Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ icon

Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ



НазваниеГородского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ
Дата конвертации25.09.2012
Размер111.96 Kb.
ТипДокументы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ КБР»


Учебно-методический кабинет


Требования к оформлению проектно-исследовательских работ.

(опыт работы МОУ ДОД)


( рекомендации для учителей начальной школы

и педагогов ДОД)




Подготовила:

Петрова Г.А.,

зам. директора по УВР

МОУ ДОД «СЮН».


г.Прохладный-2010 г.

В настоящее время для повышения качества учебно-воспитательного процесса необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, особое место среди них занимает исследовательская творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна.

Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес. и будет готов учиться.

В дошкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные «как?», «зачем?» и «почему?»). Умные родители не отталкивают детей («отстань» не знаю!», «как ты надоел со своими вопросами!», «когда ты только помолчишь!»), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.


Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики (или ученики с повышенной утомляемостью), быстро устают «думать» и начинают, оставлять только необходимый минимум знаний для себя. Так формируются дети, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают «тосковать», постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд «шалунов» (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд не «хорошистов», а «способных, но ленивых, троечников».

Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.

С первого класса надо начинать вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Исследовательской работой можно направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал вместе оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Мы подготовили Рекомендации по написанию и оформлению учебно-исследовательских работ  

Настоящий материал, мы надеемся, поможет руководителям исследовательских работ учащихся и их авторам более грамотно подойти к оформлению результатов, а в дальнейшем повысить качество своих работ.

^ При организации исследования учащимся предлагается следующий план работы:


Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

^ Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

^ Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

^ Использованная литература.

Приложения.


Перечень критериев к оцениванию проектов.


Подходить к оцениванию результатов исследовательской деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

Предварительно разрабатывается четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Примерный перечень критериев выглядит так:

  • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.

  • Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.

  • Творческий и аналитический подход к работе.

  • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.

  • Анализ процесса и результата работы.

  • Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.

  • Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.


Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


^ Памятка для подготовки публичного выступления


  1. Общие рекомендации.

  • Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Подумайте и составьте возможные вопросы.

  1. Техника подготовки.

  • Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.

  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

  1. Рекомендации выступающему.

  • Начните свое выступление с приветствия.

  • Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

  • Старайтесь ответить на все вопросы.

  1. Вопросы оппонентов.

  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.


^ Требования к оформлению текстового варианта проектной работы


Структура

Требования к содержанию

1. Информационный раздел

1.1. Титульный лист

  • Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

  • Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

  • Область научных знаний, рассмотренных в проекте.

  • Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).

  • Данные о руководителе.

  • Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).

  • Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).



1.2. Оглавление

  • Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

2.1. Введение

  • Актуальность выбранной темы.

  • Проблема.

  • Цель проекта.

  • Задачи, поставленные для реализации проекта.

  • План (содержание) работы.

2.2. Описание проектной работы и ее результаты

  • Теоретическая часть

  • Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

  • Назначение и применение проекта.

  • Выводы

  • Список использованной литературы, электронные адреса.

  • Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).

3. Рефлексия деятельности

  • Оценивание степени достижения поставленных целей.

  • Оценивание качества результатов.

  • Приобретенные умения, знания, навыки.



Список литературы:


1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.– 2000.– № 2.– C. 36-43.– (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157

3. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.

4. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.


Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

www.vernadsky.dnttm.ru – сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html – Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»




Похожие:

Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconМу «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный, кбр» Учебно-методический кабинет Секция педагогов и специалистов общего и среднего
Му «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный, кбр»
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconМуниципальное учреждение «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный кбр» Учебно-методический кабинет
Городское методическое объединение руководителей шмо классных руководителей 5-8 классов
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconМуниципальное учреждение «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный кбр» Учебно-методический кабинет
«Организация работы с инклюзивными детьми в учреждении дополнительного образования детей эколого-биологической направленности»
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconМестная администрация городского округа прохладный кабардино-балкарской республики
«О внесении изменений в распоряжение главы местной администрации г о. Прохладный кбр №198 от 01. 07. 2012г. «О проведении ремонтных...
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconПостановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики 11 ноября 2011 года №1017
О внесении изменений и дополнений в Постановление главы местной администрации городского округа Прохладный кбр №1001 от 03. 11. 2011г....
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconМуниципальное учреждение «управление образования администрации городского округа прохладный кбр» Учебно-методический кабинет Семинар
Цор единой Образовательной Коллекции к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы под редакцией И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой,...
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconПостановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики 03 ноября 2011 года №1001
Об утверждении ведомственного перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными образовательными учреждениями...
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconПостановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики 11 ноября 2011 года №1008
Об утверждении показателей, характеризующих качество муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными образовательными...
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconПостановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики 11 ноября 2011 года №1016
Об утверждении базового (отраслевого) перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями...
Городского округа прохладный кбр учебно-методический кабинет Требования к оформлению проектно-исследовательских работ iconПриказ №299 от 23. 09. 2011г му «Управления образования местной администрации городского округа Прохладный кбр»
Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Устава городского округа Прохладный кбр,Постановления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов