Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган icon

Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган



НазваниеРусско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган
страница1/2
Дата конвертации19.10.2012
Размер353.34 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Русско-Шуганская

средняя общеобразовательная школа


с. Русский Шуган

2007 г.


П
уть длиною более века.


Фархутдинов ФК - директор Русско-Шуганской средней школы, Почетный работник общего образования РФ.

В этом году Русско-Шуганской средней школе 125 лет со дня основания и 70 лет преобразования ее в среднюю школу. Это знаменательные даты не только для педагогического, трудового и ученического коллектива, для сельчан, но для всех, кто в разные годы окончил школу и проживает по всей нашей необъятной стране от Калининграда до Владивостока.

Прошло уже более 19 лет как после окончания Елабужского пединститута распределение направило меня в качестве учителя математики в село Русский Шуган. Много воды утекло с тех пор, многое изменилось, вместе с историческими переменами менялась и школа. Восстанавливая историю школы по документам и воспоминаниям накануне ее юбилея, я сделал для себя вывод: по истории школы можно написать историю страны.

Письмо директору школы Шарипову Ш.Р. из Центрального государственного исторического архива СССР от 27 февраля 1984 года языком документа сообщает, что в селе Русский Шуган в 1895 году не было никаких учебных заведений кроме двухклассного церковно-приходского училища, основанного в 1882 году. Само село Шуган образовалось в конце 18 века и первоначально именовалось Акай-куль, так как по легенде поблизости было озеро, где погиб Акай, предводитель бунта 1707 года. Кстати, в окрестностях села есть место, которое называется Кучумовка, а Кучум, как утверждает историк В.Имамов, это отец Акая. В 1895 году в школе обучались-36 учеников и учителем был Лавр Сизов. В 1912 году было построено новое здание школы - она стала земской четырехлетней, и учили в ней кроме Батова В.Я. и супруги Колокольцевы: Александр Александрович и Мария Герасимовна. Проработали Колокольцевы в школе до 60-х годов и были честью и гордостью не только Шуганской школы, но и всего района.

С установлением Советской власти задачи обучения изменились, началась ликвидация безграмотности, в 1928 году 4-х классная школа стала семилетней, а в 1932 году была преобразована в школу колхозной молодежи и работала она с раннего утра и до позднего вечера: сначала обучала детей, а вечером приходили взрослые.

В
1937 году школа стала 10-летней, средней, одной из двух средних школ в нашем районе и получали образование в ней дети с окрестных деревень не только Муслюмовского, но и Сармановского, Азнакаевского.
Мензелинского районов и Башкирии, и насчитывалось до 700 учащихся, которые обучались в 7 отдельно стоящих зданиях, главным было здание земской школы, а остапьные были приспособленные под классы дома. Первым директором средней школы стал Кузнецов АИ. В 1940 году состоялся первый выпуск из 30 учащихся, в грозном 1941 году школу окончили 50 учащихся, среди них и Соловьева ЕГ, основатель школьного музея, учительница биологии, которая более 50 лет проработала в нашей школе и очень многое сделала для сохранения истории села и школы.

В октябре 1941 года в село прибыли эвакуированные из Ленинграда, Киева, ленинградская школа-интернат директором которой была Элинер БТ и для этих детей Шуганская школа стала родной школой и об этом они тепло отзываются в своих воспоминаниях. Например, Ицкович Э.Л, ныне доктор технических наук. Для него коренного горожанина, и для других тоже в равной мере, трудности военного времени усиливались непривычностью деревенского уклада жизни.

С
трана устояла и победила в этой войне, в том числе и благодаря самоотверженному труду сельчан, детей так же. Несколько лет тому назад я опубликовал статью о буднях школы в годы Великой Отечественной войны по материалам школьной книги приказов. Учителя опаздывали на несколько минут на урок, за что наказывались и направлялись директором школы Санниковой АИ в прокуратуру, не потому что она была такая жестокая, а потому что таковы были суровые порядки. В той статье я не упомянул «самую малость», опаздывали не потому, что просыпали, а просыпали потому что до 3-4 утра работали в поле, перевозили снопы в ригу или занимались другими тяжелыми работами, а утром снова в школу - учить детей.

После Победы в 1945 году стали возвращаться в школу фронтовики-учителя. Одним из первых приступил к работе в качестве учителя немецкого языка Устеряков ПА., который знал язык в совершенстве. Он является сыном одного из основателей Муслюмовской средней школы Бустерякова А.П, проработавшего в ней до 1955 года. В Русско-Шуганской школе работает сын Петра Афанасьевича, Устеряков ПП, один из уважаемых учителей физкультуры района, продолжая традиции этой педагогической династии. Приступили также к работе Фролов ЛФ, Соловьев Я.И., Новиков АН – это поколение учителей, которое проработало в школе до 80-х годов прошлого века добросовестно и безупречно.

50-е годы в истории страны, как мы помним, проходили под лозунгом «догнать и перегнать» и большое внимание стало уделяться трудовому воспитанию, опытнической и производственной работе на пришкольном участке. Как вспоминает учительница биологии Соловьева ЕГ школы, учащихся коснулись все новые технологии:: и кролиководство, и квадратно-гнездовой способ разведения кукурузы, и сталинский план преобразования природы - появилась кролиководческая ферма, всю зиму делали после уроков торфо-перегнойные горшочки, посадили тополи и американский клен вокруг школы.

Нынешнее здание школы было заложено в 1940 году и быстрыми темпами шло ее строительство, но начавшаяся война на 20 лет приостановила работу и лишь в 1963 году новое здание приняло первых учеников и еще около 10 лет достраивалось – были построены 6 классов, спортзал, столовая, мастерские, хозяйственные здания. Большой вклад в это внесли работавшие в эти годы директорами школы Никифоров ВВ, Кривошеева П.П, Ратстатурин НФ и учительский коллектив.

С 1969 года вводилась кабинетная система обучения, с 1970 года началось обучение профессиям. В 70-80-е годы Шуганская средняя школа 10 раз награждалась Почетными грамотами, Переходящими знаменами за образцовую подготовку школы к новому учебному году. Это было время, когда школой руководил молодой директор школы Шарипов ШР. Его до сих пор вспоминают ветераны-педагоги как требовательного инициативного руководителя. Именно тогда были в школе оборудованы лучшие в районе кабинеты физики, химии и других предметов, приобретены ТСО и транспортные средства, успешно работала малая ферма. В 1983 году открыли школьный краеведческий музей, огромный труд в сбор экспонатов, воспоминаний, фотоматериалов внесла Соловьева ЕГ, которая почти 20 лет руководила им и сделала лучшим школьным музеем района.

В перестроечные 90-е годы с 1996 года школа занялась производством овощей в больших объемах для реализации и до сих пор является крупнейшим производителем этой продукции в районе. В 1997 году появился первый компьютер в школе. Сегодня их в школе 7, имеется диапроектор, печатная и копировальная техника, интерактивная доска, Интернет, которые позволяют успешно применять информационные технологии в обучении и воспитании.

В конце 80-х начале 90-х из школы на заслуженный отдых ушло поколение учителей, которое видело тяготы войны, послевоенное поколение, воспитанное на советском образе жизни. Среди них отличники народного просвещения Устерякова ВС, Фролова ЗФ, Кривошеева ВС, Тарасова AT, а Кривошеевой ВМ в 1977 году было присвоено звание «Заслуженный учитель школ РСФСР». В этот переходный период руководил школой выпускник этой школы Устеряков ПП - отличник физической культуры и спорта РТ, который сумел за короткое время создать лучшую школьную волейбольную команду в районе, внес большой вклад в популяризацию этого вида спорта. Смена кадров прошла успешно: последние 15-20 лет педагогический коллектив школы стабильный. Из 20 учителей, работающих сегодня в школе, половина ее выпускники, три четверти имеют более 15 лет педагогического стажа. Педагогическими кадрами школа обеспечена полностью и они специалисты на 90% с высшим педагогическим образованием, 8 учителей имеют 1 квалификационную категорию. У стабильного опытного коллектива и результаты работы хорошие, абсолютное большинство выпускников продолжают свое образование после окончания школы. Например, в 2007 году из 13 выпускников 5 поступили учиться в ВУЗы, а остальные в СУЗы и профессиональные училища.

В 2006 году в жизни школы произошло самое замечательное за последние 40 лет событие: по инициативе и поддержке главы района Хабипова РР начался и в этом году завершен капитальный ремонт школы, установлен новый современный обогревательный котел, оборудование в столовой, заменено ограждение школы длиной более 1 км, приобретена, интерактивная доска. Учащиеся имеют все возможности для успешной учебы: теплые и светлые современные классы, просторный спортивный зал, оснащенные мастерские - это все в их пользовании.

В
небольшом очерке обьять необъятное невозможно, потому что это рассказ о школе с более чем столетней историей, которая дала стране Героя Советского Союза П.А.Днепрова, писателя Фоата Садриева, доктора наук Р.Санникову, известных руководителей Ф.М.Мустафина и Ф.И.Долинина и многих известных, может и не очень известных, но полезных стране людей: учителей, врачей, инженеров, строителей и других специалистов. У Русско-Шуганской средней школы безупречное прошлое, достойное настоящее и верю не менее достойное будущее.


^ И
з воспоминаний Соловьевой Е.Г.,


отличника народного просвещения, учителя-вветерана.


Вот уже более 50 лет моей жизни отдано школе, которая для меня является вторым домом. Большая часть моей жизни прошла при Советской власти. В годы моей учебы нас воспитывали интернационалистами, да и состав учеников был многонациональным. Жили мы дружно, уважая друг друга. С благодарностью сейчас вспоминаю своих учителей Надежду Иосифовну, Марию Герасимовну, Александру Иосифовну, Александра Александровича, Вахитова Сабира Фаттаховича, Гареева Загита Гареевича, Митрофанова Константина В.Как теперь представляется - это были учителя, влюбленные в свое дело. Первоначально мы учились в семилетней школе, которую возглавляла Мария Федоровна Шарликова. Ее сменил Малков Валентин Александрович. В 1937 году школа стала средней. Первым ее директором был Кузнецов Александр Иванович. В 1939 году Кузнецова А.И. призвали в ряды Красной армии. Директором стал Вахитов Сабир Фаттахович. Первый выпуск средней школы был в 1940 году. Окончили 30 человек, школу посещали из многих, окружающих Шуган, деревень: из Муслюмова, Михайловки, Баланов, Егорьевки, Удобновки, Русской Смыловки, Б.- Чекмака, Муханова, Ногайбака, Казанчей, Гобуновки, Благодаровки (Мензелинский р-н), Александровки (Сармановский р-н). Классы были параллельными. В 1941 году окончили школу 50 человек. Наш выпуск совпал с началом Великой Отечественной войны. Ребята были взяты в ряды Красной Армии. Многим не суждено было вернуться. Шла война. Из школы ушли на защиту Родины учителя – мужчины.

После окончания 10 класса я была назначена учительницей начальных классов.

В октябре 1941 года в село прибыли дети из Ленинграда под руководством директора школы Элинер Берты Григорьевны и учителей, воспитателей. Часть учителей интерната совмещали свою работая преподавателями в школе. Из Ленинграда вела химию Александра Ивановна Иванова, Леснова Тамара работала в начальных классах. Эвакуированные из Киева Шаник Эмма Борисовна преподавала математику, Вера Борисовна Шаник - немецкий язык. В годы Великой Отечественной войны директором работала Санникова Александра Иосифовна, совмещая директорскую работу с работой секретаря партийной организации при колхозе «Новый путь»

Газеты в годы войны приходили с большим опозданием. Радиоприёмников в селе не было. Был один, и тот был изъят. Александра Иосифовна ежедневно сводку информбюро слушала через телефон. И это давало нам возможность быть в курсе событий на фронтах Великой Отечественной войны.

В коллективе было много учителей с большим педагогическим стажем. Это были наши наставники. Они нас учили педагогическому мастерству. Их внимательность, заботу о нас мы ощущали повседневно. Этим самым привили нам любовь к школе и педагогическому труду. Для школы годы войны были трудными. Не хватало учебных тетрадей, карандашей, ручек, чернил, но как старательно дети выводили буквы в классной тетради по русскому языку. Берегли её. Домашние задания выполняли на старых книгах и газетах. Чернила часто делали из сажи, свекольного сока. Один учебник выдавался на 3-4 человека. И, несмотря на это, многие успевали на «хорошо» и «отлично». У многих не было возможности заниматься из-за отсутствия света, так как не было керосина. Чтобы меньше тратить керосина, лампы стали делать из консервных банок. Они горели без стекол, коптили (называли их «фронтовушками»). И при этом свете старшеклассники учили уроки, а учителя готовились к занятием.

Контроль за работой учителей со стороны дирекции и РОНО был строгим, но справедливым. Для учителя лозунг «Все для фронта, все для победы» был главным. Учителя стали активными участниками в распространении государственного займа, вели сбор средств на строительство танковой колонны, эскадрильи. Вся агитационно-массовая работа велась учителями. Каждую неделю встречались в своей десятидворке с колхозниками, сообщая им о военных действиях на фронтах. В летнее время эта работа проводилась на рабочих местах. Активными помощниками в этой работе были комсомольцы. У учителей не было отпусков, а у учащихся каникул.

Работали на полях колхоза. Заготовляли сено, сеяли, убирали хлеб. Была и ученическая бригада. Бригадиром школьной бригады была Славина Фаина. Я, как секретарь комсомольской организации, работала вместе с ними и всегда восхищалась их организованностью, ответственностью к порученному делу. Часто приходилось работать ночью. На носилках стаскивали снопы и складывали их в копны. На работу шли пешком за 8 км. Возвращались в час утра. Для отдыха оставалось немного времени. Несмотря на трудности, учащиеся хорошо организовывали свой отдых. Была хорошо организована художественная самодеятельность. Руководителем ее был учитель труда Новиков Михаил Елизарович и ученица 9 класса Славина Фаина. Она увлекала всех своими танцами, чтением стихов. Ставили и пьесы. Выступали на сцене сельского клуба и в районе, где занимали 1-ые места.

В годы войны в школе велась и военная подготовка, которую вел Симонов Анатолий Иванович (участник финской войны.) К занятиям военного дела относились серьёзно. Были случаи, когда школа провожала своих учеников в ряды Красной Армии.

В 1944 году часть эвакуированных уехало, т.к. их родные места были освобождены от немецких захватчиков. Ленинградцы отбыли в 1945 году.

На базе интерната был организован детский дом №68, где жили дети сироты из различных мест СССР, в том числе и шуганские .

Ленинградцы с благодарностью вспоминают свою школу , учителей . Многие из них продолжили свое образование в высших учебных заведениях. Мерцалова Нинель, Чебучева Галина, Валиева получили профессию врача. Ласточкин, Махальков стали офицерами Советской Армии, Элинер Эдик - инженер, Ицкович Эдуард- доктор технических наук.

Наступил долгожданный день- Победа, стали возвращаться участники Великой Отечественной войны- учителя. Они вернулись к своей любимой работе. Одним из первых приступил к занятиям Устеряков Петр Афанасьевич. Вел он немецкий язык, который знал в совершенстве. Пользовался искренним уважением учеников и родителей. Фролов Л.Ф работал в начальных классах, а после окончания Бугульминского учительского института преподавал математику и черчение. Уроки физкультуры, а затем и военное дело вел Соловьев Я.И. В коллектив влились молодые учителя. Завучем продолжал работать Колокольцев Н.А.

В 1956 году я окончила Бугульминский учительский институт. Получила диплом учителя естествознания и географии. До ухода на пенсию вела только биологию.

В эти годы биологии уделялось меньше внимания, так как шел век физики. Несмотря на это были большие требования к пришкольному участку, опытнической работе. Необходимо было составить план работы для каждого класса, начиная с 1-го и указать тему опыта. Каждый класс имел свой участок вел дневник наблюдений, учет полученного урожая. Урожаи были хорошими. Ставили опыты с картофелем. Это давало возможность получать достаточно картофеля, который нужен был для интерната. В интернате жили учащиеся Русской Смыловки, Тат. Смыловки, Островки, Егорьевки, Б..Чекмака, Муханова. В интернате проживало до 50 человек. При школе была организована кролиководческая ферма. В 1959 году количество кроликов достигло до 150 голов.

В этом году Зубова Вера Ивановна получила и сохранила по 20 голов крольчат на одну кроликоматку, за что была участницей районной сельскохозяйственной выставки, и награждена грамотой. Все это было приятно, но когда пришло время реализовать кроличье мясо, то оказалось, что его нигде не принимают. После этого ферма постепенно прекратила свое существование. А сколько труда было положено, чтобы достать кроликов. Учителя побывали в селах Тумутукского района, чтобы купить кроликов.

Чтобы привлечь внимание к работе школы, уделялось большое внимание выращиванию цветов. Учащиеся серьезно относились к этой работе. Выращивали цветы в школе и дома. Итоги подводились в сентябре, когда проходила выставка цветов. Кроме этого ежегодно на августовском совещании была выставка всех культур, которые выращивались на участке и в том числе цветов. Школа занимала первые места. За опытническую работу Министерством просвещения ТАССР были награждены дипломами Коткова З. В., Шадрина Н., Фролова Л., Морквина Н., Соловьева Н. в 1971г. В 1975 году кружок цветоводов был награжден грамотой Муслюмовского РК ВЛКСМ за организацию, развитие цветоводства в школе. В этом же году Шуганская средняя школа Муслюмовского района за хорошую организацию натуралистической и опытнической работы была награждена грамотой Министерства просвещения ТАССР.

Что только не приходилось выполнять вместе с учащимися с введением выращивания кукурузы в колхозах? На протяжении всей зимы после уроков делали торфо-перегнойные горшочки, в которые в мае месяце в каждый сажали одно зерно кукурузы. После прорастания высаживали в поле квадратно-гнездовым способом с помощью лопаты.

Производственная бригада начинала свою работу с весны. Первая работа – это внесение удобрений вручную. Когда начинается сев культур, учащиеся принимали участие и в этой работе. Всей этой работой руководил учитель машиноведения Кузнецов Иван Петрович. После всходов кукурузы и картофеля учащиеся вели уход за всходами, за работой следили строго работники Райкома, РОНО и райкома ВЛКСМ. Итоги работы подводились осенью.

Уделялось большой внимания учебной и воспитательной работе. Серьезно по этому вопросу работали вместе комсомольская организация, пионерская организация.

Ученики, которые нарушали дисциплину, получали неудовлетворительные оценки по предметам, обсуждались в учительской комнате, на заседаниях комитета комсомола, на советах пионерской дружины. Это давало положительные результаты.

Учащиеся школы, как поощрение, побывали на экскурсиях по местам боевой и трудовой славы в городах: Риге, Брянске, Киев, Ульяновск, Казань , Октябрьск , Наб.Челны , Альметьевск.

С 1969 года перед учителями стала новая задача – это оформление кабинетов. Начало этой работе положил директор школы Растатурин Николай Федорович. Работа была трудной, т.к. недостаточно было технических средств, наглядных пособий. Несмотря на это, начало было положено. Были оборудованы кабинеты математики, начальных классов, химии и биологии.

Работу эту продолжил директор школы Шарипов Шамиль Рамазанович. В кабинетах появились киноаппараты, телевизоры (их было 3), диапроекторы (4), кодоскопы (3). Были закуплены наглядные пособия, химические реактивы. В конкурсе «Лучший кабинет в районе» кабинет физики нашей школы занял 1-ое место. Лучшим кабинетом в школе был кабинет профориентации. На уроках использовались учебные передачи, которые передавались по телевизору.

В школе уделялось большое внимание учебно-воспитательной работе. Работали методические объединения по каждому предмету. Уделялось больше внимания работе с родителями. Работал родительский университет. На занятия университета приглашались работники милиции, прокуратуры, председатель колхоза и сельского совета. Работал родительский комитет и с семьями, где семейная обстановка была ненормальной. Все это вместе взятое давало положительные результаты.

За период с 1975 по 1985 г. школа была награждена 10 раз почётными грамотами районным отделом народного образования за подготовку школы к новому учебному году.

С1970 г. уделялось большое внимание урокам машиноведения. Это дало возможность получать учащимся права на работу на тракторе. В этом был и заинтересован колхоз. Девушки изучали животноводство.

После окончания 10 класса девушки работали доярками, а юноши трактористами. Прием их в члены колхоза был торжественным. Колхоз наградил их экскурсионной путевкой в город Москву. Был заключен договор между правлением колхоза и учениками, где был пункт: «после первого года работы в колхозе, каждый имел право поступать в высшее и среднее учебное заведения по своему желанию, или по направлению колхоза».

В доперестроечные годы в школе уделялось больше внимания патриотическому воспитанию. С этой целью проводились уроки мира, на которые приглашались ветераны труда, передовики колхозного производства, участники Великой Отечественной. Ребята много узнавали от приглашённых о героизме на фронтах Великой Отечественной войны, позже о героическом труде работников тыла и самоотверженной работе в восстановительный период.

С открытием музея, проведено много встреч. Встречались с «детьми войны», чей труд начался с 12-14 лет. Большое место уделялось и на уроках военного дела воспитанию патриотизма. На уроках часто бывали офицеры Советской Армии, демобилизованные солдаты, которые рассказывали о службе в армии. В те годы не было таких проблем у ребят: «идти на службу в армию или не идти». И к занятием военного дела относились серьезно. Многие выпускники стали офицерами Советской Армии – это Краснов Л. Е. , Коземаслов П. (окончил военную академию). Средние и высшие военные училища окончили Краснов Л. Е., Котков Н. Л., Кривошеев А. М., Котков А. И., Сазонов Г., Сазонов П., Сазонов Е., Музипов Ф., Долинин М., Муринов Н., Растатурин А. В., Кривошеев В. П., Никулин В., Новиков М. и многие другие.

Так вспоминает уроки военного дела Долинин Н.: «Значками БГТО и ГТО, словно бы правительственными наградами награждал нас учитель физкультуры и военного дела Яков Иванович Соловьев. Он научил нас ходить строем, стрелять из винтовки, чем здорово облегчил службу в армии».

Большое внимание уделялось физкультуре. К 1961 году школа имела достаточное количество лыж и другого спортивного инвентаря. Хорошо был оборудован спортивный зал и спортивная площадка, где весной и летом учащиеся и молодёжь занималась спортом. Учащиеся активно принимали участие в спортивных соревнованиях района, где занимали призовые места как по лыжам, так же лёгкой атлетики.

В зимние каникулы проводились снежные десанты, где проходили встречи с участниками Великой Отечественной войны, работниками тыла. Ежегодно принимали участие в параде в честь Победы в Великой Отечественной войне в сопровождении духового оркестра. Здесь занимали также призовые места (физкультуру и военное дело вел Соловьёв Я. И.).

Уделялось большое внимание и кружковой работе. Каждый учитель предметник вёл свой кружок. Занятия в кружках велись с целью углубления знаний по предмету. Проводились тематические вечера КВН, вечера вопросов и ответов. Члены кружков были лучше подготовлены для участия в районных олимпиадах, где часто занимали призовые места по математике, физике, химии, биологии. И эти учащиеся подтвердили свои знания при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения :Краснова В. Соловьёва Н, Ахунова Э, Ахунов Г, Нуриев И, Нуриев Г, Краснов Л, Новикова Л, Новикова Т, Леснов Е, Осетрин В, Абдуллин М, Крылова В, Кривошеева А, Сулейманова Э, Луконина Н, Луконина С, Сарварова Г, Санников Р., Санников. В, Басорин А., Новиков С., Кривошеев В., Кривошеев А., Новиков А., Боздунов С. и многие другие.

Нельзя не вспомнить работу учителя, как агитатора. Эта была трудная и ответственная работа. За каждым учителем закреплялся определенный участок. Это десятидворка, ферма, выпуск стенгазеты для колхоза. Спрос за выполнение был строгим. Приходилось отчитываться на открытых партийных собраниях, где присутствовали работники РК КПСС, на профсоюзных собраниях, комсомольских (комсомольцам). Кроме этого каждый был членом лекторской группы. Вносил членские взносы и обязан был выступить с лекцией перед тружениками села.

Если приплюсовать ко всему этому педагогическую работу, политическую учебу, то станет ясно, что у нас не было свободного времени. Коллектив нашей школы отличался работоспособностью, сплоченностью. Это ценилось работниками РОНО и РК КПСС. Для нас честь школы была выше всего. Старшие наши товарищи требовали культуры общения между собой, учениками и дирекцией. Осуждалась грубость, и замечания делались не грубо, а иногда просто при частной беседе. Нужно признать, что одеваться так богато, как одеваются сейчас, мы не имели возможности, за то от нас требовали аккуратности. Нас убеждали в том, что красиво одетый учитель, или неряшливо одетый отвлекает внимание учащихся на уроке. Было и такое понимание: «Если ты чем-то раздражен дома, то это раздражение оставь перед порогом школы, когда входишь в нее, а на урок иди спокойно».

Труд учителей нашей школы был оценен. Об этом говорят правительственные награды. В 1949 году Санникова Александра И. была награждена орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1950 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель ТАССР». Орденом «Трудового Красного Знамени» была награждена Колокольцева Мария Григорьевна. В 1946 году учителя школы, которые работали в годы Великой Отечественной войны, были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45г.г». В 1951 году Устеряков П. А. награжден медалью «За трудовое отличие», в 1965г. значком «Отличник народного просвещения» и медалью «Ветеран труда».

В 1965году значком «Отличник народного просвещения» награждена Кривошеева В М., а в 1977 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1970 году значком «Отличник народного просвещения» награждены Устерякова В. С., Соловьева Е.Г. Значком «Отличник народного просвещения» награждены: в 1983году Фролова З. Ф., в 1984 году Кривошеева Валентина С., в 1987году Тарасова Анна Т, в 1994году Лобанова Зинаида В., в 1996году Боздунова М. М. В 1971 году Соловьеву Я. И. присвоено звание «Лучший работник физической культуры ТАССР».

В 1983г при школе был открыт историко-краеведческий музей. Имеющийся материал в музее дает возможность ознакомиться с историей села, школы, участниками гражданской и Великой Отечественной войны. В 1983 году республиканская станция юных туристов Министерства просвещения ТАССР наградили Мукшину Лилию ученицу 8 класса Почетной грамотой за большую краеведческую работу.

В 1993 году Муслюмовский районный отдел народного образования и районная станция юных туристов наградили дипломом 1-ой степени краеведческий музей занявший 1-е место на районным конкурсе. В 1995 году коллектив Шуганской средней школы занявший 1-е место в смотре-конкурсе на лучшую постановку работы по изучению и пропаганде героизма земляков в тылу и на фронтах Великой Отечественной воины среди общеобразовательных школ района, посвящённого 50-летию Победы, награждён дипломом.

С 1985 года по 1991 год школу возглавляли Камалов Л. Ф.(1985-87г), Рахмаев В. З. (1987-88уч г), Устеряков П.П. (1988-94года). Этим руководителям пришлось работать каждому небольшой срок, но и они старались работать с энергией, уделяя внимания на учебный и воспитательный процесс. В 1994- 1995 годах директором школы работала Ахметова Рамзия Гаяновна. За этот небольшой отрезок времени сумела провести большой ремонт в школе. Уделяла большое внимание сплочению коллектива, учебной и воспитательной работе.

И вот с 1995-96 учебного года директором школы работает Фархутдинов Ф.К.- это инициативный, энергичный, добросовестный педагог и организатор. Школа требует большого ремонта, на что не выделяется средств. Фархутдинов Ф.К. делает все возможное, чтобы школа имела нормальные условия для занятий. Вот уже несколько лет он участвует с учениками на брейн-рингах, которые проводятся по инициативе турстанции и занимает призовые места.

Молодой коллектив учителей старается продолжать традиции школы. Энтузиастами этого являются директор школы Фархутдинов Ф.К., завуч Лобанова З.В., Аглямова А. А. - заместитель директора по воспитательной работе. Она отдает все свои знания для организации учебных занятии и внеклассных мероприятии, которые проходят интересно. Она увлекает учащихся, располагает их к себе своей добротой и внимательностью к ним. Ее часто можно видеть в кругах учителей и старшей вожатой, где обсуждается любое внеклассное мероприятие. В коллективе есть опытные педагоги, которые оказывают помощь молодым. К таким, как мне кажется можно отнести Якимову Л.Л., директора школы Фархутдинова Ф.К., завуча школы Лобанова З.В., физика Камалова Л.Ф. 8 учителей имеют первую категорию и еще 8 – вторую.

Большой вклад в развитие физкультуры и спорта вкладывает учитель физкультуры Устеряков П.П.: команды баскетболистов и волейболистов на районных и межрайонных соревнованиях занимают призовые места, за это награждены кубками, грамотами и дипломами. Команды принимает участие и в зональных соревнованиях, где так же занимают первые, вторые места. Выпускники школы, получив хорошие знания, продолжают свое образование в средних и в высших учебных заведениях. Только за последние годы окончили педагогические училища Лобанова М.Е., Лобанова И.А., Коткова Н. Ю., Кривошеева Н.В., и др. Кривошеев, Зайцев окончили Альметьевское физкультурное училище. Продолжает учебу Устеряков С.П. в Волгоградском государственном институте физической культуры (ВГИФК)





^ Из воспоминаний В.С.Устеряковой





После окончания Мензелинского педагогического училища я приехала работать в Шуганскую среднюю школу учительницей начальных классов в августе 1938 года.

Получила первый класс и началась моя работа в школе.

На первом же комсомольском собрании нового учебного года меня избрали секретарем комсомольской организации, заменив Лобанова Алексея Петровича, который перешел на работу старшего пионервожатого.

Комсомольцы тех лет были очень активны в учебе, в выполнении комсомольских поручений. Старшеклассники выступали с лекциями перед колхозниками, помогали в уборке урожая, ставили концерты и спектакли. Особенно были активны в годы Великой Отечественной Войны. Собирали и отсылали посылки с подарками на фронт, шествовали над интернатом, где проживали дети эвакуированные из Ленинграда, работали на колхозных полях. Трудные были годы, но боевые.

Р
аботать учителем в те далекие годы было очень трудно, особенно в военные годы. Учебников и учебных принадлежностей не хватало. Приходилось вечерами и ночами сидеть и линовать бумагу под тетради нужной разлиновки, книг не хватало, на 5-6 человек приходилась одна книга, (учебник), а требования к занятиям и тогда были строгими, и несмотря на трудности дети учились и многие учились неплохо. В военное время учителя отпусками не пользовались. Работали с весны в лесу, заготавливали дрова для школы и учителей, после заготовки дров переходили работать в колхоз. Наравне с колхозниками выходили на прополку полей, на жатву хлебов, молотьбу, работали на току на очистке зерна.

После войны жизнь постепенно входила в норму, но учительская работа не бывает легкой, особенно на селе. Кроме непосредственной своей работы много общественной.

Работали агитаторами, большую работу вели по подписке на гос. заем (самая трудная обязанность), участвовали в ликвидации безграмотности (ликбез среди населения). Я состояла членом ред. коллегии при колхозе. Избиралась 3 раза депутатом сельского совета, председателем месткома школы, более 20 лет руководила кустовым методическим объединением. От порученной работы никогда не отказывалась и старалась относиться к ней ответственно.

Трудовой стаж 40 лет. Имею много грамот от школы, РОНО, от парткома колхоза. Награждена значком «Отличник народного просвещения». Имею медали « За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг» (26 октября 1946г), «За трудовое отличие» (1 декабря 1949г), «За доблестный труд в ознаменование 100-летие Владимира Ильича Ленина» (1 апреля 1970г), «Ветеран труда» (16 февраля 1976 г). Юбилейные медали в честь победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. Избиралась делегатом на Второй съезд учителей в республики в Казани. Принимала участие в практических конференциях межрайонных в городах Мензелинске, Чистополе (1964).





^ Из воспоминаний Ицковича Э.Л.

н
ыне доктора технических наук


Вот ведь как устроен человек! Этот адрес долгие годы я и вспоминать не хотел. Он ассоциировался у меня с войной, голодом, трагическими потерями. Но вот прошло 40 лет. Время высветило горе, выделило яркие светлые моменты, а годы- мои годы- всё более и более тянут к воспоминаниям о детстве. И вот уже я не только вспоминаю Шуган, а хочу его посетить, посмотреть, сопоставить с тем каким сохранила его память, каким казался он мне в те далёкие детские годы. Мечтаю пройтись по улицам, постоять в центре у школьных зданий, пройти к околице, где дом Токаревых, у которых прожил почти 4 года, выйти к кладбищу, где похоронена сестра, побродить за речкой (кажется она носила странное название Озеро) в лугах, выйти за Ик на холмы, где собирали дикую клубнику. Вот так мечтаю уже 3- 4 года, а всё не получается, нет времени. И хоть бываю иногда в командировках в Татарии, то в Казани, то в Набережных Челнах, то в Нижнекамске и даже узнавал расписание автобуса «Набережные Челны- Муслюмово» - всё равно не смог поехать. И вот вдруг получаю письмо с обратным адресом «село Шуган Муслюмовского р-на ТАССР». Это как письмо из детства! Так тепло стало от него, что понял – надо ехать не откладывая. Надо пройтись по детству, воскресить его. И захотелось вспомнить то военное время и ту далёкую жизнь.

Знакомство

Каким показался Шуган осенью 1941 года глазами тринадцатилетнего мальчика, родившегося и выросшего в Ленинграде? Первое острое впечатление: захолустье и грязь.

Судите сами: от железной дороги и от реки 60-80 км. Сейчас это, наверно 1,5 часа на машине, а мы из Мензелинска двое суток добирались на лошадях только до Муслюмова.

Газеты (казанская « Красная Татария») получают на 6-9-ый день. Радио есть одно на всё село в парткабинете. А ведь надо знать, что на фронте. Да ещё непрерывный дождь, жирная грязь, холодный ветер, конец октября. А местные люди - к ним совсем не просто привыкнуть. Ну взять хоть их язык, который в начале понять-то трудно: «шабры», «поседки», «рема», «я баю», «Саима» и т.д. Да и им нас «выковыряванных» понять не легко, шутка ли: в село, состоящее из 300 домов уже осенью 1941 года наехало 50-60 семей из разных западных областей, но более всего из города Ленинграда. А затем еще из Ленинграда прислали детей с воспитателями - «интернат». А в этом интернате было несколько таких ребят («лиговской шпаны», как говорят в Ленинграде), что терроризировали первое время все село. Еще из сильных первых впечатлений - базарные дни. Масса народа, горы всякой снеди (в тот 41-ый год было в Татарии полное изобилие) и сплошной обмен «товар на товар»: продукты местных жителей на тряпки беженцев. Это уже после через год или два Шуган, стал родным и близким, стал домом, а в начале был чужой и непонятный.

Учеба

Центром всей нашей ребячьей жизни стала школа. Она не просто была местом для учебы, а именно центром, притягивающим в разное время суток. Здесь друзья, кружки, вечера. Самые главные события всего села - школьные вечера. Здесь пульсирует жизнь, которая похожа на довоенную, привычную. В начале (пожалуй, весь 1941-1952 учебный год) каждый класс подразделялся на два коллектива; местные отдельно, эвакуированные ребята отдельно. Только потом, постепенно, сгладились отличия, а помогло этому совместная летняя работа в колхозе. 4 года я проучился в Шуганской средней школе, закончил ее в 1945 году и вспоминаю с благодарностью. Помнятся и перебежки из одного здания в другое во время перемен, и школьная сторожиха, которая, проходя с колокольчиком от здания к зданию возвещала начало и конец уроков, и соревнования в лугах от озера до Ика на уроках физкультуры.

Много труда приложили педагоги, чтобы объединить и воспитать такой разношерстный по составу коллектив, который образовался в школе в это тяжелое время. К сожалению, память не сохранила имен всех тех учителей, которые столько сил и души потратили на наше образование. Запомнились два прекрасных педагога: Мария Герасимовна Колокольцева и Эмма Борисовна Шаник. Мария Герасимовна – местная жительница, преподаватель русского языка и литературы. Настоящий школьный учитель, умеющий рассказывать материал, спросить урок и поддержать строгий порядок в классе. Она была наиболее уважаемым человеком в школе и не только среди ребят, но и среди родителей. Эмма Борисовна Шаник - беженка из Киева, была до войны преподавателем математики в каком-то Киевском ВУЗЕ. Знала математику в совершенстве и заразила влечением к скупости и четкости формальных построений, к решению хитроумных задач.

Занятия в школе начинались с 1 или 15 октября, а с весны до этих пор - работа в Шуганском колхозе «Новый путь». В Шугане совсем не было мужиков (кроме инвалидов, да вернувшихся с фронта по ранению), и рабочую силу составляли бабы и ребятишки 10-12 лет. Для нас ленинградских ребят, раннее не знавших никаких сельских работ, близко не подходивших к лошадям, все здесь было не привычно, но очень интересно.

Расцвело, но солнце еще не взошло, на улице заслышался голос бригадира. Он едет от избы к избе, стучит в окна, наряжает на работу. Лежишь в кровати, спать уже не можешь, с замиранием сердца ждешь стука в окно. Если не проедет мимо, значит признает тебя за работника, и ты гордый и важный быстро натягиваешь штаны, шерстяные носки, завязываешь лапти, одеваешь рубаху, и как взрослый, отправляешься на другой конец села в бригаду запрягать лошадь. На колхозном дворе 7 конюшен: по числу бригад в колхозе. За оградой стоят кони, которых пригнали на рассвете с лугов. Вокруг телеги, рыдваны. Садишься рядом с 4-5-ю мальчиками, ждешь, пока конюх обратит на тебя внимание. Наконец приходит и твоя очередь: «запрягай Селедку».

Берёшь узду и хомут и идёшь за загородку к белой тощей кобыле. Запрячь лошадь, ох как это поначалу не просто, и как смеются над тобой местные ребята. Но вот ты уже на рыдване рысью трясёшься к дому. Солнце уже взошло, начинает припекать. Быстро проглатываешь краюху хлеба с молоком, бабы бригадой садятся в рыдван и скорее на луга, за речку, на сенокос. Солнце палит и обжигает. Лежишь на высоком возу с сеном. Тебя мерно качает, главное не опрокинуть воз по дороге. Подъезжаешь к стогу поворачиваешь лошадь, рыдван наклоняешь и вместе с сеном мягко падаешь на землю. А потом вскакиваешь на очищенный от сена рыдван, рысишь к накладчикам, прыгаешь на укладываемом сене, утрамбовывая его, и опять лежишь высоко над лошадиной спиной. Жара немилосердная и сверху от солнца и снизу от горячего сена. Осторожно правишь по еле заметной луговой колее. Но вот и обед. Распрягаешь лошадь, ставишь её к колоде и бежишь к реке. А потом берёшь большую миску горячей салмы с молоком. Разве есть что-нибудь вкуснее этой еды? На закуску рядом в реме полно смородины.

Голод

Как ни тяжело, но и это нужно вспомнить. Вначале продуктов было много и в магазинах, и на рынке. И зимой 41 года мы ни в чем не нуждались. И не зная, что в Ленинграде голод (в газетах и по радио не сообщали) очень удивились, когда прочли в письме оттуда: «Ночью снилась картошка, потом весь день преследовал ее запах». Думали, что это им так картошку захотелось. Но постепенно все больше колхозы отдавали государству, все меньше собирали урожай. И зимой и летом эвакуированных летом снабжали 120 граммами хлеба на человека в день. Хлеб пекли, смешивая муку с картофельными очистками, оладьи из картофельной шелухи с лебедой были не на каждый день, зимой стали дохнуть оставшиеся в колхозе лошади. Люди пухли с голоду. Но наши войска продвигались вперед. Ленинград был освобождён от блокады. И вот наступила наконец – то весна: весна 1944 года. Стоял снег.

С полей и голод отступил. Оказалось, что на полях на земле осталось много пшеничных колосков, которые не успели убрать осенью. Их легко было набрать, а дома шелушить из них зерно и сварить пшеничную кашу. О такой вкусной еде мы и не мечтали. И вот все село, и местные жители и беженцы ринулись в поле за колосками. И в избах вкусно запахло распаренной пшеницей. Так продолжалось дней десять. А потом началась повальная и какая – то невиданная ангина. Вначале краснота в горле, через несколько дней высокая температура и невозможность глотать, а на восьмой или десятый день человек помирает, и никакие лекарства ему не могут помочь. Сначала умирали единицы, а потом десятки людей в день. Умирали целыми семьями и пустые избы заколачивали. На кладбище рыли братские могилы и туда складывали трупы. Моя мать – зубной врач, открывшая в Шугане зубной кабинет в амбулатории, в это время исполняла еще и обязанности фельдшера. Помню как она, да и все медики Муслюмовского района круглосуточно ходили по избам, пытаясь облегчить страдания умирающих. В разгар заболеваний из Казани прилетела большая медицинская комиссия. Оказалось, что это заболевание – стрептококковая ангина, развившаяся от микробов находящихся в перезимовавших на поле колосках пшеницы. Запретили собирать колоски, и милиция стала осматривать людей, возвращавшихся с полей. В разгар этих трагедий и у меня заболело, в горле появилась краснота. Пошли к врачу, приехавшему из Казани. «Открой рот», «Ааа» - «Кашу из колосков ел?» - «Конечно». «Похоже на стрептококковую ангину, но для точности диагноза лучше взять мазок в Муслюмовской больнице». Весь этот день: и как были у врача, и как шли с мамой пешком в Муслюмово, и как ждали сутки результатов мазка помню так отчетливо, как будто это было вчера. Уж слишком хорошо знал я и видел финал этой болезни. А через сутки оказалось, что я ухитрился подхватить обычную ангину. Вот это и позволило мне писать сейчас воспоминания о Шугане.

Самодеятельность.

Артистов в Шугане я что-то не припомню, кино показывали редко, а вечера в школе устраивали по всем большим праздникам. На них мы – школьники - выступали с разными номерами. Увлечения самодеятельностью было самым активным, охватывало и ленинградцев, и местных ребят и занимало большую часть длинных осенних и зимних вечеров. И не столько помнится сами выступления и наши концерты, сколько репетиции в школьном классе и у кого-нибудь на дому. Готовили песни, танцы, стихи и рассказы, скетчи, даже репетировали что-то из Островского и какую-то современную пьесу про войну. Выступали не только в Шугане, но и в других сёлах. Помню как на санях выезжали давать концерт в Муслюмово. Выступления всегда проходили с успехом: во-первых зрители были снисходительны, во-вторых, жители не были избалованы зрелищами, в-третьих, всех очень трогала та тематика, которая была в выступлениях. Я, помнится, читал на этих вечерах стихи и рассказы. Причём выбирал для чтения либо чисто юмористические произведения (Чехова, Зощенко), либо из журналов на военную тему.


^ Из письма Чебучевой.В.Н.

Ч
то касается воспоминаний о Шугане и школе, то невзирая на очень трудное время, нехваток самого необходимого, начиная с хлеба, они самые теплые, светлые, даже радостные. Может виноват в этом возраст, может люди, с которыми судьба столкнула в эти страшные годы, да и ваша чудесная природа сыграла свою роль. Все трудное забылось, да и лежало оно в основном на плечах старших, а мы ходили в школу, в которой учили нас вполне, вечерами собирались, играли в какие- либо игры, что-то придумывали. В 9 классе у нас расцвела художественная самодеятельность, устраивали концерты и даже ездили с ними в Муслюмово. Что касается меня, то меня на сцену вытащила Фаня Славина. Я была очень застенчивой, а под нажимом Фани оказалось «танцовщицей». Фаня, Валя Петрова (они живут в Выборге) и я в мужских костюмах, в цилиндрах танцевали «чарлистон». О качестве судить не берусь. Помню только, что для меня каждый выход на сцену был большой мукой и напряжением всех внутренних сил.

Много раз собирались посетить Шуган, но не выбрались.

  1   2



Похожие:

Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconНовикова Наталья Григорьевна Должность, преподаваемый предмет: учитель, русский язык, литература
Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЛобанова Зинаида Васильевна Должность, преподаваемый предмет: учитель, русский язык, литература
Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconI. Общие положения
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЗаявка на участие в республиканской акции «Компьютер учителю» фио
Образовательное учреждение: моу русско- шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЗаявка на участие в республиканской акции «Компьютер учителю» фио
Образовательное учреждение: моу русско- шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЗаявка на участие в республиканской акции «Компьютер учителю» фио
Образовательное учреждение: моу русско- шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЗаявка на участие в республиканской акции «Компьютер учителю» фио
Образовательное учреждение: моу русско- шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЗаявка на участие в республиканской акции «Компьютер учителю» фио
Образовательное учреждение: моу русско- шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики...
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconУрок на тему «Последовательное и параллельное соединение проводников», Районное методическое объединение учителей физики, 2007
Образовательное учреждение: Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района
Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа с. Русский Шуган iconЗаявка на участие в республиканской акции «Компьютер учителю»
Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов