Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса icon

Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса



НазваниеПрименение кислорода в промышленности ученица 9-а класса
СОШ № 3
Дата конвертации24.11.2012
Размер445 b.
ТипДокументы


Применение кислорода в промышленности

  • Выполнила:

  • ученица 9-а класса

  • СОШ № 3

  • Рябова Анастасия.


Содержание

  • Кислород

  • История открытия

  • Происхождение названия

  • Нахождение в природе

  • Получение

  • Физические свойства

  • Химические свойства

  • Применение



Кислород

  • Кислород — элемент главной подгруппы шестой группы, второго периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 8. Обозначается символом O (лат. Oxygenium). Кислород — химически активный неметалл, является самым лёгким элементом из группы халькогенов. Простое вещество кислород (CAS-номер: 7782-44-7) при нормальных условиях — газ без цвета, вкуса и запаха, молекула которого состоит из двух атомов кислорода (формула O2), в связи с чем его также называют дикислород. Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет.



Существуют и другие аллотропные формы кислорода, например, озон (CAS-номер: 10028-15-6) — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода (формула O3).

  • Существуют и другие аллотропные формы кислорода, например, озон (CAS-номер: 10028-15-6) — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода (формула O3).



История открытия

  • Официально считается, что кислород был открыт английским химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774 года путём разложения оксида ртути в герметично закрытом сосуде (Пристли направлял на это соединение солнечные лучи с помощью мощной линзы).

  • 2HgO (t) → 2Hg + O2↑



Однако Пристли первоначально не понял, что открыл новое простое вещество, он считал, что выделил одну из составных частей воздуха (и назвал этот газ «дефлогистированным воздухом»). О своём открытии Пристли сообщил выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье. В 1775 году А. Лавуазье установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится во многих веществах.

  • Однако Пристли первоначально не понял, что открыл новое простое вещество, он считал, что выделил одну из составных частей воздуха (и назвал этот газ «дефлогистированным воздухом»). О своём открытии Пристли сообщил выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье. В 1775 году А. Лавуазье установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится во многих веществах.



Несколькими годами ранее (в 1771 году) кислород получил шведский химик Карл Шееле. Он прокаливал селитру с серной кислотой и затем разлагал получившийся оксид азота. Шееле назвал этот газ «огненным воздухом» и описал своё открытие в изданной в 1777 году книге (именно потому, что книга опубликована позже, чем сообщил о своём открытии Пристли, последний и считается первооткрывателем кислорода). Шееле также сообщил о своём опыте Лавуазье.

  • Несколькими годами ранее (в 1771 году) кислород получил шведский химик Карл Шееле. Он прокаливал селитру с серной кислотой и затем разлагал получившийся оксид азота. Шееле назвал этот газ «огненным воздухом» и описал своё открытие в изданной в 1777 году книге (именно потому, что книга опубликована позже, чем сообщил о своём открытии Пристли, последний и считается первооткрывателем кислорода). Шееле также сообщил о своём опыте Лавуазье.



Важным этапом, который способствовал открытию кислорода, были работы французского химика Петра Байена, который опубликовал работы по окислению ртути и последующему разложению её оксида.

  • Важным этапом, который способствовал открытию кислорода, были работы французского химика Петра Байена, который опубликовал работы по окислению ртути и последующему разложению её оксида.



Наконец, окончательно разобрался в природе полученного газа А. Лавуазье, воспользовавшийся информацией от Пристли и Шееле. Его работа имела громадное значение, потому что благодаря ей была ниспровергнута господствовавшая в то время и тормозившая развитие химии флогистонная теория. Лавуазье провел опыт по сжиганию различных веществ и опроверг теорию флогистона, опубликовав результаты по весу сожженных элементов. Вес золы превышал первоначальный вес элемента, что дало Лавуазье право утверждать, что при горении происходит химическая реакция (окисление) вещества, в связи с этим масса исходного вещества увеличивается, что опровергает теорию флогистона.

  • Наконец, окончательно разобрался в природе полученного газа А. Лавуазье, воспользовавшийся информацией от Пристли и Шееле. Его работа имела громадное значение, потому что благодаря ей была ниспровергнута господствовавшая в то время и тормозившая развитие химии флогистонная теория. Лавуазье провел опыт по сжиганию различных веществ и опроверг теорию флогистона, опубликовав результаты по весу сожженных элементов. Вес золы превышал первоначальный вес элемента, что дало Лавуазье право утверждать, что при горении происходит химическая реакция (окисление) вещества, в связи с этим масса исходного вещества увеличивается, что опровергает теорию флогистона.

  • Таким образом, заслугу открытия кислорода фактически делят между собой Пристли, Шееле и Лавуазье.



Происхождение названия

  • Слово кислород (именовался в начале XIX века ещё «кислотвором») своим появлением в русском языке до какой-то степени обязано М. В. Ломоносову, который ввёл в употребление, наряду с другими неологизмами, слово «кислота»; таким образом слово «кислород», в свою очередь, явилось калькой термина «оксиген» (фр. l'oxygène), предложенного А. Лавуазье (греческое όξύγενναω от ὀξύς — «кислый» и γενναω — «рождаю»), который переводится как «порождающий кислоту», что связано с первоначальным значением его — «кислота», ранее подразумевавшим окислы, именуемые по современной международной номенклатуре оксидами.



Нахождение в природе

  • Кислород — самый распространенный на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов), приходится около 47,4 % массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода — 88,8 % (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,12 % по массе. Более 1500 соединений земной коры в своем составе содержат кислород.

  • Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет около 25 %, по массовой доле — около 65 %.



Получение

  • В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораториях пользуются кислородом промышленного производства, поставляемым в стальных баллонах под давлением около 15 МПа. Важнейшим лабораторным способом его получения служит электролиз водных растворов щелочей. Небольшие количества кислорода можно также получать взаимодействием раствора перманганата калия с подкисленным раствором пероксида водорода. Также хорошо известны и успешно применяются в промышленности кислородные установки, работающие на основе мембранной и азотной технологий. При нагревании перманганат калия KMnO4 разлагается до манганата калия K2MnO4 и диоксида марганца MnO2 с одновременным выделением газообразного кислорода O2:

  • 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑



В лабораторных условиях получают также каталитическим разложением пероксида водорода Н2О2:

  • В лабораторных условиях получают также каталитическим разложением пероксида водорода Н2О2:

  • 2Н2О2 → 2Н2О + О2↑

  • Катализатором является диоксид марганца (MnO2) или кусочек сырых овощей (в них содержатся ферменты, ускоряющие разложение пероксида водорода).

  • Кислород можно также получить каталитическим разложением хлората калия (бертолетовой соли) KClO3:

  • 2KClO3 → 2KCl + 3O2↑

  • Помимо изложенного лабораторного метода кислород получают методом разделения воздуха на воздухоразделительных установках с чистотой до 99,9999% по O2.



Физические свойства

  • При нормальных условиях кислород это газ без цвета, вкуса и запаха. 1л его весит 1,429 г. Немного тяжелее воздуха. Слабо растворяется в воде (4,9 мл/100г при 0 °C, 2,09 мл/100г при 50 °C) и спирте (2,78 мл/100г при 25 °C). Хорошо растворяется в расплавленном серебре (22 объёма O2 в 1 объёме Ag при 961 °C). Является парамагнетиком.

  • При нагревании газообразного кислорода происходит его обратимая диссоциация на атомы: при 2000 °C — 0,03 %, при 2600 °C — 1 %, 4000 °C — 59 %, 6000 °C — 99,5 %.

  • Жидкий кислород (темп. кипения −182,98 °C) это бледно-голубая жидкость.

  • Фазовая диаграмма O2

  • Твердый кислород (темп. плавления −218,79 °C) — синие кристаллы. Известны шесть кристаллических фаз, из которых три существуют при давлении в 1 атм.:



α-О2 — существует при температуре ниже 23,65 К; ярко-синие кристаллы относятся к моноклинной сингонии, параметры ячейки a=5,403 Å, b=3,429 Å, c=5,086 Å; β=132,53°

  • α-О2 — существует при температуре ниже 23,65 К; ярко-синие кристаллы относятся к моноклинной сингонии, параметры ячейки a=5,403 Å, b=3,429 Å, c=5,086 Å; β=132,53°

  • β-О2 — существует в интервале температур от 23,65 до 43,65 К; бледно-синие кристаллы (при повышении давления цвет переходит в розовый) имеют ромбоэдрическую решётку, параметры ячейки a=4,21 Å, α=46,25°

  • γ-О2 — существует при температурах от 43,65 до 54,21 К; бледно-синие кристаллы имеют кубическую симметрию, период решётки a=6,83 Å



Ещё три фазы образуются при высоких давлениях:

  • Ещё три фазы образуются при высоких давлениях:

  • δ-О2 интервал температур до 300 К и давление 6-10 ГПа, оранжевые кристаллы;

  • ε-О2 давление от 10 и до 96 ГПа, цвет кристаллов от темно красного до чёрного, моноклинная сингония;

  • ζ-О2 давление более 96 ГПа, металлическое состояние с характерным металлическим блеском, при низких температурах переходит в сверхпроводящее состояние.



Химические свойства

  • Сильный окислитель, взаимодействует, практически, со всеми элементами, образуя оксиды. Степень окисления −2. Как правило, реакция окисления протекает с выделением тепла и ускоряется при повышении температуры. Пример реакций, протекающих при комнатной температуре:

  • 4K + O2 → 2K2O

  • 2Sr + O2 → 2SrO

  • Окисляет соединения, которые содержат элементы с не максимальной степенью окисления:

  • 2NO + O2 → 2NO2



Окисляет большинство органических соединений:

  • Окисляет большинство органических соединений:

  • CH3CH2OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O

  • При определенных условиях можно провести мягкое окисление органического соединения:

  • CH3CH2OH + O2 → CH3COOH + H2O



Кислород не окисляет Au и Pt, галогены и инертные газы.

  • Кислород не окисляет Au и Pt, галогены и инертные газы.

  • Кислород образует пероксиды со степенью окисления −1.

  • Например, пероксиды получаются при сгорании щелочных металлов в кислороде:

  • 2Na + O2 → Na2O2

  • Некоторые окислы поглощают кислород:

  • 2BaO + O2 → 2BaO2



По теории горения, разработанной А. Н. Бахом и К. О. Энглером, окисление происходит в две стадии с образованием промежуточного пероксидного соединения. Это промежуточное соединение можно выделить, например, при охлаждении пламени горящего водорода льдом, наряду с водой, образуется перекись водорода:

  • По теории горения, разработанной А. Н. Бахом и К. О. Энглером, окисление происходит в две стадии с образованием промежуточного пероксидного соединения. Это промежуточное соединение можно выделить, например, при охлаждении пламени горящего водорода льдом, наряду с водой, образуется перекись водорода:

  • H2 + O2 → H2O2

  • Надпероксиды имеют степень окисления −1/2, то есть один электрон на два атома кислорода (ион O2 -). Получают взаимодействием пероксидов с кислородом при повышенных давлениям и температуре:

  • Na2O2 + O2 → 2NaO2

  • Озониды содержат ион O3 - со степенью окисления −1/3. Получают действием озона на гидроксиды щелочных металлов:

  • КОН(тв.) + О3 → КО3 + КОН + O2

  • Ион диоксигенил O2+ имеет степень окисления +1/2. Получают по реакции:

  • PtF6 + O2 → O2PtF6



Фториды кислорода

  • Фториды кислорода

  • Дифторид кислорода, OF2 степень окисления +2, получают пропусканием фтора через раствор щелочи:

  • 2F2 + 2NaOH → OF2 + 2NaF + H2O

  • Монофторид кислорода (Диоксидифторид), O2F2, нестабилен, степень окисления +1. Получают из смеси фтора с кислородом в тлеющем разряде при температуре −196 °C.

  • Пропуская тлеющий разряд через смесь фтора с кислородом при определенных давлении и температуре получаются смеси высших фторидов кислорода O3F2, О4F2, О5F2 и О6F2.

  • Кислород поддерживает процессы дыхания, горения, гниения.

  • В свободном виде элемент существует в двух аллотропных модификациях:O2 и O3 (озон).



Применение

  • Химия, нефтехимия :

  • Cоздание инертной среды в емкостях, азотное пожаротушение, продувка и испытание трубопроводов, регенерация катализаторов, упаковка продукции в азотной среде, интенсификация окислительных процессов, выделение метана, водорода, углекислого газа.



Нефть и Газ :

  • Нефть и Газ :

  • Создание инертной среды в резервуарах, во время разгрузочно-погрузочных работ, азотное пожаротушение, продувка и испытание трубопроводов, очистка технологических емкостей.



Металлургия :

  • Металлургия :

  • Защита черных и цветных металлов во время отжига, нейтральная закалка, цианирование, пайка твердым припоем, спекание порошковым металлом.



Фармацевтика :

  • Фармацевтика :

  • Транспортировка продуктов азотом, создание инертной среды в резервуарах с продуктом, упаковка препаратов.



Медицина

  • Медицина

  • Получение кислорода для медицинских применений.



Пищевая промышленность:

  • Пищевая промышленность:

  • Хранение, перевалка и упаковка пищевой продукции — орехов, чипсов, масла, кофе, пива и др. в условиях инертной среды, создание модифицированной атмосферы в овощехранилищах, повышение эффективности разведения рыб.



Электронная промышленность :

  • Электронная промышленность :

  • Cоздание инертной среды с целью предотвращения окисления элементов электросхем.



Другое :

  • Другое :

  • Получение азота для создания инертной среды в технологических объемах, продувки трубопроводов, азотного пожаротушения. Получение кислорода для резки и сварки.



Спасибо за просмотр!!!

  • Спасибо за просмотр!!!






Похожие:

Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconТема проекта: «Мораль сей басни такова…». (Сборник авторских басен учащихся 5-6 классов)
Г/игизиабихер Эдуард, ученик 6 класса, Захаров Евгений, ученик 6 класса, Мадиев Ибрагим, ученик 5 класса, Минакова Татьяна, ученица...
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconВ районном конкурсе чтецов «Я люблю тебя, Родина кроткая», состоявшийся 26 ноября приняли участие Андриенко Кристина (ученица 8 класса) и Прутовых Дарья (ученица 7 класса) – руководитель Бежок З.
В районном конкурсе чтецов «Я люблю тебя, Родина кроткая», состоявшийся 26 ноября приняли участие Андриенко Кристина (ученица 8 класса)...
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconПрутовых Даша (ученица 7 класса) и Андриенко Кристина (ученица 8 класса) в составе районной команды приняли участие в «Енисейской волне», которая состоялась в г. Назарово

Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса icon14-20 апреля 2012 года в г. Ульяновске состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», в котором приняли участие обучающиеся г
Йошкар-Ола: Шамова Дарья, ученица 10 класса мбоу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина», Раздорский Михаил, ученик 11 класса мбоу «Гимназия...
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconВ. И. приняли участие в межрайонном фестивале конкурс
Учащиеся школы – Андриенко Кристина (ученица 8 класса) и Прутовых Дарья (ученица 7 класса) – под руководством Прутовых В. И. приняли...
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconСамостоятельная работа «Масса молекул. Количество вещества» Вариант 1 в сосуде находится 3 моль кислорода. Сколько примерно атомов кислорода в сосуде? Какова масса 4 моль кислорода?

Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconРезультаты гиа выпускников 9,11 классов за 2011-2012 учебный год
В 11 классе обучалось 3 человека, из них 1 ученица обучалась на «4 и 5»а. В 9 классе обучалось 6 человек, из них 2 ученика на «5»,...
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса icon1. Лесков Денис, ученик 10В класса Жаткина Ирина, ученица 11Г класса
Обладатели Гранта Главы администрации Зубово-Полянского муниципального района 2007 года
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Ответ: Кроме оксидов еще бывают пероксиды, например Н2 Степень окисления кислорода в пероксидах равна -1, надпероксиды, например...
Применение кислорода в промышленности ученица 9-а класса iconУченица 6 «Б» класса

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов