|
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНИКОВ ШМО учителей математики, физики и информатики приняло активное участие в общественно-государственной экспертизе учебников Экспертиза учебников по математике Математика 5 класс. Математика 6 класс. Виленкин Н.Я., Жохов П.Н., М. «Мнемозина», 2006 Данный учебник обладает многими достоинствами, отвечающими основным принципам дидактики. В учебнике достаточное количество иллюстративного материала, что необходимо использовать при обучении 11 – 12 летних учащихся, у которых преобладает наглядно-образное понятийное мышление. Учебник доступен для учащихся, обладающих различным уровнем сформированности приёмов учебной деятельности. Очень прост в работе, имеющиеся в нём условные обозначения, быстро запоминаются ребятами, способствует формированию приёмов работы с учебником. Учителю очень удобно подбирать упражнения для работы на различных этапах урока (актуализация знаний (устные упражнения), применение и совершенствование умений и навыков), а так же учитывать индивидуальные различия между учащимися. В учебнике наблюдается логическая связь между изучаемыми понятиями, большинство которых вводится на примерах, при этом используется и обобщается жизненный опыт учащихся этого возраста, что необходимо для подготовки учащихся для дальнейшего изучения курса алгебры и геометрии. Математические задания сформированы по принципу «от простого к сложному», что позволяет постепенно формировать приёмы решения различных задач, учитывать индивидуальные особенности учащихся. Содержание математических задач, даёт возможность показать применение математических понятий в практической деятельности людей, что способствует формированию познавательного интереса учащихся, воспитанию элементов диалектико-материалистического мышления. Кроме того, эти задачи развивают различные виды внимания и мыслительной деятельности (в основном наблюдение, анализ, синтез и обобщение). Данный учебник можно было бы обвинить в том, что в нём имеется недостаточное количество упражнений, если бы не было пособия «Дидактические материалы по математике» А.С. Чеснокова и К.И. Нешкова. Это пособие является большим подспорьем при организации самостоятельной работы учащихся, уровневой дифференциации. Хотелось бы, познакомится с интерактивными программами для этого учебника. Алгебра 8 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Новый учебник, изданный в 2007 году, по праву можно назвать современным. Качественное художественное оформление учебника, дополненные условные обозначения, по сравнению с прежним учебником, выделенные фрагменты текста, способствуют не только совершенствованию общеучебных навыков учащихся, но и развитию их умений организовывать свою учебную деятельность. В новом учебнике (2007 г.) отсутствует пункт по теме «Графический способ решения уравнений», но упражнения по этой теме удачно распределены в разделе «Действительные числа», что даёт возможность систематически повторять свойства функций, их графики, приём графического решения уравнений. Тема «Пресечение и объединение множеств» даёт учителю возможность подготовить учащихся к активному восприятию материала по теме «Числовые промежутки». Содержание задач по этой теме, способствует развитию приёмов мышления: наблюдения, анализ, конкретизация, обобщение, познавательного интереса. Содержание текстовых задач интересно и разнообразно, имеет тесную связь с жизнью современного человека, направлено не только на формирование специальных приёмов их решения, но и на совершенствование диалектико-материалистического мышления. Необходимо отметить, что в учебнике имеется достаточное количество интересных задач на смеси и сплавы, чего не было прежде. Это даёт возможность учителю расширить классификацию задач, решаемых при помощи дробных рациональных уравнений, показать стержневой приём решения всех типов таких задач на основе соответствующих уже известных ранее специальных приёмов. Упражнения составлены по принципу «от простого сложного», что позволяет учителю постепенного формировать специальные приёмы решения математических задач, а так же учитывать индивидуальные особенности учащихся. Работа по этому учебнику не мыслима без пособия «Дидактические материалы по алгебре для 8 класса», авторы В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Все материалы из этого пособия, дают учителю огромные возможности для организации различных форм работы с учащимися, осуществлять уровневую дифференциацию. Хотелось бы, познакомится с интерактивными программами для этого учебника. Геометрия 8 класс. А.В. Погорелов Содержание учебника отличается высоким уровнем научности, но в то же время, весь материал и теоретический и задачный, доступен учащимся. Большинство задач учебника, составлены таким образом, что для их решения необходимо вспомнить теорию, изученную ранее, что позволяет осуществлять непрерывное повторение. Имеются задачи повышенной сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, а так же развивать логическое мышление. Существует мнение, что в данном учебнике недостаточное количество задач. Если учитель испытывает недостаток в задачном материале учебника, то можно воспользоваться пособием «Дидактические материалы по геометрии для 8 класса» Гусев В.А., Медяник А.И. Указанным пособием удобно пользоваться, задачный материал сформирован по темам, дифференцирован. Дидактические материалы можно использовать не только на этапе контроля за ЗУН, но и на этапе формирования и применения знаний. Учебник наглядный, но хотелось бы, на форзац учебника вернуть справочный материал, который был в прежнем учебнике «Геометрия 7 – 11 класс». И ещё можно было бы, разместить в конце учебника обобщающие таблицы по курсу планиметрии 7 – 9 класса, которые можно использовать с целью:
Хотелось бы, познакомится с интерактивными программами для этого учебника. Руководитель ШМО Кулида Наталья Ивановна |