Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении icon

Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении



НазваниеТехнологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении
Дата конвертации25.09.2012
Размер109.7 Kb.
ТипДокументы

МУ «Управление образования местной администрации

городского округа Прохладный, КБР»


Учебно-методический кабинет


ГМО учителей начальных классов


Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении.


«Использование технологии ТРИЗ

на уроках математики»

(сообщение-презентация)


Выступление учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 5»

Бендус Галины Александровны

13.10. 2010г.


Протокол № __________

Руководитель ГМО_________ Кознеделева О. Н.


г. Прохладный

2010 год

Как известно, на различных этапах формирования личности могут быть выделены такие виды деятельности, которые играют особенно важную роль в развитии человека. Эти виды деятельности получили название ведущих. Для младших школьников ведущей является учебная деятельность, поскольку, во-первых, формирование ее осуществляется именно в данном возрасте, во-вторых, внутри учебной деятельности возникают психологические новообразования младших школьников, от уровня сформированности которых зависит успешность обучения в средних классах школы, в-третьих, ею определяется характер других видов деятельности в этот период.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен, прежде всего, формировать у учащихся мотивы учения, создавать эмоциональное настроение и возбуждать познавательный интерес, использовать педагогику сотрудничества и личностно ориентированное обучение.

Педагогами прошлого ставились и определенным образом решались задачи развития ребенка в процессе обучения. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения формированию и развитию самостоятельности уделяется особое внимание, так как самоконтроль включает в себя не только принцип самостоятельности, но и умение ребёнка задаваться целью и алгоритмом необходимых действий для выполнения того или иного задания (действия). Принцип самостоятельности учащегося в познавательной деятельности, выдвинутый Я.А. Коменским, созвучен с основным положением теории развивающего обучения – ребенок должен уметь учиться, овладеть способом построения знаний. Основными положениями теории элементарного образования И.Г. Песталоцци являются развитие логического мышления средствами наглядности и приведение в движение стремления к деятельности, присущего природным силам человека. Принципы обучения, разработанные И.Ф. Гербартом, раскрывают процесс формирования умения учиться. В основу педагогической теории А. Дистервега положено формирование интереса к познавательной деятельности с учетом наличного уровня развития каждого ребенка. Глубокий анализ особенностей психических процессов и состояний ребенка, характеристику его развития в ходе обучения описал в своих работах К.Д. Ушинский.


Однако большая заслуга в разработке этой проблемы принадлежит психологу Л.С. Выготскому (30-е годы). По его убеждению, “педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития … Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития”. Разумеется, ученый ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Л.С. Выготский выдвинул положение о двух уровнях умственного развития ребенка. 1-ый уровень – уровень актуального развития – это наличный уровень подготовленности ученика, характеризующийся тем, что ученик может выполнить самостоятельно; 2-ой уровень – (более высокий) – зона ближайшего развития. Это означает, что ребенок еще не может пока сделать сам, но с чем он справляется при некоторой помощи. По его мнению, то, что ученик сегодня делает с помощью взрослых, учителя, завтра он будет делать самостоятельно. Зона ближайшего развития создается обучением, опережающим развитие, причем каждая ступень обучения должна опираться на достигнутый уровень развития и целеустремленно подготавливать последующие ступени.


Сегодня знание современных технологий и владение ими – одно из условий эффективной деятельности учителя начальных классов. Поэтому мы познакомились с теми инновационными технологиями, которые получили определенную известность (публикации в периодических изданиях), признание среди учителей и имеют научно-методическое обеспечение. Основное место занимают технологии развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов), технология коллективного взаимодействия, технология Дальтон-план, технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев), технология ТРИЗ. Именно на этой технологии я и хотела бы остановиться.

  Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
       Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
^        ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
       Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
       В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
       Первоначально ТРИЗ, созданная около 50 лет назад, применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
       На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. 

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:

  • модель “Элемент - имя признака - значение признака для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова)).

  • «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

  • модель “Морфологический ящик / копилка для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

    • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;



       На уроках знакомства с многоугольниками (2 класс) учащиеся собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур.




      

Дальнейшая работа проводилась по классификации каждой подгруппы многоугольников. Например, на основе собранных копилок четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, рассмотрены их существенные признаки. Работа с копилкой продолжается все эти годы. В начале 4-го класса дополнили ее объемными фигурами (конус, цилиндр, многогранники), провели классификацию многогранников (пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед). А недавно обратились к копилке 2-го класса и, используя знания, приобретенные в четвертом классе, построили классификацию треугольников по видам углов и сторон и с ее помощью ввели понятия равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников, а также остроугольного, тупоугольного и прямоугольного.
       Такая работа позволила осознать понятие «многоугольник», «многогранник», повысить познавательную активность учащихся на уроках математики. Учащиеся с интересом стали искать в окружающих их предметах многоугольники и многогранники. Пытались преобразовывать многоугольники в многогранники и интересовались, а как называется такой вид многогранника (например, если сделать объемную фигуру, состоящую из трапеций или ромбов).

В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том, что анализу подвергается не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей, решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

     Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив его на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.

     Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе, на мой взгляд, имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих, логических задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.
 

Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Основная работа для развития логического мышления ведётся с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.

^ Сюжетные задачи.

1. Гном Пугалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает 2 шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

2. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

3. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?

4. Сидели на скамеечке 4 девушки: Ольга, Наталья, Людмила и Оксана. Оксана сидела рядом с Ольгой, а Наталья была в синем платье. Людмила была в зелёном. Оксана была не последней. Красное платье Ольги хорошо сочеталось с синим платьем одной из подруг. Платья у девушек были красного, жёлтого, синего и зелёного цветов. Нарисуйте, в каком порядке сидели девушки, и какого цвета у них были платья. Если можно, дайте несколько вариантов правильных ответов.

5. На столе лежало 5 синих и 7 красных карандашей. Девочка взяла 6 карандашей. Взяла ли она хоть 1 красный карандаш? Докажите


Задача 1. Кто ближе к сыру: кошка или мышка?


Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:
(A) кошка в комнате;  (B) мышка в норке;  (C) кошка в комнате или мышка в норке;  (D) кошка в подвале, а мышка в комнате.


Сначала поищем, где сидит кошка в этот дождливый день.
По условию задачи, она может быть в двух местах: в комнате или в подвале.

Но в комнате кошка не может быть, так как сыр не лежит в холодильнике (он лежит на столе. Следовательно, кошка находится в подвале.

Итак, нам известно, что сыр лежит на столе, а кошка - в подвале. По условию, в этом случае мышка - в комнате. Верный ответ - (D).


^ Задача 2. Где домик Пятачка?




Домик Кролика нарисован 4 раза, а домик Пятачка только один раз.

Где домик Пятачка?

Подберем Кролику 4 домика из тех пяти домиков, которые изображены на рисунке.
Предположим, что кролик живет в домике (Е). Тогда домик (D) - тот же домик, но повернут так, что видна левая стенка.

А домик (С), - это домик (Е), если смотреть на него со стороны входа.
Домик (В) - не домик Кролика, так как правая его стена имеет одно окно, а правая стена от входа домика Кролика ( смотрим на домик (D) ) имеет два окошка.

А вот домик (А) - домик Кролика: это домик (D), если смотреть на него со стороны входа.

Итак, у Кролика четыре домика: (А), (С),(D) и (Е), а (В) - домик Пятачка.
Правильный ответ - (В).




^ Задача 3. Что вырастет у рассеянной хозяйки?


У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью "Огурцы","Цветы" и "Ромашки".

Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными.

Что вырастет в ящике с надписью "Ромашки"?

(A) огурцы;  (B) колокольчики;   (C) ромашки;   (D) нельзя определить;   (E) арбузы.


В силу своей рассеянности, хозяйка не могла посадить в ящик с названием "Цветы" ни ромашки, ни колокольчики. Следовательно, она посадила в этом ящике огурцы.

Теперь осталось ей посадить ромашки и колокольчики. Для них осталось два ящика с надписями: "Ромашки" и "Огурцы". Но рассеянная хозяйка не посадила ромашки в ящик с названием "Ромашки", как они того они заслуживали, а посадила их в ящик под названием "Огурцы". А колокольчики она посадила в ящик с надписью "Ромашки".

Так что в ящике с названием "Ромашки" у нее вырастут колокольчики. Верный ответ - (B).

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Литература:

1. «Возрастная и педагогическая психология», М., «Просвещение», 1979 г.

2. Педагогический поиск. Составитель И. Н. Баженова, М., «Педагогика», 1987 г.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.1 september.ru

2. http://www. school 38.orq. index

3. http://www. trizland.ru

4. http://www.qlp.net/c/document library/qet life




Похожие:

Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconИнновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии
Очетании традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на вовлечение обуча­ющихся в активный процесс познания, способствующий...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconСценарий и выступление на открытом мо учителей начальных классов Приветствие гостей. Фильм-визитка об учителях начальных классах. Тема мо: «Современные инновационные процессы в практике обучения младших школьников»
...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения 4
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconПриказ №57, с целью обеспечения разноуровневого обучения школьников
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основании Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconЗачётная работа студентки 35 группы
В обучении математике младших школьников преобладают такие задачи, которые называют
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconПоложение о городском «Интеллектуальном марафоне» младших школьников Общие положения настоящее положение определяет цели и задачи городского этапа «Интеллектуального марафона младших школьников»
«Интеллектуального марафона младших школьников» (далее – Марафон), порядок его организации, проведения организационно-методического...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconИгровые интенсивные технологии обучения Петрусинский В. В
Такими технологиями являются игровые технологии обучения. На игровые технологии обучения можно переложить весь учебный процесс. Данные...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconКапитонова Е. А. Моу «сош села Орлик Чернянского района Белгородской области» «Использование компьютерных технологий в коррекции речевого развития младших школьников»
Для оптимизации коррекционной работы, формирования индивидуализации обучения, мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных...
Технологии различных моделей обучения по развитию психических процессов младших школьников с целью преодоления трудностей в обучении iconФорма
Данный модуль предназначен для учащихся 4-6 классов, имеющих базовые технические умения, полученные на уроках технологии. Программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов