Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» icon

Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний»



НазваниеПояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний»
Дата конвертации14.12.2012
Размер483.91 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

1 класс

УМК «Планета Знаний»

1. Роль и место дисциплины

Воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Государствен­ным стандартом содержания начального образования II по­коления и отражённых в его примерной (базисной) про­грамме курса литературное чтение автора Э.Э.Кац. Для знакомства с произведениями писателей родного края программа «Тамбовские писатели детям» осуществляется в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Литературное чтение».

4. Цели и задачи

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

Развивающие

  • формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространст­венного воображения, правильной литературной речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации в учебной и справочной литературе.

  • помочь детям узнать писателей родного края;

  • начать знакомство с произведениями писателей родного края;

Общеучебные

  • Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  • Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  • Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.


  • Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Воспитательные

Воспитание интереса к чтению художественной литературы, духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.

5. Специфика программы

Содержание и построение этого курса определяются воз­растными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружать­ся» в мир художественного произведения . Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

В организации учебно-воспитательного процесса важ­ную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств

Содержание программы по литературному чтению позво­ляет шире использовать дифференцированный подход к уча­щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус­пешное продвижение в развитии


6. Основные содержательные линии курса

  • ««Круг чтения»

  • «Навык и культура чтения»

  • «Работа с текстом и книгой»

  • «Развитие воображения, речевой творческой деятельности»

«Литературоведческая пропедевтика».

7. Структура программы

^ Круг чтения

Предполагает знакомство детей с произведениями устного народного творчества: сказками, загад­ками, пословицами, поговорками, песнями. Учащиеся читают рассказы и стихотворения русских, зарубежных и современных писателей, рисующих картины летней, осенней, зимней и весенней природы; труда людей в эти времена года; жизни животных и растений; бережного отношения к природе. Определенное место в классном чтении зани­мают статьи, рассказы и стихотворения о жизни школьников, о взаимоотношениях детей, о настоящих товарищах.

Большое внимание уделяется рассказам, стихотворениям, ста­тьям о труде людей, о различных профессиях, о заботливом и бе­режном отношении человека к животным и растениям, к природе родного края.

^ Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмыс­ленному правильному чтению целыми словами. Преодоле­ние возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов. Развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

К концу 1 класса учащиеся должны, уметь:

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

  • выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, из­менять силу голоса

^ Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных не­понятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного спи­ска слова, необходимые для характеристики героев и отно­шения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочи­танного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произве­дение (творение автора) от реальной жизни, обращать вни­мание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • объяснять смысл названия произведения;

  • выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочни­ке учебника;

  • выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;

  • пересказывать фрагменты текста под руководством учи­теля;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;

  • знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.

^ Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитан­ного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выра­зительно читать стихотворения, учить их наизусть, участ­вовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения;

  • сочинять рассказы по рисункам;

  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопро­сам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и ав­торской); стихотворением; рассказом; малыми

фольклор­ными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

8. Требования к результатам

Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Роди­ны, осознание этнической принадлежности; представления об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравст­венных и безнравственных поступках; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эмпатия, понимание чувств других людей и сопережива­ние им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художест­венной культурой; познавательная мотивация учения.

Метапредметные планирование собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; находить нужную информацию, используя словари, по­мещённые в учебнике (толковый, синонимический, фра­зеологический); сравнивать произведения и их героев, классифициро­вать произведения по заданным критериям; работая в группе, учитывать мнения партнёров, отлич­ные от собственных

Предметные результаты: чтение (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; чтение произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным инто­нированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочи­танного; объяснение смысл названия произведения; выделение в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочни­ке учебника; выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка; пересказывать фрагменты текста под руководством учи­теля; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; высказывание своего отношения к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт; знакомство с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков: изучения и первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний, комплексного использования знаний, проверки, оценки и контроля знаний. Дифференцированные задания. Интеллектуальный марафон. Творческие работы. Информационный поиск. Проектная деятельность.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль проводится по изучению каждого основного раздела

11. Объем и сроки изучения

На изучение литературного чтения отво­дится 4 часа в неделю, всего – 40 часов:



^ Тематическое планирование


Содержание курса

Тематическое

планирование

Характеристика

деятельности учащихся

^ Страна Вообразилия (16 ч)

Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи. Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения. Развитие внимания к интонации и ее смысловому наполнению.

^ Стихотворный ритм (хорей). Многозначные слова.

Освоение нового ритма (ямба). Фразеологические обороты)

С.Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В.Левин «Ма­ленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная исто­рия»; К.Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Ка­рем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чуде­са», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира.


^ Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

^ Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

^ Рисовать героев произведений.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Сочинять истории, песенки, загадки.

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

^ Сказки о животных (14 ч)

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

^ Сочинение сказки о животном.


Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Ли­сичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».

^ Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Забо­лоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А.Усачёв «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».


^ Выразительно читать литературное произведение.

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

^ Отвечать на вопросы, используя текст.

Пересказывать текст кратко, развернуто.

Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

^ Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.

Природа и мы (10 ч)

Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста.

Работа над содержанием.

Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть.


Г. Балл. Кружавинка ; М.Пришвин. Осеннее утро., Черёмуха; А. Блок «Зайчик»; Н.Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чару­шин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

^ Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А.Усачёв «Королев­ская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

^ Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Выделять нужные фрагменты текста.

Определять главную мысль произведения.

Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора.

Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.



^ Тамбовские писатели - детям (8 ч)

«Писатели родного края»

Знакомство с произведениями А.М.Акулинина. Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста. Работа над содержанием.

Обогащение словаря.

Жизнь и творчество А.М.Акулинина. А.М.Акулинин. Одно имя на двоих. А.М. Катькин урок. А.М.Акулинин. Кукольный класс. А.М.Акулинин. Как боролись с двойкой. А.М.Акулинин. Анисовые яблоки. А.М.Акулинин. Свои загадки. Обобщающий урок по творчеству А.М.Акулинина.

^ Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

^ Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.



Приложение к рабочей программе


^ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс 1-б

Учитель Мишукова О. И.

Количество часов:

всего 40 часов; в неделю 4 ч

Плановых контрольных уроков 1

Планирование составлено на основе рабочей программы по литературному чтению

Учебники: Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс – М., АСТ, Астрель – 2011;

рабочая тетрадь – Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс– М., АСТ, Астрель – 2011

Сборник. Составитель Г.М.Первова «Тамбовские писатели – детям» - Тамбов: Юлис, 2007

Дополнительная литература: 1. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» // Э. Э. Кац. – М., АСТ, Астрель – 2011

2. Г.М.Первова. Методические рекомендации к урокам по книге « Тамбовские   писатели  –  детям » – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.


^ Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработка умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

^ УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

КУ – комбинированный урок


урока

Тема урока,

страницы учебника

Тип урока

Элементы содержания

^ Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

^ 3 четверть (10ч.)







1

Знакомство с учебником

С. 2 - 5

УИПЗЗ

Формирование представления об информационном пространстве учебника

Иметь представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи

Фронтальный

Рассказать о прочитанном.

Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Соотносить новую информацию с прошлым опытом общения с книгой

01.03




^ Страна Вообразилия (16 ч)







2

Игра с буквами

С. 6 - 7

УКИЗ

Обогащение словаря. Развитие творческого воображения. Формирование умения работать со словарем.

Совершенствовать технику чтения.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания

Уметь работать со словарем.

Самостоятельное чтение

Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.


05.03




3

С. Михалков «Азбука»

С. 8 - 9

УИПЗЗ

Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Заучивание наизусть

^ Уметь читать про себя, вслух, «цепочкой» с постепенным переходом к плавному чтению целыми словами. Определять свою эмоциональную окрашенность произведения,

^ Уметь находить в тексте фрагменты, подтверждающих собственную эмоциональную оценку персонажа. Тренировка в заучивании наизусть

Выразительное чтение стихотворений наизусть

^ Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

Рисовать героев произведений.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Сочинять истории, песенки, загадки.

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.

06.03




4

^ Фантастические существа

С. 10 - 11

УЗНЗВУ

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие внимание к звуковому образу слова.

Понимать эмоционально-смысловое значение стихотворения,

уметь выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки.

Знать наизусть несколько строчек

Самостоятельное чтение

07.03




5


К. Чуковский «Храбрецы»

С. 12 - 14

УОСЗ

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи.

^ Знать культуру чтения стихотворений.

Иметь представление о связи интонации и смысла речи. Выявлять эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения.

Уметь актуализировать читательский и жизненный опыт.

Фронтальный опрос

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать монологическое высказывание.

Участвовать в диалоге.

Аргументировать собственную позицию.

^ Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине).


Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою.


Придумывать свой рассказ о пряничной стране и его презентовать.


Приобретать опыт записи придуманной истории


Определять эмоциональное содержание стихотворения (грустное, веселое).

^ Давать характеристику объектам стихотворения.


Сочинить свою считалку с придуманными словами.


Отличать поэтический текст от прозаического.

Помещать себя в воображаемую ситуацию.


Сравнивать эмоциональное состояние героев.


Распознавать особенности построения фольклорного жанра-загадки.

Сочинять свои загадки в форме описания.

12.03




6

В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде»

С. 12 – 14

Жизнь и творчество А.М.Акулинина.

УОСЗ

Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи. Знакомство с тамбовским автором

^ Уметь слушать и правильно читать стихотворение.

Уметь актуализировать читательский и жизненный опыт.

Самоконтроль

13.03




7

^ Стихотворный ритм (хорей)

(Дж.Родари «Лежебока»)

с. 15 – 17

В.Лифшиц «Тимоша»

С. 18 - 19

УИПЗЗ

Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. ^ Представления о многозначности слова.

Уметь соблюдать паузу при чтении. Иметь представление о ритме.

Иметь понятие о многозначности слова.

Уметь выполнять информационный поиск

Самостоятельное чтение

14.03




8

^ Стихотворный ритм (ямб)

«Купите лук»

(В. Левин «Обыкновенная история»)

С. 20 - 23

УИПЗЗ

Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения. Развитие внимания к интонации и ее смысловому наполнению.

^ Иметь представление о ритмичности стихотворной речи, о ритме.

Уметь самостоятельно прохлопывать ритм стихотворения.

Уметь «оформлять словами» результаты своего воображения

Самостоятельное чтение

15.03




9

И. Токмакова «Пряничные человечки»

С. 24 - 25

УИПЗЗ

Развитие творческого воображения. Обогащение словаря.

^ Уметь распознавать многозначность слова и словосочетаний.

Уметь читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

Текущий

19.03




10

^ Освоение рифмы

К. Чуковский «Тараканище»; М. Карем «На травке»; (В. Хотомская «Аист»)

С. 25 – 29

А.М.Акулинин. «Одно имя на двоих».

УОСЗ

Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

^ Знать, что такое рифма и находить рифмы в стихотворении.

Уметь передавать в устной речи собственный вымысел,

Текущий

20.03




11

^ Освоение рифмы

К. Чуковский «Скрюченная песенка»

С. 30 - 31

УОСЗ

Обогащение словаря. Формирование умения выделить рифмующиеся слова. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел.

^ Уметь определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения.

Уметь выделять рифмы.

Текущий

21.03




^ 4 четверть (30ч.)







12

Считалки

С. 32 – 35

А.М.Акулинин. «Катькин урок»

УПОКЗ

Слоговое вдумчивое чтение, совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

^ Уметь читать правильно и быстро (без слогов) считалки.

Уметь выявлять специфику считалок.


Текущий (тест)

02.04




13

^ Чудесные приключения

Ю Тувим «Чудеса» (Д. Самойлов «Сказка»)

С. 36 – 39

Б. Заходер «На Горизонтских островах»

С. 40 - 43

УИМПЗ

Развитие умения включать новые слова в речь.

^ Уметь включать новые слова в речь, находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль.

Тематический (выборочное чтение)

03.04




14

^ Неживое становится живым

О.Мандельштам «Телефон»

(О. Дриз «Юла»)

С.44 – 46

Ю Тувим «Пляска»

С. 46 - 47

УЗНЗВУ

Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Обучение сравнению героев разных произведений.

^ Уметь выразительно читать стихи.

Уметь осмысливать эмоциональное состояние героя. Уметь соблюдать ритм стихотворения при чтении.

Выразительное чтение текста

04.04




15

Загадки

С. 48 – 51

А.М.Акулинин. «Кукольный класс».


УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Сочинение загадок. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

^ Уметь определять жанр загадки. Сочинение загадок. Уметь описывать объект в устной речи

Индивидуальный

05.04




16

^ Звучащий мир в поэзии

В. Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Груши»

С. 51 – 53

«Было тихо»

С. 54 - 55

УИПЗЗ

Формирование умения создавать рассказ по картинкам.

^ Знать способы передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении..

Уметь создавать рассказ по картинкам.

Текущий

Определять

эмоциональную окрашенность произведения.

Сочинять рассказ по картинкам, используя слова с буквой «р»

09.04




^ Сказки о животных (14 ч)







17


Народные сказки

С. 58 – 59


УКИЗ

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

^ Уметь читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Актуализация читательского опыта

Текущий

^ Выразительно читать литературное произведение.

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

Пересказывать текст кратко, развернуто.

Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

10.04




18

«Лиса и Рак» (русская народная сказка)

С.60 - 61

УКИЗ

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

^ Уметь читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Отвечать на вопросы, используя текст.

Текущий

11.04




19

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

С. 62 - 65

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении.



^ Уметь передавать при чтении состояние персонажа.

Иметь представления об устойчивости характера отдельных животных в народных сказках.

Уметь оценивать чтение товарища

Текущий

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Распознавать особенности построения сказок.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.


Инсценировать художественное произведение.

Оценивать высказывание, чтение товарища, аргументировать свою позицию.

Включать в речь новые слова.


Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок.


Определять основные качества героев.

Давать нравственную оценку поступков героев.

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Различать литературные жанры.


.


Сопоставлять героев-животных в народных и авторских сказках.


Устанавливать причины изменений во внутреннем состоянии персонажа.


Творчески воспроизводить последовательность событий.

12.04




20


«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

С.66 – 71


УИПЗЗ

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

^ Уметь работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять свое отношение к нему.

Владеть плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами.

Текущий

16.04




21


«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

С.66 – 71

А.М.Акулинин. Как боролись с двойкой.

УИПЗЗ

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

^ Уметь пересказывать текст подробно по плану.

Уметь определять литературные жанры.

Текущий

17.04




22

«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

С.66 – 71


УИПЗЗ

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

Уметь работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять свое отношение к нему.

^ Уметь читать в пределах норм программы и осмысливать прочитанное.


Текущий

18.04




23

«Конь и лиса» (немецкая народная сказка)

С. 72 – 75

«Как кролик взял койота на испуг» (сказка американских индейцев);

«Гиена и черепаха» (африканская народная сказка)

С. 76 - 80

УОСЗ

Обогащение словаря. Упражнение в интонационно-выразительном чтении.

Владеть интонационно-выразительным чтением.

^ Уметь понимать смысловое наполнение слова в тексте художественного произведения.

Уметь находить нужные фрагменты текста,.

Самоконтроль

19.04




24

^ Авторские сказки

К. Ушинский «Лиса и козел»

С. 81 - 83


УИПЗЗ

Актуализация прошлого читательского опыта. Умение читать по ролям.

. ^ Уметь читать текст по ролям, передавая в интонации состояние героя..

Знать народные традиции в сказках.

Взаимоконтроль

23.04




25


Дж.Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса»

С.84 – 89

А.М.Акулинин. «Анисовые яблоки»



УИПЗЗ

Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

Обогатить свой словарный лексикон словами, передающие внутренние переживания.

^ Уметь передать при чтении состояние героя.

Уметь объяснять сделанные выводы.

Текущий

24.04




26

^ Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

С. 90 - 97

УИПЗЗ

Обогащение словаря, определяющего отношение читателя к героям. Развитие умения рассказывать о герое по предложенному плану.

^ Уметь объяснять название произведения,

Уметь работать с текстом: находить нужные фрагменты; рассказывать о герое по предложенному плану; определять причины поступков героев.

Определять специфику различных видов текста.

Тематический (самостоятельная работа)

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.


Воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности.


Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты.


^ Делать элементарный анализ сказки, используя средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Распознавать особенности сказки-притчи.



25.04




27


Д. Биссет «Лягушка в зеркале»

С. 98 - 101

УИПЗЗ

Умение озаглавливать части рассказа. Смысловое чтение.

^ Уметь сознано воспринимать (при чтении вслух и про себя) содержание текста.

Уметь озаглавливать части текста.

Текущий

26.04




28

Д. Биссет «Лягушка в зеркале»

С. 98 - 101

УИПЗЗ

Умение озаглавливать части рассказа. Смысловое чтение.

Уметь работать с текстом: озаглавливать части рассказа; определять внутреннее состояние героя; выражать свое отношение к нему; рассказывать о его поступках; обосновывать свою позицию.

Текущий

30.04




29

А. Усачев «Пятно»

С. 102 - 105

УИПЗЗ

Пересказ текста.

^ Уметь включать новые слова в речевую практику. Уметь передавать сюжет произведения, оценивать героя и сравнивать свое отношение к героям разных произведений. Развивать внимание к внутреннему состоянию героя и к авторской позиции

Подробный пересказ текста

02.05




30

Б. Сергуенков «Сладкая трава»

С.106 - 107

УИПЗЗ

Работа над содержанием произведений. Анализирование, ответы на вопросы.

^ Уметь оценивать героя.

Соотносить поступки и внутреннее состояние героя. Обогащение знаний о нравственной оценке поступка героя. Уметь воспроизводить в устной речи результаты самостоятельного творчества


Индивидуальный

03.05




^ Природа и мы (10ч)








31

Г. Балл «Кружавинка»

С. 110 - 113

УИПЗЗ

Совершенствование навыка смыслового чтения.

^ Уметь определять авторскую позицию и способы ее выражения.

Уметь выделять нужные фрагменты из текста.

Уметь определять свое отношение к прочитанному, давать оценку героям. Развитие эстетического чувства, внимания к отношению человека к природе

Текущий

Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Определять главную мысль произведения.

Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора


Развивать внимание к смыслу слова в художественном тексте, внутреннему состоянию героя.

07.05




32

М. Пришвин «Осеннее утро»

С.114 – 115

А.М.Акулинин. «Свои загадки».

УЗНЗВУ

Пересказ текста. Знакомство с новым произведением тамбовского автора

. ^ Уметь оценивать чтение и высказывание товарища.

Уметь видеть за словом текста конкретную картину жизни

Взаимоконтроль

08.05




33

А. Блок «Зайчик»

С. 116 - 117

УПОКЗ

Работа над содержанием.

^ Уметь читать лирическое произведение.

Уметь выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста.

Текущий

Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Включать новые слова в свою речь.

Определять свои возможности и интересы при выборе задания.

Оценивать чтение товарища.

Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию.

Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в инсценировке сказок.


Наблюдать за животными,

выражать в устной речи свое отношение к ним.

Составлять рассказ о своем любимом герое.


Подбирать слова для характеристики героя.

Создавать собственный текст на основе художественного произведения.


Рисовать любимый цветок.

Создавать собственный текст на основе личного опыта.

Осознавать сущность поведения героев.


Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение.

Осознанно воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного.


10.05




34

Н. Рубцов «Воробей»

С. 118 - 119

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть.

^ Уметь включать новые слова в речевую практику. Уметь выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. Тренировка в заучивании наизусть

Чтение стихотворения наизусть выразительно



14.05




35

Л. Толстой «Орел»

С. 120 - 121

УИПЗЗ

Развитие умения определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям.

Уметь определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям

Текущий

15.05




36

Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»

С. 122 - 123

УИПЗЗ

Герои произведения. Пересказ текста.

^ Уметь рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. Уметь передавать в устной речи результаты жизненных наблюдений

Текущий

16.05




37

А. Барто «Думают ли звери»

С.124 – 125

Обобщающий урок по творчеству А.М.Акулинина.

УИПЗЗ

Развитие умения понимать чувства и мысли повествователя. Умение оценивать чтение товарища.


^ Уметь понимать смысл поставленного вопроса.

Уметь понимать чувства и мысли повествователя. Уметь оценивать чтение товарища

Текущий

17.05




38

М. Пришвин «Черемуха»

С.126 - 127

УЗНЗВУ

Обогащение словаря. Развитие умения рассказывать о явлениях природы.

Обогащение словаря. ^ Уметь рассказывать о любимых явлениях природы.

Уметь находить границы абзацев, произведения

Выразительное чтение текста

21.05




39

^ В. Жуковский «Жаворонок»

С. 128 - 129

УОСЗ

Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст

^ Уметь читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Оценивать выступление товарища.

Уметь находить рифмы.

Текущий

22.05




40

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

С. 130 - 131

УОКЗ

Пересказ текста. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях.

Развитие внимания к переживаниям повествователя. ^ Уметь рассказывать о зрительных впечатлениях. Уметь оценивать чтение товарища

Тематический (письменная работа). Итоговый за 1 класс

23.05




Резерв 1ч

24.05






Требования к результатам

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению литературного чтения;

  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

  • умение признавать собственные ошибки;

У учащихся могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

  • восприятие литературы9 как части общечеловеческой культуры;

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • сознательно плавно читать целыми словами вслух и про себя.

  • правильно произносить гласные и согласные звуки в словах.

  • изменять интонацию, силу голоса, выдерживать пау­зы, ускорять и замедлять темп чтения.

  • работать с текстом и книгой

Учащиеся получат возможность научиться:

  • придумывать продолжение прочитанного произведе­ния, развивать отдельные сюжетные линии.

  • сочинять рассказы на заданную тему.

  • записывать 1—3 предложения из придуманного рас­сказа.

  • сочинять песенки, считалки, загадки по образцу.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать наблюдаемые объекты.

  • сравнивать: видеть сходное и различное.

  • видеть связь объекта с окружающей действительностью.

  • привлекать и использовать свой жизненный опыт.

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

Познавательные


Учащиеся научатся:

  • объяснять смысл заглавия произведения.

  • выделять непонятные слова и словосочетания, нахо­дить их значение в словаре-справочнике.

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

  • выделять в тексте фрагменты, необходимые для отве­та на вопрос.

  • выбирать слово из предложенного списка для выра­жения своей мысли.

  • озаглавливать отдельные части текста.

  • пересказывать фрагмент текста.

  • воспроизводить сюжет по вопросам и картинкам.

  • сравнивать внешность, поступки, особенности харак­тера героев (выполняется под руководством учителя).

  • ориентироваться в книге, находить в оглавлении нуж­ные произведения.

  • соотносить иллюстрации художественного произведе­ния с его содержанием.

  • подбирать книги для тематической выставки.

  • сочинять рассказы по картинкам.

  • пересказывать фрагмент произведения от лица одно­го из персонажей.

  • получат представление о следующих жанрах: сказка (народная и ав­торская), рассказ, стихотворение, загадка, считалка, песенка, скороговорка.

  • познакомятся с понятиями «рифма», «ритм» (на уровне прохлопывания в ладоши двусложных стихотворных ритмических размеров);

  • познакомятся с писателями родного края и их произведениями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • «помещать» себя в вымышленную ситуацию, расска­зывать о своих действиях и чувствах.

  • подбирать недостающие рифмы к стихотворным стро­кам.

  • создавать иллюстрации к тексту.

  • инсценировать литературные произведения или их от­рывки.

  • проявлять познавательную инициативу при работе с новым произведением;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий;

переводить информацию из одного вида в другой;

  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

Коммуникативные


Учащиеся научатся:

  • вести диалог, задавать вопросы, слышать и воспроиз­водить ответы других.

  • высказывать свое отношение к увиденно­му, услышанному и прочитанному, выступать с рассказом пе­ред группой.

  • наблюдать за окружающим миром.

  • воспроизводить объекты и ситуации по ассоциациям.

  • проявлять рефлексию, сопереживать другим людям и живым существам.

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение; объединять полученные результаты;

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

  • обогащать знания о содержании понятий «добро», «зло», «жестокость», «справедливость», «сочувствие», «доброжела­тельность», «равнодушие»;

  • уметь чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;

  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.



Список литературы


Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.


  1. Для учащихся:




  • Э. Э. Кац. Литературное чтение 1 класс. Учебник. — М., АСТ, Астрель. 2011

  • Э. Э. Кац. Литературное чтение 1 класс. Рабочая тетрадь. — М., АСТ, Астрель. 2011




  1. Для учителя:




  • Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель. 2011

  • Сборник. «Тамбовские писатели – детям» - Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М.Первова

  • Г.М.Первова. Методические рекомендациями к урокам по книге « Тамбовские   писатели  –  детям » – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.



Похожие:

Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconРабочая программа по обучению грамоте 8 Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте 9
Изобразительное искусство. Н. М. Сокольникова,С. П. Ломов1 класс. Умк «Планета Знаний» 160
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconПояснительная записка 1 класс. Умк «Планета знаний»
Приобретенные зна­ния, первоначальное овладение родным языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также...
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconПояснительная записка 1 класс умк «Планета знаний»
Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим...
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconОсновная образовательная программа
Перечень учебников и учебных пособий умк «Планета знаний», обеспечивающих реализацию учебного плана
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconЕ. К. Хеннер Учебник: информатика и икт 10-11 класс Год издания: 2007г. Москва бином. Лаборатория знаний пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconПояснительная записка. Литературное чтение. Умк «Гармония» 1 класс Общая характеристика учебного предмета
В течение этого времени ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению, расширению и...
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» icon«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний»
Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» icon«Основы политических знаний» Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы политических знаний»
Ринчинова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требования единства программы. Затем должно идти раскрытие...
Пояснительная записка 1 класс умк «Планета Знаний» iconКатаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка
Данный дидактический материал предназначен для организации самостоятельных работ на уроках математики в 5 классе или 6 классе по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов