Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области icon

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области



НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области
страница1/19
Дата конвертации06.12.2012
Размер3.87 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области



Утверждена

приказом директора лицея

№ 266 от "30" августа 2012г

________________ Е.Б. Шипилова

Рассмотрена

на педагогическом совете

Протокол № 11 от "30" августа 2012



Основная образовательная программа общего образования

МКОУ Кантемировский лицей

на 2012 - 2013 учебный год


Согласована с управляющим советом

Протокол № 15 от "24" августа 2012 г.


2012 год

Содержание

Введение

I. Начальное общее образование

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

2.5. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования МКОУ Кантемировский лицей на 2012 - 2013 учебный год

3.2. План внеурочной деятельности

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы

^ II. Основное общее образование

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

2. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел

3.1. Примерный учебный план основного общего образования

3.
2. Система условий реализации основной образовательной программы

III. Среднее (полное) общее образование

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

  2. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования

2.2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего(полного) общего образования

2.3. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел

3.1. Примерный учебный план среднего (полного) общего образования

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
ВВЕДЕНИЕ
Информационная карта МКОУ Кантемировский лицей

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области

Юридический адрес:

396730, Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул. Первомайская, 35

Место ведения образовательной деятельности:

396730 Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул. Первомайская, 35

телефоны:

(47367) 6-10-67

(47367) 6-21-63

факс:

(47367) 6-26-48

е-mail

knt-lic@mail.ru

Учредитель: Кантемировский муниципальный район Воронежской области

Адрес

396730 Воронежская область, р.п. Кантемировка,

ул. Победы, 17

телефон

(47367)

6-18-50

Место регистрации Устава:

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Воронежской области

ИНН МКОУ Кантемировский лицей

3612005593

Лицензия

Серия А №302131 Регистрационный №И-3125 от 03.05.2012 г

выдана: Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области Приказ №2035 от 03.05.2012 г

Срок окончания действующей лицензии: бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия 36 ОП №027008 Регистрационный №ИН-1581 от 29.05.2012 г

Выдано инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области Приказ №3232 от 29 мая 2012 г

Свидетельство действительно по "29" мая 2024 года


Миссией лицея является создание воспитательно - образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.

Кантемировский лицей реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам естественно-научного профиля

При этом обучающиеся ориенти­руются на получение:

• качественного общего образования, предполагаю­щего владение развитыми навыками устной и пись­менной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально-экономичес­кими и правовыми компетенциями, которые служи­ли бы фундаментом для их постоянного самообра­зования в течение всей жизни;

• углубленных знаний, умений и навыков по учеб­ным дисциплинам и образовательным областям, не­обходимых им для дальнейшего профессионально­го образования;

• удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе до­полнительного образования.

В течение ряда лет, активно поддерживая идею качества как ведущую, доминирующую, МКОУ Кантемировский лицей занимается инновационной исследовательской деятельностью.

Являясь с 2002 по 2006 годы экспериментальной площадкой ВОИПКРО по формированию региональной модели мониторинга качества образования, лицей сформировал чёткую структуру мониторинга, который позволяет эффективно решать комплекс задач: оценить состояние образовательной системы, уровень качества, которое она обеспечивает, выявить её сильные и слабые стороны и, соответственно, определить приоритеты развития, соотнести факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования, и на этой основе выбрать необходимые управленческие действия для повышения качества образования.

С 2007 года лицей является областной экспериментальной площадкой ВОИПКиПРО по теме "Адаптация коллективов общеобразовательных учреждений к инновациям в системе российского образования" (Приказ ректора ВОИПКиПРО № 01-03/103 от 13.02.2007 "О присвоении статуса экспериментальных площадок образовательным учреждениям области"). Результатами работы в рамках данного эксперимента можно считать активное внедрение и использование педагогами в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий, обучение детей 5-6 лет по программе предшкольной подготовки, обучение учащихся по индивидуальным учебным планам, в том числе по ускоренному курсу обучения, внедрение государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в условиях независимого оценивания. В настоящее время в рамках данного эксперимента педагоги лицея работают с обучающимися по программе INTEL "Путь к успеху".

С 2010 года МОУ Кантемировский лицей является региональной инновационной площадкой по теме "Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 сентября 2010 года №5796 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус областной инновационной площадки по направлению "Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования").

С 2012 года МКОУ Кантемировский лицей является

- региональной инновационной площадкой по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 10 мая 2012 года № 452 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

- областной инновационной площадкой по теме «Развивающая информационно-образовательная среда лицея в процессе формирования ключевых компетенций обучающихся» (приказ ректора ВОИПКиПРО от 01 февраля 2012 года № 01-03/28 «Об открытии инновационной площадки»).

Данная инновационная деятельность позволила подготовить образовательное учреждение к внедрению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Современный ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре основных образовательных программ (ООП); к условиям реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ.

Основная образовательная программа МКОУ Кантемировский лицей определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.

Основная образовательная программа общего образования лицея включает три основные образовательные программы по ступеням общего образования (основную образовательную программу начального, основную образовательную программу основного и основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Эти программы объединены общим концептуальным подходом, соблюдают преемственность, учитывают психологические особенности детей, согласованы с Программой развития МКОУ Кантемировский лицей на 2012 - 2015 гг, а также программами дополнительного образования детей, реализуемыми в лицее.

^ I. Начальное общее образование

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кантемировский лицей составлена в соответствии с основными направлениями образовательной политики в России, определенными в следующих нормативных документах:

- Конституции Российской Федерации;

- Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями);

- Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;

- Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р);

- Типовом положении об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 в редакции от 30.12.2005 г. № 854;

- Уставе МКОУ Кантемировский лицей

- Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 с изменениями от 26 ноября 2010 (приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010) и изменениями от 22.09.2011г ( приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357).

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась Лицеем самостоятельно с привлечением Управляющего совета, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Целью реализации основной образовательной программы НОО является:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 Разработанная в лицее ООП НОО предусматривает следующие задачи:

- разработка содержания, обеспечивающего воспитание гармоничности, познавательной и эмоциональной сферы;

- формирование опыта практической, познавательной, творческой  и другой деятельности;

- формирование опыта самопознания;

- охрана и укрепление здоровья школьника.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

Основная образовательная программа начального общего образования формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Структура программы определена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, а её содержательное наполнение учитывает рекомендации Примерной основной образовательной программы, программы системы развивающего обучения Л.В.Занкова и особенности образовательного учреждения. Содержание основной образовательной программы начального общего образования учитываеи социокультурные особенности и потребности поселка. В образовательном процессе лицея используется историческое пространство посёлка, а также сотрудничество с районными и областными структурами, краеведческим активом и командованием Кантемировской танковой бригады, советом ветеранов, библиотекой, дворцом культуры, военкоматом, пограничниками, милицией, ГИБДД.

Содержание и специфика работы с одарёнными детьми реализуется через систему клубов, секций, студий и кружков, организации общественно-полезной деятельности, в том числе социальных практик, с использованием возможностей дополнительного образования детей. Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в организации различных форм получения образования: в форме семейного образования, индивидуального обучения на основании заключения лечебно-профилактического учреждения здравоохранения, решения районной психолого-медико-педагогической комиссии, согласия родителей (законных представителей), дополнительного образования через работу кружков, секций, студий. Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по желанию родителей (законных представителей) могут проводиться в лицее, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в лицее, часть - на дому.

МКОУ Кантемировский лицей предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, конференции, диспуты, школьные научные сообщества, олимпиады, кружки, секции, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность включает в себя организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. Организация внеурочной деятельности не нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов.

При поступлении в Лицей для обучения в 1 классе обеспечивается ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и локальными актами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в лицее;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МКОУ Кантемировский лицей.

^ 1. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

^ Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

-определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

-определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

-выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Включение в структуру планируемых результатов целей ориентиров, определяющих ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебной программы развивающего обучения Л.В. Занкова, призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Планируемые результаты, описывающие цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы развивающего обучения Л.В.Занкова. Они определяют, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Планируемые результаты, описывающие цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

-междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»

-программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

^ Формирование универсальных учебных действий

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные уни­версальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекват­ная мотивация учебной деятельности, включая учебные и по­знавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

^ В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, пла­нировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответ­ствующие коррективы в их выполнение.

^ В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирова­ния, а также широким спектром логических действий и опера­ций, включая общие приемы решения задач.

^ В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд­ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

^ Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

^ Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Планируемые результаты освоения по каждому учебному предмету по годам обучения с описанием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных уни­версальных учебных действий представлены в Программе развивающего обучения Л.В. Занкова и находят отражение в рабочих программах учителя.

^ 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в лицее разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение

  • смыслоообразование

  • морально-этическая ориентация

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований педагогом-психологом, работающим в лицее и обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности лицея.

^ Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

^ Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения двух итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

^ Структура портфолио ученика начальной школы:

Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

1. Титульный лист (оформляется педагогом)

2. Раздел «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, характеристика социума, сведения о родителях, интересы и увлечения, режим дня, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

3. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.)

4. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)

5. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)

6. Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

1. Сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.

2. Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

^ Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа - посещение уроков по

программам наблюдения

-диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения


анализ динамики текущей успеваемости


- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

-анализ психолого-педагогических исследований


Используемая в лицее система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.



Сводная таблица комплексного подхода к оценке результатов образования учащихся в рамках внедрения ФГОС НОО

№ п/п

Группа результатов




Сроки проведения

контроля

Вид диагностики

Предмет

Фиксирование результатов

(по уровням)



1



ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ



Педагогическая диагностика

До 15 сентября

«Школьный старт»:

педагогическая диагностика стартовой готовности

к успешному обучению в начальной школе(1 класс)


Рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.);

Методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).

Оценочный лист

(Персонифицированные)

Сентябрь

Срез знаний (2-4 класс)

1. Русский язык

2. Математика

3. Литературное чтение

Оценочный лист

(Персонифицированные)

I полугодие, декабрь

Промежуточная диагностика

(1-4 классы)

1. Русский язык

2. Математика

3.Окружающий мир

4.Литературное чтение

Оценочный лист

(Персонифицированные)

Апрель

Итоговая диагностика

(1 классы)



1. Русский язык

2. Математика

3. Литературное чтение

4. Окружающий мир

Оценочный лист


(Персонифицированные)


Май

Итоговая комплексная работа

(1-4 классы)


Мониторинг качества знаний в форме независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся 4 классов (регион)

Система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру


Компьютерное тестирование по математике и русскому языку

Оценочный лист

(Персонифицированные)







2



^ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Мониторинг

Сроки проведения контроля


Вид УУД


Инструментарий

Фиксирование результатов



1 раз в конце учебного года

Коммуникативные УУД

1.«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (рабочая тетрадь ,методические рекомендации к ней (авторы Битянова М.Р., Беглова Т.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.)

2.Итоговая комплексная работа


Оценочный лист

(Персонифицированные)




1 раз в конце учебного года

Регулятивные УУД

1.«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий ( рабочая тетрадь , методические рекомендации к ней (авторы Битянова М.Р., Беглова Т.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.)

2.Итоговая комплексная работа



Оценочный лист

(Персонифицированные)



1 раз в конце учебного года

Познавательные УУД

1.«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий ( рабочая тетрадь ,методические рекомендации к ней (авторы Битянова М.Р., Беглова Т.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.)

2.Итоговая комплексная работа

Оценочный лист

(Персонифицированные)











Сроки проведения контроля

Формулировка из текста ФГОС

Инструментарий

Фиксирование результатов



3



^ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




Диагностические исследования


Достижение воспитательного результата

1 уровень-1 класс

2 уровень-2-3 класс

3 уровень-4 класс




1 раз в конце учебного года

Смыслоообразование. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» методика М.Р.Гинзбурга


Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

1. «Выявление уровня социализированности учащегося» методика М.И. Рожкова

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Морально-этическая ориентация. Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1.Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.

2. Тест. Выявление отношения родителей к образовательному процессу.

3. Тест. Решение предложенных ситуаций с целью оценки собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Сводная характеристика достижений

Накопительная оценка: портфель достижений







Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

1 раз в год в мае;

Парад – фестиваль учебных и внеучебных достижений обучающихся всего класса



^ 2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в системе Л.В.Занкова.

  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК развивающей системы Л.В. Занкова

  5. Планируемые результаты сформированности УУД.

^ ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности;

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации

В программе развивающей системы Л.В.Занкова ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

- Владеющий основами умения учиться.

- Любящий родной край и свою страну.

- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

- Умеющий высказать свое мнение.

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

^ Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

^ Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

планирование

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

контроль

сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

коррекция

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

оценка

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

саморегуляция

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Похожие:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconНаша новая школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconОтчет о результатах самообследования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежского области
Полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconПриказ №101 от 09. 04. 2012 года р п. Кантемировка
Кантемировского муниципального района Воронежской области и на основании заседания общего собрания трудового коллектива Муниципального...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconКарта самооценки готовности общеобразовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с Уставом) Муниципальное общеобразовательное учреждение Кантемировский...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconВыписка из приказа №386 по моу кантемировский лицей Кантемировского муниципального района
Кантемировского муниципального района Воронежской области от 12. 10. 2011г. №503, а также в целях совершенствования нормативной базы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconУчебный план начального общего образования мкоу кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2012-2013 учебный год
Мкоу кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2012-2013 учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области iconУчебный план начального общего образования моу кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2011-2012 учебный год
Моу кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области на 2011-2012 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы