Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих icon

Послесловие к "Письмам в Америку" Е. И. Рерих



НазваниеПослесловие к "Письмам в Америку" Е. И. Рерих
Дата конвертации15.09.2012
Размер127.44 Kb.
ТипДокументы
1. /POSLESL.DOC
2. /POSLESL.TXT
Послесловие к "Письмам в Америку" Е. И. Рерих

Послесловие

к "Письмам в Америку" Е.И.Рерих

Читая письма Е.И.Рерих в Америку, невозможно не чувствовать себя в какой-то степени если не участником, то, во всяком случае, свидетелем уникального явления: зарождения, роста и распространения нового духовно-философского учения, редкого по глубине, объему и значительности своего содержания.

Нам, друзьям и сотрудникам нью-йоркского Музея, повезло - мы имели возможность слышать живые воспоминания первых учеников Рерихов: Зинаиды Григорьевны Лихтман-Фосдик, Катрин Кемпбелл-Стиббе, Гизелы Ингеборг Фричи, Франсис Грант. Таким образом, целый век - от детства и юности самих Рерихов до ухода из жизни их первых сподвижников - прошел как бы перед нашими глазами.

Из записей Елены Ивановны и ее рассказов своим ученикам мы знаем о самых первых ее контактах с Учителями. Сейчас, почти сто лет спустя, мы видим всю историю рериховского движения и развития философии Агни-Йоги. Для нас это живая история не только Учения, но и людей, стоявших у его истоков.

Наверное, по прочтении настояшего издания читателям интересно узнать о дальнейшей судьбе адресатов этих писем и о том, как работает нынешний Музей. Попробуем хотя бы вкрадце осветить эти вопросы.

Луис и Нэтти Хорш, хотя и продолжали вести материально благополучную жизнь, не избежали личной трагедии. Их сын Флавий, как говорится, "пошел по плохой дороге", а в начале 70-х годов был убил в подвале здания первого Музея, к тому времени принадлежавшего Хоршам. И.Фричи и К.Кемпбелл рассказывали, что Елена Ивановна очень любила Нэтти Хорш, но знала, что материальное благополучие было слишком важно для нее и Луиса. По воспоминаниям И.Фричи, Мастер через Елену Ивановну предупреждал, что если у Хоршей будут дети, то стремление к богатству станет для них главной целью жизни и отвратит от Учения. Так и произошло...

Большая часть захваченных Хоршами картин Н.К.Рериха была распродана частным коллекционерам. Около ста работ были переданы Хоршами Университету Брандайс, под Бостоном.

Ориола Хорш стала художником. Луис Хорш умер в конце 70-х годов. Его жена, Нэтти, провела последние годы своей долгой жизни во Флориде в состоянии полного слабоумия и умерла несколько лет тому назад.

Морис Лихтман очень тяжело пережил трагедию первого Музея. Надо сказать, что Рерихи высоко ценили Мориса. Например, его знание каббалы было настолько глубоким, что они обращались к нему за консультациями. Морис был мягким, добрым и в высшей степени порядочным человеком, и предательство его сестры Эстер, "Иентусь", явилось для него такой травмой, от которой он так и не смог полностью оправиться.
Но, с другой стороны, будучи всецело на стороне Рерихов, он не смог, подобно своей несгибаемой жене, вступить в "схватку" с бывшими друзьями и соратниками, ставшими теперь открытыми противниками. А это, в свою очередь, привело к тому, что они с Зинаидой Григорьевной решили расстаться.

После развода Морис переехал в Санта-Фе (штат Нью-Мексико), где вместе с

двумя компаньонками - Клайд Гартнер и Дорис Кербер - открыл художественную галерею "Арсуна". Для продажи в этой галерее Елена Ивановна даже отдала Морису свою коллекцию картин Н.К.Рериха. Однако по натуре Морис не был бизнесменом, и дело не пошло. Он женился, пытался заработать на жизнь преподаванием музыки и концентированием, но все это давалось ему с большим трудом. В последние годы он почти прекратил контакты с остальными членами "первой группы".

Об Эстер Лихтман известно очень немного. Мы знаем, что до приезда в Cоединенные Штаты она жила в Швейцарии со статусом беженца, и в начале 20-х годов Луис Хорш помог ей перебраться в Америку, где она сразу же стала активным членом первой рериховской группы в Нью-Йорке. Мы знаем, что она сыграла ключевую роль в роковой истории конфликта Рерихов с Хоршами и затем лжесвиде­тельствовала против Рерихов на суде. С какой-то неизвестной целью она ездила с Л.Хоршем в Германию с самом конце 30-х годов. Последние годы Эстер жила в штате Коннектикут; после того как на нее упал книжный шкаф, она превратилась в полного инвалида и умерла в доме престарелых в начале 80-х.

Франсис Грант внешне отошла от рериховского движения как такового и занималась почти исключительно делами стран Латинской Америки, помогая развитию демократических государств в этом регионе. То есть, по сути, она продолжала деятельность, порученную ей Мастером.

В 1928 году, когда Франсис гостила у Рерихов в Дарджилинге, Учитель через Рерихов дал ей поручение. Одна, без помошников (что в то время для женщины было делом неслыханным) она должна была объехать страны Южной Америки, чтобы подготовить проведение выставок картин Н.К.Рериха в проложить дорогу Пакту Рериха. Одной из главных целей этой миссии было поднять политическое положение стран этого региона, которые в то время играли весьма подчиненную по отношению к США роль. Также она должна была помочь усилению культурных связей США со странами южного континента и содействовать расширению прав женщин в них. И все это Франсис выполнила - в одиночку, как ей и было поручено.

Это было просто удивительно - перед ней открывались двери всех необходимых организаций, включая посольства и министерства; ее принимали главы государств... В результате Пакт Рериха был подписан в 1935 году США и всеми странами Латинской Америки. В Нью-Йорке Франсис основала Лигу за права женщин.

Продолжая работать со странами Латинской Америки, она часто устраивала дружбу с лидерами демократическох государств в этом регионе. В случаях свержения этих правительств она, как могла, помогала бывшим лидерам, их семьям и другим беженцам.

Надо сказать, что в миссии, порученной Франсис Грант, была еще одна сторона, о которой даже ей не было прямо сказано. О глубинном аспекте этой миссии пишет Елена Ивановна в письмах президенту Ф.Рузвельту - это инициированная Мастером попытка объединения стран Северной и Южной Америки в один союз.

Хотя после распада первого Музея Франсис Грант уже не поддерживала близких отношений с З.Г.Фосдик, К.Кемпбелл и И.Фричи, тем не менее, стоилов печати появиться каким-либо нападкам на Н.К.Рериха, "леди" собирались вместе и дружно давали отпор клевете - писали опровержения и разъяснения, отстаивая чистоту имен своих Наставников. Франсис продолжала дружбу с С.Н.Рерихом, не раз навещала его в Индии. Время от времени она встречалась с К.Кемпбелл и И.Фричи и даже ездила к ним в Швейцарию. Она прожила очень долгую жизнь и ушла из жизни, когда ей было уже далеко за девяносто. В последние годы она почти потеряла память, но о Рерихах, Агни-Йоге и Мастере неизменно говорила с огнем в глазах...

Зинаида Григорьевна и ее второй муж Дадли Фосдик после падения первого

Музея и связанных с ним учреждений создали несколько других рериховских организаций.

Мечтой Зинаиды Григорьевны, Дадли, Софьи Михайловны Шафран, Катрин Кемпбелл и Ингеборг Фричи было возрождение Музея Рериха в Нью-Йорке.

После войны такая возможность представилась, и они начали искать подходящее

здание. Нашлось оно только в 1949 году по предсказанию и рекомендациям Е.И.Рерих, которая писала им: где именно будет найден дом, что владелицей его будет одинокая старая женщина, которая сначала и слышать не захочет о продаже, но потом Дадли подружится с ней и сможет переубедить ее.

Именно так все и произошло. Сначала здание купил Б.Боллинг, и Музей Рериха начал свою вторую жизнь. Затем Боллинг уступил дом Катрин Кемпбелл, которая передала его в полную собственность самого Музея. Так, с 1949 года в Нью-Йорке по адресу 319 West 107 Street живут и работают, как дух и тело, две организации: Общество Агни-Йоги и Музей Рериха. Члены обеих - люди из самых разных стран и самых разных слоев общества.

Общество Агни-Йоги, которому Е.И.Рерих передала в 1948 году все авторские права по книгам Живой Этики, занимается всеми вопросами публикации и распространения этих книг на английском языке, а также руководит переводом и изданиями Учения на других языках.

Музей Рериха принимает посетителей, издает и распространяет книги Николая Константиновича и о нем, открытки и репродукции картин, видеофильм о жизни и творчестве художника. В продолжение инициированной Н.К.Рерихом работы по поддержке молодых художников в Музее работает постоянный выставочный зал, где ежемесячно сменяют друг друга экспозиции живописцев и графиков самых разных направлений. Регулярно в Музее проходят концерты, главным образом, молодых музыкантов и певцов. Несколько лет назад Музей начал проводить поэтические вечера и организовал ежегодный конкурс, победитель которого получает премию имени Н.Рериха. По традиции, вход в Музей, на выставки, концерты и вечера бесплатный.

1991-1992 год был объявлен Далай-Ламой годом Тибета. В качестве символа

Его Святейшество выбрал рериховское Знамя Мира. В течении всего этого года Музей проводил разнообразные лекции и выставки, связанные с историей, культурой и религией Страны Снегов.

В Музей часто приходят школьники и студенты колледжей; многие из них выбирают рериховские темы для сочинений и курсовых работ.

Удивительно, но факт: даже самые маленькие дети ведут себя в Музее на редкость тихо и спокойно, и все посетители отмечают особую атмосферу этого места - атмосферу тишины и покоя. "Здесь чувствуешь себя, словно в горах", ­говорят многие из наших посетителей.

После возрождения Музея Рериха в новом здании главной задачей было собрать достаточное количество картин Николая Константиновича. Некоторые приобрела для Музея Зинаида Григорьевна, многие были пожертвованы владельцами частных коллекций - старыми поклонниками, покупавшими его картины у Хорша. Основная же часть сегодняшней коллекции была подарена Музею Катрин Кемпбелл, которая отдала остаток своей коллекции Музею искусства народов Востока в Москве. Сейчас в нью-йоркском Музее находится около 250 картин Н.К.Рериха и 60 картин С.Н.Рериха.

Катрин Кемпбелл познакомилась с Учением Агни-Йоги через Святослава Рериха, с которым познакомилась в 1924 году. За ней к Рерихам пришла и ее компаньонка Ингеборг Фричи. Всю жизнь Катрин любила Святослава, поддерживала его и его творчество, помогала ему материально.

Как и Зинаида Григорьевна, Катрин и Инге остались верны своим Учителям.

Они не только дали Музею дом, но и постоянно материально поддерживали его. В Начале 50-х годов по их инициативе Музей начал выпускать открытки и репродукции работ Н.К.Рериха. Начало этого проекта было профинансировано Катрин Кемпбелл. Она же оплачивала издание первых переводов книг Агни-Йоги на английский язык.

В 60-70-е годы Катрин и Инге, которые значительную часть своей жизни проводили в Европе, помогли организации Рериховского Общества в Германии ­построили для него дом, оплатили переводы и публикации книг Агни-Йоги, а также издание журнала "Рериховской Форум".

Вторым их европейским детищем стала женевския рериховская организация "Корона Мунди", занимающаяся координацией издания рериховской литературы и художественной продукции в Европе, и вот уже более двадцати лет ежегодно в мае в Женеве встречаются издатели книг Н.К.Рериха, открыток и репродукций его картин, книг Агни-Йоги из разных стран.

Весной 1996 года Гизела Ингеборг Фричи умерла в возрасте 97 лет. Из первых учеников Е.И. и Н.К.Рерихов с нами еще оставалась одня Катрин Кемпбелл. В свои 98 лет она по-прежнему принимала самое активное участие в рериховском движении, входила в состав Совета Директоров Музея Николая Рериха и Общества Агни-Йоги, продолжая материально помогать Музею. Но судьба распорядилась так, что будучи абсолютно неразлучными в земной жизни, эти женщины и теперь не смогли расстаться надолго. В августе Катрин Кемпбелл покинула нас, подведя черту под всей эпопеей первого этапа нашего движения, осененного непосредственным руководством Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Одним из уроков истории первого Музея Рериха стал печальный опыт передачи всей исполнительно-распорядительной и финансовой власти одному члену Совета Директоров, что и погубило великое и благородное дело. Л.Хорш располагал генеральной доверенностью на ведение всех дел первого Музея, включая личные дела Рерихов, и никому не отчитывался.

Устав нового Музея исключает опасность повторения истории с Хоршем, поскольку каждому члену Совета Директоров принадлежит только один голос, все голоса равны, и все серьезные вопросы решаются общим голосованием. С самого начала нынешний Музей осуществляет свою деятельность с минимальными материальными затратами и на чистом энтузиазме, так как все его сотрудники работают на общественных началах.

Все герои драмы, прошедшей перед нами в письмах Е.И.Рерих своим американским ученикам, были реальными, живыми людьми с очень разными характерами. И хотя они дружно работали как единый коллектив, не редки были и конфликты, которые часто были очень громкими - в буквальном смысле слова. Например, когда Франсис Грант с З.Г.Фосдик, а позже Зинаида Григорьевна с Илайной Юсуповой работали над переводами книг Агни-Йоги на английской язык, они могли целыми днями яросно спорить из-за одного слова, фразы или параграфа, когда каждая громогласно настаивала на своем варианте перевода. Такие же споры случались и по другим поводам: о цвете обложек книг, качестве открыток, самым разнообразным вопросам ведения дел.. Даже Николай Константинович, будучи в Нью­Йорке в 1929 и 1934 годах, не выдерживал этих "боев" и скрывался в кабинете Катрин и Инге в поисках тишины и покоя.

Но самое важное - это то, что все сотрудники, вставшие на сторону Рерихов в конфликте с Хоршами, остались на этом пути до конца, и благодаря единству своих духовных целей и ценностей могли работать вместе, несмотря ни на какую разницу характеров.

Основное финансирование Музея, как уже говорилось, с самого его возобнавления и до сегодняшнего дня, обеспечивалось Катрин Кемпбелл-Стиббе, а Зинаида Григорьевна Фосдик была его бессменным директором с 1949 года до самой своей смерти в 1983 году. В Музее она жила и работала, принимая посетителей, отвечая на их вопросы и письма - короче, была служителем и стражем. Именно эту роль поручил ей через Рерихов сам Мастер. Все ежедневные решения и ответственность за них ложились не плечи этого самого первого из рериховских учеников. Она была человеком невероятно сильного характера - настолько, что за абсолютную несгибаемость при маленьком росте русская эмиграция в Нью-Йорке прозвала ее Гвоздиком.

Кроме того, Зинаида Григорьевна обладала удивительными способностями. Несмотря на то, что она никогда не демонстрировала своих неординарных возможностей, они не раз проявлялись в тех или иных жизненных ситуациях. Так, например, однажды поздно вечером, когда Зинаида Григорьевна осталась одна произошел редкий случай: в Музей проник вор. Однако ему так и не удалось ничего украсть, покидая Музей, он прошел мимо Зинаиды Григорьевны, сидевшей у входа, чуть не задев, но даже не заметив ее. В другой раз, когда один из ее ближайших помощников, Даниил Энтин, уходил из Музея, Зинаида Григорьевна вышла на крыльцо проводить его. На улице у входа они увидели раненого голубя. Даниил попытался взять его на руки, чтобы отнести в Музей, но птица в испуге отбивалась и пыталась уйти. Тогда Зинаида Григорьевна молча отстранила Даниила. Один ее взгляд - и птица утихла и спокойно пошла к ней на руки.

Многие из тах, кто близко знал ее, были свидетелями подобных случаев. В последние годы жизни, когда Зинаиде Григорьевне было уже за 90, она плохо слышала, у нее очень болели ноги, ослабело сердце, но тем не менее она продолжала работать, ежедневно многократно преодолевая крутые лестницы Музея. Она не сдавалась до самого конца, поставившего красивую и многозначительныю точку в ее жизни. За три дня до смерти, во сне, к ней пришли Н.К. и Е.И.Рерихи и сказали, что все в порядке и она может идти с ними, не беспокоясь о судьбе Музея. На следующий день после этого явления Зинаида Григорьевна спросила Даниила Энтина, сможет ли он оставить свою работу и посвятить себя только Музею, если с ней что-то случится. Даниил ответил утвердительно и не подозревая, что выполнять обещание придется почти немедленно. Спустя два дня, 16 июля 1983 года,

Зинаида Григорьевна умерла - ее сердце тихо остановилось во сне. С тех пор, так же бессменно, как и она, в Музее живет и работает его новый директор.

Так же, как это делала З.Г.Фосдик, Д.Энтин ежедневно беседует с посетителями. Одни приходят с вопросами по книгам Агни-Йоги, другим нужен материал для исследования жизни и творчества Н.К.Рериха или информация для их книг, статей, документальных фильмов, так или иначе связанных с семьей Рерихов, а третьим нужен личный совет, участие. Даниила отличают невероятное терпение, объективное и доброжелательное отношение ко всем без исключения, стремление и умение понять каждого.

Кроме бесед с посетителями, он ведет ежедневную административную работу Музея и Общества Агни-Йоги, отвечает на письма, поддерживает связи через компьютерную сеть Интернет (у Музея есть свой адрес: WWW.Roerich.org), находит время на продолжение работ по переводу, изданию и переизданию книг Агни-Йоги на английском языке.

Даниил прошел 15-летний путь сотрудничества с Зинаидой Григорьевной до того, как сам стал директором Музея. Эта школа подготовила его к той нагрузке, которая теперь стала во многом обширнее и разнообразнее, чем прежде была у Зинаиды Григорьевны.

Может быть, это объясняется развитием движения Нью Эйдж и ростом интереса к духовной философии и эзотерическим учиниям в наше время - в отличие от весьма материалистических 50-х-70-х годов. Может быть, этому способствовал информационный взрыв и глобальная компьютеризация. В любом случае, за последние десять-пятнадцать лет заметен большой рост интереса к Агни-Йоге и рериховским идеям. Иногда люди узнают о Музее самыми неожиданными путями: через поездку в Индию или Россию, через "путешествия" по сети Интернет. Большую часть своего времени Д.Энтин уделяет России - это было персональной просьбой и поручением З.Г.Фосдик.

В связи с этим надо сказать, что с самого своего основания в 1949 году

Музей Рериха в Нью-Йорке выполняет еще одну миссию, завещанную Рерихами Зинаиде Григорьевне Фосдик и переданную ею своему преемнику. Это поддержание пламени рериховских идей в России и связь со сторонниками рериховского движения в бывшем СССР в те времена, когда имя Н.К.Рериха там еще даже не произносилось публично, а позже о нем можно было говорить только как о художнике, а Учение Живой Этики как бы и вовсе не существовало.

В эти "темные" времена нью-йоркский Музей поддерживал переписку - иногда тайную - с последователями Рерихов в СССР и помогал им как мог не чувствовать себя в изоляции, а сознавать себя частью рериховского движения всего мира. Когда контакты между СССР и западными странами облегчились, эти связи стали личными. В Россию приезжали З.Г.Фосдик и К.Кемпбелл, а позже стал ежегодно ездить Д.Энтин.

Во многом благодаря тому, что нью-йоркский Музей Рериха за все годы коммунистического режима в СССР не только поддерживал пламя рериховских идей на Западе, но и доносил их свет до России, - в ней и в других бывших советских республиках стал возможным столь бурный подъем рериховского движения, какой мы видим в посделние годы.

Музей следует еще одному принципу, завещанному нам Рерихами, - не навязывать, не пропагандировать Учение Живой Этики. Правилом Елены Ивановны было: издать книгу и "положить ее на перепутье" - уйти и никогда не говорить об Агни-Йоге, пока не задан вопрос.

Псевдо-учителей и лже-пророков всегда и везде было, есть и будет немало. Они появляются как калиф на час, иногда собирают толпы слушателей и последователей - и исчезают как дым. Проверку временем выдерживают только настоящие, серьезные учения, несущие поистине вечные истины и данные через чистые источники - людей, ищущих Учение в себе, а не Себя в учении. Таким чистым источником были Е.И. и Н.К. Рерихи, через которые было дано Учение Агни-Йоги.

Для духовного развития людям прежде всего необходима духовная свобода - свобода находить свои пути, изучать, анализировать, объединять и комбинировать различные учения и философские системы, практиковать различные учения и философские системы, практиковать любые формы медитации или упражнений по развитию ясновидения, яснослышания, чувствознания - это право их свободной воли, но это и их ответственность. В любом случае людям, изучающим духовно-философские системы, необходим доступ к этим Учениям в их чистом, оригинальном виде.

Общестно Агни-Йоги и Музей Рериха в Нью-Йорке видят свою миссию и ответственность в том, чтобы сохранить порученный им источник Учения Живой Этики и рериховские идеи духовно-культурного строительства в том чистом, первоначальном виде в котором они пришли в мир через Е.И. и Н.К. Рерихов.

Аида Тульская,

Музей Николая Рериха

Нью-Йорк, 12 августа 1996



Похожие:

Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconГазета «Русские Славяне»-в №1-12, Как фрс грабит Америку и весь мир
Судя по письмам, приходящим время от времени в редакцию узла «Мысли о России», многие читатели не до конца понимают процесс «создания...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих душа народов
«Каждая страна, у сердца своего, бережет имена, ведшие к Свету», — писал Н. К. Рерих
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconН. К. Рерих жизнь и творчество
«Н. К. Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с с ил
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconМинистерство культуры против культуры*
Святослав Николаевич Рерих, сын и наследник Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих. К тому времени уже не было в живых...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconО. М. Журавлева Управление подчиненным епархиальному архиерею духовенством со стороны Филарета (Дроздова) по его неофициальным письмам
Управление подчиненным епархиальному архиерею духовенством со стороны Филарета (Дроздова) по его неофициальным письмам
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconНиколай Рерих врата в будущее
Основы Этики и Культуры всюду нужны, ― писал Н. К. Рерих. ― Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос…...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconНиколай Рерих твердыня пламенная
Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение, ― писал Н. К. Рерих. ― Наоборот, каждое обращение...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconНиколай Рерих о вечном c. H. Рерих слово об отце
Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями,...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconЮ. Н. Рерих звериный стиль у кочевников северного тибета международный центр рерихов москва 1992 Автор вступительной статьи А. Н. Зелинский Редактор Е. Б. Дементьева Печатается по изданию: Seminarium Kondakovianum, Прага, 1930 Ю. Н. Рерих
Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" издается на русском языке в нашей стране впервые. В ней автор на примере Тибета...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconЮ. Н. Рерих звериный стиль у кочевников северного тибета международный центр рерихов москва 1992 Автор вступительной статьи А. Н. Зелинский Редактор Е. Б. Дементьева Печатается по изданию: Seminarium Kondakovianum, Прага, 1930 Ю. Н. Рерих
Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" издается на русском языке в нашей стране впервые. В ней автор на примере Тибета...
Послесловие к \"Письмам в Америку\" Е. И. Рерих iconСпид и его профилактика автор: Коробков А. В
Носители местные обезьяны, затем военнослужащие сша, которые перенесли спид в Америку
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов