Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» icon

Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила»



НазваниеУрок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила»
Дата конвертации03.12.2012
Размер94.81 Kb.
ТипУрок

Урок проведен учителем высшей квалификационной категории МОУ СОШ п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем


ТЕМА УРОКА «АРХИМЕДОВА СИЛА»


Цели урока: сформировать понятие об архимедовой силе; развитие умений применять

формулу для расчёта архимедовой силы; показать роль физического

эксперимента в физике; развитие умений сравнивать, систематизировать

знания.


Оборудование: лабораторное – сосуды с жидкостями (вода и спирт), динамометры,

набор тел;

демонстрационное – сосуд с водой, штатив, пружина, ведёрко Архимеда,

таблица «Закон Архимеда», отливной сосуд.

Карточки с заданиями. «Эрудит»- для проверки знаний учащихся.

Таблица с текстом задач 3-х уровней, для самостоятельного решения.


^ ПЛАН УРОКА


ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ, мин

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ

I. Актуализация знаний

и постановка задачи.

5 – 7

Фронтальная беседа; работа по

карточкам; проведение опытов.

II. Изучение нового материала:

сила Архимеда и её зависимость от плотности жидкости и от объёма тела.

15 - 18

Рассказ – беседа; ответы учащихся по результатам опытов; демонстрационный опыт по рисунку учебника.

III. Закрепление знаний.

15 – 17

Ответы на вопросы; решение задачи у доски; решение задач по карточкам.

IV. Подведение итогов; домашнее задание.

2 - 3

Рассказ; запись на доске.



I ЭТАП.


Тому, кто физику познает, Из чистого золота сделана корона

Она поможет найти ответ. Или серебро добавленное есть?

Почему спутник летает Как помог Архимед царю Гиерону,

И в квартире горит свет? Когда пытался в ванну с водою сесть?

Почему тело в жидкости легчает,

Это выталкивающая сила объясняет.

Что такое вес,

И как много ещё в природе чудес.


Что такое вес мы уже знаем, а в чём заключается помощь Архимеда, царю Гиерону мы узнаем сегодня на уроке. Но прежде чем что-то узнать, надо проверить, что мы знаем.
Урок мы сегодня проведём в виде соревнования по преодолению препятствий. Первое препятствие – барьер. Его надо перепрыгнуть. Преодолевать мы его будем разными способами: работа по карточкам – «Эрудит»; карточки – задания по проведению опытов; ответы на вопросы, предложенные учителем.


Карточка – тест 1 –2 (3 –4). Выполняют 2 ученика (один ученик карточку 1-2, другой ученик карточку 3-4). Ученик получает две кассеты (номер кассеты соответствует номеру карточки) и карточку с шестью вопросами и 12-13 ответами, из которых только шесть ответов правильные. На кассете три переключателя, каждый из которых можно поставить в положения от 0 до 10. Выбрав цифру правильного ответа, ученик ставит переключатель на эту цифру. Итак, все шесть вопросов. Затем кассета ставится в корпус и при включении «Эрудита» на табло ученику и учителю видно, какие ответы правильные и какую оценку получает ученик. Номера правильных ответов у всех кассет разные. Всего 27 кассет по 3 вопроса, а каждый вопрос можно поставить в 3-х вариантах.

Пример карточки 1-2 к этому уроку.


  1. Формула давления твёрдого тела.

  2. Обозначение плотности вещества.

  3. Формула давления жидкости на дно сосуда.

  4. Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина?

  5. Вес тела действует на ……….

  6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?


ОТВЕТЫ. (Карточка 1-2).


  1. В керосине больше 5. Р=ρ·g·h

  2. h 6. Одинаково

  3. Не изменилось 7. Р=ρ·g·s

  1. Р=F·S 7. На тело

3. На опору или подвес 8. В воде больше

4. Увеличилось 9. Р=F/S

4. ρ

ОТВЕТЫ. (Карточка 3-4).


0. Р=ρ·g·s 5. Р=ρ·g·h

1. Не изменилось 6. h

2. В керосине больше 7. В воде больше

3. Р=F/S 8. Одинаково

3. Увеличилось 9. На тело

4. ρ 9. Р=F·S

10. На опору или подвес

Карточки для опытов. (Выполняют 6 учеников)

  1. Два груза одинаковой массы, но разного объёма по очереди погрузите в стакан с водой. С помощью динамометра определите выталкивающую силу для обоих грузов

отдельно. Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от объёма тела?


  1. Определите вес каждого груза в воздухе. Погрузив по очереди цилиндры одинакового объёма, но изготовленные из разного материала (алюминий и сталь) в воду, определите с помощью динамометра выталкивающую силу, действующую на каждый груз в отдельности. Ответьте на вопросы: 1.Зависит ли выталкивающая сила от плотности тела? 2. Зависит ли выталкивающая сила от веса тела?




  1. Погрузите груз на динамометре сначала в сосуд с водой и определите выталкивающую силу, действующую на груз. Затем опустите этот же груз в сосуд со спиртом и тоже определите выталкивающую силу. Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости?



Остальные отвечают на вопросы, предложенные учителем.

  1. Изменяется ли давление в жидкости при погружении?

  2. Одинаковы ли силы давления, которые действуют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? А на боковые грани?

  3. Чем это можно объяснить?

  4. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?

  5. Почему тело в жидкости легче, чем в воздухе?

  6. На все ли тела, помещённые в жидкость, действует выталкивающая сила?

  7. Как можно определить выталкивающую силу?

  8. Чему равна выталкивающая сила?

После того как был окончен устный опрос, кто работал с кассетами, вставляют их в ячейки. К этому времени дети обычно заканчивают проведение опытов. Включаю «Эрудит», проверяю правильность ответов по кассетам.

Итак, мы преодолели первое препятствие.

II ЭТАП.

Вторым препятствием является яма с водой. Для того чтобы её преодолеть, нам надо выяснить от чего зависит выталкивающая сила.

Впервые выталкивающую силу рассчитал древнегреческий учёный Архимед. (Сообщение ученика об Архимеде).

Архимед (287 – 212 гг. до н. э.), родился в Сиракузах на о. Сицилия. Отец Архимеда, астроном и математик Фидий, был одним из приближённых царя Сиракуз Гиерона. Он дал сыну хорошее образование. Обучаясь в научном и культурном центре - Александрии Египетской он познакомился с видными учёными того времени. Домой он возвратился уже зрелым математиком, умеющим находить длины кривых, площади и объёмы посредством разработанных им методов. Это был первый представитель математической физики, стремящийся воплотить законы механики в действующие конструкции машин. Его достижения в физике не были забыты и через много веков. Самым выдающимся достижением был закон, изложенный в сочинении «О плавающих телах». Есть легенда о том, что Архимед разгадал сложную задачу, тем самым доказав подтверждение этого закона. Царь Гиерон получил от своих мастеров – ювелиров заказанную им золотую корону, усомнился в их честности. Гиерон вызвал Архимеда и поручил ему определить, есть ли в золотой короне примесь серебра. Разгадка произошла в бане. Намылившись золой, Архимед решил погрузиться в ванну. Вода в ванне поднималась по мере того, как в неё погружался Архимед. Поднимаясь и погружаясь, несколько раз в ванну он понял, что задача царя разрешима. Смерть Архимеда была трагичной. При осаде Сиракуз город был открыт предателями. Архимед, как гласит предание, занятый какими-то вычислениями, погиб от меча римского легионера.

Теперь выведем формулу для расчёта архимедовой силы.




FА= F2- F1жgh2s – ρжgh1s =ρжg s(h2- h1)


F

F2 FА= ρжgVт


Итак, от каких величин зависит архимедова сила?

Действительно ли это так? Об этом послушаем ребят, которые проводили опыты.

Послушаем ответ первой группы. Сообщение ученика с выводом о том, что сила Архимеда зависит от объёма тела погруженного в жидкость.

Послушаем ответ третьей группы. Сообщение ученика о том, что сила Архимеда зависит от плотности жидкости.

Ребята, а как вы думаете, зависит ли сила Архимеда от плотности тела или веса тела? После ответов учащихся, сообщение учащихся второй группы с выводом о том, что сила Архимеда не зависит от плотности тела и веса тела.

Мы с вами уже знаем, что архимедова сила равна весу жидкости в объёме погруженного в неё тела. Давайте убедимся в этом на опыте.

Демонстрируется опыт по рисунку учебника с ведёрком Архимеда.

1. Что сделала пружина, когда мы к ней подвесили ведёрко Архимеда?

2. Что произошло с пружиной, когда мы опустили ведёрко в сосуд с водой?

3. Что произошло с пружиной, когда мы вылили воду в ведёрко?

Итак, выталкивающая сила сжала пружину на несколько делений, а вес вытесненной воды растянул пружину на те же деления. Что можно сказать об этих силах? Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом.

ВЫВОД: сила Архимеда зависит от Vт и от ρж.

Теперь мы с вами знаем, от чего зависит архимедова сила, тем самым преодолено очередное препятствие в виде ямы с водой.

А сейчас сели ровно, руки опустили, немножко расслабились. Перед вами очередное препятствие- лабиринт, но чтобы в него попасть, надо отгадать: о какой науке говорят: она


фокусница, изобретательница, занимательная, интересная, красивая, аккуратная (о физике).


ЛАБИРИНТ:



У

З

Е

М

Л

Ю

Я

С

Д

В

И

Н

О

П

О

Р

Ы,

И

Е

Т

О

Ч

К

У

А

Й

Т

Е

М

Н















Д



III ЭТАП.


Итак, молодцы, преодолели очередное препятствие. Немного отдохнули. Следующее препятствие и вновь барьер, но уже более высокий, так как объём наших знаний стал выше. Чтобы его преодолеть мы должны показать, что это действительно так. Решаем задачи.

Задача №1. К коромыслу весов подвешены два одинаковых алюминиевых цилиндра. Весы

находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие весов, если цилиндры опустить

в сосуды с водой?


Задача №2. К коромыслу весов подвешены два одинаковых стальных цилиндра. Весы

находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр

опустить в сосуд с водой, а другой цилиндр опустить в сосуд со спиртом?


Задача №3. При ловле рыбы мальчик поймал карпа объёмом 500см3. На сколько вес карпа

в воде меньше веса карпа в воздухе?


Дано: СИ Решение.

Vт=500см3 0,0005м3 Почему вес карпа в воде становится меньше, чем в воздухе?

ρж=1000кг/м3 Значит нам надо найти выталкивающую силу.

FА= ρж•g· Vт

FА-? FА=1000кг/м3· 9,8м/с2· 0,0005м3=5Н

Ответ: FА=5Н.


Задача№4. Оборвётся ли канат, выдерживающий силу 4кН, если им попытаться приподнять

со дна реки кусок мрамора массой 540кг?


Дано: СИ Решение.

Fк= 4кН 4000Н В каком случае канат выдержит? (Если Fк ≥ Ртв ).

m=540кг Значит нам нужно найти вес тела в воде (Ртв).

ρж=1000кг/м3 Ртвт – FА; Рт = m·g; FА= ρж•g· Vт; Vт= m/ ρт

ρт=2700кг/м3 Vт =540кг/2700кг/м3 =0,2м3; Рт =500кг•9,8м/с2 =4900Н

Канат выдер- FА =1000кг/м3•9,8м/с2•0,2м3= 1960Н

жит-? Ртв =4900Н – 1960Н =2940Н; Fк > Ртв – выдержит

Ответ: канат выдержит.


А теперь решаем самостоятельно. Как всегда каждый выбирает задачу того уровня, который он может сделать. В начале пишем данные, затем – формулы. И только после этого решаем.


Задача 1-го уровня. Тело объёмом 200см3 опущено в керосин. Определить, силу Архимеда. (Оценка - удовлетворительно).


Задача 2-го уровня. Тело объёмом 400см3 опущено в спирт. Определите вес тела в спирте, если его вес в воздухе 10,8Н. (Оценка - хорошо).


Задача 3-го уровня. Брусок из алюминия имеет объём 400см3. Чему равен вес бруска, в машинном масле? (Оценка – отлично).

IV ЭТАП.


Итак, последнее препятствие преодолено. С какой новой физической величиной мы сегодня познакомились?

От чего она зависит?

Почему тело становится в жидкости легче?

Теперь отметим тех, кто на уроке работал. При самостоятельном решении задач проходя, по рядам я уже знаю кто как решил задачи и какого уровня.


Домашнее задание: §49; упр. №24 (1,3).








Похожие:

Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconПобедитель конкурса лучших учителей пнпо в 2008 году Попков Дмитрий Александрович Учитель физики моу сош п. Маяк Елецкого района Липецкой области Член ассоциации учителей физики Липецкой области
Дмитрий Александрович имеет несколько печатных работ в методическом издании – газете «Первое сентября. Физика» по темам: «Дифференцированный...
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconГалкина Татьяна Владимировна, учитель физики, высшей квалификационной категории. Тема: «Внутренняя энергия» Тип урок
Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка» Энгельсского района Саратовской области
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconЗдравствуйте!
Меня зовут Кожемяко Галина Сергеевна. Вот уже 12 лет я работаю учителем химии в моу навлинская сош №1 школы, учитель высшей квалификационной...
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconЧернуха Ирма Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Тип урока: Вводный урок в теме «Имя прилагательное», по программе Н. Ф. Виноградовой
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconПриложение 1
Тренировочные упражнения по подготовке учащихся к гиа, представленные учителем высшей квалификационной категории моу «гимназия №3»...
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconУрок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс Учитель высшей категории моу «сош №1 п. Советский» Голомидова Маргарита Леонидовна Цели и задачи
Учитель высшей категории моу «сош №1 п. Советский» Голомидова Маргарита Леонидовна
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconКонспект урока по литературному чтению Творчество И. А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица» Разработан учителем начальных классов, высшей квалификационной категории
Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconКонспект урока в 1 «б» классе моу сош №10 Тема: «Именем Екатерины нареченный» Учитель высшей категории Стрюк С. М. 2008г
Цель: Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconУрок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока
Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила...
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории моу сош п. Маяк Елецкого района Попковым Дмитрием Александровичем тема урока «архимедова сила» iconТехнологическая карта урока обществознания Ф. И. О. учителя
Ф. И. О. учителя: Лапаева Юлия Борисовна, учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории моу «сош №33» п. Яйва Александровского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов