Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года icon

Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года



НазваниеПояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года
Дата конвертации02.12.2012
Размер143.94 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года.

Экзаменационные билеты основаны на документах, определяющих содержание современного школьного образования по географии в основной школе. В них вошли вопросы содержания, освещаемые во всех действующих школьных учебниках, т.е. инвариантное ядро, не выходящее за рамки стандарта.

Экзаменационные билеты соответствуют авторским программам по географии для общеобразовательных учреждений под ред. В.П. Дронова. (2009 год)

В комплект билетов вошли вопросы содержания, освещаемые в используемых школьных учебниках:

«География. Землеведение. 6 класс». Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, 2009.

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.

«География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс» Авторы: В.П. Дронов. И.И. Баринова, В.Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. 2007

«География России. Хозяйство и географические регионы. 9 класс» Авторы: В.П. Дронов. И.И. Баринова, В.Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. 2008

Комплект состоит из 25 экзаменационных билетов, в каждом из которых по 3 вопроса. Такое количество билетов достаточно, чтобы обеспечить проверку всего значимого содержания школьных курсов географии 6–9 классов и нормализовать нагрузку школьников в период сдачи экзамена.

В билеты включены вопросы, проверяющие усвоение содержания всех школьных курсов с 6 по 9 класс (в том числе землеведения и страноведения). Этим обеспечивается проверка усвоения таких линий обязательного минимума содержания стандарта, как «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны» (в том числе знания о Земле как планете Солнечной системы, о географической оболочке, ее закономерностях, о свойствах геосфер; знания о материках и океанах, населении Земли и странах мира), «Природопользование и экология».

Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Они различаются как по содержанию, так и по требованиям к уровню подготовки. Первые вопросы билетов позволяют проверить усвоение теоретических знаний, вторые – умение применить географические знания для решения проблем, третьи – сформированность практических предметных умений.

^ Первые вопросы сформулированы традиционно. Они проверяют усвоение теоретических землеведческих, экономико- или социально-географических знаний.

Вторые вопросы носят проблемный характер и направлены на выявление способности учащихся применить полученные в основной школе знания и умения по географии для осмысления проблем, с которыми может встретиться человек в жизни.
Включение вопросов такого типа в примерные экзаменационные билеты соответствует целям и задачам географического образования в основной школе и требованиям к уровню подготовки выпускников, зафиксированным в стандарте, а именно: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, использовать знания в повседневной жизни. В представленном комплекте билетов умение применить знания для решения проблем проверяется как на материале курса географии России, так и на материале страноведения, охватывая основы физической, экономической и социальной географии примерно в равном объеме. Учебный материал, являющийся основой для ответов на эти вопросы, не выходит за рамки стандарта, действующих программ и учебников.

^ Третьи вопросы направлены на проверку сформированности практических умений – составлять комплексные или сравнительные характеристики, выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенности территорий на основе использования различных источников географической информации и пр.

В целом вопросы комплекта билетов позволяют проверить усвоение наиболее важных элементов содержания географического образования основной школы и умения практического применения знаний.

При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся пользуются школьными атласами, картой Белгородской области, статистическими материалами, характеризующими населения России.

Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30 минут.


^ Критерии оценивания ответа

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. Общая отметка выставляется исходя из отметок, полученных за ответ на каждый из трех вопросов билета.


^ За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.


^ Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.


^ Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.


^ За проблемный вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.


^ Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.


^ Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.


^ За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.


^ Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.


^ Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.


^ Комплект экзаменационных билетов

Билет № 1

1. Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.

2. На территории азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока нашей страны ежегодно испытывают недостаток топлива в зимнее время. С чем это связано? Каковы пути решения данной проблемы?

3. Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска.


Билет № 2

1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

2. Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии (Оскольский электрометаллургический комбинат и «Северсталь» в городе Череповец).


Билет № 3

1. Россия – многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространенные в России.

2. Не каждая страна мира имеет выход к Мировому океану, однако проблемы Мирового океана волнуют все человечество. Почему проблемы охраны и изучения Мирового океана важны для всех стран?

3. Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (Белгородская область).


Билет № 4

1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры.

2. Россия занимает ведущее место по запасам нефти и газа, и их рациональное использование – одна из важнейших задач развития этой отрасли. В чем заключается рациональное использование ресурсов нефти и газа? Какие экологические проблемы возникают в связи с развитием нефтяной и газовой промышленности?

3. Определите по топографической карте указанные направления и расстояния. (от школы до дома лесника)


Билет № 5

1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.

2. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их сохранения в России стоит сегодня крайне остро. С чем это связано? Каковы пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия химической промышленности (Шебекинский завод жирных кислот).


Билет № 6

1. Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия.

2. Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особенности рек и озер важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использования водного транспорта в хозяйстве страны.

3. Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятия цветной металлургии («Норильскникель»).


Билет № 7

1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.

2. Одна из глобальных проблем современности – сокращение площади влажных экваториальных лесов. Почему эта проблема имеет значение не только для отдельных стран, но и для всего человечества?

3. Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (Белгородской области и республики Якутия)


Билет № 8

1. Географическая оболочка, ее составные части, взаимосвязи между ними.

2. Животноводство как отрасль хозяйства существует очень давно. Однако до сих пор природные условия влияют на размещение животноводства. Почему? Сейчас наука и техника шагнули далеко вперед. Как развитие науки и техники влияет на развитие животноводства?

3. Определите по статистическим материалам, сравните показатели прироста населения в различных частях страны (Вологодская и Белгородская области).


Билет № 9

1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.

2. Основную часть экспорта России составляют минеральные ресурсы. Какими минеральными ресурсами Россия наиболее богата и почему? Какое значение имеет богатство минеральными ресурсами для развития хозяйства нашей страны?

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения («Белэнергомаш» и «Россельмаш»).


Билет № 10

1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства.

2. Вам предстоит совершить перелет зимой из Калининграда в Читу. К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы? Обоснуйте различие климатических показателей, используя карты атласа и другие источники географической информации. Объясните различия в климате этих двух городов.

3. Определите по статистическим материалам и сравните соотношение городского и сельского населения в разных частях страны (Белгородская и Мурманская области).


Билет № 11

1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.

2. Население России крайне неравномерно размещено по ее территории. Каковы основные причины, определяющие неравномерность размещения населения, какие проблемы возникают в связи с этим?

3. Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (Белгородская и Псковская области).


Билет № 12

1. Австралия. Общая физико-географическая характеристика.

2. В большинстве развитых стран мира основная часть грузооборота приходится на автомобильный транспорт. В России же лидирует железнодорожный. Какими причинами это обусловлено? Каковы особенности географии важнейших железных дорог страны?

3. Определите по карте географические координаты географических объектов (г. Эльбрус, г. Белгород, м. Челюскин, устье реки Обь, г. Анадырь).


Билет № 13

1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.

2. Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта». В чем заключается смысл этого образного выражения? Какие типы почв распространены на территории России? Как сельскохозяйственное использование земель может повлиять на изменение плодородия почв?

3. Покажите по карте крайние точки России и Белгородской области и определите наибольшую протяженность их территорий с запада на восток и с севера на юг.


Билет № 14

1. Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (Центрально-Черноземного и Западно-Сибирского ).

2. По количеству водных ресурсов Россия занимает одно из ведущих мест в мире, но в ряде регионов России тем не менее существует проблема водообеспечения. Какие это регионы? Почему возникают подобные проблемы? Каковы пути их решения?

3. Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (определить местное время г. Белгорода во время проведения экзамена; на сколько часов и куда нужно перевести стрелки часов, пассажирам, прилетевшим из Красноярска в Калининград; время населенного пункта на 4 часа отличается от московского, назовите номер часового пояса).


Билет № 15

1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.

2. Известно, что 1/3 территории России приходится на сейсмически опасные районы. Где в России наиболее вероятны землетрясения? Как вероятность землетрясений учитывается в жизни и хозяйственной деятельности населения этих районов? Каковы меры защиты от землетрясений?

3. Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (Западно-Сибирская и Волго-Уральская провинция).


Билет № 16

1. Черная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.

2. Вам необходимо разработать маршрут путешествия по России с целью увидеть наиболее полный набор природных зон равнин. По какой равнине и в каком направлении следует путешествовать? Используя различные источники географической информации, обоснуйте свой выбор.

3. Оцените по картам и статистическим материалам природные условия и ресурсы одного из географических районов России (Центрально-Черноземный район)


Билет № 17

1. Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны.

2. Люди всегда стремились предсказать погоду. Раньше для этого использовали народные приметы, сейчас используют научные достижения и сложные технологии. Почему знание погодных условий имеет большое значение для хозяйства и для каждого человека? Как изучают элементы погоды? Какие типы погоды характерны для вашей местности?

3. Определите по статистическим материалам основные статьи экспорта и импорта России.


Билет № 18

1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).

2. Почти 90% продукции машиностроения выпускается в европейской части России. Какими факторами это обусловлено? Сравните факторы размещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказали влияние эти факторы.

3. Оцените по картам агроклиматические ресурсы Белгородской области.


Билет № 19

1. Многообразие стран современного мира, их основные типы.

2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они еще в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

3. Пользуясь картами, определить экономико-географическое положение Белгородской области.


Билет № 20

1. Комплексная географическая характеристика своей местности.

2. Евразия – самый большой по площади материк Земли. Используя карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.

3. Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.


Билет № 21

1. Комплексная географическая характеристика США по картам атласа.

2. Россия – страна с отрицательным естественным приростом населения. С какими проблемами столкнется страна в ближайшее время в связи с этим? Каковы пути решения этих проблем?

3. Определите тип климата по климатограмме.


Билет № 22

1. Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося).

2. В последнее десятилетие в России наблюдается миграционный прирост населения. Какие регионы России особенно привлекательны для иммигрантов и почему? Каковы направления внутренних миграций в России, их причины и влияние на изменения характеристик населения отдельных регионов?

3. Сравните по картам режим двух рек (Амур и Дон) и объясните причины различий.


Билет № 23

1. Международные экономические связи России, ее место в международном географическом разделении труда.

2. Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека. Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий?

3. Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых региона России или материка (Белгородская область).


Билет № 24

1. Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.

2. Численность населения Земли за прошедший век значительно увеличилась и продолжает расти. Что влияет на плотность населения? Приведите примеры влияния факторов размещения населения на его плотность в странах мира и в России.

3. Составьте характеристику климата Белгородской области по климатической карте.


Билет № 25

1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, ее изменения в последние десятилетия.

2. По различным источникам географической информации определите экологические проблемы Белгородской области. Предположите возможные пути их решения. Какой вклад может внести каждый человек в решение этих проблем?

3. Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов России (Центрально-Черноземного и Дальневосточного).


Ответы




Похожие:

Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная записка статус документа
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconУчебный план моу кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09. 03. 2004 года "Об утверждении федерального базисного учебного...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconЭкзаменационные билеты по физике за курс основной школы 2011 год
Предлагаемый комплект билетов является примерным и может корректироваться исходя из особенностей образовательной программы школы...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconПояснительная записка к учебному плану моу «Лятошинская сош» Учебный план моу «Лятошинская сош» составлен на основе нормативно-правовой документации
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ от 09. 03. 04.№1312 «об утверждении Федерального базисного учебного плана...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconИскусство основная школа пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconПрограмма формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования пояснительная записка
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconЭкзаменационные билеты за курс информатики в 11 классе 08. 05. 2007 Садыков А. Ученик 7 б 15-10

Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconПояснительная записка к учебному плану для обучающихся 1 класса, реализующих фгос начального общего образования по умк «Школа 2100»
Разработан на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, утверждённого приказом...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconПрограмма для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
...
Пояснительная записка Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов, опубликованных в Вестнике образования №7 2007 года iconПояснительная записка проект
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов