История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм icon

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм



НазваниеИстория русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм
Дата конвертации15.10.2012
Размер445 b.
ТипЛекция


История русской философии

  • Лекция 9 Русский экзистенциализм


Русский экзистенциализм

  • Л. И. Шестов (1866-1938)



Л. И. Шестов (1866-1938)



Л. И. Шестов Гносеология абсурда



Л. И. Шестов Онтология абсурда



Л. И. Шестов Этика абсурда

  • Традиционная философия стремится стать «наукой», но человеку нужна «не истинная, а лучшая философия».

  • Поэтому эллинской мудрости надо противопоставить иерусалимскую жажду живого Бога.

  • Ведь невозможное для человека возможно для Бога: Бог может изменить даже прошлое.

  • Внимание, не соблазняющееся жаждой универсального понимания, не желающее становиться «знанием», есть вера – «второе измерение мышления».

  • «Истины» разума требуют слепого повиновения своей безличной необходимости; вера предполагает личную свободу и отвагу.



Н. А. Бердяев (1874-1948)



Н. А. Бердяев (1874-1948)

  • Творчество и объективация

    • Смысл творчества
    • Дуализм духа и природы; «порча бытия»
    • Познание духа и познание природы
  • Свобода

    • Свобода и детерминация
    • Свобода и Ничто
    • Бог и свобода (трагическая теодицея)
  • Этика

    • Этика закона, этика искупления, этика творчества
    • Преодоление морализма
    • Всеобщее спасение
  • Философия истории

    • Кризис культуры
    • «Новое средневековье»
    • Судьба России


Творчество и объективация Смысл творчества

  • Выход из антиномии величия и ничтожества человека – в обожении человека и очеловечивании Бога, в Богочеловечестве.

  • Человеческое творчество должно стать как бы продолжением миротворения, ибо, творя, человек уподобляется Богу-Творцу.

  • Традиционное богословие чересчур унижало человека, чересчур сосредоточивалось на учении о человеке как рабе Божием и мало замечало другую сторону христианского учения – богоподобие человека.

  • Спасение человека от греха есть только предварительная цель; конечная цель заключается не в спасении, а в творчестве.



Творчество и объективация Смысл творчества



Творчество и объективация Дуализм духа и природы – «Порча бытия»

  • Дух – это активность, творчество, а природа – пассивность, предметность, материальность.

  • Мир объектов лишён глубины, присущей Духу:

    • Дух есть «ноумен», «вещь в себе»,
    • природа же – лишь «феномен», явление.
  • Изначально бытие было чисто духовной реальностью, но в этом первичном бытии произошла «порча», падение: Дух стал отчуждённым от самого себя.

  • Ошибочно полагать, что объективация имеет место лишь в познавательной сфере; она происходит в самом бытии: объективация – это лишь гносеологическая категория для обозначения падшести бытия.



Творчество и объективация Познание духа и познание природы



Свобода Свобода и детерминация



Свобода Свобода и Ничто



Свобода Бог и свобода (трагическая теодицея)

  • В сотворённом мире, и особенно в душе человека, происходит борьба между Богом и свободой.

  • Миф о грехопадении свидетельствует о бессилии Творца предотвратить зло, исходящее из свободы, которой Он не сотворил.

  • Бог вторично действует в отношении мира и человека, но он нисходит в мир уже не как Творец, а как Спаситель. Божественное самораспятие должно победить меоническую свободу просветлением её изнутри – без насилия над ней.

  • Эта трагическая теодицея не даёт никаких гарантий победы Бога над иррациональной свободой, но одушевляется верой в эту победу.



Этика Этика закона

  • Этика закона – низшая, хотя и необходимая ступень морального сознания.

  • Это, по преимуществу, «отрицательная этика», состоящая из кодексов запретов – заповедей, табу, вето.

  • Без этих запретов человек рискует вернуться в животное состояние.

  • Но этика закона как бы проходит мимо личности и создаёт фарисейскую психологию «законничества», вырождающуюся нередко в лицемерие и ханжество и порождающую «фанатизм добра» с типичным для него садистским комплексом («кошмар злого добра»).



Этика Этика искупления

  • Этика искупления – благодатная этика всепрощения, любви и сострадания.

  • Но она легко вырождается в «трансцендентный эгоизм» – исключительную заботу о спасении собственной души, что может породить религиозный мазохизм и засушить корень любви к ближнему.



Этика Этика творчества

  • Творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику.

  • Творец оправдывается своим творчеством.

  • Страх наказания и страх вечных мук не может играть никакой роли в этике творчества.

  • Сублимация, или преображение страстей, означает освобождение страсти от похоти и утверждение в ней свободной творческой стихии.

  • Творец всегда бескорыстен: он забывает о себе и любит своё творение, как Бог любит мир.

  • В творчестве человек становится свободным соучастником миротворения – «меньшим братом Божиим».



Этика Преодоление морализма



Этика Преодоление морализма



Этика Всеобщее спасение



Этика Всеобщее спасение



Этика Всеобщее спасение



Этика Всеобщее спасение

  • Спасение может быть лишь соборным.

  • Ад есть именно изоляция от других.

  • Трагедия ада заключается не в том, что Бог не может простить грешнику его грехи, но в том, что сам грешник не может простить их себе.

  • Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество, где голос совести, заглушённый при жизни, жжёт грешника страшным неугасимым огнём самоосуждения.



Этика Всеобщее спасение



Философия истории Кризис культуры

  • Первоистоки современного кризиса – в отпадении человечества от христианства и гуманизма.

  • Христианство дало человечеству благую весть о Царстве Божием, гуманизм впервые осознал свободу человека и ценность этой свободы.

  • Но современное человечество отвернулось и от Царствия Божия ради мечты о царстве человеческом, и от свободы, предпочитая ей мечту о сытом довольстве.

  • Вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, самая устремлённость которой антирелигиозна и антиперсоналистична. Вместо образа и подобия Божия человек становится образом и подобием бездушной машины.

  • Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить господство человека над природой, но эти силы властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу.



^ Философия истории «Новое средневековье»

  • Однако мания свободы в отрыве от Бога диалектически приводит к худшим формам рабства, а гуманизм, будучи оторван от его религиозного первоисточника, – к дегуманизации и бестиализации человека.

  • В условиях относительного благоденствия человеческий дух засыпает, самодовольная личность деперсонализируется, и в результате буржуазная культура, будучи не в состоянии выдержать натиска «нового варварства», оказывается лишь переходной формой от чистого гуманизма к «новому средневековью».

  • Это «новое средневековье» гораздо хуже прежнего, ибо тогда христианская идея предохраняла личность от разложения. Теперь же тип монаха и рыцаря уступает место типу торгаша и шофёра с тем, чтобы, в свою очередь, уступить место типу комиссара и чекиста, тиранящего народ во имя народной воли.



Философия истории Судьба России

  • Коммунизм есть Немезида капитализма и порождён материалистическим духом капитализма.

  • Большевизм силён своей критикой лжи буржуазной культуры, но не в силах создать своей положительной культуры, ибо он сам заражён материализмом, порождённым буржуазией; большевизм силён своим разрушением, а не творчеством.



Философия истории Судьба России







Похожие:

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 13 Русский интуитивизм

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 1 Истоки и начало русской философии
«Слово о законе и благодати» митр. Иллариона (1051) «Повесть временных лет» (нач. XII в.)
История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 3 Западники

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 2 Ранние славянофилы

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 14 Философия русской эмиграции
...
История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 12 Софиология после В. С. Соловьёва

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 6 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 1)

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 7 В. С. Соловьёв Философия всеединства (часть 2)

История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 9 Русский марксизм
Философия или опережает науку, предлагая умозрительные решения проблем, которые пока не могут быть решены наукой, или резюмирует...
История русской философии Лекция 9 Русский экзистенциализм iconИстория русской философии Лекция 9 Русский марксизм
Философия или опережает науку, предлагая умозрительные решения проблем, которые пока не могут быть решены наукой, или резюмирует...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов