Рынок платных услуг и его особенности icon

Рынок платных услуг и его особенности



НазваниеРынок платных услуг и его особенности
Дата конвертации07.11.2012
Размер146.7 Kb.
ТипДокументы

росла. В настоящее время она составляет большую часть компью­терных операций. Если в 1973 г. на информационный ресурс при ходилось только 5% всех затрат на информационные операции, то в начале 90-х годов они достигли 90%. Это означает, что возмож­ности дальнейшего сокращения затрат на эти услуги резко сужа­ются, и их развитие вступает в стадию стагнации.

На уровень общественной производительности труда в народ­ном хозяйстве будет сказываться изменение соотношения групп услуг, подверженных разной степени воздействия технического про­гресса. Так, например, в Германии производительность труда од­ного работника в сфере банковских услуг была в 1,7 раза выше среднего уровня по народному хозяйству, а в торговле — была на одну треть ниже.

В сфере деловых услуг, связи и коммуникации производитель­ность труда росла быстрее, чем в народном хозяйстве. Например, за 20 летний период (с 1973 по 1993 гг.) в Германии среднегодо­вые темпы роста производительности труда в народном хозяйстве составили 2,0%, при этом в индустрии связи темпы производи­тельности были выше народнохозяйственного уровня-3,7%, в'де­ловых услугах —2,5%. В результате этого в последние годы умень­шается сдерживающее влияние расширения сферы услуг на обще­ственную производительность труда.

Глава 3. ^ РЫНОК ПЛАТНЫХ УСЛУГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Рынок платных услуг представляет собой самую динамичную часть потребительского рынка. Так, во всех странах мира с сере­дины 70-х годов до начала 90-х годов темпы роста продажи това ров составляли 10,3%, а услуг—12,3%, в высокоразвитых странах мира эти показатели были соответственно 9,7 и 11,6%.

О сложившихся пропорциях в удовлетворении потребностей населения в различного рода платных услугах в России может дать представление следующая таблица.

Таблица 3.

Структура платных услуг населения в России is» г" в 1985-1993 гг., в % '*Г

•v /





1985 г.


1990 г.


1^-г.



Всего оказано услуг


100,0


100,0


100,0


в том числе:











бытовые


25,1


26,8


18,8


пассажирского транспорта


33,1


29,0


38,0


связи


6,4


6,4


8,4


жилищно-коммунальные


20,0


17,9


14,7


по содержанию детей в дошкольных учреждениях


3,0


2,0


2,8


культуры


3,5


3,6


2,1


туристско-экскурсионные


2,8


4,9


2,5


физической культуры и спорта


0,2


0,7


0,2


здравоохранения


0,5


0,9


1,8


санаторно-курортные и оздоровительные


2,5


3,7


6,5


прочие


2,5


4,7


4,2



46


47



Как видно из таблицы, более двух третей всего объема плат­ных услуг приходится на бытовое, жилищно-коммунальное и транс­портное обслуживание. По сравнению с другими странами в на­шей стране слабо развиты платные жилищно-коммунальные услу­ги, услуги по уходу за домашним имуществом, автосервис, право­вые и деловые услуги (в частности, обслуживание населения бан ковской, финансовой системой), туристские услуги.

Рынок платных услуг функционирует в соответствии с общими закономерностями развития рыночной экономики.

Рынок услуг, как и любой другой рынок, выполняет опреде­ленные функции.

^ Ведущая экономическая функция рынка услуг состоит в обес­печении эффективного использования ресурсов для удовлетворе­ния потребностей общества. Реализация этой функции осуществ­ляется во взаимодействии с другими рынками, например, с рынка­ми факторов производства.

Участвуя в отраслевой конкуренции на рынках первичных фак­торов производства (труда, земли, капитала) предприниматели-поставщики и продавцы способствуют установлению реальной це­ны на эти факторы и оптимальному распределению их между от­раслями. Своевременное реагирование на изменение цен факторов производства, стремление максимизировать прибыль заставляет их снижать издержки, что в итоге ведет к повышению экономической эффективности.

Распределение ресурсов на рынке происходит с помощью це­нового механизма и конкуренции. Цены на услуги оперативно ин­формируют производителя о потребностях, вкусах и интересах по­купателей, с помощью цен реализуется принцип обратной связи. Рынок выполяняет санкционирующую, дисциплинирующую роль. Угроза обанкротиться и страх оказаться без работы как "дамок­лов меч" висит на участниками рыночных отношений. Иными сло­вами, на экономическое поведение людей рынок воздействует че­рез их материальные интересы.

^ Социальное назначение рынка услуг — предоставление свобо­ды потребительского выбора. Рыночные отношения преполагают суверенитет потребителя, который он реализует, ориентируясь на цену, качество приобретаемых услуг, предоставляемый сервис. Ры­нок с помощью свободного ценообразования сигнализирует произ­водителям и поставщикам услуг о динамике потребительского по­ведения, изменения предпочтений и вкусов, побуждая тем самым вносить коррективы в распределении ресурсов. Утверждаясь в кон­курентной среде, стремясь сохранить и укрепить собственное по­ложение на рынке, производители и поставщики товаров и услуг обновляют технику и технологию, изыскивают возможности сни­жения издержек, способствуя тем самым научно-техническому про­грессу и повышению эффективности экономики в целом.

Рынок, увеличивая предложение услуг по объему и ассорти-

48

менту, способствует росту благосостояния населения, улучшению качества жизни, совершенствует условия воспроизводства рабочей силы.

Социальная значимость рынка проявляется также в свободе экономической деятельности в данной сфере. Заинтересованность в максимальной прибыли ведет к постоянному движению ресурсов факторов производства между отраслями. Конкуренция и личная выгода предпринимателей обеспечивает внеэкономическое принуж­дение к деятельности в данной сфере. Рыночные отношения по­рождают действенную предпринимательскую мотивацию, учиты­вающую опасность хозяйственного риска.

Хотя рынок услуг имеет много общего с рынком товаров, су ществуют некоторые особенности рыночной координации, обус­ловленные специфической природой услуги — неосязаемостью ус­луги, невозможности ее хранения и транспортировки, одновре­менно производства и потребления услуги, необходимостью лич­ных контактов потребителя и производителя, высокой степенью индивидуализации и нестандартности спроса на услуги.

Во-первых, рынок услуг больше всего отвечает требованиям свободного рынка классического типа, он меньше всего поддается монополизации, поскольку производство услуг рассредоточено. Наиболее распространенной формой организации производства ус­луг являются малые предприятия, основанные на частной и кол­лективной собственности. Рентабельность производства услуг обес­печивается не столько от экономии на масштабе производства, сколь­ко за счет экономии на разнообразии и качестве услуг.

На ранних стадиях развития рынок товаров и рынок услуг были малоразделимы. По мере развития производительных сил происходит их дифференциация. Но этот процесс идет неодно­значно и в нем можно выделить две тенденции: тенденция допол­няемости (комплементарности) и тенденция взаимозамещения то­варов и услуг.

49

Тенденция дополняемости обусловлена существованием пира­миды потребностей, в основании которой лежат материальные по­требности, создающие базис для потребностей более высокого^ров-ня — социальных и духовных. Каждая из этих потребностей, до­полняя друг друга, характеризуют сложность природы человека как социобиологического существа. Сложность сервисной техники и сервисной технологии порождает потребность в соответствую­щих видах услуг по ремонту и техническому обслуживанию. Вме­сте с тем совершенствование сервисной техники в ряде случаев сопровождается заменой услуг. Чем надежнее и качественнее то­вары, тем в последующем при их использовании потребителями меньше требуется услуг по поддержанию и восстановлению потре­бительских свойств изделий. С другой строны, в современных ус­ловиях повышение уровня нравственной культуры и экологиче­ского воспитания выступает сдерживающим фактором нерацио-

4 К-50

нального потребительского поведения, включая ограничения в по­треблении товаров и услуг.

Во-вторых, рынок услуг по сравнению с рынком товаров отли­чается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью. Не слу­чайно на Западе наблюдается большое количество банкротств фирм в сфере услуг. Здесь остро стоит вопрос о выживаемости хозяйст­вующего субъекта.

С одной стороны, необратимый характер производства услуг, как несохраняемость и непостоянство их качества приводят к то­му, что усиливается фактор неопределенности и не обеспечивают­ся гарантии в получении стабильного дохода.

С другой стороны, одновременность производства и потребле­ния услуг требует постоянного учета конъюнктуры спроса на ус­луги и применения особых мер в области маркетинга и рекламы по согласованию спроса и предложения на рынке.

В сфере платных услуг получила широкое распространение практика предварительных заказов и установление дифференци­рованных цен, учитывающих подъемы и спады спроса на услуги (высокие цены на услуги в период пика спроса и низкие цены, дисконтированные цены в период затишья). В период максималь­ного спроса практикуется организация дополнительных ycjryr в качестве альтернативы для ожидающих своей очереди потребите­лей. В этот период устанавливается также особый режим и график работы, широко привлекаются временные работники и работники на неполный рабочий день, широко поощряется совместительство. Неустойчивость спроса на услуги связана с высоким уровнем ир­рационального потребительского поведения людей на рынке ус­луг. В сфере услуг предусматриваются специальные меры по про­движению услуг, в частности, меры по повышению степени дове­рия потребителей и придания осязаемости услуги. С этой целью широко используется механизм репутации, например, фирменные названия.

В-третьих, рынок услуг отличается от рынка товаров большей сегментацией, то есть большей ориентацией на определенную группу покупателей. В сфере услуг интенсивно идет процесс диверсифи­кации производства и последовательно реализуется принцип ком-плементарности и дополнительности. Так, услуги, связанные с ор­ганизацией отдыха, соединяются с торговыми услугами, услуги туризма— с гостиничными, услуги кино с телевидением и видде-лом, с рекламой и т. д.

Наряду с горизонтальной интеграцией развивается и вертикаль­ная, но она сдерживается антимонопольным законодательством. Про­цессы диверсификации расширяют пространство для маневра, так что потери и убытки при оказании одних услуг могут быть компен­сированы за счет высокой рентабельности других. Сегментация рынка услуг усиливает сегментацию товарного рынка, она позволяет ис­пользовать наряду с ценовой и неценовую конкуренцию.

50

Сегментация рынка услуг перемещает центр тяжести при цено­образовании с ориентацией на собственные издержки производст­ва на ориентацию на спрос, на качество и потребительские свойст­ва услуги, и в частности, на их эмоционально-эстетические "имид-жевые" свойства, которые становятся мотивами покупки.

Сегментирование возможно по многим признакам: по уровню доходов потребителей, по роду их занятий, по половозрастным признакам, по интенсивности потребления (периодический, посто­янный, активный).

В условиях конкурентной борьбы очень важное значение име­ет определение местного рынка. Он характеризуется тремя при­знаками:

— разными группами потребителей (покупателей);

— отличием услуги по потребительским свойствам;

— территорией обращения.

Различие рынков по составу потребителей (покупателей) и по­ставщиков (продавцов) приводит к существованию обособленных рынков определенной услуги или товара.

В связи с сильной сегментацией рынка услуг резко усиливает­ся неопределенность и нестабильность спроса на услуги. Для сни­жения действия фактора неопределенности и риска предпринима­тельской деятельности на рынке услуг имеет важное значение про­ведение с использованием средств массовой информации широко­масштабной рекламы образа жизни и модели потребительского по­ведения, типичных для соответствующих социальных слоев насе­ления.

Так, например, для высокодоходной элитной группы населе­ния принимается за образец такой стиль жизни, для которого ха­рактерным являются престижные и весьма дорогие виды услуг, например, занятия гольфом, теннисом, конным спортом, горными лыжами, парусным спортом, посещение концертов симфонической музыки, классической музыки и постановок знаменитых театраль­ных групп, международные туристические поездки, отдых в зна­менитых курортных местах, пользование услугами известных в мире салонов мод и красоты и т. д.

В то же время для широких слоев населения, для групп людей с низким и средним уровнем дохода интенсивно рекламируются об­разцы и стандарты массового потребительского повышения и массо­вой культуры. Это проявляется в массовости зрелищных спортивно-культурных мероприятий и широком распространении пассивных видов досуговой деятельности, в частности, посещение футбольных, бейсбольных, хоккейных соревнований, кинотеатров и т. д.

В-четвертых, для рынка услуг по сравнению с рынком товаров характерна большая степень локализации и привязанности его к местности. Это связано со специфическим способом транспорти­ровки услуг, поскольку их реализация требует личных контактов производителей и потребителей. Она обеспечивается либо переме-

4* 51

щением производителя услуг к месту расположения потребителя, либо перемещение потребителя к месту расположения производи­теля. Однако развитие телекоммуникаций и компьютеризация со­кращают необходимость личных контактов при реализации услуг. С технологическим прогрессом преодолевается локальность, он ста­новится более открытым, более интернациональным.

Определение границ местного рынка должно базироваться на мнении потребителей о равнозначности или взаимозаменяемости продукции, работ, услуг.

Границы территории рынка предопределены возможностями по­требителя. Они могут быть обусловлены совокупностью различ­ных факторов и связаны с экономическими, природно-географи-ческими, административными и иными границами.

Местный рынок устанавливается исходя из экономической воз­можности потребителя приобрести услуги или товар на данной территории и отсутствием этой возможности за ее пределами. Тер­ритория может быть представлена национально-государственны­ми, национально-территориальными и административно-террито­риальными образованиями, районами, городами или отдельными населенными пунктами. Локализация рынка услуг, как и сегмен­тация его, накладывает отпечаток на процесс ценообразования, издержки производства услуг формируются под сильным влияни­ем конкретных условий местоположения предприятия сферы ус­луг, территориального их размещения. Поэтому не случайно при­ходится иметь дело с большой пестротой цен на тарифы на одина­ковые услуги в пределах одной страны.

В-пятых, рынок услуг, в отличие от рынка товаров характери­зуется большим динамизмом и гибкостью. Это объясняется тем, что скорость оборота капитала в сфере услуг выше, чем в произ­водственных отраслях и для организации бизнеса услуг требуется значительно меньше первоначального капитала, чем в индустри­альном и аграрном секторе. Малый бизнес в сфере услуг создает благоприятную среду для выращивания предпринимательских кад­ров, для самоутверждения и самореализации личности в области предпринимательской деятельности.

Рынок услуг служит инкубатором предпринимательства, по­скольку именно здесь создаются наиболее благоприятные условия для бизнеса в силу большой скорости оборота капитала. Рост бан­кротства предпринимателей на рынке услуг не фатален, т. к. всег­да есть возможность возобновления деятельности на диверсифи­цированных родственных отраслях. Рынок услуг чаще всего пред­ставлен множеством небольших или малых по объему предприя­тий, способствующих занятию безнесом большому количеству эко­номически активных лиц, что ведет к формированию среднего клас­са, предотвращению экономического, социального, политического и иного давления.

Производство платных услуг характеризуется незначительным

52

мультипликативным эффектом по цепи производственных связей на другие отрасли народного хозяйства. В этих условиях имеющее место каждый год массовое банкротство предприятий в сфере ус луг не подрывает экономическую стабильность общества в целом. Массовый уход хозяйствующих субъектов с рынка услуг компен­сируется массовым вступлением в него новых бизнесменов.

В России сфера платных услуг в условиях перехода к рынку стала пионером разгосударствления и приватизации, внедрения реальных рыночных структур.

На рынке услуг цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения, они и являются свободными и равновесными. Пред приятия, оказывающие платные услуги в условиях рынка и кон­куренции, функционируют на коммерческих началах, руководст­вуясь интересами получения прибыли (дохода) и достижения рен­табельности производства. Коммерческие предприятия полностью несут юридическую и экономическую ответственность за приня тые на себя обязательства как перед другими хозяйствующими субъектами, так и перед государственными органами.

В условиях свободной конкуренции на рынке услуг роль госу­дарства во взаимоотношениях с коммерческими организациями сфе­ры услуг весьма ограничена и не допускается его вмешательство в экономическую деятельность бизнеса. Государство выполняет тра­диционную функцию по обеспечению общих условий для работы рынка. Благодаря такой функции создаются общие правила игры для всех агентов рынка. Конкретно это выражается в установле­нии и гарантировании правового порядка для всех граждан, и преж де всего индивидуальных прав и свобод —права на собственность, свободу на создание ассоциаций и заключение коллективных дого­воров, свободу выбора профессии, места жительства и т. д. Важ­ной обязанностью государства является правоохранная деятель­ность по поддержанию справедливого рынка и эффективной кон куренции, включая антимонопольное, антитрестовское законода­тельство, правовые акты о предпринимательстве и малом бизнесе, о налогах и платежах, о минимальном уровне заработной платы и т. д. Существуют специальные методы по регулированию рынка услуг с помощью предоставления местными органами власти юри­дических полномочий (лицензий, сертификата) хозяйствующему субъекту функционировать на коммерческих началах в соответст­вующей отрасли услуг.

Лицензия приватизированного магазина, в частности, точно оп­ределяет его профиль (булочная, овощи и фрукты, галантерея, писчебумажные изделия) в зависимости от потребностей жителей окружающих домов, а также предусматривает содержание ассор­тиментного минимума товаров, перечень услуг, оказываемых по­купателям. Предусматривается также, что за нарушения правил торговли, зафиксированных должным образом, лицензия в уста­новленный срок изымается и все убытки несет владелец магазина.

53



Похожие:

Рынок платных услуг и его особенности iconПоложение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях Павловского муниципального района
Рф от 10. 07. 2003г. №2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»,...
Рынок платных услуг и его особенности iconПоложение о дополнительных платных образовательных услугах в муниципальном образовательном учреждении «Лицей №2» Барнаул 2007г. Общие положения
Правилами оказания платных образовательных услуг (утвержденными постановлением Правительства РФ от 05. 07. 2001 №505 с изменениями...
Рынок платных услуг и его особенности iconОбщие положения
«Правилами оказания платных образовательных услуг» (утвержденными постановлением Правительства РФ от 05. 07. 2001 №505 с изменениями...
Рынок платных услуг и его особенности iconП. В. Диканский положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг общие положения настоящее положение разработано в соответствии с Закон
Министерства образования России №52-м от 21. 07. 1995г. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», №04-м от 02....
Рынок платных услуг и его особенности iconПоложение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы №13 ст. Новоджерелиевской
Настоящее положение разработано для обеспечения уставной деятельности школы в части оказания платных дополнительных образовательных...
Рынок платных услуг и его особенности iconПеречень предлагаемых дополнительных платных образовательных услуг
Перечень дополнительных платных образовательных услуг для детей дошкольного возраста
Рынок платных услуг и его особенности iconПоложение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в моу лукояновская средняя общеобразовательная школа №1
Настоящее положение разработано для обеспечения уставной деятельности школы в части оказания платных дополнительных образовательных...
Рынок платных услуг и его особенности iconДоговор № об оказании платных дополнительных образовательных услуг Санкт-Петербург 2012 г
Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования"...
Рынок платных услуг и его особенности iconДоговор № об оказании платных дополнительных образовательных услуг Санкт-Петербург 2012 г
Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования"...
Рынок платных услуг и его особенности iconПравила оказания платных образовательных услуг (в ред. Постановления Правительства РФ от 01. 04. 2003 n 181) I. Общие положения
О высшем и послевузовском профессиональном образовании, регулируют отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов