Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство icon

Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство



НазваниеДоклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство
Дата конвертации15.09.2012
Размер54.02 Kb.
ТипДоклад
1. /PIFAGOR_.RTFДоклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство

Горчаков Г.,

доклад на 1й сессии Института Человекознания

ПИФАГОРЕЙСКОЕ БРАТСТВО

Известно, что выдающийся мудрец Древней Эллады Пифагор много путешествовал. Он побывал в братствах Египетских посвященных, а также в Гималайской Твердыне Белого Братства. И оттуда он вынес принципы братского общежития, которые претворил при своем возвращении в Европу. Свою общину он основал в городе Кротоне на юге Апеннинского полуострова. В Кротоне Пифагор привлек всеобщее уважение своей мудростью и богатыми познаниями. По просьбе старейшин города он провел воспитательные беседы с юношами, с мальчиками, сбегавшими с занятий в училищах, и даже с женщинами. Слух о мудреце разнесся далеко окрест, и взглянуть на него приходили даже цари и вожди соседних племен. Он произнес такую пламенную речь при самом приезде в Италию, что около двух тысяч человек бросили свои дома и вместе с женами и детьми решили устроить отдельное братство, чтобы жить по указанным Пифагором правилам. Это был единый религиозно-политический союз и в то же время научное общество, основу которого составили близкие Пифагору по взглядам орфики - последователи духовного Учения Орфея, в основе которого лежали представления о бессмертии и перевоплощении. То есть с самого начала семена учения Пифагора упали на подготовленную почву, и потому обозначился такой быстрый успех. Людей привлекла сила личности Пифагора, его мудрость, высокая нравственность проповедуемых им идей и его строгое следование им. Среди этих принципов были такие:

"Для всех, и для многих и для немногих, было у него на устах правило: беги от всякой хитрости, отсекая огнем, железом и любым оружием от тела болезнь, от души - невежество, от утробы - роскошество, от города

- смуту, от семьи - ссору, от всего, что есть, - неумеренность."

"Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющее наслаждение. Наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, но прочное, очищающее от хулы. Ибо наслаждение бывает двоякого рода: одно, утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, он уподоблял погибельным песням Сирен, а о другом, которое направлено на все прекрасное, праведное и необходимое для жизни, которое и переживаешь сладко, и пережив, не жалеешь, он говорил, что оно подобно гармонии Муз." Так Порфирий описывал нравственный подвиг Пифагора.


Пифагор учил, что есть две поры, наиболее подходящие для размышлений: перед отходом ко сну и при пробуждении. Именно в это время надо оценить все сделанное за день и наметить на грядущий день. Система морально-этических правил пифагорейцев была собрана в своеобразный моральный кодекс - "Золотые стихи". В них содержались 325 пифагоровых заповедей. Вот некоторые из них:

- Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

- Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

- Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

- Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая; но ей не обучаются. На основе этих правил был выработан распорядок дня. Утром здесь вставали до восхода солнца и шли на морской берег встречать рассвет. В утренней прохладе священной рощи пифагорейцы обдумывали труды предстоящего дня, затем делали гимнастические упражнения и завтракали. Сам же Пифагор в утренние часы нередко играл на лире и пел стихи Гомера. Многолюдным сборищам он предпочитал уединенные прогулки с несколькими сопровождающими. В конце дня также следовала сов-местная прогулка, морское купание и ужин. После ужина славили богов и читали. Читал самый младший, а старший комментировал. Пифагорейцы преследовали гармонию духовного и физического и в этом добивались блестящих результатов. Так широко известен шестикратный победитель Олимпийских игр среди борцов Милон, легендарный прыгун Фаил, прыгнувший на 16 метров. Однажды на Олимпийских играх все семь победителей в беге оказались кротонцами. Даже сложилась поговорка: "Последний из кротонцев - первый из остальных греков", а если говорили - "Здоровее кротонца", то это означало высшую степень физического совершенствования.

Такое единство физического и нравственного пифагорейцы называли калокагатией. Пифагор указывал чтить старших, почитать родителей, ценить друзей, считая, что друг - это второе "я". Ведь философия не была для Пифагора отвлеченным мудрствованием, а представляла собой систему жизненных правил. Мудрость, любовь к ней должны делать человека аристократом духа и добродетели.

Попасть в общину Пифагора было не просто. Вначале были испытания. Но даже по прохождении испытаний ученики, как говорил Ямвлих, могли только из-за занавеси слушать голос учителя, а видеть его разрешалось еще через несколько лет очищения музыкой и аскетической жизнью. А все начиналось с обета молчания. Новичок должен был смирить свой язык и слова - научиться размышлять и разучиться болтать. Пифагорейцы имели много символических выражений. Например:

- Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем).

- Огня ножом не вороши (не задевай гневливых людей).

- Через весы не шагай (не нарушай справедливость).

- Будь с теми, кто ношу взваливает, а не с теми, кто ее сваливает (живи в труде).

Нравственность пифагорейцев высока. Рассказывают, что когда один пифагореец умирал на чужбине и не мог расплатиться с гостеприимным хозяином дома, он велел тому нарисовать на стене своего дома пентаграмму. "Если мимо пойдет пифагореец, он обязательно сюда заглянет", - сказал умиравший. И, действительно, через несколько лет мимо проходил пифагореец. Он увидел пифагорейский знак-звезду и зашел в дом, узнал о случившемся у хозяина и заплатил давнишный долг за своего собрата. О верности долгу рассказывают и другую историю. Жестокий тиран Дионисий велел схватить пифагорейца Финтия, обвинив его в заговоре, и объявил смертный приговор. Тогда Финтий попросил тирана, чтобы вместо него до вечера остался товарищ его Дамон, а пока он дома сделает свои дела. Тиран согласился, а его придворные вовсю потешались над Дамоном. Но не успело солнце закатиться, как Финтий вернулся, чтобы идти на казнь. Тиран так растрогался, что попросился в союз двух друзей, но согласия на это не получил.

Прекрасно сказал о пифагорейском братстве математик и историк науки Ван дер Варден: "Стремление от мира, замкнутая монашеская жизнь, вегетарианство и общность имущества встречались у многих сект. Но что отличало пифагорейцев от всех других - это способ, при помощи которого они считали возможным достигнуть очищения и соединения с божеством; это делалось при помощи математики. Математика была одной из составных частей их религии. Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным."

Именно гармоничным был пифагорейский союз, это был союз истины, добра и красоты. Слава о пифагорейском братстве разошлась далеко за пределами Великой Греции. Ученики Пифагора разъехались и разошлись по многим местностям, организовывали свои братства или влияли в своих же полисах на всю нравственную и политическую атмосферу полисов. Именно высокая нравственность отличала пифагорейцев. Рассказывают, что тиран Симих после пребывания в братстве сложил свою власть, а накопленные богатства раздал сестре и согражданам. Не знатность и богатство, а честь, ум и совесть ценились в братстве превышего всего.

Были в братстве и женщины, они ничем не ущемлялись в своих правах. Несмотря на пожилой возраст Пифагор женился на мудрой Феано, и они имели несколько детей в своем счастливом браке. Пифагорейское братство помимо восхищения вызывало и чувство зависти и злобы у темных людей. Они предпринимали все, чтобы уничтожить эту общину. И это им удалось. Уцелевшие пифагорейцы рассеялись по всему свету и далеко разнесли зерна своего учения.



Похожие:

Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconДоклад на третьей сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1959 года госполитиздат • 1959 Товарищи депутаты!
Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Министров СССР поручили мне выступить перед вами по вопросам международного положения...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconН с. Института философии ран доклад
«псалтерий». Особенное внимание уделяется не реконструкции исторического облика инструментов, но деталям их символического представления...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconДоклад по гуманитарным наукам смотри памятку "Как написать реферат". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconЯ люблю наше братство!

Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconАлександр Константинович Гаврилов, г н. с. Института истории ран, проф. СпбГУ. ‘Академия’: античность, Запад, Россия. Приглашенный доклад
Приглашенный докладчик: Александр Константинович Гаврилов, г н с. Института истории ран, проф. СпбГУ. ‘Академия’: античность, Запад,...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconДокументы
1. /БРАТСТВО.doc
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconДокументы
1. /Братство конца.doc
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconПриказ № Об итогах обучения учащихся 10-11 классов за I полугодие 2010-2011 учебного года
А от 02. 12. 2010 года «О подготовке и проведении зимней сессии в классах III ступени обучения (10-11 классы) в 2010-2011 учебном...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconОсновы творческой разработки урока
Данные материалы написаны доцентом кафедры алгебры и геометрии Армавирского государственного педагогического института Сергеем Георгиевичем...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconОсновы творческой разработки урока
Данные материалы написаны доцентом кафедры алгебры и геометрии Армавирского государственного педагогического института Сергеем Георгиевичем...
Доклад на 1й сессии Института Человекознания пифагорейское братство iconДокументы
1. /Материалы к летней сессии 2011-12 ОЗО/Уч_график_лето__2011-2012.doc
2. /Материалы...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов