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) и победа в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2008 году позволили улучшить её материально-техническую базу и компьютерный парк.


Информационное пространство школы на данном этапе представляло собой целостную систему взаимосвязанных блоков: образовательного, воспитательного, административного,  медико-социально-психологического; обеспечивало обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса на внутреннем (учащиеся, педагоги, администрация, родители, медицинский работник, психолог, социолог) и внешнем (управляющие структуры, педагогические сообщество, Интернет) уровнях.


^ ЕИПШ включала следующие информационные зоны, кабинеты и структурные подразделения:


Сфера учебно-воспитательной деятельности

Сфера дополнительно образования

Сфера административно-управленческой деятельности

Сфера информационно-методического сопровождения

Сфера социально-психологического сопровождения


1. Установлены программные продукты ХроноГраф «Школа 2.5» и Хронобус «Мастер 3.0»

Заполнены БД «Учащиеся», «Кадры», «Материальная база»

2. Медиатека

3. Локальная компьютерная сеть

4. Мультимедийные классы

5. Официальный сайт школы


  • Кабинет информатики (№ 12) – 12 ПК (2006-2008г.в.), 2 принтера, сканер, интерактивный комплект (доска, проектор). Все компьютеры объединены в локальную сеть, подключены к Интернету.

  • Кабинет ИКТ– 5 ПК (2008г.в.), 2 ноутбука, проектор, интерактивная доска (SMARTBoard). Все компьютеры объединены в локальную сеть, подключены к Интернет. 1 МФУ, сканер, ксерокс, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.

  • Кабинеты физики – 1 компьютер, проектор, принтер (КПМО)

  • Кабинет биологии – 1 ПК, проектор, электронный микроскоп, МФУ (КПМО)

  • Кабинет химии – 1 ПК, проектор (КПМО)

  • Учебные кабинеты - 4 ПК

  • Административно-хозяйственная часть – 2 компьютера, 1 принтер, 1 МФУ, сканер, ксерокс.

  • Кабинет заместителей директора – 3 компьютера, принтер

  • Кабинет социального педагога, психолога – 1ПК

  • Библиотека – 1ПК

  • Официальный сайт школы (2007)

Общее количество компьютеров – 33, 20 из них объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет (выделенная линия).


Время не стоит на месте. Новые задачи, стоящие перед российским образованием, диктуют необходимость создания новой модели школы, позволяющей решать образовательные задачи ХХI века, отвечать требованиям, определенными, Национальной образовательной инициативе Президента РФ "Наша новая школа", «Новой моделью образования в стратегии 2020: учитель, семья, общество», Стандартами второго поколения, где школа становится современным образовательным центром, ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом построения нового общества.

Одной их таких моделей может стать «цифровая школа».

Согласно концепции «Цифровая школа», ЦШ - это образовательное учреждение, осознанно и эффективно использующее цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе с учетом своих особенностей (географического, материального положения, готовности педагогического коллектива и т.д.) с целью повышения конкурентоспособности российского образования.


^ Актуальность создания цифровых школ:


  • Цифровые технологии в образовании одобряются как на государственном уровне, так и широкой родительской общественностью

  • Цифровые технологии – это инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся

  • Цифровые технологии – это инструмент создания учебных материалов

  • Цифровые технологии - инструмент эффективного способа преподавания

  • Цифровые технологии - средство построения новой образовательной и коммуникативной среды.


Цели и задачи проекта «Цифровая школа»:


  • Объединять: Объединение специалистов, организаций, ведущих свою деятельность в области информатизации образования

  • Исследовать: Педагогическое осмысление роли техники, оборудования и программного обеспечения, привязка его к особенностям учебного процесса

  • Вдохновлять: Популяризация использования информационных технологий в образовании


Естественно, мы начали собирать информацию о работе школ новой модели - а именно «цифровых школ».


Мы познакомились с опытом работы ОУ, активно внедряющих IC-технологии:

Гимназия №1518 г.Москва (в 2008 год - Ю.К.Потёкина, директор школы, курсы повышения квалификации в АПК и ППРО ( Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г.Москва)

школа № 37 г.Череповец (эта школа была официально названа первой цифровой школой в России)

школа №2030 г.Москва («Школа будущего»),

Гимназия №10 г.Новосибирск

Школа № 42 г. Самара

школа №103 г.Железногорск Красноярского края

гимназия №56 г.Санкт-Петербург


и школ Республики, являющимися инновационными площадками

МОУ «Лицей № 3» г Прохладного

МОУ «Гимназия № 4» г.Нальчика


Изучили Концепцию «Цифровая школа 2020».


^ Основными компонентами «Цифровой школы» являются:

1. Программно-аппаратный комплекс «Электронная школа»…

Основные компоненты - высокопроизводительный сервер и специализированное программное обеспечение, состоящее и из следующих модулей:
1. Модуль «Ученики»
2. Модуль «Отдел кадров»
3. Модуль «Расписание» или «Электронная учительская»

4. Модуль «Электронный дневник»
5. Модуль «Учет посещения»

2. Программно-аппаратный комплекс «Медиатека 2020»

3. Локальная компьютерная сеть

Локальная компьютерная сеть объединяет компьютеры в пределах здания учебного учреждения. Позволяет получить доступ к «Медиатеке» с любого компьютера в школе, подключенного к локальной компьютерной сети.

4. Мультимедийные классы Оснащаются мультимедийным проектором и экраном, либо интерактивной доской вместо экрана. Дополнительно возможно оснащение документ-камерой, системой опроса и тестирования, системой озвучивания.

5. Лингафонный кабинет

В настоящее время изучение иностранных языков становится настоятельной потребностью и современные технологии должны использоваться для решения задач изучения иностранных языков. Возможно оснащение специализированной мебелью.

^ 6. Мобильный компьютерный класс

В связи с тем, что специализированных компьютерных классов может быть недостаточно для обеспечения образовательного процесса, то предлагается использовать мобильный компьютерный класс, предназначен для разворачивания компьютерной аудитории в любом классе.

^ 7. Программно-аппаратный комплекс «Интерактивный холл»

Для более широкого и эффективного доступа к информации об образовательной и общественной деятельности учебного учреждения предлагается использовать «Интерактивный холл». Это решение реализуется на основе нескольких интерактивных дисплеев, расположенных, например, по 1 на каждом этаже учебного здания. Источником информации служит «Электронная школа 2020». С помощью интерактивного дисплея учащихся и их родителей могут ознакомиться с расписанием занятий, факультативов, с расписанием секций и любой другой необходимой информацией.

^ 8. Мультифункциональный актовый зал (конференц-зал)

Актовый зал - это место проведения торжественных мероприятий, концертов, конференций и должен быть оснащен соответствующим оборудованием.

Для успешного решения всех задач предлагается оснастить актовый зал системой отображения информации на основе мощного проектора и большого экрана с электроприводом, звуковым оборудованием, световым оборудованием, интерактивной трибуной, беспроводной конференц-системой, системой видеоконференцсвязи, системой интегрированного управления, световым оборудованием, концертными инструментами.

^ 9. Программно-аппаратный комплекс «Система контроля»

Предназначен для контроля нахождения учащихся и преподавателей на территории школы. Для этого вход в школу оснащается турникетом с управляемым доступом, а всем учащимся и преподавателям изготавливаются специальные пластиковые карты с чипом, в котором находится информация о владельце карты. Каждое прохождение через турникет отмечается в специальной части программы «Электронная школа 2020» и затем может быть использована как для формирования, например текущего количества учащихся в школе, так и получения статистических данных в удобном формате.

^ 10. Школьный сайт


Итак, к началу 2010 года, к моменту разработки новой программы развития школы и программы информатизации, мы имели четкое представление о том, что необходимо сделать для создания современной информационно-образовательной среды в нашей школе с целью формирования ключевых компетенций всех участников УВП и влияния на качество и результативность образования в целом.

Ввод в эксплуатацию нового корпуса школы (2010), позволил решить целый ряд задач, которые мы перед собой ставили, а именно:

  • Создать новые информационные зоны и расширить информационное пространство школы;

  • построить среду, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивали бы новые информационные технологии и повышали уровень информационной культуры;

  • создать новые дополнительные каналы информационного обмена между участниками ОП (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам.

В новом здании школы оборудованы серверная (сердце информационного пространства - объединить все ПК в единую локальную сеть), кабинет информатики, лингафонный кабинет, (предметные кабинеты: физики, химии, биологии) методический кабинет, конференц-зал, планируется создание кабинета ИКТ межпредметного кабинета.

А также было принято решение о создании информационной зоны – «интерактивное фойе».


Информационная зона – это современный информационный ресурс, доступ к которому открыт всем желающим.  


Цель создания «ИФ»:

  1. активное продвижение информационных и коммуникационных технологий в практику работы учреждения, создание современной информационной среды школы (школы высокой информационной культуры)

  2. оперативное и объективное информирование всех участников образовательного процесса, заинтересованных лиц о работе школы: о приоритетах и традициях, нововведениях, достижениях и на планах на будущее;

  3. организация двусторонней связи между школой родителя и всеми заинтересованными лицами (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты)


^ Для достижения целей, необходимо было решить следующие задачи:

  1. создать нормативную базу, регламентирующую организацию работы и четкое функционирование информационной зоны:

Положение об информационной зоне ОУ

Приказ (распоряжение) о «работе ИЗ школы»

  • время работы ИЗ, периодичность обновления (2 раза в неделю)

  • информационное наполнение (работа творческой группы (группы по информатизации), + работа видеостудии, школьной редакции)

  • назначение ответственных лиц




  1. Создать материально-технические условий для функционирования ИЗ.

  2. Разработать и апробировать проект «Эпистемотека. Работа со знанием в насыщенной информационной среде».

  3. Провести информационные беседы участников УВП о работе ИЗ.

  4. Создать систему доступа к информационным ресурсам ИФ.


Компоненты цифровой зоны:

ЖК (42),

системный блок, монитор, клавиатура, мышь – «терминал», подключенный к локальной сети школы, Интернет


  • ЖК панель (42) – электронная доска объявлений, на которой размещаются как анонсы предстоящих событий, так и информация о проведенных в школе мероприятиях.


В фойе школы проводятся:

- информационные линейки (пример, фото)

- паузы «здоровья»

- музыкальные паузы

- видео-дискотеки


ЖК панель имеет USB вход, что позволяет использовать подготовленные заранее слайд-шоу (jpeg) , текстовые материалы, видеопроекты Windows Movie Maker (avi, mpeg) без подключения к ПК.


При подключении к системному блоку, возможности ЖК увеличатся, так как он будет работать в качестве монитора и на экран можно будет выводить информацию в различных форматах (документы, созданные в текстовом редакторе, презентации Роwer Point, диаграммы и таблицы – Excel и т.д.)


  • системный блок, монитор, клавиатура, мышь – «терминал», подключенный к локальной сети школы, имеющий доступ к следующей информации:

- Устав, нормативные документы, регламентирующие работу школы (для родителей)

- электронное расписание уроков, секций, кружков

- информация о проводимых школьных мероприятиях…

- «обратная связь» - оставить обращение, вопрос учителю, администрации школы


Подключение данного терминала с сети Интернет откроет доступ к еще одному информационному ресурсу школы - школьному сайту.


При наличии модуля «электронный журнал» родители получают возможность принимать активное участие в учебном процессе, получать информацию о посещаемости и успеваемости своего ребенка, уточнять домашние задания.


^ Риски, проблемы

- недостаточный уровень информационной культуры всех участников УВП

- психологическая неготовность к работе и использованию ИЗ

- технические проблемы и др.

^ Ожидаемые результаты:

1. Целенаправленно создавая открытую информационно-образовательную среду, мы существенно влияем на качество и результативность образования, на формирование у учеников качеств и умений 21 века, таких, как информационная активность  и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию.

Внедряемые программно-аппаратные решения, интегрированные в системные комплексы, а также гибкая настройка оборудования при корректировке образовательных задач позволят перенести учебно-воспитательный процесс за пределы традиционного школьного пространства (переход от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время).


2. Цифровое пространство будет способствовать творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить и развивать конкурентоспособность каждого отдельного ученика. Благодатная почва для реализации целей развития дополнительного и профессионального образования, а именно: реализация интеллектуальных и творческих способностей учащихся при их активном участии в работе творческих групп: «Видеостудия», «Редакция ИЗ», «Группа по информатизации», «Редакция сайта». Здесь они не только учатся работать в команде, они совершенствуют свои коммуникативные навыки, формируют профессиональную мобильность, гражданское сознание и правовую этику – все то, что так необходимо современному человеку, знакомятся с миром профессий.


3. Функционирование информационной зоны и активная работа в ней будут повышать медиаграмотность, прививать системную культуру среди учителей, школьников, их родителей; способствовать освоению базовых принципов коммуникации.

Школа рискует безнадежно устареть и утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, если не освоит новую социальную функцию – функцию координатора, проводника в мир информации и мультимедия. Школа – это то место, где начинается мир будущего!


Мы считаем, что создание новых информационных зон в школе, и «информационного фойе» в частности, позволит нам приблизиться в модели современной школы, школы высокой информационной культуры; достигнуть гибкости учебного и воспитательного процессов, повысить конкурентоспособность и привлекательность получения образования в нашей школе в целом.


Информационные ресурсы:

1.      1С [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: obr.1c.ru

2.      Net-Школа [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.net-school.ru

3.      КМ-Школа [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.km-school.ru/

4.      Комплексное решение для автоматизации образовательного процесса в учебных заведениях[Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://aq.ru/digital_school.html

5.      ОАО "НИПС" приглашает к участию в проекте "Цифровая школа" [Электрон. ресурс].- Режим доступа:  http://academ.info/news/9757

6.      Первую в Сибири цифровую школу-комплекс открыли в городе-спутнике Кемерова Лесная Поляна [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/r/B/siberiafoto/514.html?menu=7&id_issue=12301677

7.      Полимедиа [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.polymedia.ru

8.      Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2006. - 88 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:  http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/dict/dict1.doc

9.      Ушаков А.А. Опыт внедрения электронного классного журнала на основе системы «Net Школа» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=7274&PHPSESSID=pmqvlq4q013cg1ebcf0o6tnjm0

10.   Цифровая школа сегодня [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsuh.ru/announcements.html?id=84871

http://www.mdproject.ru/file/comp_dec1.asp


http://digital-edu.ru




Похожие:

Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconПротокол заседания педагогического совета
Икт как основа современной школы. Информатизация учебно-воспитательного процесса и административной работы школы в системе единого...
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconМодель единого информационного пространства
Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной...
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconСовременные информационные технологии в образовательном пространстве школы
Для поддержания качества образовательных услуг на должном уровне необходимо поэтапное формирование информационного пространства....
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы icon1. в образовательной области: повышение качества образовательного процесса через использование сети Интернет. В управленческой области
Создание единого информационно-образовательного пространства школы в процессе формирования и развития информационной культуры учащихся,...
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconПроблемы, над которыми работают учителя нашей школы: «Инициатива и творчество учителя – путь к перестройке обучения и воспитания»
«Создание и развитие единого образовательного пространства города как культурной педагогической среды для формирования творческой...
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconМодель единого информационного пространства моу «Гимназия №6» города Прохладного кбр единое информационное пространство моу «Гимназия №6»
Все участники образовательного процесса объединены и могут общаться между собой в локальной сети и выходить в Интернет
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconФормирование единого культурно
Формирование единого культурно – образовательного пространства в микрорайоне школы
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconМ. Ворошилова График работ по внедрению в управление школой компьютеризированных информационных систем
Цель: Создание локальных документов, сопровождающих внедрение программных комплексов в практику управления муниципальным общеобразовательным...
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconПлан работы ммо учителей математики моу «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2008-2009 учебный год
Создание единого информационного пространства как условие модернизации муниципальной системы образования
Информационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы iconШкольный сайт, как компонент информационного пространства школы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов