Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга icon

Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга



НазваниеПринципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга
Дата конвертации25.09.2012
Размер51.05 Kb.
ТипДокументы

Принципы работы методом психологического тренинга

Сущность психологического тренинга

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодёжных клубах, детских оздоровительных лагерях и.т.д.

Данный метод позволяет эффективно позволяет решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управлением собственным эмоциональным состоянием, корректного управления эмоциями и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия.

На сегодняшний день практика организации и проведения тренинговых занятий стали реальностью. Итак, тренинг (training, с английского) – специальный тренировочный режим (обучение для самосовершенствования личности) , тренировка, активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Это форма организации процесса обучения и воспитания, базирующаяся на активных методах групповой работы.

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта не достаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Поэтому задача группы социально – психологического тренинга с детьми – помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать самого себя.

Разнообразие психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие черты.

  1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнёрское общение, что предполагает признание ценности личности каждого из участников; исследовательская позиция участников в процессе групповой работы; предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на своё поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь.

  2. Применение активных методов групповой работы – это интерактивные ( т.е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) игры и групповые дискуссии.

  3. Акцент на взаимоотношениях между участниками группы. Система отношений, складывающаяся между участниками группы в ходе работы (групповая динамика).

  4. Наличие более или менее постоянной группы.

  5. Атмосфера, раскованности и свободы общения.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах:

  • Здесь и сейчас

  • Персонификация высказываний (т.е.
    отказ от обезличенных суждений типа: «обычно считается», «некоторые здесь полагают»…

  • Акцентирование языка чувств ( например: не «ты меня обидел», а Я почувствовал обиду, когда…»

  • Активность.

  • Доверительное общение

  • Конфедициальность.



В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

  1. Создание основы эффективного гармоничного общения с людьми;

  2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

  3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

  4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

  5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья.



Методические рекомендации

Психологические - тренинги для подростков

«Мой парк»

Ход.

Наше упражнение осуществляется с помощью воображения. Педагог дает инструкцию: «Расслабьтесь, все хорошо поработали, выполнили много заданий, активно участвовали. Постарайтесь закрыть глаза, кто не может, можно оставить открытыми. Представьте, пожалуйста, большое пространство, оглянитесь вокруг, что вы видите, как вы себя чувствуете. Огляделись, привыкли. Теперь необходимо начать строить свой парк. Задумайтесь, что бы вы хотели увидеть в своем парке. Какие предметы и как вы расставите. Даю вам время оборудовать открытое место. Это может быть парк отдыха, парк развлечений, парк для занятий. Выполнили всю работу, как вы себя чувствуете, какие эмоции испытываете, можно еще что – нибудь добавить. Теперь посмотрите, кто приходит в ваш парк, как эти люди себя чувствуют, что делают. Обратите внимание на ваш уровень удовлетворения от сделанной работы, что нравится, что нет, что нужно изменить. Начинаем просыпаться, открываем глаза.

После упражнения все желающие могут рассказать свои впечатления от выполненной работы.  

Рефлексия тренинга

  • Выразите свое мнение от участия в тренинге.

  • Что было наиболее интересным и запоминающимся?

  • Что вы узнали из тренинга?

  • Чего не хватало на тренинге?

  • Пожелания членам группы.

Психологический смысл упражнения: регуляция собственного эмоционального состояния, снятие эмоционального напряжения, создание комфортной обстановки на занятии, развитие воображения.


«Комплименты»


Ход.

Участники тренинга становятся в круг. Педагог показывает детям клубок (яркого цвета) и рассказывает его предназначенье. Все участники согревают его в своих ладонях и передают через клубок свои положительные эмоции и тепло (заряжают энергией). Затем, каждый участник делает кому-то из присутствующих комплимент и передаёт клубок другому, зацепляя за кончик пальца свою нить. Например: «Я хочу сделать комплимент Кате, т.к. она сегодня очень хорошо поработала на занятии и сделала отличную поделку…»

В конце упражнения должна образоваться звезда. Педагог поясняет, что наша команда такая же сплочённая, яркая, как эта звезда..

Психологический смысл упражнения: сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятие подростков, выражение чувства симпатии к другим детям.

« Секрет»

Ход.

Педагог даёт инструкцию – попробуйте отыскать в себе скрытые особенности. Мы сделаем это следующим образом. Представьте, что сумасшедший учёный создал робота – вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но, поскольку он - орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Подумайте, что есть в вас такого, что невозможно продублировать?

Как люди, которые хорошо знают вас, могли бы обнаружить подмену (кто эти люди)?

Если есть кто-то, хорошо знающий вас и ваши секреты, может ли он воспользоваться этим, чтобы вас идентифицировать?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести всё в точности!

Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы, хоть самому убедиться, что вы - это вы, а не ваша копия?

Психологический смысл упражнения: научить подростков, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приёмы, для изменения себя в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.




Похожие:

Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconДеловая игра с элементом тренинга для старших подростков Цели занятия
Дети заходят в класс в назначенное время. Садятся на стулья, заранее поставленные в круг (элементы тренинга)
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconГотовимся к егэ курс занятий по подготовке учащихся 11 класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга
Возможные трудности при сдаче егэ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем...
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconПрофилактика употребления пав цель тренинга
Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления пав
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconИсцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия
Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер с англ. Нижний Новгород:...
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconСъемка портрета
Воспроизводя индивидуальный облик человека, фотограф должен стремиться раскрыть его внутренний мир, сущность его характера. Посредством...
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconСтруктура методической работы школы по организации подготовки учащихся к егэ
Егэ? Чтобы не было стресса, психологического дискомфорта, разочарований, неоправданных переживаний? Задумываясь над этими вопросами,...
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconДокументы
1. /Программа тренинга личностного роста для подростков_Пойми себя.txt
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconДокументы
...
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconДокументы
1. /Возможности использования тренинга педагогического общения в формировании коммуникативной...
Принципы работы методом психологического тренинга Сущность психологического тренинга iconРеабилитация пострадавших от группового психологического насилия и от авторитарных лидеров

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов