Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» icon

Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет»



НазваниеРекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет»
Дата конвертации25.09.2012
Размер53.23 Kb.
ТипИнструкция

Рекомендации


«Диагностика развития универсальных творческих способностей

для детей 4-5 лет»

Авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).


1. Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится

человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.

Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". После перечисления

деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.)

психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь

солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или

художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она

были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,

что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить

рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить",

"Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,

сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать",

"Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.


2. Методика "Складная картинка"

О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь: определение умения сохранить целостный контекст изображения в

ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением

утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Педагог – психолог , предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту

картинку.
Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней

нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает:

"Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка

картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же

вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик",

"домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка педагог - психолог фиксирует общий смысл ответов при

выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной

системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка.

Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",

"Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в

поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет

головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при

сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию

("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций

("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста

изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,

которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала

похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему

типу и также оцениваются в 3 балла.


3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно - преобразовательный характер творческих

решений.

Цель: оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на

преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую

ситуацию.

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка.

сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко,

палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог - психолог, беря в руки зайчика:

"Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история.

Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от

берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть.

Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько

предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на

столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель: оценка способности к экспериментированию с преобразующимися

объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на

петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15

см).

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог:

"Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а

волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-

нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог - психолог останавливает

его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще

можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех

пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов

ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания

доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название.

Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.








Похожие:

Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПоложение об областном заочном конкурсе творческих работ “Мир семьи глазами детей“
Областной заочный конкурс творческих работ «Мир семьи глазами детей» (далее – конкурс) проводится с целью формирования нравственно-эстетических...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПриказ №2335, в целях развития у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей
Республике Башкортостан, утвержденного Приказом министерства образования Республики Башкортостан от 29. 08. 2008 г. №2335, в целях...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПриложение №1 к Распоряжению №394/1-p от 25. 10. 2010г
Эвенкийского муниципального района (далее – Конкурс) проводится с целью выявления и развития творческих способностей у талантливой...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПриложение №1 к Распоряжению №394/1-p от 25. 10. 2010г
Эвенкийского муниципального района (далее – Конкурс) проводится с целью выявления и развития творческих способностей у талантливой...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПриказ №121/1 о мерах по профилактике пожарной безопасности среди детей и подростков
Администрации Белокалитвинского района от 13. 10. 2010г. №471 «О мерах по профилактике пожарной безопасности среди детей и подростков»...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» icon"Проблемы творчества один из участков педагогической целины", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
«Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПриказ №42 ст. Павловская о проведении школьного, муниципального и зонального этапов олимпиады для учащихся начальной школы в 2009-2010 учебном году
В соответствии с планом работы управления образованием в целях выявления и развития творческих способностей учащихся и их интереса...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconПриказ № «О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников»
Республике Марий Эл в 2011-2012 учебном году и в целях выявления, развития у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconУправление образования местной администрации городского округа прохладный кбр
...
Рекомендации «Диагностика развития универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет» iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов