Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока icon

Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока



НазваниеУрок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока
Дата конвертации17.12.2012
Размер81.08 Kb.
ТипУрок


Метопредметный урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы».

Цель урока:

  • Через понятие «хаос и порядок» сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле , спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению к окружающей среде и собственной жизни.

  • Показать важность понимания категорий «хаос и порядок» для формирования научной картины мира.

  • Способствовать формированию изучения предметов и явлений с разных точек зрения, основываясь на методические приёмы различных наук.



^ Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав старинную притчу. Притча о порядке

- Однажды голова одной змеи поссорилась со своим хвостом. Хвост говорит голове: «Я должен быть впереди». Голова отвечает: «Всегда я была впереди. Почему же вдруг должно быть иначе?» В результате голова как всегда оказалась впереди. Хвост же обвился вокруг дерева, и голова не могла двинуться вперёд. Тогда она пустила вперёд хвост. Не успев далеко уйти, змея тут же свалилась в огненную яму и там сгорела.

    • Почему погибла змея?

    • Некоторые вещи в этом мире всегда остаются неизменными, должны идти своим порядком.

    • Что такое порядок?

- В словаре Ожегова слово «порядок» обозначает:

1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего-то.

2.Последовательный ход чего-то

3. Правила, по которым совершается что-то.

- Назовите слово, противоположное слову «порядок» (беспорядок)

- Подберите синоним к слову беспорядок (хаос).

(Если дети не смогут подобрать синоним, предлагаю выбрать нужное слово из группы слов.)

Движение

Хаос

Преодоление

Работа в группах

- В словаре Ожегова найдите толкование слова «хаос».

- Тема сегодняшнего урока: «Хаос и порядок. Вселенная и мы» Насколько важен порядок, как его законы применяются в природе и жизни, к чему ведёт несоблюдение порядка, мы рассмотрим, изучая тему «Вселенная и мы».

  • Сначала не было ничего, полный хаос. 15 миллиардов лет назад раздался взрыв, в результате возникла Вселенная - необъятный звёздный мир или космос. Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

^ III. Открытие нового.


1) Знакомство с понятием "Солнце-звезда"

- Я буду называть по одному утверждению, а вы определите о каком небесном теле идёт речь.

- Образовалось около 5 миллиардов лет назад.

- Вращается вокруг своей оси.

- Шар раскалённых газов.

- Самая близкая к Земле звезда.

- Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

- Правильно. Это Солнце.

  • Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?

  • Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце — это самая близкая к нам звезда.

- Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце».

^ Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.


Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”


^ Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.


- Чего испугались звери, когда "крокодил в небе солнце проглотил"?

-Что было нарушено?

- Нарушен был привычный порядок вещёй. Наступили путаница, беспорядок, хаос. И только после то, как солнышко засияло на небосводе, в лесу воцарился мир и спокойствие. Люди всегда почитали Солнце за божество, строили в честь него храмы. У древних славян был бог Солнца Ярило, а у египтян бог Ра. С древности люди хотели узнать о небесном светиле как можно больше.

Сейчас мы выясним, что уже знаем о Солнце и узнаем что- то новое.

- Перед вами текст «Солнце», мы будем читать его по предложениям, если это мы знаем, ставим на полях птичку, А если это ново для нас, то восклицательный знак.

V – знал, ! – узнал новое.


^ Расширение нового знания. (приём “Инсерт”)




Высказывания

Условные знаки

1

Солнце - самая важная для человека звезда.




2

Древние поклонялись богу Солнца.




3

Оно дарит нам свет и тепло.




4

Солнце - ближайшая к Земле звезда.




5

Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара.




6

Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°.




7

Солнце больше Земли в 109 раз.






2. Проверка:

- Что вы уже знали о Солнце?

- Что нового узнали?

  • Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?

Опыт 1.

  • Давайте проведём опыт.

  • Встаньте, посмотрите в окно. Закройте левой рукой левый глаз.

  • Поставьте перед собой ладонь правой руки и посмотрите на мяч, который весит на дереве. Что больше?

  • А почему нам кажется, что ладошка больше?

- Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется.

Солнце — это огромный пылающий шар, находящийся очень далеко Земли, но нам кажется не больше футбольного мяча. Солнце – это ближайшая к Земле звезда, но есть звёзды намного ярче и больше нашего Солнца, но они так отдалены от Земли, что сияют маленькими точками на небе.

- В какое время суток мы видим звёзды?

- Почему звезды не видны днем?

Опыт 2:

- Давайте проведём опыт. Лаборанты, получите предметы для опытов. (Каждая группа получает фонарик и покрывало)

  • Приглашаю лаборантов. Лаборанты, поднимите руку вверх и включите фонарик. Хорошо виден свет фонарика при дневном свете?

  • А теперь возвращайтесь к своим группам, станьте вместе и накройтесь покрывалом, включите фонарик, только обращаю ваше внимание на технику безопасности, яркий свет, бьющий в глаза очень для них вреден.

  • Хорошо виден свет фонарика?

  • Давайте сделаем вывод. Когда свет фонарика виден лучше?

  • Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

3) Знакомство с понятием "Солнечная система"

- А какие небесные тела, кроме звезд вы знаете? (планеты)

- Назовите планеты.

- Сколько всего планет?

- Что образует Солнце вместе с планетами? (Солнечную систему)

-Солнце и 8 планет, которые движутся вокруг него по своим орбитам, называется солнечной системой.

1.Работа в группах

- У вас на столах лежат таблицы, используя её, создайте модель "Солнечной системы". Расположите планеты по мере их удаления от Солнца, начиная с самой близкой.


Название планет

Расстояние от Солнца в миллионах километров

Юпитер

777

Уран

2 869

Венера

108

Земля

150

Меркурий

58

Марс

227

Сатурн

1 426

Нептун

4 496

  1. Защита модели.

- Вы создали модель Солнечной системы.

  • Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?

  • Какая планета расположена дальше всего от Солнца?

  • Определите, какая планета самая большая?

  • Как называется путь, по которому движутся планеты? Орбита

  • Какая планета проходит больший путь вокруг Солнца — та, которая ближе к Солнцу, или та, которая дальше от него?

  • Почему?

  • Как называется третья планета от Солнца?

  • Земля - третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет.

  • В чем ее уникальность?

  • Земля единственная планета Солнечной системы, на которой сложились условия, пригодные для жизни.

Работа в группах.

- Укажи номера квадратиков с изображением тех тел, форма которых наиболее близка к форме Земли.



- Учёные выяснили, что Земля представляет собой слегка сплюснутый шар. И этот шар называют «голубой планетой».

- Объясните, почему? (Много воды)

-Правильно, но не только.

1. Игра «Веришь-не веришь»

  • Я предлагаю вам набор утверждений, а вы в группе возле истинных поставите +, а возле ложных -.





Утверждение

Верите — не верите

1.

Нашу планету называют «голубой планетой», потому что на Земле много океанов, морей, рек и озёр.




2.

Нашу планету называют «голубой планетой», потому что в воздухе много кислорода.




3.

Нашу планету называют «голубой планетой», потому что она имеет воздушную оболочку - атмосферу.






- Все эти утверждения истинны. На нашей планете много воды, в которой зародилась жизнь. Она окружена озоновым слоем, защищающим всё живое от ультрафиолетовых лучей, имеет атмосферу, в состав которой входит кислород, необходимый для дыхания людям, животным, растениям.

- Мы рассмотрели Вселенную. Есть в ней порядок?

- А в Солнечной системе есть порядок. ( Планеты движутся по орбитам, вокруг солнца)


- А на нашей планете Земля, в природе есть порядок? (Смена дня и ночи, закат и восход, смена времён года)

Человек - это часть Вселенной, значит и в его действиях должен быть порядок.

^ V. Рефлексия.

Метод пяти пальцев «5 - Я»

М - (мизинец) - мыслительный процес: какие знания, опыт я получил?

Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

- Обведите свою ладошку.

- На мизинце продолжите: Я узнал о...

- На безымянном продолжите: Я сделал

- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня

- На указательном – продолжите: Я помог

- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие

- Прикрепите свои ладошки возле модулей «Солнечная система».

- Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе.







Похожие:

Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрок по теме «Тепловые явления» 8-й класс Слайд Цель урока. Цель: Повторить и обобщить материал по теме урока
Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим...
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрок-квн в 9 классе по теме: «Степень с рациональным показателем» Разработала: Учитель математики моу гимназии №88 Якунина Любовь Анатольевна г. Краснодар
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрока «Физика за чайным столом» (урок повторения и обобщения материала по теме «Теплота и молекулярная физика») 8 класс Цель урока : повторение пройденного материала по теме. Задачи
Образовательная: учить решать задачи по теме, учить применять полученные знания для объяснения повседневных явлений и использовать...
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрок повторения и обобщения пройденного по теме «Физика наука о природе» 7 класс ( урок проводится на основе произведения А. Соколовского «Барометр показывал «ясно»)
Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме «Физика – наука о природе»
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока: Местоимение (обобщение). Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрока дата Класс Предмет Тема урока Тип урока и его структура
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconЗаседание кафедры педагогов естественнонаучного цикла по теме: «Стратегия выживания: путь от хаоса к порядку. Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
Сквозь призму философской категории «хаос и порядок» рассмотреть наиболее важные аспекты применения различных форм и методов организации...
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрок по тема «Food»
Цель урока: Повторить и закрепить пройденный лексический и грамматический материал по теме «Еда»
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconПлан-конспект урока географии в 9 классе выравнивания. Тема: «Северный Кавказ». Место урока: урок проводится согласно тематическому планированию в теме «Региональная экономическая география рф»
Цель урока: сформировать знания об экономическом развитии региона на основании аналитического описания экономики региона по плану...
Урок по теме: «Хаос и порядок. Вселенная и мы». Цель урока iconУрок-соревнование в 7 классе по теме: «Степень» Разработала: Учитель математики моу гимназии №88 Якунина Любовь Анатольевна г. Краснодар 7 класс
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов