«Химия и красота» icon

«Химия и красота»



Название«Химия и красота»
Хохлова О.В
Дата конвертации24.11.2012
Размер166.23 Kb.
ТипПояснительная записка

МОУ средняя общеобразовательная школа №5 им.П.Н.Бучина


Элективный курс


«Химия и красота»


Составитель:

Хохлова О.В.,

учитель химии


г.Тутаев 2007 г.

Данный курс разработан для учащихся 9-х классов, ориентирован на выбор ими естественно - научного профиля обучения в старшей школе и рассчитан на 10 часов.

Пояснительная записка


Курс по выбору « Химия и красота» прост и доступен, содержит все сведения необходимые для достижения целей и задач обучения, построен с учетом дидактического принципа связи теории с практикой.

Курс «Химия и красота» ориентирован на углубление и расширение знаний учащихся о средствах гигиены, косметики и парфюмерии, а также на развитие любознательности учащихся и интереса к химии. Он включает в себя оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы по химии. Тематика курса вооружает учащихся знаниями полезными не только будущим химикам, но и каждому человеку в его повседневной жизни.

Практическая направленность тем делает курс очень актуальным. Его содержание создает базу для ориентации учеников в мире современных профессий таких как, косметолог, стоматолог, парикмахер и других.

Курс по выбору « Химия и красота» способствует развитию внимательного отношения к своей внешности, воспитывает чувство ответственности за красоту своей кожи и волос, учит быть бодрыми, жизнерадостными, уверенными в себе людьми, способными применять полученные знания.

Данный курс является интегрированным. Интеграция знаний по химии, биологии, гигиене и информатике позволяет создать положительную мотивацию в обучении. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по рассматриваемым вопросам, совершенствование умений подготовки рефератов, сообщений по избранным темам.



Общие принципы отбора содержания материала программы:

  • доступность для учащихся основной школы

  • актуальность

  • целостность

  • наглядность

  • практическая направленность

  • обеспечение мотивации

  • реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 10 часов


Цели курса:

  • создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения

  • расширить знания учащихся о солях и их свойствах, о средствах гигиены и косметики

  • сформировать представление у школьников о роли химии в повседневной жизни человека


Задачи курса:

  • познакомить учащихся с химическим составом и свойствами современных и старинных средств гигиены и косметики

  • дать полезные советы по уходу за кожей, волосами, ногтями

  • сформировать умения грамотного использования препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики

  • предоставить учащихся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о средствах гигиены и косметики в повседневной жизни

  • содействовать формированию у школьников логического мышления, умения вести обсуждение, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

  • формировать у школьников умения работать с учебной и научной литературой и навыки использования современных информационных компьютерных технологий для поиска необходимой информации

  • воспитывать толерантность, навыки сотрудничества в процессе групповой работы

  • развивать способность к рефлексии и совершению осознанного выбора профессии


Требования к знаниям учащихся.

Должны знать:

  • состав и виды мыла

  • «металлы», присутствующие в организме человека

  • роль ионов металлов в организме человека

  • понятие гидролиза солей

  • примеры дисперсных систем

  • средства косметики и парфюмерии и их основные компоненты

  • химические процессы, лежащие в основе укладки, окраски и завивки волос

  • правила грамотного использования средств косметики и гигиены в повседневной жизни

Должны уметь:

  • определять среду раствора индикатором

  • получать мыло омылением жиров

  • определять наличие глицерина в парфюмерных препаратах

  • работать в группах

  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры

  • работать с дополнительной и справочной литературой

  • проводить защиту своих работ


2.2.2. Учебно - тематический план.


Наименование тем курса

Всего часов

Виды деятельности

Формы контроля

Введение. Связь косметологии, гигиены и химии.

1

Лекция с мультимедийной презентацией


микросочинения

Салон «Золотой локон»

2

Рассказ учителя, сообщения учащихся, лабораторный опыт, демонстрация средств ухода за волосами, проблемные задания.

Сообщения учащихся, лабораторные опыты, разбор проблемных заданий.

Салон «Бархатистая кожа»

2

Практическая работа, беседа, викторина, демонстрация средств ухода за волосами.

Практическая работа.

Салон «Красивая улыбка»

1

Лекция с элементами беседы, лабораторные опыты,

демонстрация.

Оформленные лабораторные опыты.

Салон « Декоративный макияж»

2

Лекция с использованием средств наглядности, демонстрация средств декоративной косметики, практическая работа.

Оформленная практическая работа

Салон «Империя ароматов»

1

Рассказ учителя с использованием средств наглядности, лабораторный опыт, демонстрация гербария душистых растений.

Оформленные лабораторные опыты.

Защита творческих работ

1

Подготовка и защита творческих работ

Творческое задание

^ Введение (1 ч.)

Цели и задачи курса по выбору «Химия и красота». Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо. Гигиена – наука, изучающая влияние внешней среды на человека. История развития косметологии и гигиены. Использование гигиенических и косметических средств, древними греками и египтянами. Широкое распространение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики в европейских государствах.

Связь косметологии, гигиены и химии.


^ Модуль 1. Салон « Золотой локон». (2 ч.)

Понятие о дисперсных системах. Взвеси: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Коллоидные системы: гели или студни, золи или коллоидные растворы. Гомогенные системы – растворы.

Волосы. Белковый состав. Строение волоса в поперечном сечении: кутикула – поверхностный чешуйчатый слой; волокнистый или корковый слой; сердцевина.

Типы волос: сухие, нормальные, жирные. Средства ухода за волосами: шампуни, бальзамы, ополаскиватели, пены и гели для укладки волос, лак для волос. Ингредиенты, входящие в состав средств ухода за волосами.

Красители для волос: химические, физические, отбеливающие (обесцвечивающие), красители естественного происхождения, металлосодержащие красители. Лабораторные опыты. Получение золя кремниевой кислоты. Получение и стабилизация суспензии мела в воде.

Демонстрации: Средства ухода за волосами.


^ Модуль 2 Салон «Бархатистая кожа» (2 ч.).

Соли. Гидролиз солей. Водородный показатель рН – показатель содержания в растворе ионов водорода.

История возникновения мыла. Получение мыла гидролизом жиров (омылением). Мыла – натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот. Твердое и жидкое мыло. Щелочность мыла – важная характеристика мыла.

Крема – эмульсионные косметические формы, состоящие из двух основных фаз – жидкой и масляной фазы. Сырье для получения крема: вода, жиры, масла, воски, жирные кислоты, эмульгаторы (вещества, понижающие поверхностное натяжение), дополнительные вещества (стабилизаторы, регуляторы вязкости и другие). Питательные крема (дневные и ночные) и тональные эмульсии; их свойства и действие на кожу.

Типы кожи: сухая, жирная, нормальная, раздражительная, комбинированная (смешанная). Характеристика каждого типа кожи. Действие мыла на кожу. Жесткая и мягкая вода. Какой водой нужно умываться и какое мыло использовать в зависимости от типа кожи.

Практическая работа . 1. Получение мыла омылением жиров.

2. Приготовление крема или маски (на выбор учителя).

3. Определение типа кожи своего лица.

4. Определение щелочности мыла.

Модуль 3 Салон «Красивая улыбка» (1 ч.)

Металлы в организме человека: кальций, железо, цинк, калий, натрий, магний, медь, литий, стронций. Биологическая роль металлов и их токсическое действие.

Зубы. Строение зуба. Слюна, химический состав. Действие слюны на зубы. Средства ухода за зубами: зубные порошки, гигиенические и лечебно-профилактические зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты: абразивные (мел, фосфаты кальция, полимерный метафосфат натрия, оксид алюминия, гидроксид алюминия и другие), связующие, загустители, пенообразующие, а также отдушки и вкусовые компоненты. Безабразивные гелеобразные прозрачные зубные пасты.

^ Практическая работа Качественные реакции на ионы металлов: железа (II) и (III), меди (II).

Демонстрация: Образцы средств ухода за зубами.


Модуль 4 Салон « Декоративный макияж» (2ч.)

Декоративная косметика. Препараты декоративной косметики и их химический состав.

Пудра – многокомпонентная смесь, состоящая из талька, каолина, оксида цинка, оксида титана, карбоната магния, крахмала, цинковых и магниевых солей стеариновой кислоты, органических и неорганических пигментов. Тушь для ресниц: воск, мыла, жиры, цветная краска, воскообразные вещества. Состав черной туши: сажа, вазелиновое масло, воск, спермацет. Губная помада: природные воски или их синтетические аналоги, растительное масло, спермацет, красящее вещество. Румяна: сухая и жидкая. Краска для бровей – сурьмяной блеск. Тени для век. Макияж.

Ногти. Средства ухода за ногтями. Лак для ногтей – раствор нитроцеллюлозы в органических растворителях. Маникюр.

Демонстрация: Образцы декоративной косметики. Образцы средств ухода за ногтями. Наложение макияжа или маникюра (на выбор учителя).


^ Модуль 5 Салон « Империя ароматов» (1ч.)

Ароматные средства. Носители аромата: эфирные масла, терпены, спирты, сложные эфиры. Эфирные масла – смеси душистых веществ, относящихся к различным классам органических соединений. Способы извлечения ароматических веществ из растений: выжимание, экстрагирование пахучих веществ с помощью растворителей, дистилляция (извлечение эфирных масел водяным паром). Ароматерапия. Действие запахов на организм человека.

Духи. Правила пользования духами. Одеколоны. Туалетная вода.

Дезодоранты – средства устраняющие запах пота. Антиперспиранты. Химический состав антиперспирантов: соли алюминия, сурьмы, хрома, железа, висмута, циркония, а также формальдегид и этиловый спирт. Лабораторные опыты. Обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах. Выжимание масла из кожуры апельсина.

Демонстрация: Гербарий душистых растений


Модуль 4. Защита творческих работ (1 ч.)

Защита творческих работ.

Предлагаемые темы творческих работ:

- Химия и косметика.

- Химия и гигиена.

- Какая краска для волос лучше?

- Ароматные средства.

- Химия и парфюмерия.

- Химик в салоне красоты.


^ Пояснительная записка.


Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни.

Большую роль в «пропускании» школьниками изучаемого материала «через себя» в ходе прохождения курса призваны сыграть такие формы работы, как подготовка учащимися сообщений, разработка рефератов, решения девятиклассниками разнообразных познавательных задач, осуществление творческих проектов и т. п.

Вначале занятий педагогу необходимо, сформировать из коллектива учащихся несколько микрогрупп для выполнения творческих работ и проектов, презентация и защита, которых выносится на последнее итоговое занятие.

Очень важно поднять и укрепить уровень мотивации школьников к активной работе на занятиях и глубокому изучению материала курса. Для этого на первом занятии учителю рекомендуется предложить микрогруппам учащихся написать рекламное микросочинение или разработать рекламный плакат на тему: «Будьте красивы», «Химия, косметика и гигиена» и т. п.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные методы обучения и методические приемы организации занятий:

  • словесные методы: беседа, лекция, семинар, рассказ;

  • практические работы;

  • лабораторные опыты;

  • творческие задания;

  • защита рефератов, проектов;

  • индивидуальные и групповые формы работы;

  • сообщения учащихся;

  • демонстрации;

  • мультимедийные презентации.

Формы контроля:

- сообщения учащихся;

- практические работы;

- творческие задания.


Методика выполнения практических работ, лабораторных и демонстрационных опытов.


Занятие №2

Лабораторный опыт Получение золя кремниевой кислоты.

Реактивы и оборудование: раствор силиката натрия Na2SiO3 , 24-% раствор соляной кислоты HCl, стеклянная палочка.

В химический стакан 100г раствора силиката натрия Na2SiO3 (свежего силикатного клея) и прибавить 5 мл 24%-ного раствора соляной кислоты. Энергично размешать стеклянной палочкой или трубочкой смесь этих растворов, держа палочку в растворе вертикально.

Через 1-2 минуты палочка уже не падает в растворе, потому что жидкость загустела и не выливается из стакана даже при опрокидывании его вверх дном.


Занятие № 4

Лабораторный опыт Гидролиз солей.

Реактивы и оборудование: раствор хлорида алюминия AlCl3,

раствор карбоната натрия Na2CO3 , раствор хлорида натрия NaCl, три пробирки, синяя и красная лакмусовые бумажки или универсальный индикатор.


В первую пробирку налить раствор хлорида алюминия (1-2 мл), во вторую – раствор карбоната натрия (1-2 мл), а в третью - раствор хлорида натрия 1-2 мл).

Промыть стеклянную палочку в стакане с дистиллированной водой и, с помощью ее перенести каплю каждого раствора на синюю и красную лакмусовые бумажки. Отметить в какой цвет окрашивается лакмусовая бумага от действия на нее каждым из указанных растворов и определить среду раствора.


Лабораторный опыт Реакция нейтрализации: взаимодействие щелочи с кислотой.

Реактивы и оборудование: растворы соляной кислоты (0,1М) и гидроксида натрия (0,1М), лакмусовая бумага, индикатор в капельнице (фенолфталеин, лакмус или универсальный индикатор), бюретка с маленькой воронкой, пипетка, два химических стакана, стеклянная палочка, лабораторный штатив.


Ознакомить учащихся с устройством бюретки и пипетки и техникой работы с ними. Закрепить бюретку в штативе наполнить кислотой и отметить уровень жидкости.

Набрать в пипетку раствор щелочи до метки. Отмеренное количество раствора щелочи перенести в стакан и добавить несколько капель индикатора (например, фенолфталеина), перемешать стеклянной палочкой.

Медленно открыть кран бюретки и осторожно, небольшими порциями приливать кислоту в стакан с раствором щелочи, при этом непрерывно перемешивать палочкой раствор в стакане. Как только начнется реакция нейтрализации (изменение окраски раствора в стакане), прибавить по каплям кислоту из бюретки до момента полной нейтрализации т.е. до полного обесцвечивания.


Занятие №4

Практическая работа Определение щелочности мыла. Реактивы и оборудование: образцы твердого и жидкого мыла, универсальный индикатор, химические стаканы, стеклянные палочки, весы, мерный цилиндр.


Приготовить раствор мыла:

а). 5% - й, массой 50 г (в случае твердого мыла)

б). 5% - й, объемом 50мл (в случае жидкого мыла считайте плотность мыльного раствора равной 1г/мл).

С помощью универсальной индикаторной бумаги исследовать реакцию раствора мыла. Для этого опустить полоску индикатора в мыльный раствор.

Определить реакцию раствора мыла с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикаторной бумаги и цифровой шкалы универсального индикатора.


Занятие №4

Практическая работа Получение мыла омылением жира и изучение его свойств.


Оборудование и реактивы: металлический штатив с кольцом, асбестовая сетка, коническая воронка, стакан объемом 50 мл, стеклянная палочка, пипетка, фильтровальная бумага, 3 пробирки, весы, животный жир, 40% раствор гидроксида натрия (NaOH), насыщенный раствор поваренной соли (NaCl), раствор хлорида меди (CuCl2).

^ I.Получение мыла.

Положить в стакан 1г жира и прилить 3мл 40% концентрированного раствора щелочи (NaOH). Смесь несильно нагреть через асбестированную сетку. Когда она закипит, добавить 1мл воды. При вспенивании жидкости прилить снова столько же воды, продолжая нагревание. Появление на поверхности жидкости и на стенках стакана желтых мелких кусочков мыла доказывает, что гидролиз жира закончился (он длится 8-10 минут).

Прекратить нагревание, снять стакан с сетки и дать ему остыть. Через 2 минуты прилить в стакан 5-6мл насыщенного раствора NaCl–происходит высаливание мыла. Мелкие кусочки мыла отделить от жидкости путем фильтрования.

Полученный стеарат натрия (мыло) поместить в три пробирки. Добавить в каждую пробирку по 2-3 мл воды. Растворить мыло в пробирках в воде при помощи стеклянной палочки и изучить его свойства: мыло поверхностно-активное вещество, гидролиз мыла, реакции ионного обмена. Содержимое первой пробирки интенсивно встряхнуть. Наблюдать, что происходит.

К содержимому второй пробирки добавить 1 мл 3 % раствора хлорида

кальция (имитация жесткой воды) и интенсивно встряхнуть. Наблюдать, что

происходит.

В третью пробирку добавить 2 капли раствора фенолфталеина. Отметить изменение окраски раствора.

Занятие № 4 Практическая работа Приготовление крема Реактивы и оборудование: лист алоэ, 0,5 чайной ложки меда, 0,5 ложки глицерина, ступка с пестиком.

Лист алоэ очистить от кожицы и растолочь, смешать с медом и глицерином. Все тщательно перемешать.

Занятие № 4

Практическая работа Определение типа кожи своего лица.

Приложить к коже лица чистый лист папиросной бумаги и плотно прижать его ладонью. Если кожа жирная, то на бумаге останутся жирные пятна.


Лабораторный опыт Определение жесткой и мягкой воды с помощью мыла.

Реактивы и оборудование: мыло, химические стаканы с мягкой и жесткой водой.

В оба стакана положить небольшое количество мыла, и попробовать взбить его в пену. Там где удалось получить пену, - вода мягкая.


Занятие № 5

Практическая работа Качественные реакции на ионы металлов: а) железа (II) и (III)

Реактивы и оборудование: растворы хлорида или сульфата железа(II) и (III), растворы роданида калия KCNS и красной кровяной соли K3[Fe(CN)6], раствор соляной кислоты HCl, железный гвоздь, пробирки.

К 4-5 каплям раствора хлорида или сульфата железа(III) добавить 1-2 капли раствора роданида калия. Отметить, как изменилась окраска раствора.

В раствор соляной кислоты опустить железный гвоздь. Образуется раствор хлорида железа(II). К нескольким каплям раствора хлорида железа(II) добавить 1-2 капли раствора красной кровяной соли. Отметить окраску выпавшего осадка.


б) меди(II)

Реактивы и оборудование: растворы хлорида или сульфата меди(II), раствор гидроксида натрия или калия, пробирка.

К 4-5 каплям раствора хлорида или сульфата меди (II) добавить 1-2 капли раствора щелочи. Отметить окраску выпавшего осадка.


Занятие № 6

Практическая работа Маникюр по всем правилам.

Реактивы и оборудование: мисочка с теплой водой, маникюрные ножницы, пилочка для ногтей, крем для рук, поваренная соль, спиртовой раствор йода, бесцветный лак для ногтей, жидкость для снятия лака, бумажные и полотняные салфетки (чистые носовые платки).

^ Укрепление ногтей. Сделать насыщенный раствор поваренной соли, добавить в него 2-3 капли йодной настойки и погрузить в него пальцы. Вода должна полностью покрывать всю первую фалангу пальцев. Процедура длится около 10 минут.

^ Правильная подпилка ногтей. Пилочкой для ногтей выполнять движения перпендикулярно основанию ногтя.

Питание ногтей. Нанести на кожу вокруг ногтей питательный крем для рук и мягкими массирующими движениями втирать крем последовательно вокруг ногтя на каждом пальце.

^ Окрашивание ногтей (продолжают работу только девочки).

При помощи салфетки удалить с ногтей остатки крема. Сначала красим ногти правой руки, а потом левой. После покрытия ногтей лаком, косметической палочкой, смоченной в жидкости для снятия лака, устранить его излишки.


Занятие № 7 Лабораторный опыт Выжимание масла из кожуры апельсина.

Реактивы и оборудование: апельсин, ступа с пестиком.

Положить кожуру апельсина в ступку и выжать из нее масло при помощи пестика.

Занятие № 7 Лабораторный опыт Обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах.

Реактивы и оборудование:исследуемые объекты, 10-% раствор сульфата меди, 10%-ный раствор гидроксида натрия.


В пробирку вносят небольшое количество исследуемого вещества и прибавляют 1 мл раствора сульфата меди и 1 мл раствора гидроксида натрия.


CuSO4 +2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2


CH2OH HOCH2 CH2O HOCH2

Cu

CHOH + Cu(OH)2 + HOCH CHOH HOC + 2H2O




CH2OH HOCH2 CH2OH HOCH2


При наличии глицерина появляется ярко-синее окрашивание.





Похожие:

«Химия и красота» iconС. В. Молчанов В. К. Волкова Н. А. Молчанова Методические указания
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, изучающих курсы «Химия» («Общая химия»), «Органическая химия»...
«Химия и красота» iconКосметика – краткая история. Cвязь косметологии, гигиены и химии Материалы для элективного курса «Химия и красота», 9 класс
Косметология отрасль медицины, наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо
«Химия и красота» iconФорма 9 рейтинг-план
Основные законы естественно-научных дисциплин (общая химия, неорганическая химия и физическая химия)
«Химия и красота» iconВнеклассное мероприятие «Химия, Здоровье, Красота»
Цели: расширение представлений учащихся о веществах, развитие их интереса к познанию химии, демонстрации ее значения в жизни современного...
«Химия и красота» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Здоровье, красота и химия» предназна­чена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный характер
Содержание курса расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механиз­мах...
«Химия и красота» iconCалон «Золотой локон» Строение волоса. Дисперсные системы. К занятию 2 элективного курса «Химия и красота», 9 класс
Этот рисунок в упрощенном виде показывает, из каких компонентов состоит кожа самый большой орган человеческого тела. Большинство...
«Химия и красота» iconВопросы по химии для зачета и экзамена Общая и неорганическая химия Специальность «горное дело» форма обучения: заочная курс: I, семестр: 1 и 2
Химия – как раздел естествознания. Роль химии в изучении природы и развитии техники. Связь химии с другими дисциплинами. Химия и...
«Химия и красота» iconКрасота природы в художественных и публицистических сочинениях первого енисейского губернатора а. П. Степанова (лингвистический аспект)
Совокупность ценностных концептов личности формирует индивидуальную языковую ценностную картину мира. В настоящей работе мы обращаем...
«Химия и красота» iconНаши научные труды вызывают интерес зарубежных ученых
Кинетика и катализ; Физическая химия; Нефтехимия; Журнал прикладной химии; Поверхность, физика, химия; а также в Известиях Высших...
«Химия и красота» iconВопросы для экзамена по Общей и неорганической химии форма обучения: заочная курс: I (группы: 3, 5, 8, 14, 16, 17)
Химия – раздел естествознания. Роль химии в изучении природы и развитии техники. Связь химии с другими дисциплинами. Химия и горное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов