9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon

9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1



Название9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
Дата конвертации04.12.2012
Размер75.22 Kb.
ТипДокументы


Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году.

9 класс

Время выполнения работы – 120 минут

I тур


Задание 1.

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?


Задание 2.

Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее всегда представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.


Задание 3.

О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.


Задание 4.

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.


Задание 5.

Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика?

Прокомментируйте свой ответ.


Задание 6.

В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный.


Задание 7.

Определите лексическое значение выделенного слова.

^ Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Назовите произведение, из которого приведена цитата, и его автора.


Задание 8.

Заполните левый столбик соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.


доходы от акций.

художественное произведение малого объема.

общий вид местности.

художественная литература.

изменение тела под воздействием внешних сил.

противостояние.

- изъян, недостаток.

обжалование.

короткое сатирическое стихотворение.

нехватка, недостаток чего-либо.

вежливый.


М…н…рал, д…в…ден…ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..
(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.



Задание 9.

Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

^ А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами,

Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь.

Задание 10.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

а). ^ Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая

тень в луже.

в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.


II тур


Напишите сочинение-рассуждение.

Тема «Что такое синонимы и зачем они нужны в языке?»


^ Ответы и критерии оценивания.

9 класс

I тур


Задание 1.

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?


^ Количество баллов.

До 6 баллов.


Ответ.

Это буква Ъ (ер) (1), которая писалась на конце слова после согласных (1), но звука - после падения редуцированных (1) – не обозначала (1). Отменена реформой русской орфографии (1) 1917-1918 гг.(1)


Задание 2.

Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее всегда представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.


^ Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Указание соответствующей части слова – 0,5 балла. Всего 4,5 балла.

Пример – 0,5 балла. Всего 4,5 балла.

^ Итого 10 баллов.


Ответ.

Эти конечные буквы не всегда представляют окончания слов.(1) Так, -ой в словоформе стой(0,5) представляет часть корня (0,5) и суффикс(0,5), часть корня(0,5) (герой) (0,5); - ий – суффикс притяжательного прилагательного (0,5) (лисий) (0,5), часть корня (0,5) (алюминий) (0,5); - ая, - яя - два суффикса деепричастия (0,5)(выбирая, доверяя)(0,5+0,5), - ее – суффикс сравнительной степени прилагательного(0,5), наречия(0,5), слова категории состояния(0,5) (платье темнее, бежать быстрее, на улице холоднее)(0,5+0,5+0,5).


Задание 3.

О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.


Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 3 баллов.

^ Максимум – 4 балла.


Ответ.

Р.Ф. Брандт писал о заимствовании иноязычных слов и о заимствованных словах.


Задание 4.

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.


^ Количество баллов.

1 балл.


Ответ.

Что написано пером, то не вырубишь топором.


Задание 5.

Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика?

Прокомментируйте свой ответ.


^ Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 7 баллов.

Максимум 8 баллов.


Ответ.

Родственной связи нет (1): одним из корней (1) слова килограмм является греч.(1) грамма(1) – мелкая мера веса(1), а грамматика – от греч.(1) грамма(1) – письменный знак(1).


Задание 6.

В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный.


Количество баллов.

Каждый ответ – 1 балл. Всего 4 балла.


Ответ.

Голол[э]дица, оп[э]ка, аф[э]ра, безнад[о]жный.


Задание 7.

Определите лексическое значение выделенного слова.

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Назовите произведение, из которого приведена цитата, и его автора.


Количество баллов.

1. Значение слова – 1 балл.

2. Название произведения - 0,5 балла. Имя автора – 0,5 балла.

Всего 2 балла.

Ответ.

1. Хлопотное, затруднительное положение (устар.) (1).

2. «Горе от ума» (0,5). А.С. Грибоедов (0,5)


Задание 8.

Заполните левый столбик соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.


доходы от акций.

художественное произведение малого объема.

общий вид местности.

художественная литература.

изменение тела под воздействием внешних сил.

противостояние.

- изъян, недостаток.

обжалование.

короткое сатирическое стихотворение.

нехватка, недостаток чего-либо.

вежливый.


М…н…рал, д…в…ден…ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.

^ Количество баллов.

Выбранное слово – 1 балл. Всего 11 баллов.

Одна орфограмма – 0,2 балла. Всего 5 баллов.

Итого 16 баллов.

Ответ.

Дивиденды – доходы от акций. (1+0,6)

Миниатюра – художественное произведение малого объема.(1+0,4)

Ландшафт – общий вид местности.(1+0,4)

Беллетристика – художественная литература.(1+0,6)

Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.(1+0,4)

Оппозиция – противостояние.(1+0,4)

Дефект - изъян, недостаток.(1+0,4)

Апелляция – обжалование.(1+0,6)

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.(1+0,4)

Дефицит – нехватка, недостаток чего-либо.(1+0,4)

Корректный – вежливый.(1+0,4)


Задание 9.

Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

^ А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами,

Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь.

Количество баллов.

До 11 баллов.


Ответ.

Шеститомный (1) «Словарь Академии Российской»(1) - первый собственно академический (1) словарь русского языка. В его подготовке деятельное участие принимала Е.Р. Дашкова(1) – первый президент Академии Российской(1); она привлекла к работе над словарем известных писателей, ученых различных специальностей, государственных деятелей (1)– Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, И.Ф. Богдановича, А.А. Барсова, С.Я. Разумовского, П.Б. Иноходцева, А.П. Протасова и др. (1-…) Выпущен в свет в Санкт-Петергбурге (1)за поразительно короткий срок – с 1783 по 1794 г.(1) Всего в словаре насчитывается 43257 слов (1) и более 2700 устойчивых сочетаний (1) – первый опыт лексикографической разработки русской фразеологии.


Задание 10.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

а). ^ Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая

тень в луже.

в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

Количество баллов.

Исправление ошибки – 1балл. Всего 3 балла.

Квалификация ошибки – 1 балл. Всего 3 балла.

Объяснение ошибки – до 2 баллов. Всего 5.

^ Максимум 11 баллов.


Ответ.

а). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.(1) Грамматическая ошибка (1). Глагол увидеть «управляет» словом в родительном(1), а не в винительном падеже, как это требуется(1).

б). ^ Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражаясь в луже.(1)

Лексическая (речевая) ошибка (1). Выражение отражая тень - плеоназм(1), так как в обоих словах содержится компонент «отражать»(1).

в). Ходили также слухи/говорили также, что Иван Сусанин из здешних мест(1). Стилистическая ошибка(1). Выражение имелись слухи звучит как канцеляризм(1).


Максимальное количество баллов за I тур - 73 балла


II тур

Критериями оценки являются логичность(2), разнообразие привлекаемого языкового материала (2), ориги­нальность мышления(2), композиционная стройность(2), грамот­ность(2).


Максимальное количество баллов за II тур -10 баллов


Итого: 83 балла




Похожие:

9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon10 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon7 класс Время выполнения работы – 90 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon8 класс Время выполнения работы – 90 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon5 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon6 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2009-2010 учебном году (10-11 класс) Время выполнения работы – 120 минут
В таблицах а и б слева приведены экономические термины и понятия, а справа — примеры и определения
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 120 минут
Известно, что образы богатырей были созданы в разное время. Выберите вариант, где богатыри перечислены, начиная со старшего, заканчивая...
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 icon9 класс Время выполнения работы-90 минут Mettez les infinitifs au présent de l'indicatif
Дополните предложения вспомогательными глаголами aller и venir в нужной и личной форме
9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1 iconОлимпиадные задания по истории древнего мира (5 класс). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 45 минут Задание №1. Выбери правильный ответ (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать научные выводы о занятиях,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов