С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? icon

С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения?



НазваниеС. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения?
Дата конвертации15.09.2012
Размер83.81 Kb.
ТипДокументы
1. /problem.docС. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения?


С.Ю. ХИЖНЯКОВ


АГНИ-ЙОГА: МОСТЫ ПОНИМАНИЯ ИЛИ

ПРОПАСТЬ РАЗЪЕДИНЕНИЯ?


В письмах Е.И. Рерих есть упоминание о том, что ни одно Учение Жизни не продержалось в чистоте более 300 лет. Ярые последователи исказили их в меру своего разумения, приспособив данные им Основы под свое скудоумие, вместо того, чтобы поднять свое сознание до вмещения светлого Учения в полной мере. Немногие из тех людей приняли полную чашу, большинство удовлетворилось малостью и малость их удел. Имена героев, не убоявшихся принять чашу подвига, истинная история человечества ставит наравне с Именами Великих Основателей, ибо они стали сотворцами даваемых Учений. И именно эти герои приходили опять к человечеству подымать его сознание, заново освещая те Основы Великих Учений, которые к тому времени были уже искажены до неузнаваемости.

Именно впечатление «последователей» производит большинство членов Рериховских Организаций, которые в меру свою кроят Наследие Основателей, даже не отягощая себя соотнести частицу свою с теми частями, которые усвоил «сосед» по Учению. Отсюда недопонимания, недоразумения и обвинения друг друга в лжетолковании, узости и пр. Немногие, действительно желающие и изучающие Наследие Рерихов, объединяются для взаимной работы по получению практических результатов. Так и тут присутствуют обвинения в узости восприятия и неправильном применении. Понять, почему изучающие одно Учение люди не могут понять друг друга, поможет изучение эмпирических законов психологии типов, прекрасно изложенных К.Г. Юнгом в его книге «Психология типов». Да, в Рериховском Движении наметились направления, в которых более сильно изучают один или несколько аспектов Наследия: культурологический, научный, психологический, религиозный, философский, образовательно-воспитательный и мн. др. Но искренне изучающих и помнящих основы единства Учения как всегда мало – большинство те же последователи, «трудами» которых в деятельность Рериховского Движения вносится разъединение. И это еще не прошло даже и 100 лет. Хотя, если вспомнить о насыщенности пространства огнем и ускоренности течения времени вообще удивительно, что у нас пока единый корпус Учения.

И, как будто мало проблем разъединения внутри Рериховского Движения, появились крупные непонимания между Рериховскими организациями и религиозными и общественными структурами. Понятна реакция религиозных организаций, в частности Русской Православной Церкви, в отношении не только деятельности Рериховского Движения, но и к самому Наследию семьи Рерихов.
Так зачем же было противоречить основам Агни-Йоги и отвечать на нападки такими действиями, в которых сквозит знакомый образ многих организаций Советского Союз? Из Учения известно, что ненависть и гнев не гасятся подобием их, но только любовь и доброжелательство помогут охранению доверенного. У Елены Ивановны есть удивительные примеры в письмах и в жизни, когда она лишь в редчайших случаях прибегала к крайнему средству – краткой оградительной формуле: «Не тронь!», после которой клеветник предоставлялся своей собственной карме. Но до этой черты была использована вся мера терпимости и доброжелательства. И после нее никогда не оставалось злопыхательство и желание дальнейшего выяснения отношений. Но другое волнует больше – отсутствие понимания единства Учений Жизни. Агни-Йога не может быть исключением из целой цепи Учений, ибо ее основы идентичны основам других Учений. И утверждение, что только в Агни-Йоге есть истина, очень напоминает мнение многих сектантов, растерзавших не одно Великое Учение. И в этом видна деятельность «последователей» свято верующих в то, что они действуют на Общее Благо.

«Каждый строитель должен знать материал, которым он может располагать. Все гнилое, все нетвердое должно отпасть. Не толпы нужны, но отдельные избранные. Толпы никогда ничего не создавали. Удел толп – разрушать.

Как говорил великий мыслитель Ницше устами Заратустры: « Итак, глаза мои открылись; мне нужны последователи и притом живые, а не мертвые, трупы которых я ношу с собою, куда хочу... Глаза мои открылись; не народу должен говорить Заратустра, а последователям. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада! ... Последователей ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не правоверных ... Созидающих также, как он, ищет созидающий, именно тех, что пишут новые ценности на новых скрижалях ... К созидающим и собирающим жатву и празднующим хочу присоединиться; радугу хочу показать им и все ступени ведущие к сверхчеловеку!»

Я так люблю эту книгу! Конечно, многие, прочтя ее, возмутились, но таким сознаниям, истинно, трудно будет войти в Новый Мир. Время сейчас слишком грозное, чтобы сентиментальничать, надо собрать все стремящееся, все сильное в постоянстве и мужестве своем. Нужны истинные воины духа, не боящиеся поднять меч свой за Свет и общее благо. Так все Святые и Бодхисаттвы Тибета всегда изображаются с мечом, символом бесстрашия и мужества духа»... (06.07.35)

На общих основах Учений Жизни, единство которых отображено в Агни-Йоге, я хочу остановиться подробнее, внести ясность в то общее, что может примирить желающих мира с представителями других Учений.

Первое, что необходимо сделать, это стремиться понять Учения на ознакомлении с ними на позициях непредубежденности и доброжелательства. Ведь многие стороны этих Учений, которые вызывают у нас непонимание и предубежденность, имеют свои обоснования – либо они являются искажениями Учений, либо имеют под собой культурное основание, в корне отличное от привычного нашему сознанию, которое воспитано в совершено другой форме национальной культуры. В первом случае необходимо распознавание, основанное на знании общих принципов, типа Закона о Золотой Середины. Во втором чуткость и настойчивость в желании понять тот аспект, который вызвал недоумение. В обоих случаях может помочь качественная литература, в которой непредубежденно изложена суть изучаемого Учения, черты которого поданы не в аспекте исключительности, а в связи с общими принципами духовности человека, с позиций достижений современного сознания. Очень желательны беседы с последователями изучаемого Учения, образ жизни которых подтверждает их искреннюю преданность не только исповедуемому ими Учению, но и общечеловеческим ценностям, на которых и возможно взаимопонимание. По поводу литературы Елена Ивановна писала в одном из своих писем: «...лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет заблуждений... Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавад – Гиты, Конфуция, Лао-Цзы и т.д. ... При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения». [30.06.34]

Большим достоинством я считаю то, что, как и в Советском Союзе, так и в современное время на русском языке издавались научные труды по исследованию развития восточных религий и систем мировоззрения с высоким качеством, как перевода, так и анализа. Это такие серии как «Biblioteca Buddica», «Памятники литературы народов Востока», «Литературные памятники».

В письмах Е.И. Рерих есть указание, смысл которого при принятии идей реинкарнации и кармы, напрочь отметает в корне надуманную разъединенность Учений.

«...Все древние оккультные школы являлись отделами Великого Братства. В древнейшие времена среди Посвященных таких школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света. Так:

Орфей, Зороастр, Кришна (Великий Учитель М.);

Иисус;

Готам Будда;

Платон, Он же Конфуций (предыдущий Владыка Шамбалы);

Пифагор (Учитель К.Х.);

Ямбликус, Он же Яков Бемэ (Учитель Илларион);

Лао-Цзы, или Сен-Жермен (Учитель Раккоцци) и другие были этими великими воплощениями. Так продвижением сознания человечества на протяжении всей эволюции нашей Земли мы обязаны этим великим Духам, воплощавшимся во всех расах и народностях на пороге каждого нового сдвига сознания, каждого нового поворота в истории. Величайшие Образы древности связаны с этими Сынами Света». (11.08.37). Из других писем Е.И. Рерих известны и другие Великие воплощения Сынов Света: Джордано Бруно (18.11.35), Сенека (10.12.38). Имена этих воплощений не делались достоянием масс из-за возмущения и ненужных пересудов среди последователей тех Учений, основателями которых являлись Великие Индивидуальности, – вряд ли многие из искренних последователей обладали достаточной широтой сознания для вмещения этого факта. Притча о различии в понимании Аллаха Мухаммедом и простого крестьянина является ярким тому примером.

Не стоит упускать из виду и деятельность тех людей, которые посвятили свою жизнь очищению и возрождению Учений Жизни. Ведь и Елена Ивановна была названа огненным очистителем Заветов, так же и одной из задач Агни-Йоги является очищение предыдущих Учений, но не отвержение их. Во всех, без исключения, Великих Учениях почитают таких людей за Святых, которые возродили затемненный смысл Учения. Деятельность большинства из них имела поддержку Белого Братства, о чем мы находим подтверждения из трудов Е.П. Блаватской, в «Письмах Махатм», в Наследии семьи Рерихов. В частности, приведу примеры из жизни и творчества Е.П. Блаватской. Из писем Елены Петровны к Н.А. Фадеевой становится известен факт личного знакомства Учителя Е.П. Блаватской с архиепископом Нилом (Исакович, 1799-1874), его книга «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» послужила укреплению дружбы между буддистами и русскими (см. Е.П. Блаватская. «Письма друзьям и сотрудникам.», М., «Сфера», 2002, с.190-191). В томе «Писем Махатм» есть описание одной из ступеней достижения сознания, которая называется Хубилган, и приведено имя последнего на то время Хубилгана - Цзон-Ка-Па из Коконора («Письма Махатм», С., «Агни», с.75-76). Из жизнеописания Цзон-Ка-Пы известно, что за его деятельность на очищение и возрождения Учения Будды буддисты, воспринявшие его реформацию, называли воплощением бодхисатвы Манджушры, чья миссия – в искоренении невежества и порождаемого им зла. Его литературный труд «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» недавно был переведен на русский язык.

Деятельность таких очистителей находит достойное место в Учении Агни-Йоги: «Та же неизменная Истина дается человечеству в различных одеяниях. Так же точно она извращается мятущимися толпами в течении менее века. Потому в обязанности йога входит очищение Истины. Когда вновь открытый лик Истины улыбнется самоотверженному искателю, тогда радость пронесется к дальним мирам. Пространство восклицает: «Очищается назначение жизни!» И Лики Носителей Правды улыбаются. Такая улыбка редка, но йога может быть источником ее. Потому занятие йогой есть просветление жизни». (Знаки Агни-Йоги, 178)

В Агни-Йоге приводится ряд Индивидуальностей, деятельность которых была направлена на общее благо и на очищение лика Истины: Рамакришна, Вивекананда, Сергий Радонежский, Франциск Ассизский, Аполоний Тианский, Ориген, Шанкарачарья и мн. др. Ориентируясь на эти указания, можно быть уверенным в выборе литературы для ознакомления с другими Учениями.

Человек, стремящийся к познанию Учения и к слиянию своего сознания с сознанием Давшего Его, имеет возможность достичь этого, приобретая качества, присущие Основателю, одним из них будет умение видеть за всеми Учениями Истину – «Нет религии выше Истины». Пример из жизни – Рамакришна, а подтверждение такого опыта опять же находим в Агни-Йоге: «Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения сознания. Укажите, насколько знание может проложить путь к единому Учению. Неужели человечество не может понять, что знание идет из одного Источника? Потому деление на знание и невежество будет делением света и тьмы. Мы легко Тору заменяем гимнами Вед, и заветы Будды соединяем со словами Христа, ибо не видим отличия в Учениях одного Источника». (Знаки Агни-Йоги, 90)

Понятия и идеи, легшие в основу Агни-Йоги, рождены в Пространстве Космоса, и стали доступны человечеству благодаря их ассимиляции Великими Духами. И как безгранично Пространство, так же и должно быть неограниченно познающее сознание. Это достигается открытию многообразию видов знания и избавлением от предрассудков в отношении процесса и возможностей познания.

«Вы видели, как ручей обращается в могучий поток, если он принимает в себя все водопады и все струи потоков, претворяя в свою волну. Также для йога нет знания худого и хорошего, он впитывает в себя всякое знание и находит полезность всему.

Нужно приучить себя к претворению всех знаний. Какую область можем считать ниже себя? Как можем хранить уверенность, если сами отталкиваем нужный материал?». (Знаки Агни-Йоги, 234)

В завершении статьи, но, не закрывая тему, хочется привести еще один отрывок из параграфа 295 книги «Знаки Агни-Йоги»: «Понять и приложить Учение Агни-Йоги может тот, кто соприкасался с Учениями Жизни и ощущает необходимость украсить и заново осмыслить свое существование. Тучи сомнений не подавляют ищущего выхода – только бы выйти из лабиринта! Приказ необходимости наполняет находчивостью и не мешает суждению о непонятой системе...»

Так зачем же вступать в противоречие с возможными благими накоплениями прошлого? Отвергая то или иное Учение, не губим ли в себе драгоценный опыт прошлого?



Похожие:

С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconЙога Пяти Мудростей. Йога Пустоты. Общий итог. Учение Калачакры. Учение Калачакры и Шамбала. Чаша Будды. Агни-Йога. Калагия. Космические циклы литература
В настоящее время после веков застоя, наблюдается новое возрождение буддийской литературы в Индии и во всем мире. Несмотря на видимые...
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconДокументы
1. /Агни йога.doc
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconДокументы
1. /Ритмы истории - глазами агни йога.doc
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconДокументы
1. /Агни Йога и государство новой эпохи_new.doc
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconДокументы
1. /Агни Йога и государство новой эпохи.doc
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconН. К. Рериха «Агни Йога» искульптурное изображение Будды
В настоящем издании собраны материалы Международной общественно-научной конференции «Искусство как способ познания»
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconО нашей партии: проблемы и решения
Суть ниженаписанного происходит из того, насколько необходимо наше, рериховцев, участие в политике. Уже было сказано в книге «Агни...
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconО нашей партии: проблемы и решения
Суть ниженаписанного происходит из того, насколько необходимо наше, рериховцев, участие в политике. Уже было сказано в книге «Агни...
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconАгни Йога о чувствознании Озарение
Есть два вида знания: одно – словами выражаемое, другое – точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить...
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconКонцепция тренинга в калининградском институте йоги Полтавцев И. Н. Йога или йога-тренинг?
Что это оздоровительная работа с новичками, и исследование слоев сознания с продвинутыми слушателями. Что это, наконец, подготовка...
С. Ю. Хижняков агни-йога: мосты понимания или пропасть разъединения? iconАгни Йога о психической энергии Община
Психомеханика будет верным определением приложения психической энергии. Можно заметить интересные опыты при фабричном труде. Каждый...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы