Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы icon

Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы



НазваниеПрограмма моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы
Дата конвертации04.12.2012
Размер238.82 Kb.
ТипПрограмма


«Утверждаю»

Директор гимназии №22

_____________ Н.Г. Говорова

01.09.2005г.


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

МОУ «ГИМНАЗИЯ №22» «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» НА 2005-2010 ГОДЫ.


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5 ЛЕТ


Введение

Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема создания российской элиты. Однако данный процесс не должен быть стихийным. Обеспечить планомерность и систематичность данного процесса и призвана программа.


^ Содержание понятия «Одаренность

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение действия и получения результатов в одной или нескольких областях выше среднего (по К.К. Платонову и А.М Чередник)


^ Одаренная личность отличается следующим:

1.Психологические особенности:

- наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;

- природно обусловленная потребность к умственному труду;

- стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно социальной ценности;

- интуитивность;


^ 2.Интеллектуальные способности:

- познавательный интерес

- информационная эрудиция;

- высокий уровень интеллектуального развития;

- нестандартность мышления;

- способность к абстрагированию;

- диалектическое мировоззрение


^ 3.Творческий (креативный) потенциал

- оригинальность в решении обучающе – познавательных вопросов;

- инициативность;

- целенаправленность в выборе видов деятельности;

- неординарность подходов;

- интенсивность умственного труда


4^ .Мировоззренческие ценности:

- высокий уровень сознательности и культуры

- инициативно-активная ответственность

- высокий уровень нравственно-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.


Программа «Создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» разработана в рамках реализации республиканской целевой программы «Одаренные дети» и как подпрограмма целевой программы развития МОУ «Гимназия №22»

Цель программы состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения ее реализации.


Раздел I

Информационно - аналитические данные

Общие сведения об образовательном учреждении.

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:

муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №22»

Юридический адрес: 385018

Республика Адыгея

г. Майкоп

ул. Депутатская, 10

Наш адрес в Интернете: http://gymn22.narod.ru

e-mail: school2211@yandex.ru

Учредитель: администрация г. Майкопа в лице комитета по образованию

На осуществление образовательной деятельности учреждение имеет лицензию:


Вид деятельности

Серия №

Дата выдачи

Срок окончания действия лицензии

Кем выдана

Образовательная деятельность по программам повышенного уровня начального, основного, среднего (полного) общего образования; платные образовательные услуги

К 028069

13 апреля 2001г.

13 апреля 2006г.

Лицензионно-регистрационной службой Республики Адыгея


^ Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика УВП

В статусе гимназии образовательное учреждение функционирует с 1996 года, в 1999 году оно прошло аттестацию и аккредитацию.

В мае 2004 года гимназия прошла повторную государственную аттестацию как учреждение повышенного уровня образования, в июне 2004 года гимназия аккредитована (свидетельство о государственной аккредитации АА 076602).

Гимназию отличает стабильность уровня знаний учащихся по учебным предметам, уровня поступаемости выпускников в вузы, состава педагогического коллектива. Формирование контингента обучающихся происходит начиная с 1 класса из детей прилегающего микрорайона и других районов города: детей микрорайона – 29%, других микрорайонов - 71%.

Общественное управление гимназией осуществляют попечительский совет, родительский комитет, педагогический совет.

Административно-управленческая работа гимназии обеспечивается следующим кадровым составом: директор, 5 заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

В гимназии реализуются следующие учебные программы:

  • Типовые базовые:

I ступень – 7 классов

II ступень – 15 классов

  • Образовательные программы расширенного начального обучения

- 9 классов

  • Гимназического образования

II ступень - 7 классов

Ш ступень - 2 класса

  • Углубленного изучения отдельных предметов

II ступень - 6 классов

Ш ступень - 6 классов

  • Профильного и предпрофильного обучения старшеклассников.

Помимо типовых:

^ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

- Программа по изучению информатики (2-4 класс)

- Программа по английскому языку для школ с углубленным изучением английского языка (2-4 класс) авторов И.Н. Верещагиной и О.К.Притыкиной.

^ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

- Образовательные программы углубленного изучения

русского языка В.В. Бабайцевой

английского языка И.Н. Верещагиной и О.К.Притыкиной

математики А.В. Виленкина

- Программа по литературе для классов гуманитарного профиля А.К. Кутузова

- Программы изучения немецкого и французского языков как вторых иностранных языков
^

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


- Программа по литературе для классов гуманитарного профиля Л.А.Курдюмовой

- Скорректированная программа по английскому языку на базе программы углубленного изучения языка.

- Образовательные программы углубленного изучения биологии в 10-11 классах В.Б. Захарова

В течение нескольких лет гимназия оказывает дополнительные платные образовательные услуги: обучение иностранному языку учащихся начальной школы. Обучение ведется по типовым программам для начальной школы.


Охват учащихся дополнительными платными образовательными услугами:

Года

2002-2003

2003-2004

Количество учащихся в процентах

3,6

8

Ежемесячная родительская плата в рублях

50

50


Учебный план учреждения разработан на основе базисного учебного плана ОУ Республики Адыгея с учетом реализации повышенного уровня образования.

Гимназия функционирует на основании Устава, который разработан на основе Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об общеобразовательном учреждении. В настоящее время деятельность гимназии регламентируется 26 локальными актами, а также приказами и распоряжениями директора.


^ Сведения об учащихся

На начало 2005-2006 учебного года в гимназии 1448 учащихся, из них девочек - 731, мальчиков – 717, по национальному составу: 55% детей -русские, 32% - адыги, 5% учащихся воспитываются в смешанных русско-адыгских семьях, 1% - армяне, 1% - чеченцы, 6% - дети других национальностей.

Классов I ступени (начальная школа, 1-4 класс) -16 , в них обучается 461 ученик,

II ступени (основная школа, 5-9 класс) – 28, в них обучается 787 человек,

III ступени (средняя школа,10-11 класс) – 8, в них обучается 200 человек.

Число классов традиционного обучения – 22. В них обучается 550 школьников, гимназических – 18, в них 530 гимназистов, классов углубленного изучения предметов – 12, в них 368 учащихся.

Гимназия работает в режиме 6 - дневной рабочей недели для всех классов, кроме первых, продолжительность урока – 40 минут; занятия двухсменные: I смена – 836 учащихся, II смена- 509.


^ Результативность и проблемы в организации учебного и воспитательного процессов.


Динамика изменений в уровне успеваемости в гимназии за последние три года позволяет констатировать ее стабильность:

Показатели успеваемости гимназии :







Показатели успеваемости в гимназических классах следующие:




Свои учебные притязания учащиеся могли реализовать, принимая участие в различных традиционных мероприятиях, проводимых в гимназии: предметных декадах, школьных олимпиадах, интеллектуально-познавательных играх, соревнованиях в «Школе выживания» для учащихся 9-11 классов, познавательной краеведческой игре «Ориентир» для 7-8 классов.

Образовательно-развивающая среда в гимназии формируется с помощью 34 предметных кружков и кружков эстетической направленности и 15 факультативных предметных групп для старшеклассников.

Старшеклассники гимназии являются постоянными участниками городских и республиканских предметных олимпиад. В 2003-2004 учебном году они заняли в городском туре 22 призовых олимпиадных места, что составляет 19 % всех призовых мест; по числу призовых мест, занятых на республиканских олимпиадах, гимназия стала победителем.

Учащиеся гимназии (315 человек) принимали участие в Международном проекте: игре-конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех». Более 400 учащихся 2-11 классов участвовали и в другом Международном проекте: математической игре-конкурсе «Кенгуру».

Наши ученики - участники практически всех проводимых в городе интеллектуальных мероприятий..

В целом выпускники гимназии отличаются не только высоким образовательным уровнем, но и достаточным уровнем воспитанности, духовности, нравственности. Об этом можно судить по тем отзывам, которые получает гимназия из вузов, в которых они учатся.

Дисциплину учащихся в гимназии и вне ее можно считать удовлетворительной, психологический климат – нормальным.

^

Характеристика педагогических кадров


Укомплектованность гимназии необходимыми специалистами 100%.

Средний возраст учителей – 43 года.

В образовательном учреждении работают:

3 -кандидата наук,

2 - заслуженных учителя Российской Федерации.,

1 - заслуженный учитель Республики Адыгея,

14 - отличники народного просвещения.

5% учителей имеют стаж работы 1-3 года,

13% 3-10 лет,

20% 10-20 лет,

62% свыше 20 лет.

16% учителей- это выпускники гимназии разных лет.

Все учителя своевременно повышают уровень своей квалификации, проходя курсовую переподготовку на базе ИПК, а также других структур. В прошедшем учебном году ее прошли 23% учителей.

Уровень профессионализма педколлектива довольно высок: из 99 работников высшую и первую квалификационную категорию имеют 66 педагогов (66%).

В гимназии сложился педагогический коллектив, понимающий важность и необходимость учительского труда, умеющий эффективно трудиться, способный увлечь своей профессией молодых. В течение прошедшего года в ОУ продолжалась целенаправленная работа с молодыми учителями: проведено заседание «круглого стола» по проблемам учительской профессии, молодые учителя привлекались и к проведению предметных и методических декад, давали открытые уроки.


Раздел II

Характеристика социального заказа на образовательные услуги


Государственный заказ

Государственный образовательный стандарт определяет необходимость создания оптимальных условий для развития духовно-богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. В Законе РФ «Об образовании» самоопределение обозначено как одна из ведущих целей обучения и воспитания, так как способность к нему делает возможным человеку обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь.

Гимназия, как особый тип учебно-воспитательного учреждения, призвана выполнять функцию наиболее полного развития природных данных детей, развивать способность молодежи к самоопределению и обеспечивать ее подготовку к жизни, воспитывать гражданина и патриота.


^ Потребности учащихся.

Анкетирование выпускников 2003-2004 годов выявило, что основными потребностями учащихся являются потребности в приобретении знаний, необходимых для поступления в вузы (69%), в приобретении знаний, необходимых для общего развития личности (18%), в формировании и развитии таких личностных качеств, которые помогли бы в профессиональном самоопределении и развитии, в адаптации к новым условиям жизни (13%)

^ Ожидания родителей

Изучение социального заказа родителей учащихся гимназии в 2003-2004 учебном году показало, что большинство родителей (71%) считает главной задачей гимназии только обучение и выступает как за увеличение количества учебных предметов (38%) так и за качественное преподавание уже введенных (33%). Часть опрошенных (18%) в качестве приоритетных называет цели воспитания: воспитание самостоятельности, активности, трудолюбия, инициативности, усидчивости, дисциплинированности, доброжелательности, национального самосознания, креативности и других качеств.

Часть опрошенных родителей (8%) обеспокоена здоровьем своих детей, проблемами перегрузки и формирования здорового образа жизни.


^ Профессионально-педагогические потребности учителей.

Беседы с учителями гимназии, а также письменный опрос их выявили желаемые направления в деятельности гимназии:

  • формирование и развитие мотивации учащихся в приобретении знаний;

  • формирование духовно-нравственной личности с высоким уровнем самосознания, стремлением к миру, добрососедству, с пониманием ценности человеческой жизни;

  • образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем мобильно приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира;

  • ориентация на личностное развитие каждого ученика, его самоопределение и саморазвитие.


^ Требования и ожидания учреждений профессионального образования.

Анализ поступаемости выпускников гимназии в вузы показал, что выпускники конкурентноспособны, имеют высокий показатель поступления, при поступлении им нетрудно учиться. По результатам 2003 -2004 учебного года выпускниками - абитуриентами вузов по специальностям гуманитарного профиля было подано примерно 40% заявлений, математического – примерно 28%, что свидетельствует также о восстребованности выбранных гимназией профилей. Кроме этого, выбор выпускников и их поступление в такие вузы, как МГУ, Московский агро-инженерный институт, Московский институт радиотехники и электроники, МФТИ, Московская высшая школа математики и другие, определяют необходимость продолжения работы по углублению и расширению знаний учащихся в профильных классах за счет введения прогрессивных технологий и подходов к образовательному процессу, оптимальных форм обучения.


Раздел Ш

Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа

У выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие личностные качества: самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность, трудолюбие, усидчивость, эмпатия, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру, эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде.

У него должны быть развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, рефлексивность, сформированы желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом и потребности в соблюдении режима дня и правил личной гигиены.

Выпускник основной школы – это человек с интеллектуальной, познавательной активностью, креативностью, ответственностью за свои действия, соответствующим уровнем развития самосознания и адекватной оценкой. Для него характерны личностное самоопределение, развитое национальное самосознание, толерантность, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения, способность видеть и понимать гармонию и красоту, способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Выпускник гимназии - это общекультурная, гуманная личность со сформированным творческим потенциалом, готовностью к самоопределению, морально и социально зрелая, профессионально ориентированная, толерантная, с развитым национальным самосознанием, умеющая строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, стремящаяся к физическому совершенству.


Раздел IV

Принципы и задачи программы

Задачи программы:

- создание системы целенаправленного выявления одаренных детей;

- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического развития одаренных детей

- разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми;

- обеспечение фундаментальной гуманитарной подготовки одаренных детей;

- стимулирование творческой деятельности детей;

- воспитание сознательного гражданина, патриота России.

Принципы реализации программы

- гуманизация;

- демократизация;

- научность и интегративность;

- индивидуализация и дифференциация;

- систематичность;

- развивающее обучение;

- интеграция интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития.

Исходя из данных целей и задач, педагогический коллектив призван

на первой ступени обучения:

- выявлять и изучать интересы, возможности и способности каждого ученика, создать условия для их проявления и развития;

- способствовать развитию познавательного интереса и самосознания, мотивации достижения успеха;

- оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, формировать первые навыки творчества, самостоятельность, инициативность, ответственность;

- сформировать интеллектуальные личностные образования, которые позволят ученику начальной школы перейти к обучению в разнопрофильных классах и эффективно двигаться в условиях разноуровневого обучения и разнообразных требований;

- способствовать формированию и развитию таких качеств, как доброжелательность, трудолюбие, усидчивость, эмпатия, эмоционально - ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру, желание заниматься физической культурой, соблюдать режим дня и правила личной гигиены и др.

на второй ступени обучения педагогический коллектив ставит следующие задачи:

- продолжить формирование и развитие познавательных интересов учащихся, способствовать овладению ими общеучебными навыками, основами компьютерной грамотности;

- заложить фундамент общеобразовательной подготовки на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры, а в профильных классах – на повышенном уровне сложности по предметам гуманитарного цикла и математике;

- развивать у учащихся самостоятельность, творческие способности, способствовать овладению ими приемами и методами самообразования и самовоспитания;

- обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся при комплектовании профильных классов, при выборе профиля и линий профессиональной подготовки с учетом способностей, желаний и возможностей учащихся;

- создать оптимальные условия для самовыражения, самореализации, самоопределения учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности, на учебных и внеучебных занятиях в гимназии и вне ее;

на третьей ступени обучения педагогический коллектив гимназии призван решить следующие задачи:

- обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития;

- продолжить развитие самообразовательных навыков, навыков самоорганизации и самовоспитания, способствующих быстрой адаптации учащихся к меняющимся социально-экономическим отношениям;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению, к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

- создать оптимальные условия для дальнейшего нравственного, духовного, эстетического и физического становления выпускников.

Раздел V

Аспекты обеспечения реализации программы.

Учитель в системе реализации программы.

Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.

Современный учитель должен быть еще и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Специалисту такого рода нужно владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка. Словом, надо быть знатоком во всех областях человеческой жизни.

Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. Следовательно, необходимо сформулировать примерные критерии отбора педагогов для работы с одаренными детьми.

Основные задачи воспитания одаренных детей:

- воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;

- формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;

- формирование высокой речевой культуры,

- развитие чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, реализация идеи «диалога культур»

- опора на принцип гуманизма как основу воспитания

Семейные аспекты развития ребенка.

Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения.

Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своем ребенке? К сожалению, не всегда. Следовательно, работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик – родители – учитель» невозможна и малоэффективна.

^ При организации работы с одаренными детьми следует:

- учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

- учитывать личностные и возрастные особенности детей;

- учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;

- создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;

- оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Социально-психологическое обеспечение реализации программы

- создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующего для реализации программы;

- обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

- формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);

- формирование навыков творческого саморазвития;

- организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой;

- оснащение кабинетов необходимыми комплектами ТСО;

- компьютеризация образовательного процесса;

- обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов;

- формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно-исследовательской деятельности.


Раздел VI

План деятельности по реализации целей и задач

Учебный план составляется на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитываются основные дидактические принципы: гуманизации, гуманитаризации, оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов, непрерывности и поступательности, дифференциации, интеграции, культуросообразности.

^ Начальная школ

В учебный план начальной школы включаются изучение иностранного языка и информатики. Включение в учебный план индивидуальных и групповых занятий позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания учащихся.

Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей, овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоения азбуки рефлексии и творчества, развитии способности совершать осознанный и нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

^ Основная школа

Учебный план разрабатывается на основе федерального базисного плана с учетом региональных особенностей и специфики гимназии. В нем определен максимальный объем учебной нагрузки, распределено учебное время, отводимое на освоение федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования по классам и общеобразовательным областям.

Школьный компонент содержания образования обеспечивает наличие классов гуманитарной и математической вертикали: изучение второго иностранного языка, информатики и ИКТ, МХК, а также предпрофильное обучение

В вариативную часть учебного плана включаются также факультативные и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей.

^ Старшая школ

Учебный план составляется на основе федерального базисного учебного плана. При его разработке учитываются региональные особенности и специфика образовательного процесса в гимназии.

Школьный компонент содержания образования представлен углубленным изучением гуманитарных предметов, изучением второго иностранного языка, профильных предметов. Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей старшеклассников и представлена факультативами, занятиями по индивидуальным планам. Одним из ведущих принципов отбора содержания среднего (полного) образования является принцип профильной дифференциации.

^ Деятельность по созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала детей.


  1. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры через специальный курс «Информатика и ИКТ» для гимназистов 2-11 классов

  2. Оснащение кабинетов необходимым набором ТСО

Комплектование библиотеки, методического кабинета учебно-методической, психолого- педагогической литературой по вопросам работы с одаренными детьми.

  1. комплектование библиотеки, методического кабинета, учебно-методической, психолого-педагогической литературой по вопросам работы с одаренными детьми.

  2. Организация работы кружков, факультативов, расширение круга разнообразных по тематике образовательных курсов и охвата детей.

  3. Широкое привлечение гимназистов к участию в региональных, муниципальных, внутригимназических олимпиадах, конкурсах, конференциях.

  4. Организация участия детей во Всероссийских играх –конкурсах «Кенгуру» и «русский медвежонок – языкознание для всех», телекоммуникационных олимпиадах.

  5. Привлечение ученых, педагогов вузов, других специалистов для общения с одаренными детьми в различных формах.

  6. Организация для учителей и классных руководителей постоянно действующего семинара по совершенствованию профессиональной подготовки по проблемам использования педагогических средств индивидуализации работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к знаниям, демонстрирующим высокий творческий и интеллектуальный потенциал.

  7. Обучение педагогов управлению процессом развития и становления личности ребенка через систему проведения педагогических советов, заседаний методических объединений, методических оперативок.

  8. Создание индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

  9. Проведение мастер - классов педагогов, успешно работающих с одаренными детьми.

  10. Обучение классных руководителей и учителей современным способам диагностики результативности воспитательной деятельности.

  11. Организация консультаций родителей интеллектуально развитых детей с педагогом-психологом, работающими с детьми учителями.

  12. Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижения учащимися определенного уровня образования, развития способностей.

  13. Обучение детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции.

  14. Создание банка тестов для диагностирования учащихся 1-11 классов по определению их способностей.

  15. Создание банка данных одаренных детей

  16. Изучение круга познавательных интересов и потребностей учащихся

  17. Разработка программы изучения личности одаренного ребенка.


Деятельность, способствующая актуализации творческих и интеллектуальных способностей

  1. Введение в практику работы гимназии таких форм интеллектуальной и творческой деятельности, как:

- проведение предметных недель;

- проведение предметных дней;

- выступления в лекторских группах;

- разработка учебных проектов;

  1. Практикуемые формы стимулирования детей

- выставки творческих работ гимназистов

- публичное поощрение успехов

- оформление благодарственных писем родителям

- творческие отчеты кружков по интересам, студий

3. Организация учебной деятельности с использованием формы «круглого стола», диспута, создающих условия для диалога в учебном процессе, выдвижения гипотез, определения своего взгляда на мир.

4. Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми.


Раздел VII

Экспертиза реализации программы

Для изучения эффективности функционирования образовательной системы гимназии целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методов исследования:

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализация личности ученика

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности

Краткий тест творческого мышления П. Торреса (фигурная форма), портфолио достижений учащихся.

3.Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

4. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях

Опросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и окружающим

5.Обладание способностью к рефлексии

Метод незаконченного предложения

Конкурентноспособность учебного заведения

1.Поступление выпускников гимназии в высшие учебные заведения

Методики статистического анализа

2.Участие учащихся, педагогов ОУ в смотрах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях

^ Система показателей мониторинга :

Уровень развития интеллектуальной и ценностно -мотивационной сфер личности обучающихся:

а) к2009 году охватить внеурочными формами интеллектуально-развивающей деятельности в гимназии - не менее 50% обучающихся, вне школы - не менее 40% обучающихся;

б) обеспечить поступаемость выпускников в вузы на уровне не ниже 95%, на бюджетные места - не ниже 60%;

в) обеспечить показатель победителей и призеров предметных олимпиад муниципального тура не ниже 20% всех призовых мест;

кадры:

а) обеспечить наличие высокопрофессионального педагогического коллектива, добиться к 2007 году уровня количества учителей высшей и первой квалификационных категорий – 70% коллектива;

б) обеспечить 100% своевременное прохождение учителями курсов повышения квалификации.

^ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Наличие высококвалифицированного, стабильного педагогического коллектива, заинтересованного в качественном конечном результате.

Наличие материальной базы

Бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных средств, наличие дополнительного финансирования.

^ Раздел VIII

Этапы реализации программы

I. Диагностико-конструирующий этап (2003-2005)

Он предполагает:

- изучение сложившейся микросреды гимназии, потребностей учащихся, родителей;

- анализ состояния образовательного процесса в гимназии с целью выявления противоречий и его содержания и организации, выяснение потребностей учащихся, их родителей и педагогов

^ Предполагаемый результат

Разработанная программа ««Создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей»

^ II Этап реализации (2005-2009гг)

Он предполагает:

- создание в рамках проекта авторских программ на основе федеральных, корректировку учебного плана гимназии в соответствии с БУП

- освоение и внедрение нетрадиционных технологий: личностно-ориентированного обучения, проектного обучения, коллективных способов обучения, ИКТ

- создание системы диагностики;

- отбор и подготовку кадров для работы по скорректированным учебным планам и новым технологиям, выработку критериев отбора.

- создание банка тестов для диагностирования учащихся 1-11 классов по определению их способностей.

- создание банка данных одаренных детей

- изучение круга познавательных интересов и потребностей учащихся

- разработку программы изучения личности одаренного ребенка.

^ Предполагаемый результат

Реализация системного подхода к процессу формирования интеллектуальных и творческих способностей детей. Создание оптимальных условий для личностного и творческого развития каждого обучающегося.

Создание образовательно-развивающей среды, обеспечивающей широкое внедрение в образовательный процесс новых и т.ч. информационно-коммуникативных технологий обучения.

Осуществление комплекса мероприятий по созданию воспитывающей среды, формирующей нравственные основы личности.

Укрепление материально-технической базы ОУ.

^ Ш. Этап экспертно-аналитический (2010г)

Он предполагает:

- отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений,

- оформление результатов развития

- разработку программы на следующий период деятельности

Предполагаемый результат

Документация - методические рекомендации


Авторы-разработчики программы развития

Говорова Н.Г. - директор гимназии

Лустина Г.И. - зам. директора по учебно-воспитательной работе

Портненко Л.В. - зам. директора по учебно-воспитательной работе





Похожие:

Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconПрограмма «Одаренные дети». Цели!- создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей
Обеспечение условий для личностной и социальной самореализации и профессионального самоопределения
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconОбучение математике по технологии уде учитель математики: Кравченко Лидия Сергеевна
Цели технологии уде: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconПриказ №85 о работе состава экспертных групп VI городской научной конференции учащихся «Природа. Человек. Техника» среди учащихся 2-6 классов
Е интеллектуального и творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений, муниципальной подпрограммы «Одаренные дети»,...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconСправка о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников учащихся мобу гимназия №14 в 2010-2011 уч году
Приказом министерства образования Республики Башкортостан от 29. 08. 2008 г. №2335, графиком олимпиад в 2010-2011 уч году в целях...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconПубличный отчет «по итогам 2010 2011 учебного года»
Основной целью Программы развития школы на 2010-2015 годы является создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconПрограмма коррекционной работы
Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconОт 28. 08. 2009г. Положение о школьных предметных олимпиадах Общие положения
Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconПрограмма «развитие содержания образования, основные направления, меры и пути развития моу сош №13 на 2006-2010 годы.» Основание для разработки
Программа развития призвана определить стратегию обновления учебного учреждения, создать организационную структуру и механизм ее...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconПриказ №2335, в целях развития у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей
Республике Башкортостан, утвержденного Приказом министерства образования Республики Башкортостан от 29. 08. 2008 г. №2335, в целях...
Программа моу «гимназия №22» «создание условий для сохранения и развития познавательных потребностей и творческого потенциала одаренных детей» на 2005-2010 годы iconВ моу сош №10 разработана и внедряется Программа развития
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 ст. Павловской Краснодарского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов