СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ АПАНАСЕНКОВСКИЙ РАЙОН С.ДИВНОЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ» С.ДИВНОЕ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: на заседании МО Замдиректора решение педсовета протокол №5 от 11.02. 2011 г. по УВР протокол № 5 от 15.02. 2011 г. Председатель МО 14.02.2011 г Председатель педсовета _______ Филь О.В. ______ Клочко Т.И. ______ Диканский П.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ Ступень обучения: начальное общее образование (2-4 классы) Количество часов: 34 Составитель (ли): учитель информатики Павлова Наталья Васильевна
Программа разработана на основе примерной программы по информатике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года).
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: закона «Об образовании» (статья 7,32), федерального компонента государственного стандарта, базисного учебного плана МОУ СОШ № 1 с. Дивное, программы курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панткратова из сборника программ для общеобразовательных учреждений 2 – 11 кл / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования. Цели обучения информатике в начальной школе: Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д. В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи: развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.) формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач. Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе. В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика». Содержание курса строилось на основе трех основных идей: Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Курс информатика и ИКТ рассчитан на 3 года обучения. 2 класс – первый год обучения (35 часов), 3 класс – второй год обучения (35 часов), 4 класс – третий год обучения (35 часов). Итого за курс обучения начальной школы 105 часов.
2 класс
Тема | Количество часов | Примечание | В примерной программе | В рабочей программе | 1.Виды информации. Человек и компьютер | 8 | 8 | в полном объеме | 2.Кодирование информации | 8 | 9 | 1 час на повторение за счет резерва (по программе резерв составляет 5 часов) | 3.Числовая информация и компьютер | 7 | 8 | 1 час на повторение за счет резерва | 4.Текст и компьютер | 6 | 7 | 35-я учебная неделя | Резерв | 5 | 3 | 2 часа выделила на повторение в конце изучения 2, 3 темы | Всего | 34 | 35 |
|
3 класс
Тема | Количество часов | Примечание | В примерной программе | В рабочей программе | 1.Повторение пройденного во втором классе | 6 | 6 | в полном объеме | 2.Действия с информацией | 8 | 8 | в полном объеме | 3.Объект и его характеристика | 10 | 10 | в полном объеме | 4.Информационный объект и компьютер | 10 | 10 | в полном объеме | Резервные часы | 0 | 1 | 35-я учебная неделя | Итого по программе | 34 | 35 |
|
4 класс
Тема | Количество часов | Примечание | В примерной программе | В рабочей программе | 1.Повторение пройденного материала в третьем классе | 7 | 7 | в полном объеме | 2.Понятие, суждение, умозаключение | 9 | 9 | в полном объеме | 3.Модель и моделирование | 7 | 7 | в полном объеме | 4.Информационное управление | 9 | 9 | в полном объеме | Резервные часы | 2 | 3 | 35-я учебная неделя | Итого по программе | 34 | 35 |
|
Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят: три учебника (для 2, 3 и 4 классов); рабочие тетради (по две для каждого года обучения); тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика; методическое пособие для учителя (для каждого класса отдельно); электронные пособия (на CD-ROM), содержащие: презентации; упражнения в интерактивном режиме; клавиатурный тренажер и тренажер мыши; дидактический обобщающий материал в виде плакатов; контрольные работы к данному курсу. коллекция образовательных ресурсов интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f9e9dfa0-6a9b-11da-8cd6-0800200c9a66/?interface=teacher&class[]=43&subject[]=19
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, мы иметь 9 компьютеров. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других. Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью контрольных работ. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ учащихся во втором классе
В результате изучения данного курса учащиеся второго класса должны понимать: что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой; что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной; что такое компьютер; что информацию можно кодировать, хранит; что такое алфавит, разновидности алфавитов, язык; что такое данные, какие бывают данные; что компьютер помогает человеку обрабатывать данные. память компьютера, передача данных, обработка данных. знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; информация, органы чувств для восприятия информации; виды информации, источники и приёмники информации; названия видов информации в зависимости от способа ее восприятия человеком историю возникновения разговорных языков и появлении алфавитной письменности основные части компьютера; что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы). уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; кодировать информацию различными способами, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с простейшими текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); пользоваться клавиатурой и мышью на компьютере.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ учащихся в третьем классе
В результате изучения данного курса учащиеся третьего класса должны понимать: понятие информации. Виды информации. Действия с информацией. Способы получения информации. Носители информации. что человек может быть и источником информации, и приемником информации что информацию можно кодировать, декодировать, хранить; устройство книги, словари. понятие «объект», «имя объекта», «свойства объекта», «состав объекта», действия с объектом, отношения между объектами. понятие текстового редактора, электронный документ, схема, карта, электронные таблицы.
знать: правила техники безопасности в компьютерном классе; что данные — это закодированная информация; что тексты и изображения — это информационные объекты; что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь: представлять одну и ту же информацию в разных видах; упорядочивать информацию по алфавиту; находить слова в словаре; уметь создавать рисунки на компьютер в простейшем графическом редакторе; уметь создавать на компьютере простейшие текстовые документы. Уметь выполнять несложные редактирования с текстом; кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет; называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером; управлять компьютером с помощью клавиатуры и мыши.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ учащихся в четвертом классе В результате изучения данного курса учащиеся четвертого класса должны понимать: что существует два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах (виртуальный мир); деление понятий, обобщение понятий, объем понятия. родовые понятия, видовые понятия, круги Эйлера-Венна что такое логика, суждение, истинное суждение, ложное суждение, простое и сложное суждение. что называется моделью, информационная модель, материальная модель, виртуальная модель. что такое исполнитель, система команд исполнителя иметь представление о информационном управлении, о целях и основах управления, введение понятия мировоззрение. общее представление о управлении собой и другими людьми что человек может управлять любым неживым объектом.
знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; понятия источник информации, объект, информация. какие действия можно совершить с информацией, смысл действия понятия: объект, существенные и несущественные свойства объекта. понятие отношение объектов понятия: компьютер, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, компьютерные понятия: умозаключение, заключение, посылка что такое истина, ложь, истинное понятие, ложное понятие. знать понятие алгоритм, шаги алгоритма, линейный алгоритм, графический алгоритм, блок схема. уметь: работать с клавиатурным тренажером создавать простые информационные объекты в графическом и текстовом редакторах представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; осуществлять поиск информации в Интернете по ключевому слову создавать простые команды для Исполнителя создавать простые команды с помощью блок схем кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер); пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Учебно – методический комплект № п/п | Автор (ы) учебника (пособия) | Название учебника (пособия) | Издательство | Год издания |
| 1. | Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова | Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч. 1, 2 | М.:БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 | Допущено Министерством образования Российской Федерации | 2. | Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова | Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч. 1, 2 Информатика и ИКТ: контрольные работы для 3 класса | М.:БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 | Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации | 3. | Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова | Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч. 1, 2 Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса | М.:БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 | Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации |
Учебно – методические пособия № п/п | Автор (ы) пособия | Название пособия | Издательство | Год издания | 1 | Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак | Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 | 2 | Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак | Обучение информатике в третьем классе: Методическое пособие | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 | 3 | Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак | Обучение информатике в четвертом классе: Методическое пособие | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 |
Тематическое планирование по Информатике И ИКТ
Класс 2 (первый год обучения) | Учитель Павлова Наталья Васильевна | Количество часов на первое полугодие: 16 | всего 16 часов; в неделю 1 час | Количество часов на второе полугодие: | всего 19 часов; в неделю 1 час | Плановых контрольных работ 4 часа; практические работы – 10 минут в конце каждого урока | Административных контрольных уроков 2 |
| Планирование составлено на основе программы курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панткратова из сборника программ для общеобразовательных учреждений 2 – 11 кл / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
| Учебник и рабочая тетрадь: | Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса. Ч. 1, 2/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
| № п/п | Название темы (главы, раздела) | Базовый контроль | Количество часов | Примерные сроки прохождения темы |
| по прогр | фактич. |
| 1 | Виды информации. Человек и компьютер | Контрольная работа
| 8 | |
|
| 2 | Кодирование информации | Контрольная работа | 9 | |
|
| 3 | Числовая информация и компьютер | Контрольная работа | 8 | |
|
| 4 | Текст и компьютер | Контрольная работа | 7 | |
|
| | Резервные часы | | 3 | |
|
| | Итого по программе | | 35 | |
|
|
Тематическое планирование по Информатике И ИКТ Класс 3 (второй год обучения) | Учитель Павлова Наталья Васильевна | Количество часов на первое полугодие: 16 | всего 16 часов; в неделю 1 час | Количество часов на второе полугодие: | всего 19 часов; в неделю 1 час | Плановых контрольных работ 5 часа; практические работы – 10 -15 минут в конце каждого урока | Административных контрольных уроков 2 |
Планирование составлено на основе | программы курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панткратова из сборника программ для общеобразовательных учреждений 2 – 11 кл / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
| Учебник и рабочая тетрадь: | Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч. 1, 2/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 Информатика и ИКТ: Контрольные работы для 3 класса/Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панткратова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2008
| № п/п | Название темы (главы, раздела) | Базовый контроль | Количество часов | Примерные сроки прохождения темы | по прогр | фактич. | 1 | Повторение пройденного во втором классе | контрольная работа №1
| 6 | |
| 2 | Действия с информацией | контрольная работа №2 | 8 | |
| 3 | Объект и его характеристика | контрольная работа №3 | 10 | |
| 4 | Информационный объект и компьютер | контрольная работа №4 годовая контрольная работа №5 | 10 | |
| | Резервные часы | | 1 | |
| | Итого по программе | | 35 | |
|
Тематическое планирование по Информатике И ИКТ Класс 4 (третий год обучения) | Учитель Павлова Наталья Васильевна | Количество часов на первое полугодие: 16 | всего 16 часов; в неделю 1 час | Количество часов на второе полугодие: | всего 19 часов; в неделю 1 час | Плановых контрольных работ 4 часа; практические работы – 10 -15 минут в конце каждого урока | Административных контрольных уроков 2 |
Планирование составлено на основе | программы курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панткратова из сборника программ для общеобразовательных учреждений 2 – 11 кл / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
| Учебник и рабочая тетрадь: | Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч. 1, 2/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Матвеева, Челак, Конопатова: Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса, 2009
| № п/п | Название темы (главы, раздела) | Базовый контроль | Количество часов | Примерные сроки прохождения темы | по прогр | фактич. | 1 | Повторение пройденного материала в третьем классе | контрольная работа №1 | 7 | |
| 2 | Понятие, суждение, умозаключение | контрольная работа №2 | 9 | |
| 3 | Модель и моделирование | контрольная работа №3 | 7 | |
| 4 | Информационное управление | контрольная работа №4 | 9 | |
| | Резервные часы | | 3 | |
| | Итого по программе | | 35 | |
| |