Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» icon

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют»



НазваниеПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют»
Дата конвертации25.09.2012
Размер116.51 Kb.
ТипДокументы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»


Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников МОУ ДОД «СЮТ»


(Сообщение заседания ГМО УДОД на базе МОУ ДОД «СЮТ»)


Карпова Ю.И.

методист


г. Прохладный

15.04.2011 г.


Одна из целей проектной деятельности как и у многих учреждений страны так и на СЮТ: научиться самим и научить обу­чающихся общеучебным умениям, необходимым для решения проблем:

Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диа­граммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать инфор­мацию из разных источников).

  • Характеризовать проблему (определять переменные, при­сутствующие в проблеме, и связи между ними, строить гипоте­зы, критически оценивать информацию).

  • Представлять проблему (разрабатывать форму представле­ния информации, переходить с одной формы представления к другой).




  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели).

  • Размышлять над решением (исследовать полученное ре­шение и при необходимости искать дополнительную информа­цию, оценивать решение, пр.).

  • Сообщать решение проблемы (выбирать форму представ­ления полученного результата и излагать его понятно для дру­гих людей).

Под компетентностью в области решения проблем понима­ется «способность учащегося использовать познавательные уме­ния для разрешения межпредметных реальных проблем, в кото­рых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них -математической, естественнонаучной,…

Основные вопросы, обсуждаемые в ходе решения данной проблемы, освещены в справочной, педагогической и научно методической литературе. Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не только на интеграцию фактических знаний, а также на их применение и приобретение новых знаний (порой путем самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

В своей книге И. А. Чечель «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе» понимает под учебным проектом - дидактическое средство акти­визации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств школьников.

В своей статье Н. Кочетурова Метод проектов в обучении языку: теория и практика» (статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов) делится опытом работы по формированию информационно-учебных, учебно-логичес­ких, коммуникативных умений.


Книга В. А. Левина «Образовательная среда: от моделирова­ния к проектированию» содержит комплексный анализ образо­вательной среды, ее типов, влияние на формирование личности. В нее включены конкретные методические разработки и реко­мендации по диагностике, экспертизе, проектированию образо­вательной среды, а также методика тренинга для педагогов.

Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для дости­жения поставленной задачи - решения определенной проблемы,

  • значимой для учащихся и оформленной в виде некоего ко­нечного продукта. Разработан он американским педагогом У. Килпатриком в 1920-е годы. Основная цель метода состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующем интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта от­водится роль координатора, эксперта, дополнительного источ­ника информации и т. п.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практику преподавания. В советское время, в 1931 году метод проектов был осуждён и до недавнего времени в школьной практике не применялся.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между акаде­мическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном прост­ранстве; развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения

устанавливать причинно-следственные связи, что необходимо в современных условиях модернизации образования.

- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектор всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми» то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.


Основные требования к использованию метода проектов.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, иссле­довательского поиска для ее решения. Например, работа Тхазеплова Рамазана из объединения по авиамоделизму.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответст­вующие службы о демографическом состоянии данного региона,
факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в
разных местностях, план мероприятий, пр.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная (Собака Соня), групповая) деятельность учащихся.

  1. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  2. Использование исследовательских методов, предусматри­вающих определенную последовательность действий:




  • определение проблемы и вытекающих из нее задач иссле­дования (использование в ходе совместного исследования мето­да «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических мето­дов-5, экспериментальных-4, наблюдений-6, пр.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций-5, защиты-7, творческих отчетов-10, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презента­ция;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследователь­ская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практикоориентированная), ознакомительно-ориентированная и пр.

  2. (иследовательский проект, игровой, практико-ориентированный творческий);

  1. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  1. Количество участников проекта.

  2. Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя го­товых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в объединении, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и рабо­ту учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятель­ности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образов можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимости своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структуриро­ванию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  1. Далее учителю необходимо продумать возможные вари­анты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие опре­делению проблем, видеоряд с той же целью, т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

  2. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих реше­ний.

  3. Самостоятельная работа участников проекта по своим ин­дивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  4. Промежуточные обсуждения полученных данных в груп­пах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

  5. Защита проектов, оппонирование.

  6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внеш­ней оценки, выводы.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекват­ность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и мето­дов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений (при груп­повом проекте);

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы;

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Из опыта работы:

  1. Основная парадигма работы педагога: «Главное - дать ка­ждому ученику возможность реализовать свои способности». Создать комфортные условия для каждого ученика. Формиро­вать ситуацию успеха. Использовать на каждом уроке личностно ориентированные педтехнологии.

С методической точки зрения опыт представляет собой разновидность программированного обучения. Он относится к линейной системе программированного обучения, первоначально разработанной американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги программы последовательно в том порядке, в каком они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить пропуск в системе предлагаемой информации. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ учащегося оказался правильным, он должен перейти к следующему шагу, если же его ответ не совпадает с правиль­ным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на, принципе, предполагающем безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. Обучаемый учится, главным образом выпол­няя задания, а подтверждение правильности выполнения зада­ния служит подкреплением для стимуляции дальнейшей дея­тельности учащегося.

Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательно­сти. При этом педагог продумывает методические приемы, обеспечивающие:

  • снятие страха перед предметом;

  • высокую мотивацию;

  • авансирование (оглашение достоинств ребенка);

  • преобладание скрытой инструкции;

  • поддержку индивидуальности (исключительности) воспитанника;

  • объективность и доброжелательность педагогического внушения;

- высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности ученика.

-

Литература

  1. Килпатрик, В. Основы метода. - М.-Л., 1928.

  2. Коллинг, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926.

  3. Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика // статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М, 2000.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  6. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.




  1. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4.

  2. Полат, Е. С. Метод проектов // статья па сайте Российской Академии Образования.

  3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сборник. - М., 2001.




  1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

  2. Стратегия модернизации содержания общего образова­ния: материалы для разработки документов по обновлению об­щего образования. - М.: Министерство образования, 2001.

  3. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обу­чения // Практика административной работы в школе. - 2003. -№6.

  4. Чечель, И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. - 1998. - № 4.

  5. Эпштейн, М. Метод проектов в школе XX века //

  6. Педагогический альманах «Новая еврейская школа». - 2002. -№11. I

  7. Ясвин, В. А. Образовательная среда. От моделирования к
    проектированию. - М.: Смысл, 2001.


Предложения для участников семинара: анкета «Что вы знаете о методе проектов»

  1. Какие современные образовательные технологии Вам известны?

  2. Каковы признаки проекта?

  3. Назовите типовые этапы проектирования.

  4. В чём заключается цель проектного обучения?

  5. Каковы задачи педагога при использовании метода проектов?

  6. Назовите типы проектов.

  7. Знаете ли Вы особенности выполнения проектов?

Сводная таблица особенностей проектов (стр.176-177)




Похожие:

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconМоу «сош №33» Организация детских экологических объединений как способ формирования компетенции личностного самосовершенствования учащихся
На осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Одним из ответов на этот запрос системы образования является...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconProhgim6@yandex ru
«Информатизация процессов обучения и воспитания, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся»
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconПрограмма инновационной деятельности мкоу кантемировский лицей по теме «Развивающая информационно образовательная среда лицея в процессе формирования ключевых компетенций обучащихся»
«Развивающая информационно – образовательная среда лицея в процессе формирования ключевых компетенций обучащихся»
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconМоу дод «сют» Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в учреждениях дод
Образовательные технологии – это система деятельности педагога и воспитанника, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Цель: «Формирование ключевых компетенций на уроках и внеклассных занятиях через современные педагогические технологии и проектную...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconМетодическая тема гимназии на 2010-2011 учебный год: ««Информатизация образовательного и воспитательного процессов – как основа формирования компетенций гимназистов»
««Информатизация образовательного и воспитательного процессов – как основа формирования компетенций гимназистов»
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» icon«Развитие ключевых компетентностей воспитанников в рамках исследовательской деятельности», где выступила с докладом «Развитие ключевых компетентностей воспитанников на подготовительном этапе исследовательской деятельности»
«Управление образованием в условиях модернизации: проблемы и перспективы». Пятые Чередовские чтения, где выступила с докладом «Влияние...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconРусский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций воспитанников моу дод «сют» iconТема шмо: «Проектная деятельность как путь к жизненному успеху»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов