\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» icon

"Проблемы творчества один из участков педагогической целины", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»



Название"Проблемы творчества один из участков педагогической целины", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
Дата конвертации25.09.2012
Размер226.33 Kb.
ТипДокументы

"Проблемы творчества - один из участков

педагогической целины",

- писал В.А. Сухомлинский.


«Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»

Слова эти справедливы и сейчас, несмотря на давший и постоянный интерес педагогов и психологов к творчеству учащихся. Актуальность исследований творческой деятельности обусловлена потребностью общества в творческой личности, то есть человеке с творческим подходом к делу, способном создавать нечто новое. Воспитание творческой личности стало одной из основных, стратегических целей современного образования. В отечественной дидактике творчество считается высшим проявлением активности, самостоятельности человека, возможностью максимальной реализации его способностей. Такой подход принят в работах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, В.С.Шубинского.
Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития, как человека, так и общества. Творчество – форма активности самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.
Креативность – способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или обнаруживать новые способы решения проблем или их выражения.
Развитие креативности позволяет решать следующие задачи:
научить находить решения в нестандартных ситуациях
• развивать оригинальность мыслительной деятельности
• анализировать проблемную ситуацию с разных сторон.
Развивать свойства мышления: анализ, синтез, умозаключения.
Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Под творческими способностями понимается - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Психологи, отвечая на вопрос, с какого возраста следует развивать творческие способности детей, называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста, которая подтверждается такой наукой, как физиология.
Как установлено наукой, мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е.
рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в

"момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не

используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не

функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности,

то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем

слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый

процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся

проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС

(Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие

творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания

структур, необходимых формирования творческих способностей и началом

целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению

их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня

развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость

процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности

творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в

дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития

творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким

творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие

оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих

способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является

благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в

этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание

познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

^ Условия успешного развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является

раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее

ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с

различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка

является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,

насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой

системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную

творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в

соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например,

еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с

буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих

способностей вытекает из самого характера творческого процесса,

который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности

развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается

"до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все

выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего

достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс

познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом

взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего

нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо,

заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач

самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые

позволяют ему это делать, они решают их за него).

Четвертое условие успешного развития творческих способностей

заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе

деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-

либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес,

эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее

напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,

предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и

есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое

главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в

подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ

"помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за

ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам

может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное

психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое

условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная

атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную

психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и

собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству

проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к

странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка

с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и

сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо

только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что

такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию,

и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая

практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,

то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения

более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские объединения дополнительного образования, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том

случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе

которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на

достижение конечной цели.

Необходимо помнить, что развитость познавательных интересов и потребностей детей сопровождается качеством творческого мышления, которое, в свою очередь, необходимо повышать.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в

дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает

мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и

оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Игры могут всё: успокоить ребёнка, или наоборот – взбодрить заторможенного, решить спор, погасить конфликт.

Игра – самое эффективное средство развития ребёнка.

Игра – отдых: весёлая, живая игра способна за 5 минут снять усталость часового учёбного занятия.

Игра – воспитатель: именно в играх дети учатся общению со сверстниками и взрослыми, осваивают модели поведения в разных ситуациях.

В детском техническом творчестве накоплен богатый опыт проведения игр во время занятий. Необходимо отметить, что незаслуженно забыты технические игры с моделями, изготовленными воспитанниками, игры – соревнования, развивающие игры. Умная, правильно организованная игра – творит чудеса.

Ведь не для кого не секрет, что юные техники не любят теоретическую часть занятия.

Организация этой части требует от педагога (в системе дополнительного образования) особого мастерства, которого многим руководителям объединений просто не хватает. Вот они и стараются сократить теорию до минимума.

Начнём с шаблонов и чертежей. Зачастую педагоги ругают своих воспитанников за то, что он, например, изменил конструкцию модели. Не ругать, а хвалить нужно за творческую инициативу!

Далее – подбор материалов, технология изготовления – неограниченные возможности для творчества. Понятно, что детское творчество организовывать сложно и хлопотно. И не всегда детские изобретения бывают полезными. Но нет ничего полезней для детей , чем творческая деятельность!

Педагогу технического объединения нужно чётко представлять – что, из чего, каким инструментом (или на каком оборудовании) будут делать дети на практической части занятия, которая обычно занимает большую часть учебного времени.

В детском техническом творчестве педагогу необходимо развивать и диалектичность мышления. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия,

мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Часто открытия рождаются, при соединении, казалось бы несоединимого.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в

дошкольном возрасте являются:

^ 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это

системность.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную

систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём

многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и

законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств

предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи

с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии

системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и

специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности

мышления в дошкольном возрасте:

^ 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как

систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что

любой предмет многофункционален.

Ещё одним направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного

опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых

их сочетаний к соотношению чего-либо нового, выходящего за пределы ранее

воспринятого (^ См. приложение).

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно

помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует

представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание

заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками

человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является

продуктом творческого воображения.

С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в

прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного,

заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать

достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше

ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем большим

количеством элементов действительности он располагает в своём опыте.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители

беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него,

как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в

том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет

интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные

интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают

о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми

малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда,

зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей.

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая

любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно

идти по двум основным направлениям:

^ 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми

знаниями о различных областях действительности. Это вызывает

познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми

открывается сторон окружающей действительности, тем шире

возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых

познавательных интересов.

^ 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри

одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка,

родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать

влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для

возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка

с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное

эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. Педагогу необходимо помнить несколько простых правил, позволяющих сделать занятия интересным и даже увлекательным:

  • разумное и увлекательное чередование трудовой и познавательной деятельности детей;

  • включение в структуру занятия различных игр;

  • организация творческой деятельности воспитанников;

  • тщательное продумывание практической части занятия.

Все эти правила помогут расширить познавательную деятельность каждого ребёнка.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития

творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если

человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к

творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений,

умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими

особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним

из важнейших свойств такого воображения является умение направлять

представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он

создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь

ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои

замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой

целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на

выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить

коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько

предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Говоря конкретно о системе дополнительного образования, мы говорим о предлагаемой ребенку готовой среде, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Творческие способности ребенка формируются посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется, на основе задатков, индивидуально своеобразный склад способностей, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной личности.

Целями и задачами работы объединения «Начально-техническое моделирование является:

  • развитие технических способностей через изготовление различных моделей из бумаги, картона, пластилина, природных материалов;

  • воспитание чувства уверенности в себе, умения общаться со взрослыми и со сверстниками;

  • обучить первоначальным навыкам и приёмам работы с чертёжными инструментами;

  • смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами техники работы с бумагой, пластилином, природным материалом;

  • подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческого воображения детей.

  • выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами техники работы с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом.

Задачи в работе с детьми:

- ^ Развивать воображение и творческие возможности детей.

- Обогащать и расширять накопленный опыт детей.

- Побуждать ребенка экспериментировать.

- Поощрять и поддерживать творческие находки.

- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия нового.

Результаты работы по развитию творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления педагогу предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления.

Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось

подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных

усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны

семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со

стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.

Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей,

на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие

способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для них

успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития

творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы

специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более

эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

И в заключении можно сказать, что универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

^ 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое

характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых

образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития

творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени

необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее

использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании

определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями

являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального

напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих

возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании

дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми

стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания

ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима

целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К

сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного

воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное

систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они

(способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают

высокого уровня развития.

Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для

развития этого компонента творческих способностей. Для исправления

существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения, познавательной сферы и мышления детей.

  • На специальных занятиях, как в дошкольных учреждениях, так и в системе дополнительного образования, на которых необходимо давать детям задания творческого характера.

  • Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

  • Использование специальных игр, развивающих творческие

способности детей.

  • Работа с родителями.



Литература:


1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
3. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - С.432-433.
4. Дворкин Л. С., Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 2
5. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.
6. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.- с24
7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
8. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №10.
9. Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности у детей шести лет // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 11-12.
10. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности.// Дошк. восп.- 1999, №12.
11. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965.
13. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. - М.,Просвещение,1965.
14. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1957. - т.IV. - С. 376.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.
16. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
17. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1991.
18. Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 - М.,1960.
19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка //Пер. с фр. и англ. В.А. Лукова. - М.: Педагогика - Пресс, 1994.
20. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
21. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1949.
22. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы дошкольного воспитания.

23.Образовательная программа дополнительного образования детей по начальному техническому моделированию «Волшебные пальчики», Литвиненко Е.В.,2010г..






Похожие:

\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconОтчет «Активизация познавательного интереса у учащихся»
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении опк,...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconВикторина «Мир животных». Цель: развитие познавательного интереса в изучении флоры и фауны, творческих способностей у детей; сплочение детского коллектива
Охватывает колена танка? а сороконожка в ящерица
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconПриказ №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», а также с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 г. №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconПриказ №2335, в целях развития у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей
Республике Башкортостан, утвержденного Приказом министерства образования Республики Башкортостан от 29. 08. 2008 г. №2335, в целях...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconПедагогический совет на тему «Интерес к познанию – надежная основа обучения» Цели педсовета
Определить роль и место познавательного интереса среди других мотивов учения, взаимосвязь познавательного интереса и физиолого-психологических...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconКонкурс для младших школьников «Я исследователь». Представлены 49 работ (школ №1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13)
Для развития интеллектуальных способностей и повышения познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам, распространения опыта...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconПриказ № «О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников»
Республике Марий Эл в 2011-2012 учебном году и в целях выявления, развития у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих...
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconТворчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа»
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования
\"Проблемы творчества один из участков педагогической целины\", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников как одно из средств формирования личности ребёнка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов