«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение icon

«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение



Название«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение
Дата конвертации24.09.2012
Размер129.97 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное учреждение

«Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР»


Учебно-методический кабинет


Городское методическое объединение руководителей ШМО классных руководителей 5-8 классов

«Взаимодействие классного руководителя

с учителями-предметниками»


«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками»


Сообщение


Подготовила:

Абакумова Ольга Петровна,

классный руководитель 7 «Д» класса


МОУ «Лицей №3»

Протокол заседания ГМО №____ от « » декабря 2011 г.


Руководитель ГМО ______________ Григорян И.А


Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для успешного решения этих задач необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи горизонтали “дети – родители – учителя”.

В таком взаимодействии все участники образовательного процесса выступают как равноправные партнеры, а цель такого взаимодействия – установление личностного взаимопонимания по определенному кругу задач и проблем.

Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя всегда ошибки и просчеты, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс.

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег.
Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:

  • изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;

  • изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;

  • регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

  • определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;

  • педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного; привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе; координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

  • взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

  • взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

  • заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

  • совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;

  • совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;

  • совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.

На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, друг другу, помогают и себе.

Классный руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель в своей деятельности использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, т.к. учителя могут дополнить их содержание, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности учителями и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.

Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способностями педагогического влияния на них.

Классный руководитель регулирует отношение учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Особенно важно привлечь учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в классе. Классный руководитель на этапе перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям ответить на следующие вопросы.

1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?

2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?

3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?

4. Какая внеурочная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?

5. Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?

Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном планировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со школьниками в коллективном планировании.

Когда составлен план работы ученического и родительского коллективов, классный руководитель предлагает учителям найти возможности, формы участия в реализации намеченного, определить дела, которые будут проводиться с привлечением педагогов класса. Это могут быть познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории.

Каждый период совместной работы (совместное мероприятие, четверть, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Особенно полезно привлечь учителей к коллективному анализу в классе.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.

Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к педагогам класса.

Формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников:

  • посещение уроков классным руководителем;

  • подготовка предметных недель, внеклассных мероприятий;

  • проведение конкурсов по предметам;

  • мини-педсоветы по организации работы с детьми, требующими особого внимания и контроля;

  • обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем;

  • педагогический консилиум;

  • индивидуальные беседы.

В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения предмета. Для этого учителя предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. Такие памятки очень полезны особенно для учащихся 5-6 классов, которые испытывают трудности при переходе из начальной школы

Классный руководитель должен обращаться с просьбой к учителям-предметникам - познакомить учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником. И классному руководителю и учителю очень полезно изучение отношения учащихся к учебному предмету. Учителям-предметникам, работающим в классе, можно использовать для этого следующие вопросы:
1. Какую учебную тему мы закончили изучать?
2. Какие понятия являются главными в этой теме?
3. Какие уроки данной темы были самыми интересными?
4. Как ты можешь оценить свою активность на уроках по теме?
5. Какие отметки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы исправить?
6.Какие вопросы данной темы остались тебе непонятными?
В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.
Посещая уроки в своем классе, классный руководитель должен обратить внимание на преподавание тех учебных предметов в классе, по которым учебные результаты учащихся самые низкие или нет должной дисциплины. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя на уроках, классный руководитель фиксирует активность учащихся класса в уроке по собственной инициативе и по инициативе педагога, который ведет урок, следит за нарушениями. Результаты данного исследования должны лечь в основу беседы классного руководителя с учителями-предметниками и самими детьми с целью активизации учебной деятельности учащихся класса и ее результативности.

Классный руководитель уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью он изучает вопросы привлечения в урочную деятельность учащихся дополнительной литературы по предмету, нестандартных форм проведения урока, помогает учителям вместе со своим классом готовить предметные недели и внеклассные мероприятия по учебным предметам.
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам.

Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию уважительных доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.

Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов для решения учебных проблем детей. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками имеет особо важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам. Это может быть выражено в составлении программ индивидуального развития учащихся, в которых отражены задачи в работе с ребенком, реальные и перспективные показатели его индивидуальных особенностей, характеристик, перечень конкретных действий, обеспечивающих успешность его развития.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получает информацию о его психическом, физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем, распределяют функции в работе с ребенком. В завершении четверти проводится педагогический консилиум с участием всех учителей по оказанию педагогической поддержки учащимся, которые испытывают трудности в учебе, в общении со сверстниками; осуществляется анализ этих трудностей, определяются способы коррекции деятельности педагогов по отношению к каждому ученику, намечается программа действий по реабилитации подростков, определяется роль каждого учителя, особенно тех, кто имеет особое личное влияние на ребенка.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами.

Годовая логика организации взаимодействия должна учитывать: адаптационные проблемы (сентябрь), завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май).

Сегодня особенно важно находить неиспользованные резервы, которые могут прийти на помощь классному руководителю. Одним из таких резервов может являться команда педагогов класса. Рассматривая эту проблему, Д.В.Григорьев, научный сотрудник Научного центра современных проблем воспитания ИТОП РАО, пришел к разработке проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса». Взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к решению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей вопросы их собственной воспитательной деятельности, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

По мнению Д.В. Григорьева, потенциал команды педагогов класса складывается из следующих составляющих:

• согласия педагогов относительно значения воспитания и его места в структуре педагогической деятельности вообще; целей, ценностей, содержания воспитания в современных условиях; принимаемых образах «идеального воспитанника» и «идеального воспитателя»; социально-психологического портрета всего класса и каждого учащегося в отдельности; использования тех или иных форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса.

• характера и уровня развития профессиональных отношений членов педагогической команды класса, складывающихся в процессе партнерского взаимодействия в решении проблем воспитания и обучения; профессионального самообразования и саморазвития; формирования и реализации корпоративной системы прав и обязанностей, поощрений и санкций.

• характера и уровня развития межличностных отношений педагогов.

• способности классного руководителя занять лидерскую позицию в педагогической команде.

Общешкольный уровень реализации проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса» предполагает, с одной стороны, открытость для школьного сообщества сложившихся классных педагогических команд, с другой стороны – специальную подготовку классных руководителей, способных собрать вокруг себя педагогов своего класса.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.

Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.





Похожие:

«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение icon2. функции классного руководителя
Министерства образования Российской Федерации об образовании воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconМ. в смолонская 20 г. Положение о классном руководстве в моу гимназии №88 Общие положения. Настоящее Положение разработано в соответствии с Закон
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и дея­тельности...
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение icon2. Функции классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – содействие в формировании личности школьника, способного стать достойным гражданином
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconРабота с родителями в 2008-2009 учебном году
По плану увр, плану классного руководителя, по представлению классного руководителя
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconПлан работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
Образование – это общение плюс воспитание, однако, решить в полном объеме проблемы воспитательной работы без классного руководителя...
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconС. В. Положение о требованиях к плану воспитательной работы классного руководителя
...
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconПоложение о требованиях к плану воспитательной работы классного руководителя
...
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconИнформация о гимназии Воронина В. И
Встреча родителей 5 – 11-х классов с учителями-предметниками, педагогами-психологами
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconВнеклассное мероприятие по разработанному сценарию
Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом, медсестрой (по ситуации)
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками» Сообщение iconХарактеристика классного коллектива
Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников; их реакция на требования к ним классного руководителя,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов