Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Дата конвертации25.09.2012
Размер222.21 Kb.
ТипСеминар



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко»

Дошкольное отделение №22


Семинар-практикум воспитателей

дошкольной ступени образования г. Прохладного,

слушателей очных курсов ИПК и ПРО КБГУ.

«Развитие творческих способностей

как одно из условий формирования

личности дошкольника»


«Играю- думаю- живу»

(консультация- практикум)


Подготовила:

Дужик Г.В., заведующий ДО №22,

высшая кв. категория


дата проведения: 25.11.2010г.

время проведения: 9.00

место проведения:

МОУ «СОШ №4» ДО №22

Адрес: г. Прохладный,

ул. Строительная, 284


КБР, г.Прохладный

2010 год




Познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать «открытия». Это будут не научные открытия, это открытия для себя: раньше они этого не знали, не видели, а теперь «открыли».

«Дети должны быть доведены до самостоятельного исследования и до собственных выводов. Им надо как можно менее объяснять и как можно более наводить их на собственные открытия» (Герберт Спенсер). Мысль английского философа XVII века как бы продолжает современный педагог В. А. Сухомлинский: «Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряженная, утомительная работа школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца».

Мыслителями прошлого и современными учеными, педагогами-практиками высказано немало полезных и добрых советов о том, какими способами лучше обучать, развивать творческие способности ребенка, хотя на практике все еще господствует обучение по схеме: слушай — запоминай — отвечай.


Что такое ТРИЗ?


ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

РТВ - развитие творческого воспитания,

ТРТЛ - теория развития творческой личности.)


В XX в. во всех развитых странах возникла мысль - упорядочить изобретательский процесс, создать методы решения творческих задач, активизировать творческое мышление.


Чтобы работать по ТРИЗ, необходимо избавиться от психологической инерции, иметь развитое воображение, уметь управлять своим мышлением. Эти умения приобретаются и развиваются методами активизации. И если мы хотим использовать в работе методы и приемы ТРИЗ, начинать надо с методов активизации, которые позволяют оживить все основные направления развития ребёнка (познавательное, эмоциональное, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.

Создателем ТРИЗ является наш соотечественник Генрих Саулович Альтшуллер (в 1945 взялся за разработку научной технологии творчества).

Основная цель приёмов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), РТВ (развитие творческого воображения) и ТРТЛ (теория развития творческой личности) - это развитие нестандартного мышления, такого мышления, которое в поиске решений проблем или выходов из ситуаций найдёт способы далеко не очевидные даже для специалистов.


Что необходимо для работы?

1. Усвоить, как закон 10 заповедей, творческой личности, выведенные

профессором Вайнцвангом, основателем общества «За мир через культуру»


Практикум . ^ Я предлагаю Вам элемент экспресс -диагностики «Диагностика творческих способностей», разработанной О.М.Дьяченко и задание из методики Е.Торренса (3 мин.),


^ Задание № 1 Рисунок «Факел»

Посмотрите на рисунок. Что вы видите? Зафиксируйте свои мысли.


Самодиагностика:

Низкий уровень -видеть в рисунке только реальный предмет.

«Факел» - огонь горит.

^ Средний уровень - объединять в сюжет, включить в придуманную ситуацию

(реальную)

Зажгли на празднике свечи, мороженое, вечный огонь, костер горит ит.д.

^ Высокий уровень - увидеть в рисунке какую-либо часть, деталь, и на основе этого возникает образ иногда очень отдалённый от задуманного художником.

«Лиса спряталась в трубу, хвост торчит», тюльпан в вазе, ракета летит, кисточка,

значок, и т.д.


Ответы детей: «Факел» — огонь, свеча, тюльпан в вазе, мороженое, ракета летит, волшебный костер горит, солнце светит, значок, мельница, дороги, спички, вечный огонь, струны, газ горит, меч, нож, кисточка и т. д.


^ Задание №2. «Необычное использование знакомого предмета.»

Перечислить как можно больше способов использования знакомого предмета в другом качестве. Ответы зафиксируйте. По ходу ответов вычёркивайте услышанное (если у вас зафиксировано то же самое).


«Как можно использовать консервную банку в другом качестве?»


Ответы детей: «Дверцу можно сделать, и будет дом; как пепельница; карету можно сделать; катать»; «Цветочки в нее можно посадить; ручку сделать — как ведерко; пить можно из нее»; «Шайбой может быть, колесом; девочки могут использовать как посуду — кастрюлю или сковородку, стол такой круглый; летающая тарелка».


^ Задание № 3 «Использование предметов в другом качестве».

Перечислить как можно больше вариантов использования (например, газеты). Ответы зафиксируйте. По ходу ответов вычёркивайте услышанное (если у вас зафиксировано то же самое).


Примерные ответы детей: «На газете можно лепить, можно на нее что-нибудь положить; завернуть в нее что-нибудь»; «Читать, буквы изучать»; «Заворачивать в нее что-нибудь, цветы, например, шапку можно сделать или кораблик, на стену клеить, когда ремонт, еще на пол класть, чтобы пол не испачкать; картинки вырезать».


Различие возникающих образов зависит от различия психических процессов,

общего уровня интеллекта, жизненного опыта, личных качеств. Оригинальность

мышления относительно независима от общего уровня интеллекта, жизненного опыта

Исследователи особенностей личности творческих людей отмечают, что

характеристики творческого мышления не могут быть сведены к нескольким

факторам, их число огромно и не может быть однозначно определено.


В педагогической практике нередко приходится сталкиваться со случаями, ког­да высокий уровень интеллекта ребенка сочетается с лидерскими качествами, ака­демический - с весьма посредственными успехами в учебе и, наоборот, прекрасный ученик может обладать весьма средним уровнем развития интеллекта. Причины ищут в личностных особенностях ребенка, в несовершенстве современных методов обучения и т.д. Задача же выявления детей (в том числе и раннего возраста), обладаю­щих исключительными способностями в овладении учебными дисциплинами, при­вела к созданию специальных тестов до­стижений.

^ К числу наиболее популярных тестов, направленных на выявление творческой одаренности, можно отнести следующие:


• тесты креативности для детей, разра­ботанные Дж. Гилфордом и его сотрудни-

ками и направленные на оценку дивер­гентных способностей;


• тест креативности Торранса предназ­начен для оценки творческих способнос­тей детей от 5 лет и старше; включает зада­ния «Создание картин», «Дополнение ри­сунков» и «Линии» (множество работ, посвященных проверке тестов Торранса, подтвердили их валидность);


• тесты Торранса на вербальное творче­ское мышление: «Спроси и догадайся», со­стоящий из трех частей (вопросы, предпо­ложение причин, предположение последствий), «Совершенствование продуктов», «Необычное употребление», «Необычные вопросы», «Просто предложи» и др.;


• тест групповой оценки для выявления интересов, разработанный С. Римм; в нем к перечисленным категориям добавляются «Склонность к риску» и «Чувство юмора»;


• пенсильванский тест творческой на­правленности, разработанный Т. Руки; здесь творческие способности анализируются в категориях «самонаправленность», «гиб­кость», «оригинальность», «точность» и «беглость» мышления, склонность к риску;


• тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей, который измеряет по­казатели «оригинальности», «гибкости», «беглости» и «точности» мышления при помощи трех субтестов («Написание слов», «Декорация в картинках» и «Табли­цы слов»); теоретической основой теста яв­ляется гилфордовская концепция креатив­ности.


В нашей стране интенсивно развиваются исследования по психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарёв, О.К. Тихомиров), разра­ботан ряд отечественных методик для диа­гностики творческих способностей (мето­дика Д.Б. Богоявленской, экспресс-методи­ка А.Г. Азарян и др.).

Попытки объять весь спектр интеллек­туальных, творческих, личностных харак­теристик в некой единой диагностической процедуре приводят к разработке ком­плексов психодиагностических методик, требующих огромных затрат времени и сил, но, к сожалению, зачастую существен­но не увеличивающих прогностическую ценность результатов обследования.

Предпринимаются и весьма интерес­ные попытки объединить оценку интел­лектуальных, творческих и личностных параметров в одной методике. Это в пер­вую очередь относится к различным рису­ночным методикам. Они просты в прове­дении, нравятся детям и, что немаловаж­но, максимально приближены, в отличие от опросников и большинства тестов, к привычной для них форме деятельности. Однако валидность таких методов вызы­вает споры.


Практика работы воспитателей дошкольных учреждений показывает, что в изучении индивидуальных особенностей развития творческих способностей детей не следует делать упор на использовании тестовых методик (это компетенция психологов); больший материал воспитателю дадут наблюдение за поведением детей в процессе занятий, игровой деятельности, оценка продуктов детской изобразительной деятельности, отзывы родителей.


Методика«Диагностика творческих способностей», ( О.М.Дьяченко)

элементы методики Е. Торренса

Диагностика развития творческих способностей дошкольников Л..Н.Прохорова)

могут успешно применяться в форме игры для индивидуального общения

воспитателя и родителя с ребенком и помогут сделать вывод о богатстве или

бедности ассоциаций, об уровне оригинальности воображения и наметить пути

развития ребенка и группы детей.


^ Какова роль слова в развитии воображения.?


Психологическая проблема развития творческих способностей, пожалуй, одна из наиболее запутанных. И тем не менее все исследователи согласны с тем, что истоки творчества лежат в детском возрасте, а творчество ребенка тесно связано с развитием его воображения.

Изучению воображения посвящены многочисленные работы как российских, так и зарубежных психологов. Полученные факты свидетельствуют: хотя воображение носит в основном образный характер, в его развитии существенную роль играет слово.

В своей работе «Развитие высших психических функций» Лев Семенович Выготский выдвинул некоторые положения, касающиеся этой проблемы. Он считал, что данные, накопленные в психологии, показывают, что воображение ребенка тес­но связано с развитием его речи.

^ Во-первых, как только у него появляется речь, он делает крупный шаг вперед в развитии воображения.

Во-вторых, дети с задержкой речевого развития демонстрируют очень слабое развитие воображения.

^ И наконец, в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми в становлении воображения.

Невольно возникает вопрос: почему речь — мощный толчок и для развития вооб­ражения? Дело в том, что она освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел, и мыслить о ней. Освободившись с помощью слова от власти непосредственных впечатлений, ребенок может выйти за их пределы.


Практикум.Итак, перечислим приёмы и методы, используемые в работе по развитию речи детей:


Педагог, хотя бы немного знакомый с методами ТРИЗ, добавил сюда:


-игры «Хорошо-плохо», «Наоборот»

- метод аналогии (символическая, прямая, фантастическая)

- сочинение сказок - малышек, рассказов - малышек

- придумывание концовок

- решение какой - либо сказочной задачи

- сочинение стихотворений по рифмам

- придумывание историй (рассказов, сказок), используя только какую либо часть речи

- «Закончи народную пословицу»

- придумывание историй,(рассказов, сказок), по опорным словам

- придумывание пословицу,

- метод фокальных объектов.


Практикум. ^ Что такое метод аналогии?Что такое метод МФО? Вспомним и познакомимся с простым, доступными методами и приемами ТРИЗ, которые можно использовать в работе с детьми.


карточка № 1 (работа по подгруппам)


задание № 1. Упражнение «Закончи народную пословицу»

задание № 2. Придумай рифмовку.


Задание № 2. Решение сказочных задач.( коллективная работа )


III. Решение сказочных задач.

1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Вопрос: Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал?

Ответ: -взять с собой воду перед тем как отправиться в лес

- зайти в лес поесть сочных ягод

- поискать ручеёк

- сделать след своей ногой и из него напиться

(здесь выражена изобретательность - трансформировать свой след в чужой)


2. Сказка «Курочка Ряда» Вопрос: Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равна побежит и хвостиком махнёт?

Ответ : - накрыть

- положить на тарелку

- выдолбить в столе ямку и туда положить яйцо

-сделать стол (ответы связаны с преобразованием самого стола)


А теперь познакомимся с еще одним инструментом ТРИЗ — «противо­положные значения». Этот прием очень хорошо усваивается, когда мы играем в игру «Наоборот». Но прежде нам следует познакомиться с правилами игры.


^ Игра «Наоборот»

Первый этап игры неплохо воспри­нимается детьми уже в трехлетнем возрасте.

1этап- Подбор слов с противоположным значением (антонимы)

Дошкольники рассаживаются по кругу. Ведущий бросает то одному, то другому играющему какой-нибудь предмет (лучше тот, который легко поймать) и при этом называет одно слово. Ребенок, поймав предмет, дол­жен сразу бросить его обратно и при этом назвать слово, имеющее противо­положное значение. Если играющий ошибается, он встает, а после второй ошибки выходит из игры. Каждый правильный ответ любого участника игры дает возможность одному из стоящих принять прежнее положе­ние (сесть).

Игра будет проводиться до тех пор, пока не будет исчерпан заранее со­ставленный ведущим список слов-ан­тонимов(старый — моло­дой, чистый — грязный, твердый — мягкий, больной — здоровый и т.д)

2 этап игры- можно пред­ложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — (близко).

Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты — (храбрец).

Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай — (конец).


Упражнение «Закончить пословицы»

,например:

Знай больше, а говори ... (меньше)

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого)

Лучшая вещь — новая, лучшим друг... (старый).


3 этап- подбор слов, противоположных по функциональному назначению: карандаш (пишет) — резинка (стирает)

ножницы (режут) – клей (соединяет, склеивает)


Выявление противоречивых функций, используя игру «Хорошо-плохо»

Какой бы мы не взяли рукотворный предмет- это всегда изобретение.

Например: антонимы острый – тупой = нож.^ Нож – полезная вещь, но брать в руки острое лезвие опасно.


Ножницы — ? (игла, клей).

Карандаш — ? (резинка).

Лекарство — ? (яд).

Лекарство (таблетка или микстура) очень нужно человеку, когда он болен, но в малых, строго дозированных ко­личествах, определяемых врачом. Большое количество лекарства -— яд, который может вызвать отравление организма (вот вам пример перехода количества в качество). И наоборот. Змея ядовитая. Укус ее может быть смертелен, если не оказать своевре­менную помощь. А в малых количе­ствах яд — лекарство. Он использует­ся в различных лечебных средствах.


Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей затруднения, можно переходить к сле­дующему4этапу:


после нахождения противоположного по значению слова найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов.

Например:

горячий — холод­ный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда у него температура);

темный — светлый= тельняшка, черно-белый те­левизор

острый – тупой= нож, игла, все режущие предметы и т. д.


Таким образом, игра «Хорошо-пло­хо» учит находить и формулировать противоречивые свойства рассматри­ваемых предметов и действий. Ис­пользуя ее, дети подходят к пони­манию противоречия.

А игра «Наобо­рот» позволяет его более остро сфор­мулировать и таким образом подойти к разрешению этого противоречия.

Формулируя противоречия и решая их, дошкольники делают свои маленькие первые изобретения и открытия.


^ Разрешение противоречий.


В настоящее время в ТРИЗ разработаны 11 принципов и 40 приёмов разрешения противоречий.

Вышеизложенные варианты игр «Хорошо – плохо» , «Наоборот» являются отражением следующих элементов диалектики:

  • Вещь (явление) как сумма и единство противоречий

  • Борьба, развёртывание этих противоположностей, противоречивых стремлений

  • Не только единство противоположностей, но и перехода каждого качества, черты, стороны, свойства в каждое другое (в свою противоположность)

  • Переход качества в количество и наоборот


^ Для справки: Все 16 элементов диалектики формулируются в книге Гегеля «Наука логики»

Разрешение противоречий – путь к грамотному мышлению. Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в 1 объекте – значит научить его основам ТРИЗ. Начало мысли, интеллекта там, где ребёнок видит противоречие, «Тайну двойного»

От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.


Практикум. Что такое метод «Разрешения противоречий» ?


Задание- упражнение на разрешение противоречий (коллективная работа):

«Как перенести воду в решете?»


Формулируем противоречие:

1) вода должна быть в решете, чтобы её перенести, и

2) вода не должна быть в решете, чтобы её перенести, так как она вытечет.


^ Разрешаем противоречие: меняем агрегатное состояние вещества. Вода будет в изменённом виде (лёд) и её не будет, так как лёд – это не вода.

Решение: переносим воду в виде льда.

(ИКР – идеальный конечный результат)


карточка № 2 (работа по подгруппам)


Метод гирлянд

(гирлянды ассоциаций, гирлянды случайностей)


1.Метод гирлянды случайностей (аналогичен МФО, но за центральный объект могут быть взяты признаки предмета.

новый обьект

Например: цветок платье для осени лампочка



Зелёный длинное прозрачная

Пахучий жёлтое светящаяся

Т.е. определения называются как гирлянда (получившийся предмет имеет много признаков)

Составляя гирлянды, можно использовать словесные игры «Хорошо – плохо», «Нравится – не нравится»


2. Гирлянды ассоциаций (метод ассоциаций)

  1. К исходному слову подбирают синонимы:

  2. «брюки» - шорты, шаровары, джинсы и т.д.),

  3. затем к этим синонимам подбираем слова по ассоциациям, выстраивая ряд (гирлянды) по вертикали или горизонтали

  4. Брюки- шорты- шаровары- джинсы




папа- лето - казак работа




дом море конь

отпуск


Метод аналогии


Метод аналогии часто приходится использовать в работе с детьми, применяя тот или иной метод или приём ТРИЗ

1.Прямая аналогия – поиск аналогичного предмета из окружающего

Например: для человека одеждаплатье, пальто,

а для дерева? (кора, листья)

для животного? (мех, шкура, коготки)

для овощей? (кожура, ботва)

для земли? (снег, трава. Листья)


2. Символическая аналогия – использование различных символов (на этикетках, в магазинах, дорожные знаки и тд.) Дети придумывают свои.


3.Фантастическая аналогия – вытекает из самого определения слова «фантастическая»

Например: одежда жителей Луны, подводного царства и др.


4. Графическая аналогия – умение обозначать одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки.










девочка кошка собака поросенок


^ Метод морфологического анализа


Этот метод создан швейцарским астрономом Ф.Цвикки в 40-х годах нашего столетия. Прообразом его можно считать «Арс Магна» («Великое Искусство») знаменитого испанского учёного раннего средневековья Раймонда Луллия (ок.1235-1315) Цель метода – выявить все возможные варианты решение данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят многомерную таблицу. (Д.В. №3-93 №11-96,№11-93,№14-95)


^ Метод фокальный объектов (МФО)


В первоначальном виде этот метод стал известен как «метод каталога». Он был предложен в 1926г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е годы усовершенствован американским учёным Чарльзом Вайтингом.

Этот метод требует определённых знаний и навыков, в частности развитых реакций на процессы: анализ-синтез-сравнение.

Чтобы придумать что-то новое, необходимо какой-то толчок. Где их взять?

Простой приём, когда свойства одного предмета переносится на другой, использовал ещё М.В.Ломоносов

Этот метод фокальных объектов – МФО (т.е. объект находится в центре внимания, в фокусе)

Цель метода: создание чего- либо нового.


Цели при работе по МФО:

    1. Придумать что – либо новое ,видоизменяя или улучшая привычный реальный объект. Рассмотреть через игру «Хорошо – плохо» «Удобно – неудобно»

    2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить полученные знания. Рассматривая предмет с необычной стороны.

    3. Составить рассказ. Сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (частично или полностью)

    4. Проанализировать художественное произведение или картинку.



Правила работы:

  1. Рассматривая или изменяя какой – либо объект (например: яблоко ) произвольно выбраем любой предмет (или 2-3), не имеющий отношения к первому предмету (к яблоку)

  2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги, может быть карточки, разложенные изображением вниз; игрушки или яркие предметы (назвать любой из них), любые слова.

  3. Предмет найден. Предлагаем описать его, подбирая 5-10 определений. (можно спросить: Какой он (она) оно)?

н-р: слово «пингвин» - записываем или обозначаем символами , игрушкой определения: прыгающий, бегущий, плавающий, летающий, смеющийся и.т.д.

  1. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания:

н-р: «летающее яблоко», «смеющееся яблоко», «плавающее яблоко», «прыгающее яблоко».

Можно обговорить все словосочетания, а можно взять наиболее интересные.

  1. После того, как нужное словосочетание подобрано, нужно придать исходящему предмету нужные качества:

Н-р: «летающее яблоко» - нужны крылья; надуть как шар, завязать;

внутри пустое, остались одна кожура, оно лёгкое и т.д.

«бегущее яблоко» - выросли ножки,

«смеющееся яблоко» - должны быть рот, глаза.

Затем могут быть обговорены действия, происходящее с этим объектом:

н-р: как сорвать «летающее яблоко», «прыгающее», «смеющееся», т.е. «ввести» в объект те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

Можно выбрать на основе этого следующий вариант работы:

  1. Рассмотреть все словосочетания; найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект

  2. Вспомнить, в каких произведениях художественной литературе есть аналогичные объекты

  3. Выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нём описательный рассказ

  4. Составить рассказ об объекте в фокусе, использовать определения (частично или все)

Можно нарисовать получившийся предмет, придумать загадку, поиграть в игры «Хорошо – плохо», «Удобно – неудобно» и т.д.


Рассмотрим примеры:

I . Придумать что-то новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект

Задание: Придумать новый нож, чтобы облегчить маме домашнюю работу. «Нож» - слово в «фокусе», «Чайник»- найденное слово.

Фарфоровый — нож для гостей: красивый, но хрупкий, резать им мож­но только мягкое — торт, мороженое...

Расписной — нож-сувенир, распи­санный цветами, из цветного металла, переливается всеми цветами.

Круглый — нож закругленный, им удобно резать круглые вещи, фрукты, овощи, вырезать фигурные вещи.

Носатый — нож для выковырива­ния глазков в картошке, серединки в яблоке...


^ V.Разработать новый вид занятия, прогулки, , экскурсии, подвижную игру и др.


5.1. Занятия, разработанные В. А. Зебзеевой из Оренбурга.

Слова-помощники:

Обитель — небесная, ветхая, заоб­лачная, сердечная, каменная, смрадная, скрипучая.


Каменное занятие

Камень может исполнять роль веду­щего и познакомить детей со способа­ми обработки и использования камней.

Познакомить детей с тем, где и как используется камень.

Пофантазировать: дети и все вокруг становятся каменными (как будут жить, чем питаться и т. д).


Смрадное занятие

О различных запахах, о природе запахов (с постановкой опытов), с приходом пожарника, который расска­жет о вреде пожаров.

Пригласить старика Смрада и расска­зать об экологически неблагополучной обстановке в городе.


Сырое занятие

Может проводиться в воде.

Познакомить детей со свойствами и особенностями воды.

Занятие может объединить очень много объектов (от сырых яиц до сырой кожи).


Сердечное занятие

В теплой, сердечной обстановке рас­крыть природу такого нравственного качества, как сердечность.

О сердечном отношении к старшим, старикам, близким людям.

О любви двух сердец.

Дети (по желанию) доверяют сердеч­ные, сокровенные тайны.

Можно поговорить с нашим сердцем, расспросить его, что ему нужно для хорошей работы.


5.2. Прогулки.

Слова-помощники:

Штаны — дырявые, вареные, мохна­тые, закопченные.

^ Воздух — душистый, влажный, ле­дяной.

Дырявая прогулка

Путешествие в дырку в земле, зна­комство с ее обитателями: различными насекомыми, корнями растений.

Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути.

Прогулка по дереву с заходом в дупло.

«Дырки» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучить человека, путешествуя по его организму.


Вареная прогулка

В борщ к овощам, знакомство с ними.

На стройку (кто такой сварщик, како­вы свойства металла).

Прогулка капельки воды, которая из тучки попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плиту.


Ледяная прогулка

На замерзшую реку (что произошло с рекой, с жителями реки).

На ледяную горку, в ледяной городок.

Встреча с Ледяной королевой (сорев­нования в ее царстве или путешествие в ее царство).


Влажная прогулка

На реку купаться. Под дождем.

На участке облиться водой. Поливать растения, участок. ^ Душистая прогулка

На поляну с цветами. Прогулка пчелы Майи.

Закрыв глаза, гуляем по участку, определяя по запаху, где находимся.


5.3. Подвижные игры, например жмурки.

Слова-помощники:

Телефон — незамолкающий, кнопоч­ный.

^ Слон мудрый, добрый, храбрый.

Весна сказочная.

Незамолкающие жмурки. Ребенок-во­дящий должен идти на определенный звук или слово (все произносят разные слова или звуки).

^ Кнопочные жмурки (с закрытыми глазами нажать определенную кнопку).

Мудрые жмурки — прежде чем от­крыть глаза, надо отгадать загадку (загадывает пойманный) или закончить пословицу, поговорку.

^ Сказочные жмурки — прежде чем открыть глаза, рассказать фрагмент из сказки (водящий вспоминает ее назва­ние).


Карточка №3 (работа по подгруппам)


Метод фокальных объектов (МФО)


Задание:

Разработать новый вид занятия, прогулки, , экскурсии, подвижную игру и т.д., выбрав из найденных словосочетаний те, которые больше всего понравятся или подходит по цели. Можно рассмотреть все полученные словосочетания, выбрать самые шоковые. Если разрабатывается новый вид деятельности, четко подчеркнуть, что придумывается форма или содержание.


От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать придется пройти немалый путь. Темы, скорость прохождения этого пути у каждого ребёнка разные: наберитесь терпения, не ускоряйте, не подгоняйте, не спешите давать готовые решения, не «кормите ребёнка пережёванной духовной пищей».

Организуя занятия с детьми, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием ребёнка. Эмоциональный настрой поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления.


^ Психологическая инерция - это враг творчества, ибо заставляет видеть привычное, отказываться от нового и бояться его.

В некотором роде - она положительное явление, но не для творчества.


Несколько рекомендаций по стилю общения от авторов ТРИЗ:

• Выслушивать нужно каждого желающего

• Отрицательные оценки закрепощают

Лучше говорить не «правильно», а «интересно», необычно, любопытно, «хорошо»

• Учите детей возражать. Вам и друг другу, по аргументированию, предлагал что-то взамен или доказывал.

• Если в группе есть яркий лидер, то со временем его надо переключить на какую- либо деятельность и беседовать без лидера.

• Обязательное чтение специальной литературы, которая, на первый взгляд, «не для нас».

Знание теории поможет увереннее делать практические шаги в методике и содержания работы с детьми.


Вы хотите, чтобы ваши дети

были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать

первые шаги по ступенькам

творчества, но… не опаздывайте

и, помогая, … думайте сами.


Б.Н. Никитин.




Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников как одно из средств формирования личности ребёнка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Авторы как психологических, так и пе­дагогических исследований указывают на то, что оценка оказывает значительное влияние на развитие...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена уже с первых ступеней...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconКраснодарский край, г. Славянск на Кубани Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Мастер-класс по теме
«Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов (в новой форме) по математике»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 от 31. 08. 2009 года №298 о введении Положений На основании решения общего собрания трудового коллектива школы. Приказываю
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Публичный отчёт по итогам 2008-2009 учебного года
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Публичный отчёт по итогам 2010-2011 учебного года
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 Публичный Доклад об итогах работы моу сош №28 за 2009-2010 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 прика з от 29 января 2008 года №196 о продлении эксперимента по применению нсот
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов