Управление образования городского округа Прохладный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»
Рассмотрено Утверждаю на заседании Директор МБОУ «Лицей №3» Методического совета __________ Чернышова С.С протокол №__ от «_30_»_09__2011года «30___»__09_______2011 года _____________Севастьянова И.В.
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
Программа составлена Колесниковой З.М.- заместителем директора по УВР в начальных классах
г. Прохладный КБР 2011
Оглавление
Нормативно-правовая и документальная основа. 3 Пояснительная записка. 4-5 Глава 1 Система внедрение внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1.1 Формы внеурочной деятельности по направлениям. 5-7 1.2. Условия реализации программы. 7-8 Глава 2 Практическая направленность внеурочной деятельности 2.1. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время. 8 2.2. Материально-техническое обеспечение. 8-9 2.3. Условия для самореализации учащихся. 10-12 2.4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время. 12 Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. 12-13 Вывод 13-14 Используемая литература 14
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16). Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе. Должностная инструкция классного руководителя. Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования ^ Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Составленная программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
^
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Лицей работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. ^ приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием; подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях; способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи: организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ЦДТ, СЮТ, СЮН, библиотекой, семьями учащихся; включение учащихся в разностороннюю деятельность; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. Принципы внеурочной деятельности: учёт возрастных особенностей; целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному); сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Факторы, влияющие на содержание программы: традиции лицея; особенности возраста, класса, индивидуальности детей; особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки. месторасположение лицея по отношению к дополнительным образовательным учреждениям. Направления реализации программы: создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени; проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий; совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время; информационная поддержка занятости учащихся в свободное время; научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время; совершенствование уровня кадрового обеспечения; совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.
-
Классы Направления |
I |
II |
III |
IV |
Всего | Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Духовно-нравственное | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Общеинтеллектуальное | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Социальное | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Общественно-полезная деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Проектная деятельность | - | - | 1 | 1 | 2 | Итого | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
^
1. Спортивно-оздоровительное: работа спортивных секций по футболу, волейболу, лёгкой атлетике, карате; организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физ.минуток; участие в городских спортивных соревнованиях. 2. Духовно-нравственное: организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города. 3. Общеинтеллектуальное: предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. 4. Социальное: встречи с ветеранами ВОВ и труда; оформление материала о боевой и трудовой славе родных; тематические классные часы; конкурсы рисунков, посвященные военной тематике. 5. Общественно-полезное: проведение субботников; работа на пришкольном участке. разведение комнатных цветов. акция «Озелени школьный двор». ^ участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, республики. разработка проектов к урокам, классным мероприятиям.
^
конкретное планирование деятельности; кадровое обеспечение программы; методическое обеспечение программы; педагогические условия; материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение педагоги лицея, реализующие программу; библиотекарь; работники дополнительных образовательных учреждений; тренеры спортивных школ. ^ Задачи | Мероприятия | Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. | Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса | Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. | Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня. | Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий | Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. |
Глава 2 Практическая направленность внеурочной деятельности
^ Научно-методическая обеспеченность занятости учащихся во внеурочное время методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок. Создать банк методических разработок лицея, мероприятий, событий | Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. | Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. | Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. | Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений. |
^ выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий; материалы для оформления и творчества детей; аудиоматериалы и видеотехника; компьютеры; проектор; экран и др. Предполагаемые результаты внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. Учитель и родители как участники педагогического процесса: Целью сотрудничества учителей и родителей является: создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников; осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.


 
 

 
   
 


^ № п/п | Виды деятельности | Название секции, кружка и т.д. | ^ | 1 | Игровая
| КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д. | 1-4 классы | 2. | Художественное творчество | Кружки: «Юный дизайнер», «Волшебная кисточка», «Алгоритмика», «Бисероплетение» «Аппликация из ткани», «Ритмика»
| 4 классы | 3. | Спортивно-оздоровительная | «Подвижные игры» Спортивные секции «Футбол», «Волейбол», «Легкая атлетика», «Каратэ» Спартакиады, «Весёлые старты» Дни здоровья Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни | 1-4 классы | 4. | Досугово – развлекательная деятельность | Праздники, конкурсы, викторины, фестивали. | 1-4 классы | 5. | Трудовая деятельность | Субботники, озеленение школьного двора | 1-4 классы | 6 | Познавательная деятельность | Олимпиады, конференции, предметные недели. | 1-4 классы | ^ составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. ^ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. ^ комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; ^ «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов: -готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному), -готовности к дальнейшему образованию, -сформированности естественно-научного и социального мировоззрения, -сформированности общей культуры, - сформированности потребностей и умений творческой деятельности, - сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни, -сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
^ Самоопределение: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; -экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - осознание своей этнической принадлежности; - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. ^ - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Ожидаемые результаты создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов. творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка; сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы; развитие ученического самоуправления на всех уровнях; вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы; активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня. ^ Задачи | Мероприятия | Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы. | Оформление информационного стенда Родительские собрания Информация на сайте лицея | Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время. | Размещение материалов на информационных стендах. Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения. Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций. | Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся. | Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах Оформление стенда «Наши достижения». Размещение на сайте лицея. | Продолжить работу над сайтом лицея в Интернете. | Работа над созданием сайта учащимися. Курсы компьютерной грамотности для педагогов. Работа над созданием сайта педагогами. Размещение мобильной информации на сайте школы. | ^ Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям: - организация работы с кадрами; - организация работы с ученическим коллективом; - организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами; - мониторинг эффективности инновационных процессов. Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей. ^ является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: рост социальной активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности); удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объекты мониторинга: Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
^ Ожидаемые результаты реализации программы. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. В лицее созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы лицея по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности. - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
^
Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009
Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение,2010
Кондаков Н.Д.Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа 2009.№9
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2010
Программы внеурочной деятельности М.: Просвещение,2010
 
|