Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл icon

Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл



НазваниеМетодические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл
Дата конвертации07.12.2012
Размер329.84 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1–11 кл.

Материалы к Уроку правовых знаний, посвященному 20-летию «Конвенции о правах ребенка"


1. Цели Урока правовых знаний.

2. Конвенция о правах ребенка: основные принципы

3. Основные положения Конвенции

4. Отражение основных принципов и положений Конвенции в российском законодательстве. Как превратить положения Конвенции в реальность

^ 5. Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1–11 кл.

Введение

Цель урока – показать значимость правовых знаний, Конвенции о правах ребенка, ее основных принципах, связи с Всеобщей Декларацией прав человека и другими международными документами, с Конституцией Российской Федерации; формировать правовую культуру школьников, уважение ребенка к основным общечеловеческим ценностям, к себе и правам окружающих.

2 сентября исполняется 20 лет со дня вступления в силу

^ Конвенции ООН о правах ребёнка.

Конвенция – документ, носящий рекомендательный характер. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами
ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.

Конвенция о правах ребенка, другие международные и российские документы дают каждому ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Причины актуализации принципов Конвенции в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, актуализации этих принципов для России в связи с незрелостью гражданского общества, проблемами социально-экономического развития. Зачастую люди просто не знают о самом существовании Конвенции.

Человечество далеко не сразу пришло к осознанию того, что ребенок полноценный член общества, а не собственность своих родителей или законных представителей. Лишь в XX веке были приняты нормативные правовые акты о правах и свободах ребенка, обеспечении его интересов.
Однако необходимо подчеркнуть, что в современном мире существует противоречие между провозглашенными правами ребенка и их закреплением в нормативных актах и действительным наделением ребенка конкретными правами. Дело в том, что формирование системы прав ребенка следует рассматривать с двух позиций: юридической и социально-психологической. И, если с точки зрения права, формализации и юридического оформления прав ребенка мировое сообщество значительно продвинулось вперед, то с точки зрения восприятия, осознания ребенка как самостоятельной личности многие проблемы не решены. Эффективность защиты прав и интересов ребенка определяются правовой компетентностью и грамотностью граждан, наличием в обществе демократической правовой и общей культуры, традиций и обычаев. Именно родители, прежде всего, выступают гарантами прав ребенка в общественной жизни. Огромное значение для соблюдения прав ребенка имеет и школа. Без конструктивного постоянного диалога родителей и педагогов невозможна защита прав ребенка. Нельзя забывать и третий институт социализации личности – церковь. Здесь стоит обратить внимание учащихся на многоконфессиональный характер российского общества, подчеркнув необходимость толерантного отношения к другим религиям в случае, если ребенок растет в семье в традициях одной из религий и к религиозным позициям своих сверстников, если он растет в семье атеистов. Родители, учители, мир взрослых в целом должны чрезвычайно осторожно и уважительно относиться к религиозным предпочтениям детей. Уважительное и терпимое отношение взрослых к детям должно стать обязательным.

Хотя о правах ребенка заговорили еще в 18 веке, для того, чтобы наделить детей в правовом аспекте конкретными правами потребовалось еще два столетия.

Здесь стоит упомянуть о педагогическом течении свободного воспитания, представители которого первыми подняли проблему прав и свобод детей. Основой этой теории является признание каждого ребенка самостоятельной личностью, имеющей право на свободное развитие и образование, соответствующее его природе. Первооткрывателем в этой области был Ж.-Ж Руссо (1712-1778 гг.). В своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762) он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Именно Ж.-Ж. Руссо провозгласил первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок. К концу 19 века идея прав ребенка заняла позиции в свободной педагогике Европы и России.

Уместно было бы упомянуть идеи шведской писательницы Эллен Кей (1849-1926), которая в своей книге «Век ребенка» провозгласила несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Немецкий педагог Людвиг Гурлитт (1855-1931) выделил особые права ребенка: право на самостоятельность в жизни, право на проявления собственного характера, право на убеждения и свободу слова. Особо следует подчеркнуть идеи русского педагога и ученого Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947) и польского педагога Януша Корчака (1878-1942). К. Вентцель разработал собственную декларацию прав ребенка, провозгласив следующие права детей («Отделение школы от государства и Декларация в прав ребенка», 1918 г.):

  • право на выбор воспитателя;

  • право уходить от своих родителей, если они оказались плохими воспитателями;

  • право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с индивидуальностью ребенка;

  • право на собственные убеждения и их свободное проявление, если это не нарушает права других членов общества;

  • право не подвергаться наказанию и репрессивным мерам.

Исходный же тезис концепции Я. Корчака, изложенной в книгах «Воспитательные моменты « (1919), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), – ребенок – это самостоятельная, независимая от другой воли личность. Отсюда равноценность ребенка и взрослого, которая означала признание права ребенка быть тем, кем он есть, признание права на уважение его человеческого достоинства

В начале 20 столетия мировое сообщество предпринимает ряд шагов по созданию механизмов решения проблем подрастающего поколения. В 1919 году Лига Наций создала Комитет детского благополучия, основными задачами которого были провозглашены: разработка и реализация мер по борьбе с беспризорностью; предотвращению рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних; эксплуатации детского труда. Главную роль в создании Комитета и его документов сыграли общественные организации, в частности Международный союз спасения детей (Великобритания). В 1923 г. эта организация разработала Декларацию, содержащую основные принципы защиты детства. В 1924 г. Лига Наций приняла этот документ под названием «Декларация прав ребенка». Это был первый международный правовой документ в области защиты прав и интересов детей.

Декларация содержала четыре принципа осуществления прав детей, в ней также были сформулированы цели их правовой защиты:

  • ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (физического и духовного) – голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должна быть предоставлена медицинская помощь, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным должно быть дано укрытие и все необходимые для их существования средства;

  • ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;

  • ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

  • ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

В 1948 году Организация объединенных наций приняла Декларацию прав человека. Документ определил базовые права человека. Он был одобрен большинством государств-членов ООН. В Преамбуле Декларации говорится: «Генеральная Ассамблея ООН, принимая во внимание, что признание достоинства, . присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1). В качестве основного права провозглашаются право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 3).

В Декларации говорится о равенстве детей. В документе отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. С этих пор Организация Объединенных Наций стремилась обеспечить защиту прав детей на основе таких международных документов широкого характера, как международные пакты о правах человека, а также документа, непосредственно посвященного правам ребенка – Декларации прав ребенка 1959 года. Этот документ сформулировал 10 коротких программных положений, в которых содержался призыв к родителям, отдельным лицам, государственным органам, местным властям и правительствам, а также неправительственным организациям признать изложенные в них права и свободы ребенка и стремиться их соблюдать. До настоящего времени Декларация прав ребенка служит ориентиром для частной и общественной деятельности в интересах детей. Провозгласив, что «человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет», этот документ и сегодня является моральной основой прав ребенка, как и 60 лет назад.

Необходимо обратить внимание учащихся и на Международный Пакт о гражданских и политических правах (декабрь 1966г.), в частности на статьи 23 и 24 части 3, посвященных правам ребенка, а также Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (декабрь 1966 г.). Пакты содержат нормы защиты материнства и младенчества, защиты детей от эксплуатации, право детей на образование, а также принцип равенства детей.

Дети, их благополучие находятся в центре внимания ООН с момента ее создания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи в 1946 году было образование Детского фонда Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ), который и в настоящее время является важным механизмом международной помощи детям.

1979 год ООН объявила Международным годом ребенка. В ходе его подготовки стала очевидной необходимость придания правам ребенка силы норм договорного права. Комиссия. ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции, используя наработки созданные Комитетом в течение нескольких лет. Инициатором этого начинания выступила Польша и председателем рабочей группы, составившей проект Конвенции, стал профессор из Польши Адам Лопатка.

Генеральной Ассамблее понадобилось всего несколько минут, чтобы официально принять Конвенцию о правах ребенка в качестве универсального правового акта, определяющего международные стандарты в области защиты прав детей. Конвенция распространила действие прав человека на одну из наиболее уязвимых общественных групп – детей.

После принятия Генеральной Ассамблеей Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 года. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ, что также является определенным рекордом. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».


^ Конвенция о правах ребенка: основные принципы


Конвенция о правах ребенка развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за их реализацию в отношении детей. Конвенция является общей основой действий для всех, кто отстаивает приоритет усилий по защите прав ребенка, включая представителей законодательных органов, педагогов, духовных лидеров, средств массовой информации, общественные организации и т.д. Конвенция как основной документ, определяющий права ребенка, является и фактором эволюции взглядов в этой области. Как компонент международного права она служит основанием для совершенствования национального законодательства и практики, а как предмет для диалога между всеми заинтересованными сторонами этот документ, безусловно, способствует выявлению проблем, поиску возможных решений и мобилизации ресурсов их осуществления.

Конвенция о правах ребенка носит универсальный характер. Она имеет равное значение для народов во всех регионах планеты. Это стало возможным благодаря длительным переговорам, в ходе которых представители стран с различиями в социально-экономическом развитии, культурном, религиозном, этническом подходах сотрудничали с неправительственными организациями и учреждениями ООН в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное значение. Следует подчеркнуть, что хотя в Конвенции установлены общие нормы, однако в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. Именно это обстоятельство позволило каждому государству на основе общих правил выбирать свои собственные национальные средства для их выполнения.

Цель Конвенции – состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран.

Конвенция в отличие от предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

В Конвенции особо подчеркивается роль средств массовой информации и обязанность государства поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.

Конвенция обязывает государства, ратифицировавших ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Если государство не обладает возможностями реализации всех положений Конвенции, особенно, если это связано со спецификой исторических и культурных традиций, религиозными воззрениями, обычаями, то международное право подразумевает такую ситуацию, когда в связи с определенными причинами страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем одобрение документа в целом обязывает страны придерживаться его «духа», его философии.

Необходимо подчеркнуть, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция показывает, что необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных потребностей свобода требует, помимо всего прочего, здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению, обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.

Конвенция устанавливает право ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Документ также устанавливает право ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, право на имя и приобретение гражданства с момента рождения, право, связанное с усыновлением, права детей с ограниченными возможностями и детей-беженцев, а также детей, совершивших правонарушения.

Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителях национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

В Преамбуле Конвенции упоминаются принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент делается на основной заботе и ответственности по защите ребенка со стороны семьи: «убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». И далее: «признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

В Преамбуле подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

В части 1 Конвенции подчеркивается, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать все необходимые меры по защите его прав. Важно обратить внимание учащихся на то, что все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство призвано обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают. Далее отмечается, что государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи в деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями.

Следует подчеркнуть содержание статьи 8 части 1 Конвенции: «1. Государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства».

В современной ситуации при увеличение количества интернациональных браков и бракоразводных процессов, которые приводят к конфликтам между родителями, затрагивающие интересы ребенка, важны статья 9 и 10 Конвенции, разъясняющая права ребенка в подобных случаях. Суть статьи 9 состоит в том, что ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с, одним из них или с обоими. Стать 10 разъясняет, что дети и их родители имеют право покидать любую страну и выезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями.

Недискриминация является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных представителей или каких-либо иных обстоятельств.


^ Основные положения Конвенции

  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

  • Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на приобретение гражданства.

  • Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

  • Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

  • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.

  • Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.

  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

  • Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.

  • Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу.

  • Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности

  • Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

  • Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости.

  • Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

  • Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

  • Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.

  • Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

  • Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

  • Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

  • Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть обеспечена специальная защита.

  • Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

  • Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

  • Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество.

  • Государства должны широкого информировать о предусмотренных Конвенциях правах как взрослых, так и детей.

Ряд прав детей впервые отражен в Конвенции – статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.


^ Отражение основных принципов и положений Конвенции в российском законодательстве.

Как превратить положения Конвенции в реальность


Защита и поощрение прав ребенка является частью общих усилий ООН по обеспечению прав человека и основных свобод, независимо от расы, пола, языка или религии. Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка – на первом месте стоят родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Следует подчеркнуть, что Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего – это государство. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

  • Жить и воспитываться в семье

  • Общаться с родителями и другими родственниками

  • Защищать свои права

  • Выражать своё мнение

  • Право на имя, отчество и фамилию

  • Изменение фамилии и имени

  • Право на имущество

  • Право на медицинское обслуживание

  • Право на образование и др.

Данные права установлены и гарантированы:

  • Конституцией РФ;

  • Семейным кодексом РФ;

  • Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Безусловно, это вовсе не означает, что другие лица могут бездействовать. Например, общественные, частные организации наряду с государственными структурами (органами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами) обязаны уделять внимание обеспечению прав ребенка (ч. 1 ст. 3 Конвенции). Однако государство обязано следить за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственные за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья, доступа к образованию, чтобы они имели профессионально. подготовленных специалистов. В Российской Федерации в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ имеется специальное управление по правам ребенка, в аппаратах уполномоченных в субъектах Российской Федерации работают профессионально подготовленные в этой области специалисты, существует в некоторых регионах и уполномоченные по правам ребенка. Кроме того, этой проблематикой занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.

Впервые защита государством материнства и детства, семьи была провозглашена в Конституции СССР 1977 года. Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции. Следует отметить, что наше государство присоединилась к Конвенции о правах ребенка (подписана от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года). И согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. В обыденном сознании зачастую создается впечатление, что многое из этой Конвенции является неприемлемым для нашей страны, поскольку, и не только в России, существует четкое представление о подчиненном положении несовершеннолетних. Недаром слово «отрок» в русском языке означает примерно «лишенный права говорить». Тем более важным является закрепление основных принципов Конвенции в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботься о нетрудоспособных родителях». Несмотря на краткость изложения, смысл этой' статьи довольно широк. Прежде всего, это – подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Однако основным средством государственного регулирования было и остается нормотворчество, принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, о труде и об охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Итак, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям. Установлено, что

  • отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей;

  • каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии;

  • родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования;

  • родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношении с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Установлено также, что расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке или при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей, с учетом их мнения. В случае споров вопросы разрешаются органами опеки и попечительства или судом. Следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (с. 156 УК РФ).

Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон выделяет особо детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации: оставшихся без попечения родителей; инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных ситуациях; жертв насилия; отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации социальной реабилитации таких детей. Социальную адаптацию – процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм. Под социальной реабилитацией понимается мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы.

Закон устанавливает, что из себя представляют социальные службы и чем они занимаются. Социальные службы для детей – это организации, которые призваны решать проблемы социального обслуживания детей, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. В их обязанности входят: социальная поддержка; оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи; организация обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста.

Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п. 1 ст. 9).

Можно обратить внимание учащихся на следующее обстоятельство – администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений (п. 2 ст. 9). Однако согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения могут стать граждане, достигшие 18 лет. Таким образом, учащиеся и воспитанники могут быть лишь членами и участниками общественных объединений.

Следует отметить, что в случае нарушения учителем или иным работником образовательного учреждения (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования), вправе самостоятельно (через своих выборных представителей) ходатайствовать перед администрацией учреждения о проведении дисциплинарного расследования. Это расследование ведется с участием представителей детей. Если учащиеся и воспитанники не согласны с решением администрации они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Хотелось бы подчеркнуть, что в тех образовательных учреждениях, где есть уполномоченные по правам ребенка или правам человека эти процедуры проходят с меньшими потерями, быстро и результативно.

Более того, учащиеся вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав. Однако это возможно лишь во внеучебное время. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению обучающихся, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил, его устава. Собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать учебному процессу.

Статья 14 Закона направлена на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, этнической, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). В ст. 11 определяются права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости. Статья 12 предписывает государственным органам развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Важна в современных условиях и статья 13 Закона. В ней устанавливаются гарантии защиты прав ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. В частности, государственные и местные органы исполнительной власти не вправе принимать решение о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта такой инфраструктуры, являющегося государственной или муниципальной собственностью, без предварительной экспертизы уполномоченным органом последствий такого решения для обеспечения прав и интересов детей. Отсутствие экспертной оценки влечет недействительность решения с момента его вынесения. Обязательна экспертная оценка и при сдаче в аренду государственным или муниципальным учреждением, объекта, входящего в состав социальной инфраструктуры для детей, закрепленного в их собственности и земельных участков.

^ Методические рекомендации


Практика изучения правоведческих курсов в школе показывает, что их усвоение школьниками достигает наибольшей эффективности при использовании активных форм и творческо-поисковых, интерактивных методов обучения, обращенных к эмоциональной сфере ребенка, а также такие формы деятельности как диалоги, полилоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры. Большое значение имеют средства массовой информации, информационные технологии. Включение в компьютерную сеть открывает перед школьниками доступ к любой информации в области прав человека. При адаптации уроков правовых знаний следует учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся.Так, например, в начальных классах предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Выигрышными моментами в обучении младших школьников станет работа с иллюстрациями, рисование по названной тематике, ролевые и дидактические игры. В 5-9 классах предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий, которые учитывают содержательную и организационно-деятельностную специфику тематики прав человека и опираются на учет интересов и жизненного опыта учащихся. В 10-11(12) классах преимущественно можно использовать поисково-исследовательской метод, проектную технологию и деятельностную практику (дискуссии, практикумы).


^ Урок правовых знаний в I-IV классах

Цели урока:

работа над понятием «права человека», «права ребенка». Знакомство детей с Конвенцией; развитие чувства человеческого достоинства.

Введение в тему урока.

Учитель рассказывает детям об уроке: о чем будет идти речь на этом занятии.

1.         Игра «Знакомство». Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут..., я люблю ...». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее). Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

2.         Кто Я? Какой Я? Учитель раздает детям «Щиты знакомства»:

Кто я?

Что люблю?

Чем горжусь?

Моя мечта?


Заполняя графы «щитов» дети могут нарисовать ответ или написать его. Затем ученики все берут свои «щиты» и знакомят с ними своих одноклассников. Игра позволяет детям узнать что-то новое друг о друге, и понять, что у всех есть что-то схожее, что всех их что-то объединяет, у всех могут быть общие цели, желания и чувства.

3.         Беседа «Права человека: Конвенция о моих правах».

Учитель начинает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов). Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека. Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека. Специально для охраны прав детей – Конвенция о правах ребенка.

4. Беседа об основных правах ребенка (материалы см. выше).

5. Ежегодно 20 ноября отмечается в мире как День прав ребенка. Его цель – привлечь внимание всех людей к важности охраны прав детей. Предложите, как можно провести этот День в вашем классе, школе?

6. Подведение итогов урока. В заключение урока учитель может раздать детям тетради и предложить начать писать свою книгу по правам ребенка. Можно совместно с детьми придумать название книги или можно предложить им название «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Дома дети начнут работу с ней. На первой странице вклеят свою фотографию, запишут, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав, обучающиеся могут записывать интересные суждения, рисовать свои права.


^ Урок правовых знаний в V-IX классах

Цель урока:

познакомить с основными документами по правам ребенка.

Основные понятия:

конвенция, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Вводная часть.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока, рассказывает им о необходимости правил, определяющих поведение человеческого сообщества. 

II.     Игра «Словесные ассоциации». Прежде чем дать определение понятию «права ребенка», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п. Учитель, написав на доске слова «права ребенка», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову – по ассоциации. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что права ребенка как и права человека – это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности. Завершая работу над этой частью урока, необходимо поставить перед обучающимися вопрос «Зачем надо изучать права ребенка?». Отвечая на него, обучающиеся могут сказать, что чем больше детей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права будут лучше соблюдаться.

III.    Игра «Идеальное общество». Учитель объявляет условия игры: для того, чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его молодых граждан. Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными для них. Когда все группы представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости. Таким образом, класс составил перечень прав каждого члена своего сообщества. 

IV.   Вопросы:

Что вы знаете о Конвенции о правах ребенка?

Кого по документу считают ребенком? (до 18 лет).   

Учитель кратко рассказывает историю создания и принятия Конвенции.

Учитель должен обратить внимание школьников на то, что людям из различных стран зачастую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран - участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Впоследствии ООН были подготовлены другие документы: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловеч–ных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.

Может быть организована работа с Преамбулой Конвенции и ее основными статьями (в т.ч. в электронном виде).


  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет


Вопросы:

Какие права человека, упомянутые в Конвенции, внесены в наш перечень?

Какие права человека вы хотели бы дополнительно включить?

Какие три права в нашем перечне и в Конвенции вы считаете наиболее важными? Почему?

Объясните: особые категории детей? Каковы их права? (временно или постоянно лишены своего семейного окружения, беженцы, с ограниченными возможностями здоровья).

Почему велико значение Конвенции?

Кто помогает охране прав детей в нашей стране? (Уполномоченный по правам ребенка РФ Павел Астахов. Согласно документу,  он назначается на  должность и освобождается от должности президентом РФ. В Петербурге – Светлана Агапитова).

V. Подведение итогов урока.

В конце урока следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, они реализуют свое право на свободу слова. 

Мини–проект:

Ежегодно 20 ноября отмечается в мире как День прав ребенка. Его цель – привлечь внимание всех людей к важности охраны прав детей. Предложите, как можно провести этот День в вашем классе, школе?


^ Урок правовых знаний в X-XI (XII) классах

Цели урока:

Показать значимость и актуальность Конвенции для обеспечения современной защиты прав и свобод старших подростков в государствах мира; сформировать уважительное отношение школьников к правам человека, закрепить знания о правовом статусе ребенка в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты своих основных прав, провозглашаемых Конвенцией и закрепленных Конституцией РФ.

Основные понятия:

права человека; принципы прав человека; конвенция; ценность детства; механизм защиты прав детей.

Ход урока.

I.  Вступительный рассказ учителя о Конвенции.

Вопросы:

Что вы знаете об этом документе?

Что Вы знаете об указанных правах и свободах личности? Раскройте смысл конкретных прав, используя свой багаж знаний.

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

II.   Работа в группах.

Работа в группах проводится по Преамбуле Конвенции и тексту основных статей (в т.ч. в электронном виде):

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет


Класс делится на группы по 5-7 человек. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается Преамбулой документа и определенными статьями. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы и указанные статьи.

^ Установочные вопросы:

К кому обращена Конвенция? Какие цели выдвигает Конвенция перед мировым сообществом? Каковы основные принципы документа?

Задания для самостоятельной работы в группах:

1) Ознакомиться с текстом статей.

2) Определить сущность названных в статьях прав.

3) Привести примеры (ситуации) нарушений этих прав.

4) Оценить значимость усилий всего общества по охране этих прав детей.

Для презентации каждой группе отводится 2 минуты.

Возможно провести обсуждение в форме ток-шоу. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций (их предлагает учитель или сами ученики) имеет место нарушение прав ребенка и как можно защитить эти права:

учитель на уроке обозвал ученика;

школьника без его согласия и выбора заставляют посещать уроки основ определенной религии;

факты жестокого обращения в семье;

милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям и др.

Важно выделить механизмы защиты прав ребенка, применяемые в Российской Федерации.

Мини–проект:

Ежегодно 20 ноября отмечается в мире как День прав ребенка. Его цель – привлечь внимание всех людей к важности охраны прав детей. Предложите, как можно провести этот День в вашем классе, школе?

По окончании учитель подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников. 

Автор–сост. О.Н. Журавлёва, к.п.н., доцент

кафедры социального образования



Похожие:

Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ
В сборнике представлены методические рекомендации по проведению психологической подготовки к егэ, материалы диагностики изучения...
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации по проведению «нулевого» этапа аттестации Екатеринбург 2006 ббк 74. 2Р с 17
Самооценка педагогических и руководящих работников в процессе аттестации. Научно-методические рекомендации по проведению «нулевого»...
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приложение: на 28 л
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения единого государственного...
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации Новосибирск
...
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconМетодические рекомендации для родителей; Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях
Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов но осуществлению прав ребенка
Методические рекомендации к проведению урока правовых знаний для 1-11 кл iconУрока: Умножение натуральных чисел Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (исследовательского типа). Класс: 5кл. Количество часов : 1
Материалы и оборудование урока: Таблица Пифагора, методические пособия по теме «Умножение»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов