Финансовая отчетность без калькулирования icon

Финансовая отчетность без калькулирования



НазваниеФинансовая отчетность без калькулирования
Дата конвертации24.10.2012
Размер212.27 Kb.
ТипОтчет

Финансовая отчетность без калькулирования

Основной целью первой статьи на данную тему («Финансовая отчетность: измерение или анализ») было обоснование положения о том, что для инвестора предприятие, которому он пре­доставил свои деньги, всегда будет оставаться неким «черным ящиком». По своему статусу ин­вестор не имеет возможности досконально изучить процессы, протекающие внутри этого «ящика», поэтому ему приходится концентрироваться на их внешних проявлениях, наблюдать за происходящим на «входе» и «выходе» ящика. Представляется вполне логичным судить о де­реве по его плодам. Проблема в том, что информацию как об этих «плодах» (прибыли в терми­нологии менеджеров), так и о затраченных на их «выращивание» ресурсах (издержках предпри­ятия), инвестор вынужден получать от самих менеджеров-садоводов. Для того, чтобы сделать эту информацию максимально объективной, в статье было предложено увязывать (согласовы­вать) ее с результатами измерения справедливой стоимости чистых активов предприятия на на­чало и конец отчетного периода. Если заверения менеджеров о том, что достигнутые ими ре­зультаты превышают объем растраченных ресурсов, верны, то конечная стоимость чистых ак­тивов предприятия должна быть выше его начальной стоимости. Менеджерам остается только подробно объяснить (проанализировать) полученные результаты, что они и делают в отчете о прибылях и убытках, классифицируя доходы как регулярные и нерегулярные, а издержки как прямые и косвенные, основные и накладные и т.д.

Оценка справедливой стоимости активов и пассивов сама по себя является крайне трудо­емкой и довольно субъективной процедурой. Поэтому в статье и было предложено отдать это занятие профессионалам – оценщикам, которые должны дополнить аудиторов в деле осуществ­ления контроля за работой предприятия. Реально это или нереально, какие конкретно методы могут использоваться в ходе оценки, нужна ли для этого полная инвентаризация или могут ис­пользоваться данные оперативного учета – все это очень важно и интересно, но в статье речь шла о финансовой отчетности, а не о методике оценки имущества. Автора больше интересовал вопрос, что конкретно может дать инвестору отчетность, если справедливая оценка чистых ак­тивов предприятия все-таки возможна?

Для иллюстрации предложенного в первой части статьи подхода рассмотрим более под­робный пример.
Имеются следующие данные о работе предприятия в течение года:

Таблица 1

Изменение чистых активов за год

Статьи денег, расчетов и активов

Остатки

Изменения за год

на начало года

на конец года

Денежные средства и эквиваленты

86 000

193 180

107 180

1. ^ Итого деньги

86 000

193 180

107 180

Сырье, материалы и др. необраб. произв. запасы

455 000

500 000

45 000

Незавершенное производство

195 000

170 000

-25 000

Готовая продукция

55 000

53 000

-2 000

Товары для перепродажи

164 350

141 500

-22 850

Краткосрочные финансовые вложения

5 000

4800

-200

Прочие оборотные активы

6 200

4 150

-2 050

Земля и основные фонды

625 150

842 150

217 000

Долгосрочные финансовые вложения

10 000

1 000

-9 000
^

2. Итого активы


1 515 700

1 716 600

200 900

Расчеты с поставщиками сырья, материалов и др. необработанных производственных запасов


-25 000

-202 500

-177 500
^

Расчеты с поставщиками товаров


-82 500

-75 750

6 750

Расчеты по краткосрочным финансовым вложениям





1 520

1 520
^

Расчеты с поставщиками других оборотных активов


-15 000

-7 050

7 950

Расчеты с поставщиками услуг


-10 000

-117 950

-107 950
^

Расчеты с арендодателями


1 000

-5 850

-6 850

Расчеты по приобретенным земле и основным фон­дам





-204 500

-204 500
^

Расчеты по приобретенным долгосрочным финансо­вым вложениям





850

850

Расчеты с покупателями готовой продукции


-80 000

125 000

205 000
^

Расчеты с покупателями товаров


-45 000

-20 000

25 000

Расчеты с покупателями краткосрочных финансовых вложений





-670

-670
^

Расчеты с покупателями других оборотных активов





38 200

38 200

Расчеты с покупателями услуг


12500

35 270

22 770
^

Расчеты с покупателями долгосрочных финансовых вложений





-3 590

-3 590

Расчеты с персоналом по заработной плате


-30 000

-55 700

-25 700
^

Расчеты с органами соцстраха и соцобеспечения


-10 000

-4 625

5 375

Расчеты с бюджетом по прямым налогам


-3 000

-3 875

-875
^

Расчеты с подотчетными лицами


-1 500

-7 315

-5 815

Расчеты по разным прибылям и убыткам


1 030

-3 300

-4 330
^

Расчеты с банками по кредитам (основные суммы)


-125 000

-240 000

-115 000

Расчеты с банками по процентам за кредит


-3 800

-3 530

270
^

Расчеты по начисленным дивидендам





-29 540

-29 540

3. Итого расчеты


-441 270

-882 905

-441 635
^

4. Чистые активы (сумма стр. 1 – 3)


1 160 430

1 026 875

-133 555



В табл. 1 представлен баланс предприятия, статьи которого сгруппированы в соответствии с формулой:

Чистые Активы = Деньги ± Расчеты + Активы (1)

Суммы начальных и конечных остатков по каждому счету подтверждены заключением профес­сиональных оценщиков. Из таблицы видно, что чистые активы предприятия (капитал, вложен­ный в него инвесторами) составили на начало года 1 640 000, на конец года они равнялись 1 026 875, то есть величина снижения чистых активов за год или всеобъемлющего дохода (ЧА или ВД) составила –133 555.

Движение денежных средств предприятия характеризуется следующими данными (табл. 2).

Таблица 2

Движение денежных средств

Счета расчетов

Притоки

Оттоки

Чистый денежный поток

Расчеты с поставщиками сырья, материалов и др. необ­работанных запасов




-440 000

-440 000

Расчеты с поставщиками товаров для перепродажи




-155 000

-155 000

Расчеты по приобретенным краткосрочным финансо­вым вложениям




-2 020

-2 020

Расчеты с поставщиками других оборотных активов




-26 250

-26 250

Расчеты с поставщиками услуг




-32 000

-32 000

Расчеты по приобретенным основным фондам




-113 000

-113 000

Расчеты по приобретенным долгосрочным финансовым вложениям




-2 850

-2 850

Расчеты с покупателями готовой продукции

295 000




295 000

Расчеты с покупателями товаров

275 000




275 000

Расчеты с покупателями краткосрочных финансовых вложений

1 970




1 970

Расчеты с покупателями других оборотных активов

100 000




100 000

Расчеты с покупателями услуг

160 000




160 000

Расчеты с арендаторами

63 000




63 000

Расчеты с покупателями основных фондов

7 000




7 000

Расчеты с покупателями долгосрочных финансовых вложений

3 840




3 840

Расчеты с персоналом по заработной плате




-94 300

-94 300

Расчеты с органами соцстраха и соцобеспечения




-37 750

-37 750

Расчеты с бюджетом по налогам, уплачиваемым пред­приятием (кроме косвенных налогов и акцизов)




-9 125

-9 125

Расчеты с подотчетными лицами

1 620

-1 805

-185

Расчеты по разным прибылям и убыткам

5 400

-7 520

-2 120

Расчеты по доходам от долгосрочных инвестиций

8 900




8 900

Расчеты с банками по кредитам (основной долг)

262 500

-147 500

115 000

Расчеты с банками по процентам за кредит




-6 770

-6 770

Расчеты с акционерами по дивидендам




-5 460

-5 460

Итого

1 188 530

-1 081 350

107 180



Как было показано в предыдущей статье, данных двух этих таблиц достаточно для выяв­ления величины фактической выручки от продаж и объема закупок за год, тем не менее в табл. 3 приведены учетные данные по этим показателям, рассчитанные бухгалтерией по методу на­числений в соответствии с учетными стандартами.


Таблица 3

Основные операции за год (по методу начислений)

Показатели

Сумма
^

1. Продажи, всего


1 069 520

в том числе:




продукции, товаров, услуг

900 000

из них:




продукции

500 000

товаров

300 000

услуг

100 000

краткосрочных финансовых вложений

1 300

других оборотных активов

138 200

из них:




сырья, материалов и др. необработанных производственных запасов

110 000

незавершенного производства

25 000

прочих оборотных активов

3 200

основных фондов

29 770

долгосрочных финансовых вложений

250

2. Арендная плата полученная


50 000

3. Доходы от инвестиций, всего


6 900

в том числе:




от краткосрочных финансовых вложений

4 100

от долгосрочных финансовых вложений

2 800

4. Итого доходы (сумма стр. 1 – 3)

1 126 420

5. Закупки, всего

- 1 250 850

в том числе:




запасов и др. оборотных активов

-784 050

из них:




сырья, материалов и др. необработанных производственных запасов

-617 500

товаров для перепродажи

-148 250

прочих оборотных активов

-18 300

услуг со стороны (транспорт, э/энергия, вода, тепло, связь и т.п.)

-139 950

краткосрочных финансовых вложений

-500

платежи за аренду (арендодателям)

-6 850

основных фондов

-317 500

долгосрочных финансовых вложений

-2 000

6. Начисления, всего

-209 875

в том числе:




заработная плата

-120 000

отчисления на соцнужды

-32 375

проценты за кредит

-6 500

налоги

-10 000

командировочные расходы

-6 000

дивиденды

-35 000

7. Сальдо разных прибылей и убытков (штрафы, пени полученные и оп­лаченные и т.п.)

-150

8. Итого закупки и начисления (сумма стр. 5 – 7)

-1 460 875



Рассмотрим возможные способы представления этой информации в финансовой отчетно­сти предприятия. Принципиальным отличием предлагаемых отчетных форм от ныне дейст­вующих является то, что они составлены без использования процедуры калькулирования затрат. Все отраженные в них показатели получены непосредственно из записей по счетам учета активов, расчетов и денежных средств. Для заполнения этих отчетов не выполнялось рас­пределение косвенных расходов между видами изделий либо товаров, между проданной про­дукцией и незавершенным производством или между смежными отчетными периодами. Един­ственная «условность», содержащаяся в них, это допущение возможности объективной оценки остатков активов и пассивов предприятия по справедливой стоимости по состоянию на конец года.

1. От денег к доходу

Первый способ представления отчетной информации заключается в развернутом пред­ставлении формулы (1) в ее приростном виде. Данный отчет (табл. 4) показывает инвестору, ка­ким образом предприятие зарабатывало и тратило деньги.

Таблица 4

О
тчет об использовании денежных средств


Из этого отчета внимательный инвестор может увидеть, что около 20% доходов предприятия получены не «живыми» деньгами, а посредством предоставления кредита покупа­телям (увеличение сальдо расчетов по доходам на 207 410 при общем объеме начисленных до­ходов 1 126 420). В свою очередь, предприятие еще более активно пользовалось кредитами, предоставляемыми ему поставщиками – около 50% поставок не оплачены в отчетном периоде (прирост кредиторской задолженности 534 045 при объеме закупок и расходов 1 259 975). Не­смотря на положительный чистый приток денег в сумме 107 180, собственный капитал пред­приятия уменьшился на 133 555. Такое несовпадение изменений остатков наличности и чистых активов легко объяснимо – предприятие выручили банки, обеспечившие ему чистый приток кредитных ресурсов в сумме 115 000.

2. Куда делись расходы?

Отчет, представленный в табл. 4 дает наиболее общую картину притоков и оттоков ресур­сов предприятия за год. Для ее детализации полезно использовать привычную терминологию доходов и расходов. Разложение общей суммы всеобъемлющего дохода по формуле (1) можно дополнить его представлением как разницы между валовыми доходами и валовыми расходами предприятия за год. В данном контексте расходами являются суммы закупок и начислений, скорректированные на величину изменения остатков соответствующих активов: увеличение сальдо активов означает, что фактические расходы меньше объема закупок и наоборот. Введя для доходов и расходов обозначения Дох и Расх, а для закупок и начислений – Зак, получим:

ЧА = Дох – Расх = Дох – (Зак – А) = Дох – Зак + А (2)

Табл. 5 наглядно иллюстрирует эту формулу.

Таблица 5

Ф
ормирование финансового результат работы за год


В этом отчете ничего не говорится о фактических денежных потоках, основное внимание сконцентрировано на обусловивших их величину факторах – доходах и расходах предпри­ятия. Общее превышение расходов над доходами стало очевидным еще на первой стадии изу­чения отчетности – капитал предприятия снизился на 133 555. Однако, из этого отчета инвестор откроет для себя печальный факт, что убыток формируется уже на операционной стадии, где расходы оказались выше доходов на 24 575. Инвестиционная деятельность предприятия и вы­плата им дивидендов лишь усугубили ситуацию. Корень проблемы заключается в его основной деятельности. Для получения операционного дохода (начисленного, а не денежного) в сумме 1 088 200, предприятию понадобилось в текущем периоде закупить ресурсов и начислить расхо­дов на сумму 1 105 875. С учетом же снижения остатков операционных активов на 6 900, общая сумма расходов составила 1 112 775.

3. Назад к деньгам

Объединив два различных подхода к разложению суммы всеобъемлющего дохода, полу­чим следующую общую формулу:

Дох – Расх = ЧА = А + Р + Д (3)

Посмотрим, как она работает на примере табл. 6.

Таблица 6

Изменение финансового положения за год




В данном случае инвестор получает наиболее «всеобъемлющую» картину разложения всеобъемлющего дохода на такие его составляющие как доходы, расходы, изменение остатков активов, расчетов и денег. Группировка информации по основным видам деятельности (опера­ционной, инвестиционной и финансовой) позволяет более ясно представить основные источ­ники доходов и денежных притоков предприятия, равно как и основные направления их ис­пользования.

Хотя в этом отчете нет привычных показателей чистой или операционной прибыли, на его основе может быть рассчитан не менее важный параметр: свободный денежный поток – раз­ность между денежными поступлениями от операций и инвестиционными расходами. В нашем случае его величина меньше нуля –23 500 (89 500 – 113 000), что еще раз подтверждает недос­таточную финансовую устойчивость предприятия. Сам подход, позволяющий трансформировать изменение статичных показателей (остатков баланса) в показатели динамики (доходы, расходы, денежные потоки), представляется довольно перспективным и способным улучшить восприятие информации из бухгалтерского баланса.

Впрочем, окончательную оценку достоинств и недостатков предложенного подхода должны выставить читатели статьи, а не ее автор, поэтому перейдем к рассмотрению некоторых ключевых проблем, не затронутых в вышеприведенном развернутом цифровом примере.

4. Фантом амортизации

Ни в самом примере, ни в пояснениях к нему ничего не было сказано об амортизации дол­госрочных активов. Технически не составляло большого труда дополнить исходные данные не­обходимыми цифрами и вставить соответствующую статью в каждый из трех предложенных выше отчетов. Но зачем это делать?

Предположение о профессиональной оценке справедливой стоимости активов на конец года предполагает, что в балансе (и предложенных отчетах) отражена наиболее объективная информация о реальной стоимости основных фондов. Зачем же искусственно занижать ее на величину, не имеющую никакого отношения ни к денежным потокам предприятия ни к стоимо­сти его активов? Среди множества определений самого понятия амортизации (износа) мне не довелось встретить одного, наиболее понятного (по моему мнению) для инвестора: аморти­зация это сумма, удерживаемая менеджментом предприятия из чистой прибыли от распреде­ления между акционерами. Отражает величина начисленной амортизации физический или мо­ральный износ внеоборотных активов, вопрос достаточно спорный, точно так же как и утвер­ждение, что она предсказывает будущие денежные расходы по обновлению оборудования. Но то, что она уменьшает сумму денег, доступную к выплате в форме дивидендов, не подлежит сомнению. Факт расчета ее величины пропорционально первоначальной стоимости основных фондов ничего не меняет – с таким же успехом менеджеры могли вычислять амортизацию по формуле второго закона Ньютона, пропорционально массе Сатурна или Нептуна. Похожую функцию в практике отечественных предприятий выполняют такие способы «распреде­ления» прибыли как формирование фондов развития производства или соцкультбыта.

Сам процесс расчета не совсем понятного показателя со звучным и мало что объясняю­щим названием, по-видимому, является одним из составных компонентов магии (точнее, алхи­мии) финансов и бухгалтерии. Ощущение таинственности усиливается еще более, когда в ходе финансового и инвестиционного анализа этот же самый показатель начинают рассчитывать снова, чтобы исключить его из чистой прибыли и получить величину чистого денежного по­тока. «Последующее разоблачение» метафизических опытов не является целью данной статьи, поэтому в ней нет призывов к отказу от начисления амортизации. Просто, в предложенных ва­риантах финансовых отчетов надобности в таком показателе не возникает. В то же время, он или подобные ему финансовые индикаторы, могут играть неоценимую роль в деле прогнозиро­вания будущих денежных потоков предприятия.


5. Между прошлым и будущим

Как и любая система, предприятие в каждый данный момент решает двуединую задачу: во-первых, выжить; во-вторых, расти (осуществлять экспансию). Первое условие является не­обходимым – мертвый организм не может расти. Но оно недостаточно: никто не поставит на живучую, но неповоротливую лошадку, которая к тому же еще никак не выйдет из летаргиче­ского сна. Рассмотренные в статье варианты финансовых отчетов ориентированы прежде всего на решение первой задачи, они должны способствовать определению степени выживаемости предприятия, солидности его экономической массы или капитала. В силу своей узкой направ­ленности, данные отчеты ни в коей мере не претендуют на замену хотя бы одной из уже имею­щихся форм финансовой отчетности. Вместе с тем, в ходе разработки или анализа структуры новых отчетов невольно приходится задумываться о роли и месте существующих документов.

Очевидно, что современный отчет о прибылях и убытках нацелен прежде всего на прогно­зирование будущих денежных потоков предприятия, то есть, именно он содержит (или должен содержать) информацию, на основании которой инвестор сможет оценить способность пред­приятия расти в будущем. Столь же очевидно, что несмотря на все недостатки (действительные или мнимые) действующего формата этого отчета, потребность в подобном источнике инфор­мации не исчезнет никогда. То есть, чистая прибыль – это скорее, проекция на данный момент будущих денежных потоков, чем величина изменения суммы собственного капитала. В настоя­щее время этот показатель все еще выполняет двойственную функцию: с его помощью и про­гнозируют будущие денежные потоки, и анализируют прошлые затраты.

На наш взгляд, для объяснения причин изменения величины собственного капитала более пригоден показатель всеобъемлющего дохода, для определения и разложения которого нет не­обходимости выполнять сложные калькуляции. Освобождение показателя чистой прибыли от выполнения несвойственных ему функций позволит более эффективно использовать его для осуществления основной задачи – оценки перспектив роста предприятия в будущем. Скорее всего, решение данной задачи потребует внесения серьезных коррективов в методику рас­чета чистой прибыли. Признание права на существование показателя всеобъемлющего дохода и необходимости его измерения и декомпозиции в финансовой отчетности, позволит избежать многих трудностей в ходе совершенствования методики определения не менее важного показателя чистой прибыли.



Похожие:

Финансовая отчетность без калькулирования iconОтчетность корпораций и финансовая теория
«Финансовая отчетность без калькулирова­ния». В данной статье уточнены и дополнены некоторые более ранние теоретиче­ские положе­ния,...
Финансовая отчетность без калькулирования iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
...
Финансовая отчетность без калькулирования iconТема Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, ее сущность и содержание

Финансовая отчетность без калькулирования icon1. Учетные принципы
Финансовая отчетность материнской компании подготовлена в соответствии с Финскими учетными стандартами – фас. См примечание 1 к консолидированному...
Финансовая отчетность без калькулирования icon12. Промежуточная финансовая отчетность
Стандартом определяется минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и устанавливаются основные принципы признания...
Финансовая отчетность без калькулирования iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с
Рабочая программа и методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов...
Финансовая отчетность без калькулирования iconГлавному бухгалтеру! Бухгалтеру! Финансовому директору!
Программы продвинутых курсов включают в себя по одному разделу (дисциплине) соответствующей специализации: «Бухгалтерская (финансовая)...
Финансовая отчетность без калькулирования iconФинансовая отчетность: измерение или анализ?
Как следует из публикаций в прессе, суть иска­жений отчетности, допущенных менеджментом обанкротив­шихся компаний, сводилась в основном...
Финансовая отчетность без калькулирования iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения
Финансовая отчетность без калькулирования iconМетоды учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
В современных условиях на предприятиях применяются разнообразные методы учета затрат и калькулирования, представляющие собой приемы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов