Моу сош №6 г. Липецка icon

Моу сош №6 г. Липецка



НазваниеМоу сош №6 г. Липецка
Дата конвертации03.12.2012
Размер144.96 Kb.
ТипДокументы

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В ВЫПУСКНОМ КЛАССЕ

Жданов Сергей Алексеевич

lipschool6@lipetsk.ru

МОУ СОШ №6 г. Липецка


Согласно классическому планированию учебного материала в преподавании любой школьной дисциплины, в конце изучения предмета, в том числе и физики, обязательно следует итоговое повторение изученного за курс средней школы. Проведение серии повторительно-обобщающих уроков – одно из основных звеньев методически продуманной системы уроков, которая помогает решать задачи развивающего обучения. «Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение» (И.С. Якиманская).

Основная цель заключительного повторения на рубеже окончания школьного образования сводится не только к обобщению и закреплению основных ключевых физических закономерностей, но и к развитию логических умений анализировать, конкретизировать полученные сведения (а их не так уж и мало!), а также приводить их в определённую систему, используя всевозможные методы повторения материала.

Сегодня учителю предоставлено право использовать любой учебно-методический комплекс, включённый в Федеральный перечень учебников. Одним из широко используемых учебников в сегодняшней школе является УМК, разработанный В.А. Касьяновым. Много споров вызывает предложенная линия (в основном сводящиеся к критике: слишком сложен, перегружен математическими выкладками, много лишнего), однако, по моему мнению, являющаяся одной из самых универсальных для любого профиля обучения, а главное – научно обоснованной и выдвигаемой самим временем, так как основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике, являющийся важнейшим вкладом в создание интеллектуального потенциала страны.

Изучение систематического курса физики в 11 классе по программе В.А. Касьянова предполагается заканчивать примерно в апреле месяце учебного, а оставшиеся 1 – 1,5 месяца отводятся на организацию повторения. Имея некоторый практический опыт использования этого УМК в течение 4 лет, смею утверждать, что при обычном использовании этого учебника в классах универсального профиля (3 – 4 часа в неделю), а тем более для профилей естественного цикла (4 и более часов в неделю), указанные сроки итогового повторения могут быть свободно соблюдены. Безусловно, предлагаемое планирование повторения на 28 учебных часов (см. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил., стр. 55 – 56) является условным и определяет лишь базовую часть деятельности любого творчески работающего педагога.


Исходя из имеющихся собственных наработок, мною была опробована следующая модель организация итогового повторения: весь учебный материал был разбит на блоки занятий по каждой ключевой теме курса физики, в которые включались уроки теоретического повторения, а также практического закрепления и контроля знаний:

  1. Кинематика материальной точки.

  2. Динамика материальной точки.

  3. Законы сохранения.

  4. Механические колебания и волны.

  5. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

  6. Термодинамика.

  7. Твёрдое тело, жидкость и пар.

  8. Электростатика.

  9. Постоянный электрический ток.

  10. Магнетизм.

  11. Электромагнитные колебания и волны.

  12. Геометрическая и волновая оптика.

  13. Физика атомного ядра.

Обычно, на каждую из предложенных тем отводится не более двух часов, на первом из которых идёт фронтальное обобщение материала по данному разделу и решение типовой задачи, которая подбирается таким образом, чтобы в неё входили все ключевые моменты рассматриваемой темы, а на втором – рассматривается возможный вариант решения тематической экспериментальной задачи и, как итог, проводится некоторая контролирующая работа, которую обычно удобно предлагать в виде теста с небольшим количеством вопросов и одной-двух задач по теме средней степени сложности. Выбор предлагаемой формы обусловлен тем, что, во-первых, предлагаемое планирование укладывается примерно в 25-26 уроков, что соответствует заявленными временными рамками повторения, и, во-вторых, позволяет за непродолжительный отрезок достаточно глубоко восстановить физическую сущность природных явлений, представив физическую картину мира единообразной с мировоззренческой точки зрения.

Можно возразить, что, якобы, за один урок невозможно вспомнить все законы и формулы, например, динамики или геометрической и волновой оптики. Однако нельзя забывать, что на этапе повторения и обобщения не ставится цель вновь рассматривать материал (пяти школьных лет вполне достаточно толковому ученику познать основные вехи физики-науки, причём в 10 – 11 классах это изучение идёт на достаточно высоком уровне по тому же учебнику В.А. Касьянова), его лишь необходимо восстановить в памяти, вспомнить и обобщить. В арсенале учителя широкая палитра средств и методов, позволяющая ученикам вспомнить законы и формулы, а также физический смысл процессов. Повторение на итоговых уроках должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученным материалом на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач. Можно, конечно, записать все известные формулы и сформулировать основные законы, хотя эту работу необходимо поручить сделать самим учащимся в качестве опережающего домашнего задания, а можно разнообразить деятельность составлением ситуативных таблиц по теме или использованием готового материала (подготовленного на доске или размноженного для индивидуального использования)1.
ЗАКОНЫ НЬЮТОНА






^

Первый закон


Второй закон

Третий закон

Физическая система

Макроскопическое тело

Система двух тел

Модель

Материальная точка

Система двух

материальных точек

Описываемое явление

Состояние покоя или равномерного прямолинейного движения

Движение

с ускорением

Взаимодействие тел

Суть закона

Постулирует существование инерциальной системы отсчёта (если , то )

Взаимодействие определяет изменение скорости , т.е. ускорение



Силы действия и противодействия равны по модулю, противоположны по направлению, приложены к разным телам, одной природы:

Примеры

проявления

Движение космического корабля вдали от притягивающих тел

Движение планет, падение тел на Землю, торможение и разгон автомобиля

Взаимодействие тел: Солнца и Земли, Земли и Луны, бильярдных шаров

Границы

применимости

Инерциальные системы отсчёта

Макро- и микромир

Движение со скоростями, много меньшими скорости света

ТЕРМОДИНАМИКА





Удобство в использовании подобных таблиц очевидно: обобщение и повторение сводится не к формальному действию по восстановлению имеющихся знаний, а к построению замкнутого образа рассматриваемых явлений и процессов.

В качестве закрепления имеющегося багажа знаний целесообразно решить на уроке задачу рассматриваемой тематики, которая носила бы комплексный характер, то есть, по возможности, охватывала наиболее общие закономерности данной темы. Умение школьниками решать задачи – главный критерий качества усвоения материала. Теория без практики – тормоз учебного процесса, и чем разнообразен спектр возможностей ученика в применении знаний путём решения задач, тем выше его интеллектуальный потенциал.

Можно задать вопрос: а зачем вообще решать задачи при повторении? Мотивация данного вопроса очевидна: многим физика вообще не нужна, а количество сдающих её в качестве экзамена на итоговой аттестации не слишком велико. Ответ очевиден. Коллеги, а как же дифференциация обучения? индивидуальный подход? Кому нужна физика – свой набор задач, остальным – лишь обзорно на ключевые закономерности, но так, чтобы каждый был занят делом. Например, набор задач для подготовки к итоговой аттестации может быть следующий (нумерация соответствует типовым билетам, предложенными Министерством образования и науки РФ):


^ Задачи для подготовки к итоговой аттестации по физике за курс средней школы2


Билет №1

Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда.

1. Какой изотоп образуется из после четырёх β-распадов?

(Ответ: )

2. Известно, что одна α-частица из двух миллионов частиц с энергией 8 МэВ вызывает превращение ядра алюминия-27 в кремний-30. Напишите уравнение этой ядерной реакции. Какую энергию надо затратить, чтобы осуществить превращение всех ядер, содержащихся в 1 г алюминия?

(^ Ответ: 3,5ּ1029 МэВ)

Билет №3


Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.

1. При изменении тока в катушке индуктивности на 1 А за время 0,6 с в ней возбуждается ЭДС, равная 0,2 В. какую длину будет иметь радиоволна, излучаемая генератором, контур которого состоит из этой катушки и конденсатора ёмкостью 14 100 пФ?

(Ответ: 77 500 м)

2. В катушке входного контура приёмника индуктивностью 10 мкГн запасается при приёме волны максимальная энергия 4ּ10-15 Дж. На конденсаторе контура максимальная разность потенциалов 5ּ10-4 В. Определите длину волны, на которую настроен приёмник.

(^ Ответ: 1100 м)

Билет №4


Задача на применение первого закона термодинамики.

1. Аргон занимает объём 2,5 л при давлении 105 Па. На сколько изменилась внутренняя энергия газа, если при его сжатии до объёма 0,25 л давление повысилось в 20 раз?

(Ответ: ≈ 3,1 кДж)

2. Объём кислорода массой 160 г, температура которого 27 0С, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найдите работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание кислорода, изменение внутренней энергии.

(Ответ: 12,5 кДж; 44,2 кДж; 31,7 кДж)

3. Для изобарного нагревания газа в количестве 800 моль на 500 К ему сообщили количество теплоты 9,4 МДж. Определите работу газа и приращение его внутренней энергии.

(^ Ответ: 3,3 МДж; 6,1 МДж)

Билет №6


Задача на движение или равновесие заряженной частицы в электрическом поле.

1. В направленном вертикально однородном электрическом поле находится пылинка массой 10-9 г и зарядом 3,2ּ10-17 Кл. Какова напряжённость поля, если сила тяжести пылинки уравновешена силой электрического поля?

(Ответ: 3,1ּ105 Н/Кл)

2. Электрон движется по направлению силовых линий однородного поля, напряжённость которого равна 1,2 В/см. какое расстояние он пролетит в вакууме до полной остановки, если его начальная скорость 1000 км/с? Сколько времени будет длиться этот полёт?

(^ Ответ: 2,4 см; 4,8ּ10-8 с)

Билет №7


Задача на определение индукции магнитного поля

(по закону Ампера или формулы для расчёта силы Лоренца).

1. В масс-спектрографе заряженные частицы ускоряются на участке длиной ^ L электростатическим полем и, попав в магнитное поле с индукцией B, описывают окружность радиусом R. Выведите формулу для расчёта удельного заряда частицы , если ускоряющее напряжение равно U, а начальная скорость частицы равна нулю.

2. По горизонтально расположенному проводнику длиной 20 см и массой 4 г течет ток 10 А. Найдите индукцию (модуль и направление) магнитного поля, в которое нужно поместить проводник, чтобы сила тяжести уравновешивалась силой Ампера.

(^ Ответ: 20 мТл)

3. Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией B = 4 мТл. Найдите период обращения электрона.

(Ответ: )


Билет №8

Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

1. Пороговая чувствительность сетчатки человеческого глаза к жёлтому свету (λ = 600 нм) составляет 1,7ּ10-18 Вт. Сколько фотонов ежесекундно попадает на сетчатку глаза при этом?

(Ответ: 5 фотонов)

2. При увеличении в 2 раза энергии фотонов, падающих на металлическую пластинку, максимальная энергия вылетающих фотоэлектронов увеличилась в 3 раза. Определите работу выхода электронов из этого металла, если первоначальная энергия фотонов 10 эВ.

(^ Ответ: 5 эВ)

3. Работа выхода электронов из ртути равна 4,53 эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение будет 3 В?

(Ответ: 1,8ּ1015 Гц)


Билет №10

Задача на определение показателя преломления прозрачной среды.

1. Луч света падает на поверхность жидкости из воздуха под углом 400 и преломляется под углом 240. При каком угле падения угол преломления будет равен 200?

(^ Ответ: 330)

2. Какова толщина H плоскопараллельной стеклянной пластинки, если точку, нанесенную чернилами на задней стороне пластинки, наблюдатель видит на расстоянии 5 см от передней поверхности пластинки? Луч зрения перпендикулярен поверхности пластинки. Показатель преломления стекла равен 1,6. Для малых углов принять tg α ≈ sin α (α выражается в радианах).

(^ Ответ: 8 см)


Билет №11

Задача на применение закона электромагнитной индукции.

1. Сколько витков провода должна содержать обмотка на стальном сердечнике (μ = 600) с площадью поперечного сечения 50 см2, чтобы в ней при изменении магнитной индукции от 0,1 до 1,1 Тл в течение 5 мс возбуждалась ЭДС индукции 100 В?

2. В магнитном поле с индукцией 25 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции со скоростью 0,50 м/с движется проводника длиной 1,2 м. Определите ЭДС индукции в проводнике.

(^ Ответ: 15 В)

3. Индуктивность катушки 0,1 мГн. При какой силе тока энергия магнитного поля равна 10-4 Дж?

(Ответ: 1,4 А)


Билет №12

Задача на применение закона сохранения энергии.

1. Шарик для игры в настольный теннис радиусом 15 мм и массой 5 г погружен в воду на глубину 30 см. Когда шарик отпустили, он выпрыгнул из воды на высоту 10 см. Чему равна энергия, перешедшая при этом в тепло вследствие трения шарика о воду?

(Ответ: 2,26ּ10-2 Дж)

2. С какой скоростью двигался поезд массой 1500 т, если под действием тормозящей силы 150 кН он прошёл с момента начала торможения до остановки путь 500 м?

(^ Ответ: 10 м/с)


Билет №13

Задача на применение уравнения состояния идеального газа.

1. Открытый сосуд нагрели до температуры 450 0С. Какая часть воздуха осталась в нём по сравнению с тем количеством, какое было при 27 0С? Расширением сосуда пренебречь.

(Ответ: 41,5%)

2. В баллоне вместимостью 200 л находится гелий под давлением 100 кПа при температуре 17 0С. После подкачивания гелия его давление поднялось до 300 кПа, а температура увеличилась до 47 0С. На сколько увеличилась масса гелия?

(Ответ: 57 г)

3. Число молекул, содержащихся в единице объёма неизвестного газа при нормальных условиях, равно 2,7ּ1025 м-3. Этот же газ при температуре 91 0С и давлении 800 кПа имеет плотность 5,4 кг/м3. Найдите массу молекулы этого газа.

(^ Ответ: 3,3ּ10-26 кг)


Билет №16

Задача на применение графиков изопроцессов.

1. На рисунке представлен циклический процесс, проведённый над идеальным газом в количестве 1 моль.

а) Дайте название каждого цикла процесса. V

б) Как изменяются термодинамические параметры газа при переходе 3 2

из одного состояния в другое?

в) Напишите уравнения, описывающие каждый цикл. 1

г) Изобразите этот процесс в других координатах. 0 T

2. На рисунке изображены графики зависимости давления от абсолютной температуры для двух: а) одинаковых масс идеального газа, нагреваемых изохорно в сосудах разного объёма; б) разных масс, нагреваемых изохорно в сосудах V1 = V2. Какому графику соответствует: а) больший объём сосуда; б) большая масса газа?




p 2 p

2

m1 = m2 V1 = V2

1 1


0 T 0 T


Билет №17

Задача на определение работы газа с помощью графика

зависимости давления газа от его объёма.

1. Идеальный газ расширяется по закону . Найдите графически работу, совершённую газом при увеличении объёма от V1 до V2. Поглощается или выделяется тепло в этом процессе?

(Ответ: )


2. На рисунке изображён циклический процесс, проведённый с p

неизменной массой идеального газа. Опишите характер 3 2

теплообмена газа в каждом процессе, оставляющем цикл.


1


  1. ^ V

Билет №18

Задача на определение модуля Юнга материала, из которого изготовлена проволока.

1. Четыре деревянные круглые колонны поддерживают платформу весом 2 МН. Диаметр каждой колонны 20 см, длина 2,5 м. Найдите напряжение, испытываемое деревом, и деформацию каждой колонны, если модуль Юнга для дерева (вдоль волокон) равен 1010 Па.

(Ответ: 4 мм; 16 МПа)

2. Сравните относительные удлинения, возникающие в стальной и алюминиевой проволоках под действием напряжения 80 Н/мм2. В каком теле возникает бóльшие упругие деформации (с большим или малым значением модуля упругости E)?

(^ Ответ: εстал = 0,35; в теле с малым E)


Билет №19

Задача на применение закона Джоуля-Ленца.

1. В электрочайник с сопротивлением обмотки 30 Ом налита вода массой 0,5 кг при температуре 20 0С. Через 15 мин выкипело 10% воды при силе тока в обмотке 4 А. Чему равен КПД чайника?

(Ответ: 65%)

2. Электропечь должна давать количество теплоты 24 ккал за 10 мин. Какой должна быть длина нихромовой проволоки сечением 5ּ10-7 м2, если печь предназначена для электросети с напряжением 36 В?

(^ Ответ: 3,24 м)


Билет №21

Задача на применение закона Кулона.

1. Во сколько раз надо изменить один из двух точечных зарядов, чтобы при увеличении расстояния между ними в 16 раз сила их взаимодействия не изменилась?

(Ответ: увеличить в 256 раз)

2. Два одинаковых шарика подвешены в воздухе на нитях так, что их поверхности соприкасаются. После того как каждому шарику был сообщён заряд 0,4 мкКл, шарики разошлись на угол 600. Определите массу шариков, если расстояние от точки подвеса до центра шарика 0,2 м.

(^ Ответ: 6,2 г)


Билет №24

Задача на применение закона сохранения импульса.

1. Лодка стоит неподвижно в стоячей воде. Человек, находящийся в лодке, переходит с носа на корму. На какое расстояние переместится лодка, если масса человека 60 кг, масса лодки 120 кг и длина лодки 3 м? Сопротивлением воды пренебречь.

(Ответ: = 1 м)

2. Четыре человека стоят друг за другом на длинной доске, лежащей на льду. Все они по очереди с разбега спрыгивают с доски, отталкиваясь от её конца со скоростью 2 м/с относительно доски. Масса каждого равна 60 кг, масса доски 10 кг. Чему равна конечная скорость доски?

(Ответ: 14,9 м/с)


Наиболее интересной формой проведения итогового повторения является решение экспериментальных задач, ибо эксперимент является тем стержнем, вокруг которого происходит развитие физики как науки. Проведя даже несложный опыт, ученик начинает осознанно понимать прикладное значение тех формул и законов, о которых ему рассказывал учитель на протяжении нескольких лет.

Кинематика: определить ускорение тела, движущегося по столу под действием груза, который связан с ним нитью, перекинутой через край стола (оборудование: нить, три гайки, измерительная лента).

Динамика: определить коэффициент трения бусинки на нити (оборудование: нить, бусинка, линейка, грузик).

Законы сохранения: определить работу, которую надо совершить, чтобы полностью вынуть металлический цилиндр, стоящий на дне сосуда, заполненного водой (оборудование: сосуд с водой, линейка, динамометр, металлический цилиндр).

Молекулярная физика и тепловые явления: определить удельную теплоту парообразования воды (оборудование: электроплитка, сосуд с водой, часы, термометр).

Постоянный ток: определить сопротивление вольтметра (оборудование: миллиамперметр, вольтметр, провода, реостат, источник питания).

Электромагнитные явления: имеются два одинаковых ножовочных полотна; как определить, какое из них намагничено? Установить это опытным путём (оборудование: два ножовочных полотна).

Механические колебания и волны: определить площадь комнаты (оборудование: секундомер, груз, нить длиной больше длины комнаты).

Оптика: определить коэффициент преломления жидкости, находящейся в стакане (оборудование: стакан с водой, линейка, лампочка, батарейка, экран).

В принципе, подбор экспериментальных задач сугубо индивидуален для каждого класса. Их введение на этапе повторения сильно оживляет учебный процесс.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующее: повторять всю школьную физику необходимо и это процесс должен происходить не спонтанно, а планомерно и систематично вне зависимости от дальнейшего предпочтения учащихся.



1 см., например, Физика в таблицах. 7 – 11 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 1997. – 64 с.: ил.

2 за основу взят Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений/Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 288 с.: ил.



Похожие:

Моу сош №6 г. Липецка iconПрограмма элективного курса по физике для 11 классов физико-математического профиля
Разработана учителем физики моу сош №77 г. Липецка Изьяновой Татьяна Александровна
Моу сош №6 г. Липецка iconПротокол заседания комиссии на конкурс крит-2008 Место проведения: рцпи дата проведения: 25 февраля 2008 года Члены комиссии: Судовикова Ю. А. методист рцпи
На районный этап конкурса крит-2008 было предоставлено 22 работы из 7 школ: кбги с. Красноусольский, моу сош д. Бурлы, моу сош с....
Моу сош №6 г. Липецка iconПоложение о проведении соревнований по военно-спортивному многоборью «Покровская застава» среди обучающихся моу «сош №32», «сош №20», «сош №23», «сош №16», «Гимназия №8» г. Энгельса в рамках работы ресурсного центра моу «сош №32»
Соревнования проводятся в большом спортивном зале ресурсного центра моу «сош №32»
Моу сош №6 г. Липецка iconНаучно-исследовательская работа «Спектральный анализ. Эмиссионный спектральный анализ»
Несолёнова Антона, учащегося моу сош№77, победителя научно – исследовательской конференции «Старт в науку 2009» г. Липецка
Моу сош №6 г. Липецка iconДоговор о сотрудничестве между моу-сош с. Новосельское и моу-сош с. Росташи на 2008-09 уч год
Целью настоящего документа является зафиксировать факт продолжающегося сотрудничества, ее основные и характерные черты, а также обозначить,...
Моу сош №6 г. Липецка iconДоговор о сотрудничестве между моу-сош с. Новосельское и моу-сош с. Грачевка на 2008-09 уч год
Целью настоящего документа является зафиксировать факт продолжающегося сотрудничества, ее основные и характерные черты, а также обозначить,...
Моу сош №6 г. Липецка iconДоговор о сотрудничестве между моу-сош с. Новосельское и моу-сош с. Софьино на 2008-09 уч год
Целью настоящего документа является зафиксировать факт продолжающегося сотрудничества, ее основные и характерные черты, а также обозначить,...
Моу сош №6 г. Липецка iconДоговор о сотрудничестве между моу-сош с. Новосельское и моу-сош с. Шебалово на 2008-09 уч год
Целью настоящего документа является зафиксировать факт продолжающегося сотрудничества, ее основные и характерные черты, а также обозначить,...
Моу сош №6 г. Липецка iconПобедитель
Моу сош №6 г. Липецка и др. Имя Толстых Валентины Петровны занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (том «Одаренные дети – будущее...
Моу сош №6 г. Липецка iconПриказ №69 По моу «Михайловская сош» от 01. 09. 2005 г. Об утверждении Программы развития моу «Михайловская сош»
На основании решения педагогического совета моу «Михайловская сош» от 31 августа 2005г протокол №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов