Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» icon

Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры»



НазваниеУрок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры»
Дата конвертации24.09.2012
Размер62.91 Kb.
ТипУрок

Муниципальное учреждение

«Управление образования администрации городского

округа Прохладный КБР»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»


Открытый урок по химии в 10 «А» классе

«Сложные эфиры»


МОУ «Лицей № 3»


Учитель химии

МОУ «СОШ № 5»

Григорян И.Ш.

Высшая

квалификционная

категория


г. Прохладный

2009 г.


Урок Сложные эфиры


Цели: - дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров,

реакции этерификации;

- развить знания учащихся о закономерностях химических реакций;

- знать определение сложных эфиров, строение, свойства, получение

и применение;

- уметь составлять формулы сложных эфиров, называть их,

записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации, знать

условия осуществления этих реакций;

- продолжить формирование материалистического понимания

природы;

- развивать интерес учащихся к предмету химии.


^ Демон- фруктовые эссенции: апельсиновая, грушовая, персиковая,

страция: малиновая; презентации по применению сложных эфиров,

фрагменты мультимедийного фильма и эксперимента по

получению сложных эфиров.


^ Ход урока


  1. Подготовка к восприятию нового материала

1). Индивидуальный опрос (у доски):

1-й учащийся – решение домашней задачи.

Задача. Определите молекулярную формулу сложного эфира,

содержащего по массе 54,4% углерода, 36,4%

кислорода и 9,1% водорода. Относительная плотность

его пара по водороду равна 44.

(^ Ответ: C4H8O2)

2-й учащийсяЗадание: осуществить превращения:


CH4 ----- C2H2 ---- CH3 – COH --- CH3 – COOH ---

---- CH3 – COO – C3H7

2). Фронтальная беседа по вопросам:


  • Какие классы кислородосодержащих органических веществ вы уже изучили? Перечислите их, записав общие формулы и указав на их функциональные группы.

  • Какое явление в химии называют изомерией?

  • Дайте определение изомерам.


  • Какие виды изомерии вам известны?


После фронтальной беседы с учащимися класса:

- заслушиваются ответы учащихся у доски.


^ П. Изучение нового материала

В решенной сегодня на уроке задаче мы столкнулись с формулой

вещества, относящегося к новому классу кислородосодержащих

веществ – сложных эфиров. Их формула отличается наличием 2-х

атомов кислорода в ее составе, особенностью построения и

порядком взаимосвязи атомов в молекуле.

Но этот факт не должен нас смущать, т.к. при

изучении химических свойств карбоновых кислот и спиртов мы

встречались с этими веществами.

В задании по осуществлению превращений – уравнение № 4

показано как образуются сложные эфиры и как выглядит их

сокращенная структурная формула.

^ Определение сложных эфиров: это соединения, образующиеся

при взаимодействии органических кислот со спиртами.

Записать общую формулу сложных эфиров на основе имеющихся

знаний:


Cn O2 H2n и R1 – COO – R2


Итак, мы сейчас дали определение сложным эфирам и

привели структурную и эмперическую формулы.

Получение сложных эфиров (просмотр фрагмента фильма –

- 3 мин. 40 секунд). Получение изоамилового эфира уксусной

кислоты (CH3-COO-C5H11).


^ Изомерия сложных эфиров.

Задание. Построить структурные формулы органических веществ,

соответствующих эмперической формуле, полученной в задаче: C4O2H8.

Ответ:

1. Изомерия положения функциональной

группы:


1). H-COO-C3H7 пропиловый эфир муравьиной

кислоты (пропилформиат)


2). H3C-COO-C2H5 этиловый эфир уксусной кислоты

(этилацетат)


3). H3C-CH2-COO-CH3 метиловый эфир пропиловой

кислоты (метилпропиат)


2. Изомерия углеродного скелета:

H-COO-CH-CH3 изопропиловый эфир

I муравьиной кислоты

CH3 (изопрпилформиат)


3. Межклассовая изомерия:


1). CH3-CH2-CH2-COOH бутановая кислота

(масляная кислота)

2). СН3-СН-COOH изобутановая кислота

I ( 2-метилпропановая

CH3 кислота)


Физические свойства сложных эфиров:

Сложные эфиры простейших кислот и спиртов – бесцветные

летучие жидкости, малорастворимые в воде, обладают приятным

запахом, кипят при более низких температурах, чем соответствую-

щие им кислоты и спирты.

Сложные эфиры высших кислот и одноатомных спиртов – воскообразные вещества, например пчелиный воск.

Вопрос: с чем связан тот факт, что сложные эфиры обладают

летучестью и кипят при более низких температурах,

чем к примеру другие кислородосодержащие вещества?


^ Химические свойства сложных эфиров:

(Работа с учебником см. с. 217)

Вопрос: почему эти реакции называются реакциями этерификации ( от латинского ester – эфир ).

1). Реакцию горения этилацетата:

CH3-COO-C2H5 + 5O2 ----- 4CO2 + 4H2O

этилацетат


2). Гидролиз этилацетата:


^ CH3-COO-C2H5 + H-OH ----- CH3-COOH + C2H5OH

этилацетат уксусная этанол

кислота


3). Щелочной гидролиз (см. с. 217 учебника)


Применение эфиров (Презентация « Распространение

сложных эфиров в природе и их

применение»).

III. Закрепление: Работа в группах

Задание 1. Инструктивная карточка.

Шаростержневая модель какого эфира вам дана?

1 группаОтвет: метиловый эфир

муравьиной кислоты;

2 группа - Ответ: этиловый эфир муравьиной

кислоты.

^ Задание 2. Инструктивная карточка. Составить структурные

формулы сложных эфиров, предложенным фруктовым

эссенциям (назвать их):


Грушовая эссенция - CH3COOC5H11 (изоамиловый эфир

уксусной кислоты)

Апельсиновая - CH3COOC8H17 (сложный эфир октанового

спирта и этановой кислоты)

Малиновая - HCOOC4H9 (бутиловый эфир муравьиной

кислоты – бутилформиат)

Персиковая – C2H5COOC5H11 (пентиловый эфир

пропионовой кислоты)

Яблочная - C3H7COOCH3 (метиловый эфир

масляной кислоты)

IУ. Домашнее задание: П. 56 – выучить,

Упр. 1, с. 219.


Y. Итог урока и выставление оценок.




Похожие:

Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconИнтегрированный урок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconУрок химии на тему
Цели: Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconИнтегрированный урок в 11-ом классе
Цель урока: формирования и представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграций по химии и биологии
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической...
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической...
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconУрок по теме: «Предмет органической химии» 9 класс Учитель химии и биологии моу «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»
Цель урока: Сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ. Познакомить с понятием...
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconУрок по химии в 11-м классе Тема "Решение расчетных задач"
Класс разделен на три равные по силам команды “знатоков”, в центре класса – игровой стол
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconУрок по литературному чтению в 1 классе Учитель: Золотова Г. А. Урок чтения Учебник «Литературное чтение»
Учитель: Ребята, сегодня урок начнем с игры. Для того, чтобы вы смогли правильно определить услышанное и назвать, давайте создадим...
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconУрок в 5 классе Урок в 5 классе плиева виктория вениаминовна, учитель математики моу сош №7 г Нальчика цели
Две машины едут навстречу друг другу со скоростями V1 и V2 соответственно. Расстояние между городами S
Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры» iconУрок по химии ( профильное обучение) в 10 классе на тему «Многоатомные спирты: химические свойства и применение»
«Реализация личностного потенциала учащихся в условиях становления модели школы с углублённым изучением отдельных предметов» по следующей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов