Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Дата конвертации25.09.2012
Размер76.25 Kb.
ТипСеминар


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко»

Дошкольное отделение №22


Семинар-практикум воспитателей

дошкольной ступени образования г. Прохладного,

слушателей очных курсов ИПК и ПРО КБГУ

«Развитие творческих способностей

как одно из условий формирования

личности дошкольника»


«Детское изобразительное творчество:

взгляды исследователей на проблему»

(Сообщение, презентация)


Подготовила:

Дужик Г.В., заведующий ДО №22,

высшая кв. категория


дата проведения: 25.11.2010г.

время проведения: 9.00

место проведения:

МОУ «СОШ №4» ДО №22

Адрес: г. Прохладный,

ул. Строительная, 284


КБР, г.Прохладный

2010г.

^ ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

ВЗГЛЯДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ.


Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена - уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей.

Что было неоднозначным? Отношение к процессу развития творчества.

Так, для первобытной культуры характерно стихийное обучение и развитие, основа которой - копирование и наблюдения за природой.

Для Древнего Египта главным было строгое соблюдение устоявшихся канонов и правил любого вида искусства.

Древние греки, в частности, считали, что детям следует предоставлять возможность творить свободно. Именно для этого периода характерны трактаты по проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.

В последующие эпохи этих проблем в целом касались в той или иной степени.

Только в XIX столетии ученые обратили внимание на детское творчество, и дет­ский рисунок в частности. К этим уче­ным относятся Я.-А. Коменский, Ф. Фребель, И.-Г. Песталоцци. Именно они отме­тили: рисование доставляет детям удовольствие и нельзя лишать их этой по­лезной забавы. Однако полезная забава требовала, с их точки зрения, обучения -подготовки руки и глаза к письму, к изоб­разительному искусству для передачи в дальнейшем объемной формы предмета на плоскости.


Интерес, и значительный, к творчеству детей возник в конце XIX - начале XX сто­летия: рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует рас­крытию потенциала ребенка, помогает по­нять своеобразие творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения.

Рас­сматривать стали:

во-первых, не то, как ус­ваивают дети изобразительные умения, навыки, а естественно протекающий, спон­танный процесс развития творчества;

во-вторых, методы и средства, эффективно развивающие детское творчество;

в-тре­тьих, содержательную, смысловую сторону рисунка.

Что послужило причиной последнего направления? Речь идет о поис­ках в области сравнительной психологии о тех исследователях, которые изучали психику ребенка, сопоставляя ее с психи­ческими проявлениями животных.

Иными словами, на первый план выступала био­логическая сторона творческого развития: изучение детского рисунка вне воздейст­вия внешних обстоятельств, что обуслови­ло развитие биогенетической теория творчества.

В России идеи биогенетизма нашли развитие в исследованиях А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Л.Г. Оршанского, Ф.И. Шмита. В чем их суть?

Провозгла­шая самопроизвольное, спонтанное разви­тие детского изобразительного творчест­ва, ученые выступали против обучения рисованию. Собственно, эти взгляды бы­ли характерны для многих педагогов и психологов. И настолько сильны, что ока­зали влияние на мировоззренческую уста­новку методики обучения детей рисова­нию.

По этой причине в 1896 г. в Гамбурге прошел конгресс Общества преподавате­лей. Здесь впервые выдвинули требование предоставить ребенку возможность действовать спонтанно, что и повлияло на практику обучения рисованию. Теперь не только в Германии, но и в США в курс на­чальной школы было введено свободное рисование

.Чуть позже теорию свободного рисования взяла на вооруже­ние и французская школа.

^ Итак, в первой половине XX столетия ри­сование стали рассматривать как деятель­ность, которая способствует раскрытию по­тенциала ребенка.

Изменились ли эти взгля­ды со второй половины прошлого века? Можно считать, что остались по-прежнему на позиции неоднозначности и в Европе, и в России.

Так, педагогическая школа Германии склонна была считать: в основе изобрази­тельного творчества лежит система занятий, направленных на усвоение изобразительных умений и навыков, позволяющих детям сво­бодно рисовать в самостоятельной деятель­ности.

Совершенно противоположные взгляды проповедовала американская шко­ла. Здесь считали, что должно преобладать свободное творческое развитие; что детей лучше знакомить с абстракционизмом, от­давать предпочтение гиперболизации обра­за в рисунке. Свои предпочтения исследова­тели обосновывали позицией: через бес­предметное искусство легче осуществлять арт-терапию, так как она помогает детям приобретать уверенность в своих силах.

Наряду с позицией свободного воспита­ния американская научная школа провозгла­шала и другой подход - не считать работы детей шедеврами. Мнение представителей этой школы было таковым: дошкольники нуждаются в развитии постоянно, на любом возрастном этапе. Однако для этого важно подбирать средства, формы, содержание пе­дагогического процесса, учитывающие воз­растные (физиологические, психологичес­кие) и индивидуальные особенности детей. Но вот что примечательно: при этом не вы­сказывались сомнения по поводу оригиналь­ности, художественно-изобразительной вы­разительности детского рисунка.

Художественное воспитание в школах Японии (уточним, речь идет о конце 20-х годов XX в.), в отличие от американских, было направлено прежде всего на развитие эстетического восприятия, основа которо­го - формирование перцептивных дейст­вий. Практические занятия, называемые «уроками созерцания», как считали пред­ставители этой школы, база для последую­щего творческого становления детей, база, которая учит вслушиваться и всматри­ваться в окружающую среду. Для чего? Чтобы дети могли получать как можно больше эстетических впечатлений и созда­вать на их основе художественно вырази­тельные образы. Возникает вопрос: приме­нима ли была эта система обучения на практике? Не только применима, но и не­обходима. Ее уникальность в том, что ре­бенок учился познавать не только мир, но и себя самого в нем. Растворяясь в этом мире, он при этом оставался личностью.

А что же в России? Какие исследования детского творчества проводились здесь в это же время? Важно отметить: вплоть до военного периода теория свободного воспитания постепенно теряла своих сто­ронников. Теперь на первый план высту­пала другая методика, а именно: обучать детей основам искусства. Об этом, т.е. о взаимодействии обучения и творчества, можно прочесть в трудах Е.И. Игнатьева. Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Т.Г. Казаковой, Р.Г. Казаковой, Н.Н. Ростовцева.


Итак, что же представляет собой детское творчество?

Это сознатель­ный процесс корреляции внешних впечатлений, традиций в области изобразительного искусства, личностного опыта и худо­жественно-изобразительной интуиции. Поэтому в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом ребенке, может быть раскрыт только при целенаправленном обучении.

В каждом ребенке заложен интуитивный подход. Проявляется он в процессе творче­ства, что позволяет спонтанно получать интересные и необычные образы. Вот почему говорить о том, что детям нечему учиться у взрослых, не приходится. Доказательство тому - «родовой опыт» (И.И. Розетт). Эле­ментарные правила, законы изобразитель­ного искусства не совершенствуются, если ребенок не освоил «родовой опыт». Реали­зуясь на протяжении определенного возра­стного периода или периодов, «родовой опыт» на более поздних этапах не развива­ется, оставаясь на прежнем уровне.

Без це­ленаправленного наблюдения за предмета­ми, объектами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений подлинное творчество приобретает не со­знательный характер, а спонтанный.

Установлено: до 7 лет ребенок способен обогащать свой «образный» опыт. Более того, может значительно повышать техни­ческий уровень, необходимый для реали­зации этого опыта в продуктах творчества.

Однако, если ребенок лишен целенаправ­ленного обучения основам изобразитель­ной грамоты, после 7 лет его творческий рост останавливается.

Пример и доказа­тельство тому - неоднократные диагнос­тические срезы, проводимые со взрослы­ми, деятельность которых не связана с изобразительным искусством. Испытуе­мым различного возраста и социальной категории предлагали изобразить лето. Каков был итог? Практически все пред­ставляли квадратный домик с треугольной крышей и трубой; на небе друг за другом по одной линии плыли облака, в несколь­ких местах разбавленные птичками в виде прописных галочек. Главный атрибут неба - солнце с лучиками; нижний край листа -параллельные палочки, что означало трав­ку. Отличались работы только расположе­нием перечисленных элементов или до­бавлением мелких, незначительных дета­лей. О чем это говорит? О наличии стереотипности, о педагогически не оправ­данном руководстве.

Анализ положений о детском творчест­ве известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов позволяет сформулиро­вать, в чем его суть.


^ Детское изобразитель­ное творчество - это процесс сознательно­го создания нового, субъективно и объек­тивно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого про­цесса ребенок реализует врожденную ху­дожественную интуицию и ранее усвоен­ный изобразительный, личностный (по­знавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследовате­лей на размышления, диалог и обмен мне­ниями.


Литература

  1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.

  2. Розетт И.И. Психология фантазии. Экс­периментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктов умст­венной деятельности. Минск, 1991.

  3. Актуальные проблемы теории и методики развития детского изобразительного творчест­ва: Учеб. пособие. М.: Изд-во МПГУ, 2004.

  4. Погодина С . Детское изобразительбное творчество:взгляды исследователей на проблему//Дошкольное воспитание.2010. №5.




Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников как одно из средств формирования личности ребёнка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Авторы как психологических, так и пе­дагогических исследований указывают на то, что оценка оказывает значительное влияние на развитие...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать «открытия». Это будут не научные открытия, это открытия для себя: раньше...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconКраснодарский край, г. Славянск на Кубани Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Мастер-класс по теме
«Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов (в новой форме) по математике»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 от 31. 08. 2009 года №298 о введении Положений На основании решения общего собрания трудового коллектива школы. Приказываю
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Публичный отчёт по итогам 2008-2009 учебного года
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Публичный отчёт по итогам 2010-2011 учебного года
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 Публичный Доклад об итогах работы моу сош №28 за 2009-2010 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 прика з от 29 января 2008 года №196 о продлении эксперимента по применению нсот
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов