Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу icon

Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу



НазваниеДоклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу
Марченко Н.Г
Дата конвертации16.12.2012
Размер156.59 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края


Доклад на тему:


Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла.


Работу выполнила:

Марченко Н.Г.

учитель истории

МОУ СОШ №2

с. Арзгир


2011 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Начало XXI века для российского образования характеризуется значительными изменениями направленности, целей, содержания образовательного процесса, ориентирующими его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В соотношении с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в современный социальный мир, его продуктивной адаптации в социуме, все более проявляется необходимость постановки вопроса обеспечения образованием целостного, личностно и социально интегрированного результата.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.


Глава 1. ^ Происхождение компетентностного подхода.

Активное внедрение в научно-педагогический оборот термина «компетентность» во многом связано с действием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), где подчеркивалось, что общеобразовательная школа - базовое звено образования, ориентированного не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

Концепцией подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать:

  • целостную систему универсальных знаний, умений, навыков;

  • опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся (ключевых компетенций).

Использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению получает распространение в 1970-1990 гг. в США (Н. Хомский, США), позднее в Европе; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».
Так известный британский психолог Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе», (Лондон, 1984г.), утверждает, что компетентность, выражая «мотивированные способности», «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

Им предложены 37 видов компетенций: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; тенденция контролировать свою деятельность; вовлечение эмоций в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление; готовность решать сложные вопросы; готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; отсутствие фатализма; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; знание того, как использовать инновации; уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям; установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; настойчивость; использование ресурсов; доверие; отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; персональная ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели; способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников; готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; способность эффективно работать в качестве подчиненного; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; понимание плюралистической политики; готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». В переводе с латинского языка компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По определению QCA - британского правительственного агентства Qualifications and Curriculum Authority - компетенции – это умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

Доктора педагогических наук Г. Селевко, считает, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. По мнению А.В. Хуторского (академика Международной педагогической академии,) компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Т.о., под компетенцией понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.


Глава 2. ^ Ключевые компетенции.


Компетентностный подход в образовании – это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетентностей.

Основные понятия в понимании данного подхода — компетенция и компетентность. Существует множество трактовок этих слов. По определению теоретика компетентностного подхода А.В. Хуторского, компетенция это – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность же – это совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере.

Существует мнение, что «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение»; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными.

Почему же возникают новые слова? Потому что старые не могут адекватно описать новые реалии. Да, в отечественной педагогике есть классические прототипы: «уровень подготовленности выпускника» и «учебные умения», но... За годы практического использования в знаниевой парадигме их потенциал рассеялся, и они скатились от «умею делать» до «знаю, как надо делать». Согласитесь, отличие принципиальное: одно дело «я умею водить машину», и совсем другое—«я знаю, как надо водить машину»! Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы.

Уровень образованности сегодня не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Что это такое?

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применяемыми в различных жизненных ситуациях. Ими должен обладать каждый член общества. Названы они ключевыми, так как являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен примерный перечень ключевых компетенций для Евросоюза, который использовали российские ученые, разработчики компетентностного подхода.

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» определено 7 групп ключевых компетенций:

1. ^ Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

2. Общекультурные компетенции – это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.

3. ^ Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

4. ^ Информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. ^ Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. ^ Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7. ^ Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Все ключевые компетенции складываются из четырех элементарных:

1.Информационной.

2.Коммуникативной.

3. Проблемной.

4.Кооперативной, или компетенции по работе в сотрудничестве.

Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию.

Ключевая компетенция состоит из внутренних и внешних ресурсов, самоуправления и мобилизации.

Кратко о том, что представляет собой каждый компонент ключевой компетенции.

Внутренние ресурсы — это знания, умения, навыки.

Внешние ресурсы — это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:

• информационные ресурсы — справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты — живые носители специальной информации и др.;

• человеческие ресурсы — организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях и просто помощники;

• финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы.

Самоуправление - целенаправленное управление внутренним и внешним ресурсом.

Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и физических усилий. Человек без усилий — как вагоны без локомотива, которые полны знаний, умений и способностей, однако безжизненно стоят на рельсах. Мобилизация формируется подобно привычке как привычка преодолевать трудности. Мобилизованность — особое качество человека, постоянная готовность к приложению усилий, если это необходимо. Обучение самоуправлению и мобилизации в проблемных ситу­ациях - новые элементы, которые привносит в учебный процесс компетентностный подход.


Глава 3.

^ Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла.

Считается, что средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций. Однако процесс заполнения портфолио растянут во времени, поэтому этот способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника доступен в определённый период его обучения. Одним из способов диагностики сформированности компетентностей по праву считается тестирование, но и тестирование применяется с определённой периодичностью.

Обладая стимулирующей и мотивирующей функциями, оценка, прежде всего, должна ежедневно создавать условия для успешного роста учащегося, поэтому так важно оценивание достижений в урочной деятельности. К таким ежеурочным средствам отслеживания развития компетенций и сформированности компетентностей можно по праву отнести эвристические задания, которые по сути интегративны – позволяют проявить несколько видов компетенций.

Предметная область компетенций по истории и обществзнанию включает в себя ряд специфических видов деятельности, которые проистекают из особенностей предметов. Сюда можно отнести критическое понимание взаимосвязи между современными событиями и процессами в прошлом, понимание и уважение к взглядам, обусловленным другими культурами и национальными особенностями, знание общей структуры прошлого, способность анализировать историографические тексты или оригинальные документы, умение применять инструменты поиска информации, работать с библиографическими системами, архивными материалами, знание местной истории и осмысление её включённости в историю государства, интеграции в мировую историю и др. на уровне ключевых компетенций эти виды деятельности представлены как составляющие ценностно-смысловой, информационной, учебно-познавательной и других. Специфика предметов историко-обществоведческого цикла проявляется в полимодальности компетенций, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены сущностью изучаемых фактов и явлений. Например, при изучении темы «Человек в системе тоталитаризма», интегрирующей историю СССР в период правления И. Сталина и тем из курса обществознания - «Политический режим», «Права человека и гражданина» можно рассмотреть, каким образом реализуются ключевые (метапредметные), общепредметные и предметные компетенции:


I . Ключевые компетенции

II . Общепредметные компетенции

III . Предметные компетенции

История

Обществознание

Ценностно-смысловые

 

Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

Изучить исторические факты, материалы, дать им морально-нравственную оценку.

Сформулировать свое отношение к понятиям «тоталитаризм», личностное отношение к неотчуждаемым правам и свободам человека как к ценности, основе полноценной жизни. Понимание безусловной ценности личности, человеческой жизни, политической свободы и условий её реализации.

Коммуникативные

Устный диалог

Уметь сформулировать вопросы по теме;
уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
владеть правилами формального и неформального общения.

Диалог в письменной форме

Эссе на тему «Проблема прав человека в тоталитарных системах»

Обсуждение

Определять цели и результаты обсуждения;
уметь приводить аргументы;
высказывать свое мнение;
осмысливать информацию.

Выступление перед аудиторией: презентация образовательного продукта

Определять цели выступления;
структурировать своё выступление;
использовать иллюстрации (схемы, рисунки, диаграммы);
уметь донести до аудитории основную идею выступления;
уметь отвечать на вопросы аудитории .

Полилог (коллективная дискуссия)

Уметь принимать другие точки зрения, анализировать, давать аргументированный ответ, проявлять толерантность по отношению к «инаковым» высказываниям.

Информационные

Поиск информации

Уметь получать историческую и социальную информацию из исторических, экономических и правовых источников.

Систематизация

Осмысливать представленные в источниках различные подходы и точки зрения;
Создавать на их основе собственное понимание и объяснение проблемы урока.

Анализ

Структурировать информацию, систематизировать данные, строить логические схемы, делать выводы. самостоятельного аналировать исторические факты, соотносить их с действующими в определенный исторический период нормативными документами.

Преобразование информации

Анализировать проблему, аргументировать полученные в результате проведенного анализа выводы, определять перспективы дальнейшей работы по теме.

Сохранение и передача.
Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств (презентации).

Итоговое представление результата, демонстрация приобретенных знаний и умений, зафиксированных в виде эссе, презентации, устного выступления.

Учебно-познавательные

Целеполагание

Сформулировать личностно-значимые цели по отношению к изучаемой теме (что именно я хочу узнать, сформулировать для себя, на какие вопросы хочу получить ответ на данном уроке), планировать свою деятельность по достижению цели, анализировать и рефлексировать.

Уметь презентовать свой образовательный результат. Оценивать свою работу на уроке согласно критериям

Планирование

Анализ

Рефлексия

Самооценка своей учебно-познавательной деятельности

Общекультурные

Понимание национальной и общечеловеческой культуры;

Уметь определить степень влияния тоталитаризма на национальные культуры.

Сформулировать своё отношение к тоталитаризму как фактору, разрушающему духовно-нравственные основы жизни человека, подрывающему основы семейных отношений, влияющему на искажение социальных основ, подчиняющему все сферы жизнедеятельности человека.

Владение духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов;

Понимание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

Роль науки и религии в жизни человека;

Формирование картины мира

Социально-трудовые.

Выполнение роли гражданина,

Владение правами и обязанностями в вопросах права

Проявить гражданскую позицию по отношению к тоталитаризму, знать права и обязанности гражданина, обладать политической свободой, уметь проявлять и отстаивать гражданские и политические свободы

Компетенции личностного самосовершенствования

Владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

Уметь формулировать своё отношение к изучаемой теме с позитивных позиций



Заключение.

Развитие ключевых компетенций, т.е. наиболее универсальных по своему характеру и степени применимости компетенций старшеклассников, осуществляется в рамках каждого учебного предмета, но, по сути, метапредметно обусловлено.

Компетентностный подход делает акцент на получение опыта самостоятельного решения проблем. И этот опыт нужен не как некое приложение к полученным знаниям, а как ядро, как смысл всего образовательного процесса.

Нам всем нужно понять и принять мысль о том, что главное предназначение об­разования в современной школе не вооружать суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.

 

Поэтому компетентностный подход и является требованием времени.


Литература:

1.Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

2.Зимняя. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004

3.Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия инструментарий. -М., 2002.

4.Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).

5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.

6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -








Похожие:

Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconДоклад на тему: «Задачи на дополнительное построение» Работу выполнила Аутлева Джанетта Введение
В данную работу включено 10 наиболее интересных задач. Среди них задачи на вычисление, на доказательство, на построение
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconПрохладненский район кбр
Дифференцированный подход и самостоятельность как основа развития личности. Для решения данной проблемы на уроках применяю разноуровневые...
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconСогласовано: утверждаю
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений),...
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconАнализ работы шмо учителей обществоведческого и естественного цикла моу «Каслинская сош №27» за 2009-2010 учебный год
«Повышение качества образования средствами современных образовательных технологий». Данная тема требует от педагогов тщательного...
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconИ. А. Моу «сош №32» 2008 2009 Компетентностный подход
Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации...
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconУправление образованием администрации прохладненского района кбр муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Интегративный и компетентностный подходы в современных уроках истории и обществознания
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconМоу «сош №33» Компетентностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconИнформация о претенденте
Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы Информация о претенденте
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconАнализ работы мо гуманитарного цикла за 2005/06 учебный год
Работа велась по теме: «Повышение качества знаний на основе личностно-ориентированного подхода на уроках гуманитарного цикла», где...
Доклад на тему: Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла. Работу iconАнализ работы мо естественно-математического цикла в моу сош №9 за 2005-2006 учебный год
Работа мо велась по теме: «Повышение качества знаний на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подхода на уроках...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы