Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока icon

Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока



НазваниеУрока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока
Дата конвертации01.11.2012
Размер87.22 Kb.
ТипУрок

Тема урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие»

(с использованием тестовых технологий).


Учитель русского языка и литературы Ткалич Т.В.


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания орфографии и пунктуации по теме «Причастие»;

  • проверить знание теории и выявить пробелы по теме;

  • развивать логическое мышление;

  • воспитывать культуру труда у учащихся.


Ход урока

I Организационный момент.

II Слово учителя

- Сегодня у нас много гостей на уроке. Они пришли посмотреть, как мы с вами готовимся к ЕГЭ, потому что сейчас это волнует многих. Обмен опытом по этому вопросу нам нужен. И, возможно, они чему-то научатся у нас, а может быть, укажут нам на наши промахи. И это тоже очень важно.

- Ну что ж, начнем!

-Тема нашего урока «Повторение и обобщение по теме «Причастие» с использованием тестовых технологий /слайд №1/

- Как показывает практика, особую трудность при изучении орфографии вызывает правописание причастий. Наверное, поэтому в контрольно-измерительных материалах по ЕГЭ столько тестов на знание этой части речи. Именно поэтому мы сегодня на уроке систематизируем и обобщим ваши знания по данной теме, выявим пробелы и попытаемся их ликвидировать. Продолжим обучаться работать с тестами.

^ III. Фронтальный опрос с использованием опорных схем, обобщающих таблиц и алгоритмов. (Презентация)

1. Что такое причастие?

Ответ: Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

^ 2. Какими морфологическими признаками обладает причастие?

/слайд №2/

Папа - глагол

Мама - причастие

Действие

Что делать?

Что сделать?

Признак

Какой?

Дитя - причастие

Признак по действию

Какой?

Вид

Время

Род

Число

Падеж

Сов.

Несов.

Н.в.

Пр.в.

Б.в.

Вид

Время

Род

Число

Падеж

Сов.

Несов.

Пр.в.

Б.в.
gif" align=left hspace=12>


^ 3. Как склоняется причастие? /слайд №3/

Ответ: Так же, как прилагательное, согласуется в роде, числе и падеже с существительным.

4. Как определить какая гласная в безударном окончании?

О
Каким?

Каком?
твет:
По вопросу, задаваемому от существительного. Если в вопросе – им, то и в слове – им, если другое , то в слове будет е, в зависимости от рода.




С раскрасневшимся лицом ; О пострадавшем юноше

^ 5. Какие бывают причастия? /слайд №4/

Ответ: Действительные и страдательные.

Действительные – обозначают признак по действию, возникшему в результате действий самого предмета.

Девочка, одевающая куклу.

Страдательное – обозначает признак по действию, возникшему в результате воздействия другого предмета по отношению к этому. Кукла, одеваемая девочкой.

^ 6. Скажите, как быстро отличить действительные и страдательные причастия? /слайд №5,6/

Ответ: При помощи суффикса.

Действ. наст. вр. – ущ, ющ ащ, ящ

прош. вр – вш, ш

Страд. наст. вр.– ом, ем им

прош. вр – нн, енн (ённ) т

^ 7. Как определить гласную в суффиксе действительных и страдательных причастий настоящего времени? /слайд №7/

Ответ: при помощи спряжений.

I спр. II спр.

Действ. н. вр. -ущ- -ющ- -ащ- -ящ-

Страд. н. вр. -ем- -ом- -им-

8. Гласная перед н – нн в суффиксах причастий. Как её определить? /слайд №8/

Ответ: Если глагол на ать, ять, – а, я,

если не на ать, ять – е.

^ 9. Давайте вспомним орфограммы н – нн в причастиях и прилагательных. С чего начинаем размышлять? /слайд №9/

Ответ: Определить от какого слова образовано. Если от существительного, то вспоминаем, что в суф. –ин, -ан, -ян – н, -енн-онн – нн.

Если от глагола, то ищем признаки причастия, их 4. Если есть хоть один – нн.

Если нет, то это от глаг. Прил. – н.

^ 10. Вспомним слова исключения. /слайд №10/

Правописание о-ё после шипящих. Что нужно помнить?

Ответ: Что в суффиксах причастий после шипящих никогда не пишется о, только ё: сбережённый, посвящённый.

^ 11. Правописание не с причастиями /слайд №11/

(
Краткое

полное?
работа с алгоритмом)

1
краткое

раздельно

полное

2. Есть противопоставление?

да

нет

раздельно

3. Есть зависимые слова?

да

нет

раздельно

слитно
. или


Вспомним исключения /слайд №12/

^ 12. И последний вопрос о грамматике.

- Предложение с причастным оборотом. Где может стоять определяемое слово по отношению к причастному обороту?

Ответ: Определяемое слово может стоять до или после причастного оборота. Нужно помнить, что определяемое слово не входит в причастный оборот.

Например: Плывущие облака над городом были белые-белые, словно пух.

Есть ли здесь ошибка? Исправьте.

^ III. Выполнение моментального теста-сетки.

Проверка знаний, Самооценка, проверка,

Дома – работа над ошибками.


I в.

1

2

3

4

1













2













3













4













5













6













7












Учащиеся работают с тестом, в тест-сетку выставляют крестик, (правильный ответ). Потом все собираются (по вариантам), прокалываются. И раздаются назад. Каждый может сразу увидеть, где ошибся, выставить себе оценку (критерии на доске). Дома – работа над ошибками.


^ IV. Работа с текстом

  1. - Мы повторили все орфограммы, связанные с причастием. А теперь посмотрим, какую же роль выполняют причастия в речи?

Ответ: Причастия украшают нашу речь, делают её лаконичной, емкой, придают её яркую стилистическую окраску, потому что в них объединены действия и признак. Они позволяют нам избавиться от многословия.

  1. Послушайте текст, в нем тоже есть причастия и мы продолжим работу над частью В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

  2. Чтение текста. /слайд №13/ Картинка с лесом. /Звучит спокойная музыка/

- Вам понравился текст? О чем заставляет задуматься? Что хотел автор сказать этим текстом? К чему призывает?

  1. Часть В.

В1. Укажите способ образования слова

СКРИПЯЩИМ – скрипеть –

Ответ: суффиксальный

В2. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

темнеющую рощу

В3. Среди предложений текста найдите те, в которых есть обособленные определения.

17, 23, 26

В4. Среди предложений 8-16 найдите такие, в которых есть необособленные определения.

11, 15

В5. Напишите номера тех предложений, в которых есть действительные причастия настоящего времени.

17, 26

В6. Напишите номера тех предложений, в которых есть действительные причастия прошедшего времени.

10, 11.

^ V. Работа по части С.

- Ребята! Сегодня мы с вами работали с разными видами тестов: с избирательными тестами и с тестами со свободно конструируемым кратким ответом. Хотелось бы уделить немного внимания и части С. Вы знаете, что это самое сложное задание. Оно требует написания сочинения – рассуждения, жанр которого вы выбираете сами.

^ 1). Какие это жанры? Расскажите о них.

Ответ:

Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Рецензия – (от лат. «рассмотреть») отзыв, разбор и оценка произведения (худ., научн.); жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

Задача рецензента – выразить собственные мысли и чувства, возникшее при чтении произведения или просмотре спектакля, рассказать о своих впечатлениях, но на основе элементарных познаний в теории литературы, театра, музыки и т.д. (на основе подробного анализа произведения, рассмотреть всесторонне: в целом и в деталях).

Эссе(франц. «попытка», «проба», «очерк») прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. На первом плане – личность автора, его мысли и чувства. Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.


^ VI. Чтение сочинения.

- Накануне нашего урока, я попросила Лену написать сочинение – рассуждение по данному тексту в любом жанре. Послушайте его. А вам задание:

Проанализируйте сочинение по плану: /слайд № 14/

  1. В каком жанре написано сочинение. (Назовите характерные признаки этого жанра).

  2. Какую задачу ставил перед собой автор сочинения? Решена ли она?

  3. Есть ли анализ стилистических и структурных особенностей и изобразительных средств?

  4. Понята ли автором суть текста?

  5. Согласны ли вы с позицией автора? Почему?

VII. Коллективное рецензирование.

VIII. Домашнее задание.

- Ну что ж, вы услышали образец сочинения-рассуждения, учтите все те замечания, которые были сделаны и напишите свое сочинение в любом жанре. Воспользуйтесь планом и опорными словами к каждому пункту, который у вас есть.

IX. Итого урока.

- Сегодня у нас был необычный урок. За урок мы будто провели небольшой предварительный экзамен по тестам ЕГЭ. Мы систематизировали знания по теме «Причастия», продолжили работу с текстом и немножко поработали над заданием части С.

Теперь, я думаю, любое задание, в котором будет нужно применить знание причастия, вам по плечу! Дерзайте! Желаю вам успеха! Спасибо за урок!



Похожие:

Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconУрока: «повторение и обобщение причастия с использованием текстовых технологий» Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
Тема урока: «повторение и обобщение причастия с использованием текстовых технологий»
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconПлан-конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко М. В. Тема урока : Устаревшие слова. Цели урока
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconПлан-конспект открытого урока физики с использованием тестовых технологий в 7 а классе Учитель: Хрусталькина Татьяна Федоровна Тема урока
Образовательные: углубить и закрепить знания обучающихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные...
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconАнализ текста с точки зрения подготовки к письменному экзамену по русскому языку; подготовка к сочинению-рассуждению. Учитель русского языка и литературы Семёнова В. В. Цели урока
Повторить и систематизировать зун уч-ся по анализу художественного текста, получение на уроках русского языка
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока: Местоимение (обобщение). Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconУрока: «Имя существительное. Систематизация и обобщение изученного». (Урок ролевая игра «Заседание учёного совета». )
Цели урока: систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; совершенствовать навыки морфологического разбора имени...
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconКонспект урока русского языка. Тема: Виды грамматического разбора. Повторение. Цели урока: обобщить знания учащихся о звуках речи
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Путешествовать мы будем с помощью воображения и фантазии. Мы будем плыть на корабле по...
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconУрока: Умножение десятичных дробей. 5 класс Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений. Цели урока
...
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
Урока: Повторение и обобщение по теме: «Причастие» (с использованием тестовых технологий). Учитель русского языка и литературы Ткалич Т. В. Цели урока iconАптина Галина Хаджиевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории моу «Стрелковская средняя общеобразовательная школа»
Цели урока: 1 учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы