Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения icon

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения



НазваниеЕдинство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения
Дата конвертации26.09.2012
Размер144.46 Kb.
ТипДокументы

















Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения.    Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. А также все больше внимания уделяется взаимной работе семьи и школы, внедрению в воспитательный процесс приоритета семейных традиций.

Только тесная взаимосвязь между двумя важнейшими институтами — семьей и школой - позволит воспитать современную, конкурентноспособную личность.

      Личностью называют человека, достигшего уровня психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.

       С точки зрения психологии человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей  жизни человека по мере прохождения стадий развития через социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе возрастного развития ребенок находится в независимо от него существующих условиях и подвергается соответствующей системе воздействия, как со стороны управляемых внешних факторов – внешняя среда, так и управляемых внутренних факторов – собственная активная деятельность и собственное активное отношение к внешней среде. Все эти управляемые факторы побуждают ребенка к процессу самодвижения в психическом развитии. Этот процесс приводит к появлению эстетических, моральных, интеллектуальных убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

       Чтобы оценить, правильно ли развивается личность, существуют показатели личностного здоровья и аномального личностного развития:

Показатели личностного здоровья   (жизнеспособности) личности.

Показатели аномального развития личности человека.

1. Отношение к другому человеку как к ценности.

Отношение к другому человеку как к средству, как к вещи.

2. Способность к самоотдаче, любви.

Неспособность к отдаче любви, эгоизм.


3. Творческий целетворящий характер деятельности.

Причинно – обусловленный, подчинение внешним обстоятельствам жизнедеятельности.

4. Потребность в позитивной свободе (все, что угодно можешь делать, кроме четырех ТАБУ: не причини вреда другому человеку, не причини вреда природе, не причини вреда вещам ( рукотворному миру ), не причини вреда своему собственному « Я » ).

Отсутствие и слабовыраженная потребность в свободе, которая часто понимается как вседозволенность.

5. Способность к свободному волепроявлению через договор.

Неспособность.

6. Возможность самопроектирования своего будущего.

Невозможность.

7. Вера в осуществление намеченного.

Неверие.

8. Внутренняя ответственность перед собой и другими.

Отсутствие ответственности.

9. Стремление к обретению смысла жизни.

Отсутствие стремления.

      Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм поведения. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного ) поведения.

      В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально – нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

      Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:

-причины, связанные с психическими и психофизическими расстройствами;

-причины социального и психологического характера.

     Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения первой группы. И чтобы сохранить и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей педагогу не следует брать на себя смелость ставить диагноз, даже тем педагогам, которые считают себя осведомленными в области медицины. Разумными считаются рекомендации для родителей проконсультироваться с психиатрами, психологами, так как общеизвестно, что лишь малая часть детей попадает на прием к психиатру, а по статистическим данным серьезными психическими отклонениями страдают до 15% детей.

      Причины социального и психологического характера, то есть трудности в поведении подростка, объясняются сочетанием неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. В возрасте 13 – 17 лет подростки очень подвержены влиянию «своих» групп. Одной из основных причин психологического характера является низкая самооценка детей, особенно подростков. Самооценка, то есть оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями подростка и его возможностями ведут к его повышенной конфликтности, эмоциональным срывам, депрессии и как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей.

Социально – педагогическая помощь детям с отклоняющимся от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь, это индивидуальная профилактическая работа с детьми, подростками и их родителями. В настоящее время, наряду с традиционными функциями семьи, связанными с рождением и воспитанием ребенка, а также решением повседневных проблем, повышается роль семьи как надежной психологической «ниши», обеспечивающей выживание человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни. Прочная, нормальная семья, имеющая хорошие традиции, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. Напротив, семейные конфликты, алкоголизм отца и матери, дезорганизуют, разрушают семью, являются причинами неврозов у детей, служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Следовательно, психическое и физическое здоровье человека связано с семьей. Поэтому организация и совершенствование работы с семьей – важное направление повышения эффективности воспитательно – профилактической работы с детьми и подростками. Целью работы с родителями являются профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков.

^ Задачи работы с родителями следующие:

осуществление информационно – просветительской работы;

осуществление диагностической работы;

осуществление коррекционной работы.

          Поставленные  задачи  определяют  те  формы  работы,   которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы должен стремиться к созданию социально – педагогической системы взаимодействия с семьей в интересах развития личности ребенка.

В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы.  Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.  Среди них:

-родительское собрание;

-родительский лекторий;

-вечера вопросов и ответов;

встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;

диспуты, дискуссии по обмену        мнениями о вопросах воспитания;

опыт семейного воспитания в СМИ;

тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;


           К формам взаимодействия школы и семьи относятся:

формы познавательной деятельности: творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов, отчеты НОУ и т.д.;

формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, создание классной библиотеки, сбор макулатуры и т.д.;

формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.

           Школа, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и необходимое взаимодействие ребенка, его родителей и социума.

Задача социального педагога – постоянно искать и находить самые эффективные методы, формы работы с детьми и подростками группы риска, чтобы вовремя прийти к ним на помощь.

 

^ Методы и формы взаимодействия семьи и школы в оказании помощи трудному подростку при его социальном становлении

«Помните, что ребенок – зеркало

жизни своих родителей»

А.С. Макаренко

Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток – это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.

В воспитательной системе главное место занимает программа «Семья», назначение которой:

Формировать активную педагогическую позицию родителей;

Вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями;

Активизировать родителей в воспитании детей;

Налаживать плодотворные связи между семьей и школой.

   В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями, социальным педагогом, психологом (диагностирование, тестирование, анкетирование и т. д.).

   Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Любую профилактическую работу следует начинать с диагностики. В нашей школе диагностическая работа ведется в следующих направлениях:

Обработка данных социальных паспортов классов. Классные руководители в течение первой четверти заполняют социальный паспорт класса, который содержит раздел «Классификация типов семей». Эта классификация рассматривает пять типов семей по принципу возможного обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка (разработана совместно с психологической службой школы).



I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.

Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи.

Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи.

Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи

Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Исследование позволило сделать следующие выводы:

большую половину дня подростки предоставлены сами себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем;

основной мерой воздействия на поведение подростка в семье является наказание, в виде лишения выбора вида деятельности ребенком в свободное время;

основной причиной, отклоняющегося от нормы поведения, родители считают влияние улицы, а не их занятость;

родители считают, что школа обязана помочь решить их проблемы;

родители не задумываются, что их ребенок может стать алкоголиком, преступником, наркоманом, а тревога за судьбу ребенка лишь в том, что он может попасть в плохую компанию.

Из анализа следует, что мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же  делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?

 Родителям предлагаем заполнить анкету-размышление:

Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?

Что Вам мешает правильно его воспитывать?

Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?

Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?

Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?

      Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.

      Как правило, родители сетуют на нехватку времени в воспитании детей, поэтому, главная задача при работе с проблемной семьей – воспитание ответственности у родителей по отношению к своим детям.

      При этом методы воздействия на семью в нашей школе применяются следующие:

-      карта развития личности ребенка (определяется место родителя);

беседы с социальным педагогом;

включение ребенка и родителя в общекультурную школьную деятельность;

вызовы родителей на заседания КДН;

       Благодаря этим методам, семья получает квалифицированную помощь и необходимые советы по воспитанию ребенка в семье, но иногда приходится привлекать родителей к административной ответственности за поведение ребенка, за невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка.

Гуманитарная педагогика рассматривает личность ребенка как цель, объект, субъект, результат воспитания. Показателем эффективности практической деятельности школы является выпускник, наделенный определенными качествами, личность, развивающаяся по определенным направлениям. Воспитательная цель как идеальное предвидение результата практически недостижима, следовательно ожидаемый, прогнозируемый результат невозможно полностью реализовать, так как не существует универсальных способов для исправления поведения ребенка или подростка. В каждом конкретном случае к подростку с отклоняющимся от нормы поведением следует подходить индивидуально. Но программа действий должна включать диагностический, коррекционный и воспитательный инструмент, который поможет найти эффективные методы и формы работы с семьей и подростком. Диагностика, проводимая в школе, позволяет получить достаточно полную характеристику, как семьи, так и самого подростка, состоящего на внутришкольном учете, выявить дополнительную информацию о причинах, побуждающих подростка вести себя неадекватно, об его отношениях с родителями, учителями, сверстниками. Знание результатов обработки «карт развития личности» подростка, неоднократное заполнение этих карт, фиксирующее разные этапы работы с ним, дает объективные показатели результативности проводимой коррекционной и воспитательной работы.  Опыт общения с трудным подростком позволил создать алгоритм такого общения, который дает позитивную тенденцию к взаимоконтакту, взаимопониманию и как результат к плодотворной совместной деятельности и работе схемы: педагог – ребенок – семья.

Сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей. Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание и взаимоподдержка.

Наибольшую трудность в своей работе испытываю при общении с родителями, которые не желают понять, что своего ребенка надо любить. Они настроены негативно к нему.  «За что мы должны его любить?» – часто приходиться слышать от родителей. Успокаивает то, что таких семей в нашей школе не так много.

В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:

«Ничего не нужно. Только Терпение.

И скромность. Мир в сердце. Тишина.

Немного понимания, внимания к «Другому»…

Нужна любовь. Потому что без любви

Вы будете просто очень ловки…

Спросите у своей совести.

Должно быть, в Вас осталась

Нервозность, плохое настроение, злость.

Ребенок не ошибается, он возвращает

Вам ваше изображение.»

Ф. Лебойе

 


Литература

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М., 1988 г.

  2. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков» Книга для учителя. II-е издание.        М., 1994 г.

  3. Лодкина Т.В. «Взаимодействие семьи и школы с трудными детьми». Вологда, 1998 г.

  4. Мудрик А.В. «Социальная педагогика». М. Академия, 2000 г.

  5. Рожков М.И. «Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением». Учебно–методическое пособие. М., ВЛАДОС, 2003 г.

  6. Татаренко В.Я. «Семья и формирование личности» М., 1987 г.

  7. Семья и школа как социальные партнеры в образовании http://expo.udmedu.ru/content/view/314/37/1/1/

  8. Семья – социальный партнер школы в оказании поддержки трудному подростку при его социальном становлении http://www.terra.nino.ru/main/?id=2769






Похожие:

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения icon«утверждаю» Директор моу – сош №1
Цель: Объединить усилия семьи и школы в воспитании детей. Коррекция семейного воспитания. Социальная защита семьи и детства
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения icon1. описание проекта развития моу гимназии №32: «Здоровьесбережение школьников» Актуальность проекта
Образовательная среда гимназии – это среда жизнеобеспечения и формирования подрастающего поколения, которая затрагивает сферу интересов...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconПлан воспитательной работы моу сосновской средней школы №1 на 2010 2011 учебный год
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечении её (семьи) к в организацию учебно-воспитательного процесса в школе
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconСведения о подведомственныз организациях: Дом культуры поселка Леплей
Целью всех этих мероприятий является привлечение, заинтересованность, воспитание любви подрастающего поколения к творчеству, культурной...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения icon«союз» это единство те, кто любит рок-музыку, думаю, не пропустили появление первого диска — «Учитель успеха»
Музыканту», а разговор о сегодняшних проблемах отечественной культуры и самого «Союза». — «Союз» — это единство,— говорит Игорь.—...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconОтчет о работе общешкольного родительского комитета Елань-Коленовской школы №2 за 2010-2011 учебный год
Управляющий и родительский комитеты Елань-Коленовской школы №2 являются общественными организациями и в соответствии с Уставом школы...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconТретьеклассники вступили в ряды доо «Единство»
Доо «Единство», а значит и в детское объединение школы «Бригантина». В торжественной обстановке дюц им повязали галстуки почетные...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconМоусош №10 Подарите детям праздник
Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство,...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconПамятка Качественный учебный процесс- залог успеха наших детей! Уважаемые родители!
Будущее ваших детей зависит от того насколько прочными будут знания, которые даст им школа. Образование – это фундамент всей дальнейшей...
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения iconГоголь и Белинский
Однако результат усилий Гоголя оказался совсем не тот, на который он надеялся, ибо совесть человеческую ещё нужно было разбудить,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов