Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». icon

Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов».



НазваниеВведение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов».
Дата конвертации02.12.2012
Размер144.17 Kb.
ТипПрограмма
1. /Моя малая родина/Заявка.doc
2. /Моя малая родина/конкурс по краевед..doc
3. /Моя малая родина/титульный.doc
Анкета-заявка участника конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (в рамках областного фестиваля «Наука. Творчество. Развитие»)
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов».
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ракитянская станция юных натуралистов»

Введение.

Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при МОУ ДОД «Ракитянская станция юных натуралистов» .

Программа кружка «Школьный экологический туризм и краеведение» является частью реализации непрерывного экологического образования на средних и старших ступенях дополнительного образования.

Посещение данного кружка актуально, так как работа по экологическому краеведению нацелена на расширение знаний школьников об экологическом состоянии родного края, формированию у них определенных умений и навыков в доступной природоохранной деятельности. Сочетая в себе географическую и природоведческую направленность, занятия по экологическому краеведению пробуждают у школьников интерес к своей земле, развиваю мышление ребёнка и его экологическую культуру.

Программа кружка состоит из шести основных разделов: введение, экологические проблемы и устойчивое развитие, экологический туризм – основа экологического краеведения, реализация программы школьного экологического туризма, полевые наблюдения и исследования в походе, подготовка и проведение одно- и многодневных эколого-краеведческих походов и экспедиций.

В последнее время в связи с усилением антропогенной нагрузки на природу усиливается значение экологического краеведения.

Связь экологии и краеведения исключительно тесная. Ситуация, характеризующая систему взаимоотношений природы и человека, убедительно свидетельствуют, что современному человеку, гражданину своей страны, невозможно жить без знаний правил природопользования, умения жить в созвучии с окружающим миром.

Работа по экологическому краеведению нацелена на расширение знаний школьников об экологическом состоянии своего края, формирование у них определенных умений и навыков в доступной природоохранной деятельности. Сочетая в себе географическую и природоведческую тематику, занятия по экологическому краеведению пробуждают у школьников интерес к своей земле, развивают мышление ребенка, его экологическую культуру.


Одним из видов работы на занятиях кружка является проведение эколого-краеведческих экспедиций.

Цель данной работы – разработка эколого-краеведческой экспедиции с целью изучения особенностей заповедных участков Государственного природного заповедника «Белогорье».

Задачи:

  1. Изучить методику проведения эколого-краеведческих экспедиций.

  2. Разработать этапы подготовки и проведения экспедиции.

  3. Разработать общие рекомендации для проведения эколого- краеведческих экспедиций.

  4. Выявить уникальные особенности участков Государственного заповедника «Белогорье».

  5. Описать участки «Лес-на-Ворскле» и «Ямская степь».

Объектом исследования выступает Государственный природный заповедник «Белогорье».

Предметом являются заповедные участки «Лес-на-Ворскле» и «Ямская степь».

Хронологические рамки – май – июнь 2009 года.

Непосредственно экспедиция рассчитана на два дня.

1 день: посещение заповедного участка Борисовского района «Лес на Ворскле».

2 день: посещение участков в Губкинском районе: «Ямская степь», «Лысые горы» и в Новооскольском районе – «Стенки Изгорья»

Территориальные рамки исследования определены Борисовским и Грайворонским районами Белгородской области.

Перед проведением экспедиции мы изучили особенности данных участков на заседаниях кружка, используя следующие источники информации:

1. Учебник «География Белгородской области», из которого узнали территориальную принадлежность данных участков.

2. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные, где познакомились со списком редких и исчезающих видов растений и животных области

3.Учебное пособие «Практические работы школьников по экологии», при помощи которого выбрали приемлемую для наших условий методику проведения эколого-краеведческой экспедиции.

4. Учебное пособие «Экология Белгородской области», изучив которое познакомились с особенностями природы, историей данных участков.

Научная новизна исследования состоит в том, что экспедиции по данному маршруту еще не была разработана в Ракитянском районе.

Практическая значимость определяется возможностью использования материала школами и экологическими кружками не только нашего района, но и другими районами Белгородской области.


Глава I. Методика проведения.

Подготовка к проведению похода и эколого-краеведческой экскурсии включает в себя формирование следующих знаний и умений:

  1. Техника безопасности в походе. Основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.

  2. Необходимое снаряжение в одно- и многодневном походе. Туристический лагерь — устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.

  3. Природные ориентиры. Погода - спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения.

В ходе экспедиции планируется следующая исследовательская деятельность:

  1. Изучение объектов мониторинга в эколого-туристической экспедиции: воздуха, воды, живых объектов (растений, животных), рекреационная нагрузка на территорию, памятники природы, культуры, охраняемые природные и культурно-исторические объекты.

  2. Создание проекта эколого-туристического похода, экскурсии: цели, задачи, разработка маршрута, планирование исследовательской и воспитательно-развлекательной программы.

Эколого-краеведческая экспедиция сочетает в себе закрепление теоретических знаний и практических умений учащихся.

В ходе экспедиции учащиеся закрепляют знания о системе особо охраняемых природных территориях своего края, природном разнообразии Белгородской области; практическая деятельность учащихся формирует навыки ра­ционального природопользования, способствует осозна­нию ответственности за окружающую среду.

Цели и задачи эколого- краеведческой экспедиции:

1) расширяет знания учащихся о Белгородском крае;

2) знакомит учащихся с взаимосвязью процессов, про­текающих в биосфере;

3) рассматривает многообразие видов живых организ­мов родного края;

4) обучает методике научного исследования, ведению природоохранных мероприятий, элементам мони­торинга;

5) закрепляет навыки правильного поведения в при­родной среде;

6) дает возможность оценивать состояние природных систем, биогеоценозов, прогнозировать развитие экологической ситуации.[3]


Глава II. Этапы подготовки и проведения экспедиции.

Организация и проведение экологической экспеди­ции предполагает три этапа: подготовительный, основ­ной, заключительный. [3]

На подготовительном этапе учащиеся готовятся к экс­педиционной работе. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности среди участников. Большое внимание отводится подготовке оборудования для исследований и докумен­тальной кино- и фотосъемки, овладению методикой на­учно-исследовательской работы. В ходе этого этапа прово­дятся тренировочные выходы, подтверждающие работос­пособность экспедиционной группы в полевых экстремаль­ных условиях.

На основном этапе следует придерживаться состав­ленной экспедиционной программы. Каждый участник экспедиции выполняет свои обязанности, ведется полевой дневник, в котором определены обязанности членов экспедиции. Организуется встреча с работниками служб охраня­емых природных территорий Белгородской области. В ходе этого этапа руководитель экспедиции знакомит с целью, задачами экспедиции, представляет ближайших помощников и участников; рассказывает о выполняемой исследовательской работе.

Заключительный этап экспедиции включает в себя об­работку собранных материалов, анализ полученных дан­ных и проведенной работы. Оформление итогов ведется в виде альбома экспедиции, письменного отчета. Обра­ботанные материалы передаются в школьный кабинет географии. Этот этап сопровождается подготовкой выставки, в ходе которой приводится анализ экспедиции.

Первый этап работы на местности включает в себя следующие задания.

1. Составление карты-схемы маршрута экологической экспедиции.

2. Определение особо интересных объектов для изучения.

3. Планирование времени проведения экскурсий и встреч.

На втором этапе удобнее специализироваться на оп­ределенных предметных задачах и заданиях, выполняе­мых в ходе экспедиции, например, изучить видовой состав участка, начертить план- схему участка и т.д..

Ботанические задачи и задания:

1. Определите тип растительного сообщества на тер­ритории контрольной площадки.

2. Составьте опись видового состава, высчитайте про­центную численность каждого вида.

3. Обозначьте редкие или лекарственные виды расте­ний. Проведите паспортизацию, учет в биогеоценозе.

Задания и задачи природопользования:

1. Определите статус ООПТ.

2. Выявите уникальные виды растений и животных.

3. Опишите меры, проводимые по охране биоценоза данных участков.


Глава III. Общие рекомендации для проведения эколого- краеведческих экспедиций.

  1. До проведения экспедиции необходимо ознакомить учащихся с основными ландшафтно-географическими особенностями исследуемого района.

  2. Используя инфор­мационные источники, выяснить характер рельефа, почв, гидрологии, растительности изучаемого района.

  3. Проана­лизировать глубину изученности района экспедиции.

  4. Запись полевых наблюдений, ведение общего днев­ника экспедиции;. Запись наблюдений проводят в следующем порядке: дата, время, место, состояние погодных условий, исследования, наблюдения, анализ или выводы.

Для удобства обработки материала по отдельным те­мам во время экспедиции заполняют тематические днев­ники: ботанические, зоологические, географические исследования. В дневниковые записи заносят зарисовки объек­тов, крупномасштабные схемы с использованием услов­ных обозначений деятельности.

При фотографировании к пленке прикрепляется листок с описанием отснятых кад­ров.

При проведении экспедиции необходимо соблюдать сроки и правила сбора материала, предотвращать чрезмер­ную нагрузку на природные системы, стараться не беспо­коить животных и птиц во время исследования местности.

Эколого – краеведческие экспедиции рассчитаны на учащихся средних и старших классов. При планировании экспедиций необходимо учитывать возраст, а также знания и умения учащихся.

Экспедиция проводится на школьном автобусе с обязательным соблюдением техники безопасности в пути.

Необходимое снаряжение: определители растений; фотоаппарат, оборудование для сбора гербария, сухпаек.


Глава IV. Описание изучаемых участков.

4.1 Участок «Лес- на- Ворскле» площадью 1038 га входил в состав Белгородской оборонительной черты с середины XII в., а стал охраняться как эталон среднерусской дубравы с 1922 г. на месте заказной рощи графского имения потомков генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметьева – сподвижника Петра I, владевшего Борисовкой с 1705г.

Ядро охраняемой территории, являющейся частью государственного заповедника «Белогорье», - типичная нагорная дубрава, расположенная на правом крутом берегу Ворсклы: превышение высот над уровнем речной поймы достигает 80 м. В дубраве и прилегающей пойме р. Ворсклы произрастает до 550 видов древесных, кустарниковых и травянистых растений 83 семейств. 25 видов мхов, около 900 видов грибов, 61 вид лишайников.[4]

Золотой фонд заповедника составляют участки уникальной 250-300-летней дубравы высотой деревьев до 30-35 м. (приложение 2а). Фоновые почвы центрального водораздела и склонов темно-серые лесные. В кустарниковом ярусе представлен бересклет, крушина, боярышник и др. Из травянистых растений характерны сныть обыкновенная, осока волосистая, копытень европейский. В заповеднике и примыкающем к нему парке «Хотмыжский» встречаются виды федерального списка Красной книги (ятрышник болотный, калдезия белозеролистная). [2] В заповеднике проживает 50 видов млекопитающих (типичная косуля и кабан, встречается лось), 150 видов птиц, несколько тысяч видов насекомых. Некоторые их них (дозорник-император, пахучий отшельник, пчела-плотник, Мнемозина) внесены в Красную книгу России.

Интересен также дендропарк, созданный в 1936 г. по инициативе ботаника, лесовода и географа В.Н. Сукачева. В нем на небольшой площади представлено 200 видов растений из Европы, Азии, Африки и Америки (лиственница сибирская, бархат амурский и другие экзоты).

4.2 Заповедный участок «Ямская степь»площадью 566 га с охранной зоной шириной 1 км. (приложение 2б). Более 200 лет тому назад целинная степь площадью 1200 десятин принадлежала жителям Ямской слободы Старого Оскола. Ямщики и ямы (стоянки для смены лошадей на дорожных трактах) обеспечивали передвижение государственных чиновников и почты. Слобода имела собственные угодья, используемые под выпас и сенокошение. Обширное пользование ими способствовало сохранению целины. Как уникальный девственный участок природы «Ямская степь» была открыта в 1921 г. профессором Алехиным при исследовании растительности курской губернии. С 1935 года участок стал заповедным.

Основное богатство заповедной территории – луговые степи, представляющие коренной тип растительности с наиболее красочными аспектами сезонного развития растительного покрова. В Ямской степи насчитывается до 500 видов растений (около 39% всего флористического разнообразия области) причем значительная их часть приходится на разнотравье (до 45 видов на 1метр квадратный), поэтому Ямская степь представляет собой замечательный образец целинно-луговой степи переходного типа – от южного варианта северных разнотравий к более южным ковыльным степям. [4]

Особую ценность представляет растительность своеобразных луговых степей на выходах мела. В этих условиях основу травостоя составляет осока низкая, ковыль перистый, овец пустынный, чабрец меловой, оносима низкая, солнцецвет монетолистный и др. Среди них встречаются растения, эндемичные для Среднерусской возвышенности. Это проломник Козо-Полянского. Володушка многожилковая, эфедра двуколосковая. Все они родственны горным растениям Монголии, юга Сибири, Южного Урала. Такие сообщества называют «Сниженными Альпами». Особой охраны требуют такие виды, как кизильник алаунский, пострел меловой, пыльцеголовник красный, брандушка разноцветная, ковыли перистый и красивейший.[2]

Наряду с травянистой растительностью в складках рельефа Ямской степи представлена и древесно-кустарниковая (одиночные экземпляры дикой груши, клена, боярышника). Встречаются также разреженные заросли дуба, ясеня, лещины. К вершинам балок приурочены кустарниковые сообщества (дерезняки).

Из млекопитающих в степи обычна лисица – охотница на сусликов, полевок и мышей. Встречается барсук, хорь, заяц-русак, слепыш, сурок, земляной заяц (большой тушканчик). Птиц в степи много, но гнездятся здесь лишь жаворонки полевой и степной, чекан луговой, овсянка садовая, славка серая. Сохранились такие виды птиц, как скопа и большой кроншнеп. Разнообразны пресмыкающиеся: прыткая и живородящая ящерицы, веретениц, уж и степная гадюка, а также земноводные: зеленая жаба, обыкновенная чесночница, остромордая, озерная и травяная лягушки, краснобрюхая жерлянка, гребенчатый и обыкновенный тритоны. Из беспозвоночных только насекомых фиксируется 4000 видов. Среди них редкие в России – степная дыбка, пчела – плотник. [1]

В настоящее время судьба Ямской степи находится под угрозой, ее территория усиленно подвергается подтоплению из-за близости гидроотвала Лебединского ГОКа.[4]


Результаты эколого-краеведческой экспедиции

В ходе разработки экспедиции учащиеся построили картосхему маршрута (приложение 1), побывали на участках (допустимых к посещению) Государственного заповедника Белогорье (приложение 2), изучили видовое разнообразие природы родного края, познакомились с особенностями природоохранной деятельности, проводимой на территории Белгородской области, закрепили правила поведения в природе, оформили фотовыставку «Красота родной природы» (приложение 3), альбом «Система ООПТ Белгородской области», выявили уникальные особенности заповедных уачстков.

Выявленные уникальные особенности участков Государственного заповедника «Белогорье»:

1. «Лес на Ворскле» - поляна Сукачева, дендрарий, музей природы.

2. «Ямская степь» - степные участки, растительность меловых обнажений, растительность «Сниженных Альп».

В ходе выполнения данного проекта мы разработали план проведения эколого-краеведческой экспедиции с целью изучения особенностей заповедных участков Государственного природного заповедника «Белогорье» «Лес-на-Ворскле», «Ямская степь»

Мы изучили методику проведения эколого-краеведческих экспедиций, разработали этапы подготовки и проведения экспедиции, разработали общие рекомендации для проведения эколого- краеведческих экспедиций, выявили уникальные особенности участков Государственного заповедника «Белогорье», описать участки «Лес-на-Ворскле» и «Ямская степь».

Данный проект (разработка экспедиции) может быть использована кружками экологического и краеведческого направления, учителями экологии и краеведения, может способствовать созданию зон рекреации (познавательный туризм) на территории области.


Список используемой литературы.


1. География Белгородской области: Учебное пособие/ коллектив авторов. Руководители Петин А.Н., Лисецкий В.А.,2006.


2. Красная книга Белгородской области. редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Науч. Ред А.В. Присный. – Белгород, 2004


3. Практические работы школьников по экологи: 1,2,3,4 части. Экологическое образование школьников./ Научный редактор А.В. Присный – Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 1999.


4. Экология Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8-11-х классов / А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М.: изд-во МГУ, 2002.


Приложение 1

Составление картосхемы эколого-краеведческой экспедиции «Особо охраняемые природные территории Белгородской области»


_______ схема маршрута 1 дня экспедиции


_______ схема маршрута 2 дня экспедиции


География Белгородской области: Учеб. Пособие. В 2-х частях. Часть первая. Природа. – М.: Изд-во МГУ, 2006. с. 56


Приложение 2

Заповедные участки ГПЗ «Белогорье»


А) Заповедный участок в Борисовском районе «ЛЕС-НА-ВОРСКЛЕ»

Мы слушаем дух дерева.


Фото 2009 года. Автор А. Белошапко.


Б) Участок в Губкинском районе «Ямская степь»


Фото 2009 года. Автор Т. А. Федутенко.


Приложение 3.

Фотовыставка «Красота родной природы»


Фото 2009 года. Автор Т. А. Федутенко.









Похожие:

Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconМетодика проведения
...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». icon9 декабря прошел школьный этап конкурса «Зимняя фантазия». Результаты распределились следующим образом
Лучшие работы были направлены в моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов» для прохождения районного этапа конкурса
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconПоложение об областном конкурсе юных исследователей окружающей среды «Хранители Земли»
Организатором конкурса является Министерство образования Ульяновской области. Работу по организации и проведению конкурса осуществляет...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconУправление образования администрации г. Торжка
На основании городской программы экологического воспитания «Зеленый дом» и в соответствии с планом работы Городского методического...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconМ. В. Саранцева Положение об экологической акции «Живая вода Башкортостана- 2012»
Отдел образования Администрации мр белорецкий район рб, Городское общество охраны природы «БелЭко», мобу дод станция юных натуралистов...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconЛ. В. муниципального района Белорецкий район рб м. В. Саранцева Положение о смотре-конкурс
Отдел образования Администрации муниципального района Белорецкий район и мобу дод станция юных натуралистов г. Белорецк с 1 ноября...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconМку управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов г. Белорецк
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов г. Белорецк Республики...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconИнформационное письмо об организации экологических акций, посвященных Всемирному дню Земли
В соответствии с планом массовых мероприятий мобу дод станция юных натуралистов г. Белорецк, городское общество охраны природы «БелЭко»,...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconЛ. В. муниципального района Белорецкий район рб м. В. Саранцева Положение о конкурс
Отдел образования Администрации мр белорецкий район рб, Городское общество охраны природы «БелЭко» и мобу дод станция юных натуралистов...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconЛ. В. Администрации мр белорецкий район рб > М. В. Саранцева Положение о конкурс
Отдел образования Администрации муниципального района Белорецкий район и мобу дод станция юных натуралистов г. Белорецк проводит...
Введение. Уже третий год в нашей школе в 9-11 классах ведется кружок «Школьный экологический туризм и краеведение» при моу дод «Ракитянская станция юных натуралистов». iconПодосёнова Елена Григорьевна зав отделом методической работы моу дод "Станция юных туристов", г. Анжеро-Судженск Дополнительная образовательная программа
Областной конкурс программ и методических материалов туристско-краеведческой направленности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов