Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы icon

Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы



НазваниеУрока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы
Дата конвертации07.12.2012
Размер138.22 Kb.
ТипУрок


Тема урока: ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, парная самостоятельная работа с источником знаний, индивидуальный тестовый контроль

Методы: дедуктивный, частично- поисковый.

Цели урока: Конкретизировать на примере углерода знания об особенностях строения атомов неметаллов, совершенствовать умения прогнозировать свойства элемента и его соединений на основе положения в ПС, строения атома и типа связи, изучить физические и химические свойства углерода, выявить взаимосвязь строения свойств веществ на примере аллотропии углерода, закрепить понятия: аллотропия, химический элемент; расширить знания о значении веществ на примере углерода, развивать интеллектуальные умения, расширить научную лексику, воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету, формировать научное мировоззрение.

На столах учащихся находятся: руководство к изучению темы, сравнительная диаграмма распространенности некоторых химических элементов.

Ход урока.

1.^ Организационный момент.

2.Новый материал. Главным элементом этого урока является формирование четкого представления: углерод-элемент, углерод - простое вещество. Графическое представление информации позволяет наглядно и понятно учащимся представить структуру понятия, явления. С этой целью предлагаю ментальную карту. В центре ментальной карты – проблемный вопрос: ‹‹Что такое углерод?››. На главных ветвях ментальной карты основные понятия: ‹‹Углерод- элемент››, ‹‹Углерод - простое вещество››. Вместе

с учащимися заполняются вспомогательные ветви, определяются признаки, параметры, доказывающие то или иное свойство углерода.

В данном случае применение ментальной карты способствует активизации познавательной деятельности, улучшает усвоение материала, позволяет систематизировать и конкретизировать основное понятие.

После заполнения ветвей ментальной карты - самостоятельная работа в парах, по обоснованию всех параметров. Затем учащиеся разбиваются на две группы (элемент и простое вещество) для составления единого ответа.


Из меня состоит всё живое:

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас.

Углерод – химический элемент

  1. Химический символ элемента

  2. Относительная атомная масса

  3. Группа, подгруппа, период

  4. Степени окисления

  5. Распространение в природе

Углерод – один из важнейших химических элементов живых организмов. Его соединения составляют основу живой природы- флоры и фауны.
Массовая доля углерода в земной коре составляет примерно 0,1%. Наиболее распространены природные неорганические соединения углерода – карбонаты: CaCO3 - мрамор, мел, известняк; MgCO3 – магнезит; CaCO3 MgCO3 – доломит. Масса их в земной коре составляет около 10 16т. Велико содержание углерода в углях, нефти, торфе, природных газах. Эти ископаемые продукты разложения остатков растительного мира Земли с древнейших времен свидетельствует о роли углерода в их жизни и, особенно в процессе фотосинтеза. Углерод распространен и в космосе. Установлено присутствие углерода и его соединений в звездах, кометах и туманностях. Доказано, что возникновение углерода в звездном веществе – результат термоядерных реакций.

Углерод - простое вещество

  1. Химическая формула.

  2. Молекулярная масса.

  3. Физические свойства

Из элемента углерода

(В таблице он шестой стоит)

И были созданы природой

Алмаз, и уголь, и графит.

Алмаз - прозрачные кристаллы.

Он самый твёрдый минерал.

Алмазом можно резать скалы,

До блеска шлифовать металл.

Графит – совсем другое дело,

Другое вещество, точней.

Его с углём сравним мы смело,

Так легче суть познать вещей.

Не все сравнения удачны…

Нам повезло на этот раз:

Графит и уголь не прозрачны

И не сверкают как алмаз.

Три вещества так не похожи-

Алмаз, и уголь, и графит.

Но что в них общего? Но что же

Три этих вещества роднит?

Все вещества одной природы,

И формула у них одна.

Все состоят из углерода.

И все – простые вещества.

Простое вещество углерод существует в виде - алмаза, графита, аморфного углерода (кокс, сажа, древесный уголь). Аморфный углерод, у которого искусственно увеличена поверхность, называется активированным углем. Активированный уголь обладает высокой адсорбционной способностью.

Учащиеся проводят опыт ‹‹Поглощение углем растворенных веществ и газов›. В колбу с раствором чернил всыпают порошок угля, жидкость взбалтывают и отфильтровывают. Фильтрат оказывается слабее окрашенным или бесцветным.

Активированный уголь адсорбирует не только растворенные вещества, но и газы. Чтобы доказать это в сухую колбу добавьте1-2 капли одеколона и плотно её закройте. Слегка нагрейте колбу до образования пара. Затем добавьте древесный или активированный уголь, колбу быстро закройте и несколько раз энергично встряхните. Запах полностью исчезнет.

Подводя итоги опытов, учащиеся дают определение понятия адсорбция и составляют схему, связывающую это понятие со свойствами и применением активированного угля.

^ Древесный (активированный) уголь→ пористый→ адсорбирует газы или жидкости → применяется в промышленности и быту.

Сравните состав и свойства аллотропных видоизменений углерода, используя таблицу 1

Таблица 1. (справочная). Сравнение аллотропных видоизменений углерода.

Аллотропные видоизменения

Структура кристалла.

Связь между слоями и в кристалле

Физические свойства

Применение

Алмаз

Трехмерная пространственная.

Атомная

Прозрачный, б\ц, твердый, неэлектропроводный

Шлифовка, резка твердых пород, драгоценные камни

Графит.

Двухмерная плоская

Атомная и молекулярная (между плоскостями)

Непрозрачный, серый с металлическим блеском, мягкий, электропроводный

Грифели карандашей, электроды.

Сформулируйте вывод (устно) – о переходе

количественных изменений в качественные, о значении явления аллотропии.

4.Химические свойства. Углерод неметалл. Наиболее реакционноспособным является аморфный углерод.

Углерод активен при высоких температурах (от 600-1500С).

-4е(-2е)

Восстановитель С+4 +2)

С

Окислитель С-4

+4е

Окислитель при взаимодействии с водородом и металлам:

С+ Н2→ СН4(метан)

C+ Al → Al4C3(карбид алюминия)

Восстановительные свойства углерод проявляет только по отношению к очень ЭО элементам.

С+O2 → CO2

C+F2 → CF4(фторид углерода)

Интересная особенность- с другими галогенами углерод не реагирует.

C+Fe2O3→ Fe+ CO

Для всех реакций учащиеся составляют окислительно-восстановительный баланс.

5.Применение. После изучения свойств углерода рассматриваются основанные на этих свойствах области применения его в промышленности и в быту. Результат оформляют в виде схемы:‹ Применение углерода›.




3. Закрепление. Индивидуальный тестовый контроль.

  1. Электронная конфигурация атома углерода в основном состоянии: а) 1s22s22p2, б)1s22s22p6 ,в) 1s22s22p63s23p2 г)1s22s22p63s23p6

  2. Степень окисления углерода в соединении состава

СН4: а) 0, б) +2, 3) +4, г) -4.

  1. Ряд соединений с одинаковым значением степени окисления углерода:

а) С, СО, СО2

б) CO2, Na2CO3, Н2СО3

в) MgCO3,СО, Н2СО3

Установите соответствие:

4. Реакция, в которой углерод является

А) окислителем 1. С+ О2→СО2

Б) восстановителем 2. С+2Н2→СН2

Дополните: (ответ округлите до целых)

5. Объём оксида углерода(IV), полученного при сжигании угля в кислороде количеством вещества 5 моль равно ___.

4.Итоги урока. Обсуждение проблемного вопроса.

5.Домашнее задание: § 29, упр.4-8, желающим подготовить сообщения об адсорбции и работах Т.Е.Ловица, видах топлива, об устройстве огнетушителя и работах академика Р.Д.Зелинского.


Тема урока: Оксиды углерода.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: актуализировать знания учащихся о классификации и химических свойствах оксидов на примере оксидов углерода, продолжить формировать умения предполагать свойства вещества на основании его строения, формировать способность к самостоятельному приобретению знаний, развивать умения делать выводы на основе сравнения, показать роль химических веществ в решении ряда проблем на примере использования оксидов углерода, воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Самостоятельная работа с матрицами. Матрица выдается каждому учащемуся. При ответе на предложенные вопросы школьники указывают только номера иллюстраций. Вопросы диктуются учителем, их содержание можно широко варьировать.

1

CO

2

NaCl

3

H2O2

4

NaOH

5

H2S

6

Na2O

7

Al2O3

8

MgSO4

9

SO3

А формулы оксидов; Б кислотные оксиды; В амфотерные оксиды; Г основные оксиды; Д несолеобразующие оксиды. Взаимопроверка в парах по эталону ответов. А-1,6,7,9; Б-9, В-7; Г-6; Д-1.

  1. Изучение нового материала. Учебный материал об оксидах углерода усваивается учащимися значительно легче, если рассмотрение состава, строения и свойств оксидов проводить в сравнении.

Индивидуальная работа с источником знаний. Внимательно прочитайте § 29 стр. 134- 136 и заполните таблицу.

^ Признаки сравнения.

Оксид углерода (II), угарный газ

Оксид углерода(IV), углекислый газ

1. Состав молекулы и вид хим. связи.

СО; С=О; ков. полярная св.

СО2; О=С=О; ков. полярная св.

^ 2. Физические свойства.

Мr(СО)=28; D(возд.)=28/29→легче воздуха

Газ б/ц; б/з; практически нерастворим в воде.

Трудно сжижается.

Мr(СО2)=44; D(возд.)=44/29→ тяжелее воздуха

Газ б/ц; б/з; растворяется в воде хорошо ( в 1V H2O – 2 V CO2)

Легко сжижается, при t=-80оС затвердевает (сухой лёд)

3. ^ Физиологическое действие на организм человека.

Яд, активно связывается с гемоглобином крови, обладает кумулятивным действием. В воздухе помещений содержание газа не должно превышать 20 мг/м3

Не ядовит. Газ не поддерживает горение и дыхание.

4.^ Химические свойства.

Несолеобразующий оксид.

Проявляет только восстановительные свойства.

1) СО+ О2→СО2

2) СО+ Fe2O3 → Fe+CO2

Кислотный оксид (реагирует: с водой, со щелочью, с основными оксидами)

Окислитель

СО2+Mg → MgО+С

Восстановитель

С+СО2 → СО

5. Получение.

Угарный газ образуется при неполном сгорании углерода.

В промышленности:

СО2+С→2СО - 160кДж

С+О2 → СО2

CaCО3+HCl→ CaCl2+H2O+CО2

6.Применение.

Используется в металлургии при выплавке чугуна

Для тушения пожаров, в пищевой промышленности ( для газирования минеральных вод, шипучих напитков и хранения продуктов- сухой лёд), для получения соды, подкормка растений в парниках и теплицах.

4.Закркпление. С какими веществами будет реагировать оксид углерода(IV): NaOH, H2O, MgCO3 ,NaCl, CaO, Cu(OH)2. запишите уравнения возможных реакций.

5. Итоги урока.

6.Домашнее задание:§29 до стр. 136, №6-8; задача* Человек вдыхает в сутки 300г. углекислого газа. Какой объём (н.у.) он займет?

Задача**. Растение в солнечный день поглощает около 5г. углекислого газа на 1м2 своей листовой поверхности. Рассчитайте, сколько приблизительно граммов оксида углерода накопит за день подсолнечник, листовая поверхность которого 1,8 м2.


Тема урока: Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств.

^ Цели урока: практически получить и подтвердить физические и химические свойства оксида углерода(IV), продолжить формировать навык работы с веществами и оборудованием, закрепить умения составлять уравнения реакций с участием оксида углерода (IV), гуманитаризировать естественнонаучные знания с помощью литературных произведений, установить межпредметные связи между химией и литературой, историей, географией.

Оборудование: штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой, лабораторный штатив, химические стаканы, свечка, лучинка, спички.

Реактивы: мел (мрамор), соляная кислота, лакмус, дистиллированная вода, известковая вода.

Ход работы:

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся о правилах безопасности при проведении работы. ^ Фронтальная беседа с учащимися.

2.Экспериментальная часть. Самостоятельная работа в парах по инструкции.

В XVIв в Голландии жил известный естествоиспытатель, врач и алхимик

Иоганн Баптист Ван Гельмонт. Его любимым занятием было измерение массы и объема продуктов химических реакций. Однажды ученый сжег 62 фунта (около 20кг.) древесного угля и получил примерно 1фунт золы. Ван Гельмонт сделал вывод, что остальная масса угля (61 фунт) превратилась в ″лесной дух″.

Как вы уже догадались, ″лесным духом″ был образовавшийся в результате горения угля углекислый газ. Ван Гельмонт настойчиво пытался получить лесной дух при протекании других реакций, но сделать этого не смог.


^ Сегодня вам предстоит разгадать загадку Ван Гельмонта. Вы сможете, не сжигая угля, получить углекислый газ и даже исследовать его свойства.


Наверняка у вас возник вопрос: не является ли работа с углекислым газом опасной для вашего здоровья? Действительно, большое количество оксида углерода(IV) угнетающе действует на человеческий организм, вызывая головную боль, повышение кровяного давления, учащение сердцебиения. Однако небольшая концентрация углекислого газа во вдыхаемом воздухе (менее 0,1%), наоборот, стимулирует сердечную деятельность, а также возбуждает дыхательные центры мозга. Поэтому вы можете, не опасаясь приступать к работе, для успешного выполнения которой следует строго выполнять инструкции.

ИНСТРУКЦИЯ 1. В пробирку внесите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку или химический стакан.


Белорусский писатель В.С.Короткевич в романе ‹‹Чёрный замок Ольшанский пишет››: ‹‹ Вы слыхали об эффекте ″собачей пещеры″ в Италии… Из вулканической трещины (в пещере) выделяется углекислый газ… Человек войдет пещеру и ходит, а собака или кролик погибает через несколько минут… ››


^ Основываясь на результатах следующего опыта, вы сможете объяснить загадку ″собачей пещеры″.

СО2 ИНСТРУКЦИЯ 2. Возьмите второй химический стакан и поместите на его дно свечу. Зажгите свечу горящей лучинкой. Перелейте газ из первого стакана во второй. Объясните наблюдения.


В начале XIXв. в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изготовление содовой воды. Содовая вода- это насыщенный раствор оксида углерода(IV).

^ Сейчас вы сами сможете получить содовую воду и, не пробуя, определить ее вкус. Вам необходимо также объяснить причины появления такого вкуса.

ИНСТРУКЦИЯ 3. Опустите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл. дистиллированной воды и пропустите через неё газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса.

В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры - своеобразные чёрные дыры, происхождение которых овеяно легендами и приданиями.

Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка- карбоната кальция - и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости - карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды (раствор гидрокарбоната кальция) могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагаться с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов

ИНСТРУКЦИЯ4.Конец газоотводной трубки сполосните в дистиллированной воде и опустеете в пробирку с известковой водой. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

3. Оформление работы. Оформите отчет о работе, используя удобную для вас форму: зарисуйте прибор, укажите исходные вещества и продукты реакций, составьте уравнения проделанных реакций, поясните наблюдения.

Приведите в порядок свое рабочее место.



Похожие:

Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрока : «Слагаемое, сумма». Тип урока : изучение нового материала. Форма урока: урок игра
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с терминами «слагаемое», «сумма», учить использовать эти термины при чтении...
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрок истории в 9 классе по теме: «Социалистическая индустриализация» Учитель: Чернецова Н. А. Презентация
Тип урока: изучение нового материала по средствам презентации «Социалистическая модернизация»
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconПлан-конспект урока по физкультуре для учащихся 5-х классов. Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление нового материала
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и быстрое включение учениц в деловой ритм
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока). Цели и задачи
Познакомить с природными уникумами Урала: Ильменским заповедником, Кунгурской пещерой, р. Чусовой
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрок 43. Своеобразие природы Урала тип урока: комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового). Цели и задачи
Познакомить учащихся с особенностями природы Предуралья и Зауралья, Полярного, Приполярного, Северного, Среднего и Южного Урала
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрока: каким я вижу компьютер будущего. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: беседа, индивидуальная работа. Цели урока
Цели урока: проследить развитие вычислительной техники с момента возникновения первых вычислительных инструментов до сегодняшних...
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconПлан урока Тема урока Цели работы Учебно-материальное оснащение Ход урока Организационная часть
Закрепление нового материала (вопросы к учащимся). Указать какие. А)
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрока: Диалог о времени. (10 класс) Цель урока : изучение одного из следствий то эйнштейна. Задачи : Образовательная: изучение нового материала
Воспитательная: показать необходимость глубокого осмысления обычных фактов и событий, роль теории Эйнштейна в современной науке
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрок 48. Восточная сибирь: величие и суровость природы. Тип урока: изучение нового материала цели и задачи
Познакомить с особенностями природы, которые определяются спецификой гп территории
Урока : ″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А. Тип урока : изучение нового материала. Формы работы iconУрок 39. Северный Кавказ самые высокие горы России тип урока: изучение нового материала. Цели и задачи
Углубить и расширить знания о происхождении Кавказа, о высотной поясности, о природных ресурсах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов