«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод icon

«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод



Название«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод
Дата конвертации25.09.2012
Размер91.96 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»


Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях УДОД





Секция зам. директоров

и методистов УДОД.

Доклад Колядиной А. Д

методиста по УВР


г. Прохладный

2012

^

Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования.


Духовно-нравственное воспитание детей.


В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.

Воспитание

- охватывает всю структуру общества;

-  процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и 

правил организации и жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях

Воспитание играет ведущую роль   в процессе сохранения человека  как вида !!!

Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка.

Поэтому главной целью воспитания является:

создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на  самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и  нравственному поведению.

^ Задачи воспитания:

1.        Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительго образования как  модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.


^ 2.        Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

3.        Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.

На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда.

 ^ Поэтому Воспитание- процесс социальный, где

- нация (задает общую систему координат  в воспитании – исторический, культурный фон, на котором формируется человек);

 

- государство (определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности);

-семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения);

-СМИ (создают информационный фон воспитания);

-школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);

-УДО (выполняют воспитательно-образовательную функцию).

 

В настоящее время актуальными являются проблемы духовно- нравственного воспитания, т.к:

- общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 

-  в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 

- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

 

- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

 

Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

- нравственный пример педагога

(Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.);

- социально-педагогическое партнерство

(педагоги доп. образования реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач; общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,);

- индивидуально-личностное развитие (Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания

(Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы(объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

- социальная востребованность воспитания

(^ Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).

 

Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных учреждений, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива, где ведущая роль отводится взаимодействию обучающиеся-педагог и педагог-обучающиеся.

В данных взаимоотношениях особое место отводится

 1)^ Группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание:

 -Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическаянаправленность и эстетическая культура)

 

- Профессионально-педагогические

- Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическаянаблюдательность, мышление, память и т.д.)

 

- Эмоциональная отзывчивость

 

- Волевые качества

 

- Особенности темперамента

 

- Состояние здоровья

 

- Творческое мышление

 

- Диалоговое общение

 

- «Преобразовательные» способности

(^ В наибольшей степени проявляются в ситуации "перевода социальной ситуации в педагогическую" (Щуркова, 1998),

которая означает внесение в нее педагогических корректив, ее интерпретацию.

^ При этом обстоятельства не меняются, а меняется отношение к

обстоятельствам. "Дело не в том, - пишет Н.Е. Щуркова, - чтобы дети не

знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, - а

том, чтобы, зная эти обстоятельства, устанавливали бы и проявляли бы в

реальном поведении свое ценностное отношение к ним в рамках современной

культуры".

^ Умение педагога видеть "поверх" конкретной ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить в ней внутреннее,

личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся, тем

самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая, является важнейшей

"преобразовательной способностью").

 

- Педагогическая рефлексия

(Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность).

 

- Положительные этические качества (добродетели)

(^ Благодаря ему все добродетели, потенциально и актуально

входящие во внутреннюю структуру личности, составляют единую систему

ценностей. Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).

 

- Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

 

" Педагогическую любовь" можно рассматривать как "частный случай"

отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается

великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л.И. Маленкова

предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого

чувства.

 

 

 

^ 2)Технологии развития чувств «педагогической любви»:

- 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

 

- 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

 

- 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

 

- 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

 

- 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха",оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

 

- 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны,

 принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

 

-7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения


 ^ 3) Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:

- яркая индивидуальность;

 

- любовь к детям;

 

- внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;

 

- "организационное и эмоциональное" лидерство;

 

- способность генерировать идеи и увлекать ими(сбор важных идей для развития воображения) ;

 

- широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;

 

- уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;

 

- высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный

 характер духовно-нравственной сферы (духовность);

 

- творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;

 

- творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы;

 

- гуманистический приоритет.

 

Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного профессионального образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.








Похожие:

«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconЧернышова Юлия Андреевна, учитель начальных классов мбоу «Лицей №3»
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция юных натуралистов» августовское секционное заседание дополнительного образования
«Повышение профессиональной компетентности педагогических работников удод по вопросу реализации направлений внеурочной деятельности...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconПоложение о районном этапе областного заочного конкурса рисунков и открыток «Космос глазами детей»
Конкурс проводится по инициативе министерства образования Саратовской области, Государственного образовательного учреждение дополнительного...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconГосударственное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
Многопрофильное государственное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей Восточного окружного управления...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconПубличный отчетный доклад муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Байкитский центр детского творчества»
Дополнительного образования детей «Байкитский центр детского творчества» эмр красноярского края по своей организационно-правовой...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconОбразовательная программа нормативно-управленческий документ Учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания,
Министерства образования и науки РФ по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Направляем для использования в практической работе
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России Управлением воспитания и дополнительного...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconДоговор о сотрудничестве 1 сентября 2010 г
Моу сош №5, с одной стороны и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconМесто и роль дод в условиях модернизации образования в соответствии с требованиями инициативы «Наша новая школа»
В связи с обсуждением перспектив развития в стране физической культуры, спорта и туризма, совершенствования системы информационного...
«Центр дополнительного образования детей» Ключевая роль педагога дополнительного образования в формировании и воспитании духовно-нравственной культуры младшего школьника в условиях удод iconОсновные документы нормативно правовой базы дополнительного образования детей
Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов