Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут



НазваниеШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут
Дата конвертации04.12.2012
Размер91.45 Kb.
ТипДокументы

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2009-2010 учебном году

Время выполнения работы – 180 минут.

9 класс.


I. Комплексный анализ прозаического текста А. П. Чехова «Студент»

II. Комплексный анализ поэтического текста Е. Баратынского «Разуверение»

Задания № 3:

1. Укажите название художественного приема, к которому прибегает Баратынский Е.А. в 5 и 6 стихах.

2. Назовите термин, которым в теории литературы обозначаются художественные определения, подобные употребленному Баратынским Е.А. («слепая тоска»).

3. Определите вид рифмовки в 1 и 4 четверостишии.

4. К какой разновидности лирики, воспроизводящей интимные душевные переживания, можно отнести стихотворение «Разуверение»?

5. К какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

6. Указать термин, обозначающий события художественного произведения, расположенные в хронологическом порядке.

7. Определить пропущенное:

«Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Коляска», «...», «Записки сумасшедшего».

8. Определить размер:

9. Какое животное встречается в произведениях Пушкина А.С. «Евгений Онегин», «Цыганы», «Дубровский»?

10. Определить неизвестное:

X — завязка — развитие действия — кульминация - развитие действия –развязка


Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

СТУДЕНТ

А. П. Чехов

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но, когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный, пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. За­пахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели паль­цы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле.
Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, по­жимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Гроз­ном, и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их со­держали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глупова­тым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад,— сказал студент, подходя к костру.— Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой,— сказала она.— Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее все время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было стран­ное, как у глухонемой.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр,— сказал студент, протягивая к огню руки.— Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

— Небось была на двенадцати Евангелиях?

— Была,— ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувст­вуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику,— продолжал он,— Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что на­ходились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его» Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал; «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на ве­чери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-тем­ный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улы­баться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники, возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Сту­дент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим жен­щинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а по­тому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое,— думал он,— связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную де­ревню и на запад, где узкою полосой светилась холод­ная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно но до сего дня и, по-видимому, всегда составляли глав­ное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы,— ему было только двадцать два года,— и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной в полной высокого смысла.

^ Евгений Баратынский

РАЗУВЕРЕНИЕ

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.


^ Ключи и критерии оценивания - 9 класс


Анализ прозаического текста

1. Умение выделить тему (3 б.)

- ученик правильно формулирует тему, определяет сопутствующие ей темы и мотивы (3 б);

- ученик определяет темы не выделяя дополнительные темы и мотивы (2 б);

- ученик определяет тему неполно или неточно (1 б);

- ученик не верно определяет тему (0 б).


2. Умение поставить проблему (3 б)

- ученик ставит проблему, выделяет сопутствующие ей вопросы (3 б);

- ученик ставит проблему, но не выделяет сопутствующие ей вопросы (2 б);

- ученик неточно или неполно формулирует проблему (16);

- неверно определяет или совсем не определяет проблему (0 б).


3. Умение определить жанр (3 б)

- ученик определяет жанр и характеризующие его признаки. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет жанр без характеризующих его признаков. Ответ аргументирован (2 б);

- ученик определяет жанр. Ответ не аргументирован (1 б);

- ученик неправильно определяет жанр (0 б).


4. Умение определить конфликт (3 б)

- ученик определяет конфликты и дает им характеристики (3 б);

- ученик определяет конфликты, но не дает характеристики (2 б);

- ученик определяет не все конфликты, определяет неточно (1 б);

- ученик не правильно определяет конфликты (0 б).


5. Умение определять композицию (3 б)

- ученик выделяет в тексте разнообразные виды композиций (3 б);

- ученик определяет в тексте не более 2-х видов композиций (2 б);

- ученик определяет один вид композиций, определяет неточно (16);

- композиция не определена (0 б).


6. Умение анализировать образы персонажей (3 б)

- ученик анализирует все образы персонажей в тексте, выделяя способы их создания (3 б);

- ученик выделяет все образы персонажей в тексте, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно определяет образы персонажей (1 б);

- ученик не может определить образы персонажей (0 б).

7. Умение анализировать пространственно-временные образы (3 б)

- ученик анализирует пространственно-временные образы, указывая способы их создания (3 б);

- ученик анализирует пространственно-временные образы, не указывая способы их создания (2 б);

- ученик неполно анализирует пространственно-временные образы (1 б);

- ученик не выделяет пространственно-временные образы в тексте (0 б).


8. Умение анализировать образ повествователя (3 б)

- ученик анализирует образ повествователя, указывая способы его создания (3 б);

- ученик анализирует образ повествователя, но не указывает способы его создания (2 б);

- ученик неполно, неточно анализирует образ повествователя (1 б);

- ученик не выделяет образ повествователя (0 б).


9. Умение определить стиль текста (3 б)

- ученик определяет особенности стиля текста. Ответ аргументирован (3 б);

- ученик определяет стиль текста. Ответ не аргументирован (2 б);

- ученик неточно определяет стиль текста (1 б);

- ученик не определяет стиль (0 б).


10. Умение определить идею текста (3 б)

- ученик определяет идею, учитывая в ответе все проблемные детали (3 б);

- ученик определяет идею в целом без учета деталей (2 б);

- ученик неточно определяет идею (1 б);

- ученик неверно определяет идею (0 б).


Общая сумма баллов – 30

^ Критерии оценки анализа поэтического текста – 9 кл.


  1. Умение определять тематическое содержание текста (3 б)

- ученик определяет темы и мотивы стихотворения (3 б)

- ученик определяет темы, но не видит мотивов (2 б)

- ученик неполно определяет темы (1 б)

- неверно определяет тему или не может ее определить (0 б)


2. Умение определить способы выражения лирического начала (3 б)

- ученик верно определяет все способы лирического начала (3 б)

- ученик неполно определяет способы выражения лирического начала (2 б)

- ученик допускает одну неточность в определении способ выражения лирического начала (1 б)

- неверно определяет или не определяет способы выражения лирического начала (0 б)


3. Умение определить эмоциональный настрой текста (2 б)

- ученик верно определяет всю эмоциональную гамму текста (2 б)

- ученик выделяет ведущие чувства в тексте (1 б)

- неверно определяет эмоциональный настрой текста (0 б)


4. Умение определить роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик определяет роль стиховых особенностей текста (2 б)

- ученик указывает на стиховые особенности, но не определяет их роль в тексте (1 б)

- ученик не различает стиховых особенностей (0 б)

Задание № 3

За каждый верный ответ – 1 балл.


1. Анафора

2. Метафора

3. Перекрестная

4. Любовная

5. Элегия

6. Фабула

7. «Портрет»

8. Амфибрахий

9. Медведь

10. Экспозиция



Похожие:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут. 11 класс. I. Комплексный анализ прозаического текста И. Бунин «Роза Иерихона»
Какому рассказу И. Бунина могут быть адресованы слова К. Паустовского «эпитафия девичьей красоты»?
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут. 8 класс. I. Комплексный анализ прозаического текста И. А. Бунина «Поздней ночью»
Назовите термин, которым в теории литературы обозначаются словосочетания, подобные употребленным Батюшковым («говор валов», «холод...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon7 класс Время выполнения работы – 90 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon6 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon8 класс Время выполнения работы – 90 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon5 класс Время выполнения работы – 60 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 120 минут
Известно, что образы богатырей были созданы в разное время. Выберите вариант, где богатыри перечислены, начиная со старшего, заканчивая...
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon9 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут icon10 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов