Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 icon

Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23



НазваниеКонспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23
Дата конвертации03.12.2012
Размер116.23 Kb.
ТипКонспект




Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе МОУСОШ №23

г. Ельца 11.10.07 г. учителем физики Окуневой Еленой Ильиничной


Цели урока:- опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;

-воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизни людей, живущих рядом;

- развивать творческие способности, коммуникабельность.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель: сегодняшний урок посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения, поэтому тема урока звучит так: «Физика и безопасность дорожного движения».

( демонстрируется слайд № 1).

Ребята, я познакомлю вас с целями урока (зачитываются цели урока, слайд №2).

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова великого русского писателя А.П. Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды…» (демонстрируется слайд №3).

Проблема безопасности движения настолько сложна и многогранна, что для ее обсуждения я выбрала любимый мною 10 класс, а вы, ребята, в зависимости от тех аспектов, которые вас больше интересуют, разделились на группы.

Итак, в обсуждении темы «Физика и безопасность дорожного движения» участвуют группы: статистиков, кинодокументалистов, теоретиков, практиков, экспериментаторов и компьютерщиков.

А теперь давайте посмотрим на фотографии и, наверное, тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения. (Демонстрируются слайды 4,5,6,7).

Может дело обстоит не так уж и плохо, и я сгущаю краски, попросим статистиков прояснить картину, как известно со статистикой не спорят.

2. Отчеты творческих групп о проделанной работе.

1) Выступление статистиков:

Ученица (Фролова Светлана). Творческая группа статистиков обработала материалы в Internet, сведения, предоставленные ГИБДД и Елецким отделением ЮВЖД. Цифры говорят сами за себя.




2007-08-22

^ С начала года в регионе на дорогах пострадало почти 200 детей!




В Липецкой области на дорогах все чаще гибнут дети.

Об этом на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения заявил заместитель губернатора Юрий Божко.
Только с начала года в России с участием детей произошло более 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 600 детей и около 14 тысяч получили ранения.

В Липецкой области обстановка в сфере безопасности дорожного движения, как и в целом по стране остается напряженной. За 7 месяцев текущего года на дорогах региона пострадало около 200 детей. Из них 3 ребенка погибли.

Статистика показывает, что количество дорожных травм значительно увеличивается в августе, когда дети и подростки возвращаются после летнего отдыха.

Ученик (Васильев Олег).

За 2 квартал 2007 года на Елецком отделении всего произошло 3 случая травмирования граждан,, где пострадало 3 человека: из них на путях станций 1 человек, на путях перегонов 2 человека. Принят к учету 1 случай со смертельным исходом. (Демонстрируется видеоклип NT-Planeta-1.avi)

Так за 1 полугодие прошлого 2006 года на Елецком отделении всего пострадало 9 человек: из них на путях станций 4 человека, на путях перегонов 5 человек. Принято к учету — 7 случаев: из них со смертельным исходом — 5 человек.

16.01.07 г. в 3 часа 36 минут на 280 км пути станции Чугун - I проходящим поездом № 2455 смертельно травмирован Копытин Алексей Анисимович.

(Демонстрируется видеоклип NT-Planeta-2.avi).

Машинист поезда, увидел постороннего мужчину, который находился в междупутье 1 и 2 путей, при приближении поезда вышел на 1 путь. На звуковые сигналы большой громкости не реагировал, применил экстренное торможение, но из-за малого расстояния предотвратить наезд не удалось. Причина - личная неосторожность пострадавшего и нарушение правил безопасности граждан на железнодорожном пути.

Ученица (Морева Софья). Елецким отделением ЮВЖД нам был предоставлен видеоматериал, снятый на железнодорожном вокзале города Воронежа. Мы включили его в свой видеоотчет. ( Демонстрируется видеофильм «Повышенная зона опасности»).

Учитель. Со своим видением проблемы безопасности движения вас познакомит группа кинодокументалистов.

2)Выступление кинодокументалистов.

Ученица (Чеснокова Елена). Мы решили снять видеофильм под названием «Безопасность дорожного движения». В фильм мы включили интервью с сотрудником ГИБДД и главным инженером отдела охраны труда Елецкого отделения ЮВЖД. Представляем снятый материал. Убедительная просьба: не судите нас строго, видеосъемка любительская и оставляет желать лучшего.

(Демонстрируется видеофильм «Безопасность дорожного движения»).

Учитель. В записанных интервью вам встретились такие понятия, как тормозной путь, дистанция безопасности. Попросим теоретиков разъяснить смысл этих понятий.

3) Выступление группы теоретиков.

Ученица (Целыковская Кристина). Мы, группа теоретиков, хотим ввести такие понятия, как дистанция безопасности, тормозной путь и реакция торможения. (Демонстрируется слайд №8).

По дороге едет автомобиль со скоростью 60 км/ч. Шофер увидел на дороге пешехода в момент, когда автомобиль находился на расстоянии 55 м от него. Сможет ли он правильно среагировать или пешеход может пострадать?

Наименьшее расстояние, которое пройдет автомо­биль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя, называется дистанцией безопасно­сти. Это понятие имеет весьма важное значение в тех­нике работы автомобильного транспорта и для безопас­ности перехода автомобильных дорог пешеходами. В ди­станции безопасности различают три составные части:

а) расстояние, проходимое автомобилем с момента появления препятствия для движения в поле зрения во­дителя до момента приведения в действие средств тор­можения, т.е. время реакции водителя на препятствие. Оно колеблется у водителей в пределах от 0,5 до 1,2 с;

б) расстояние, проходимое автомобилем за время срабатывания тормозной системы, т.е. время с момента нажатия водителем на тормозную педаль до достижения тормозной системой полной силы торможения. Это вре­мя составляет от 0,3 до 0,6 с в зависимости, главным образом, от вида привода тормозов: у тормозов с ги­дравлическим приводом оно меньше, у тормозов с пнев­матическим приводом — больше;

в) расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до останов­ки автомобиля.

Два последних расстояния, вместе взятые, составля­ют тормозной путь автомобиля, который для каждой мо­дели автомобиля примерно пропорционален квадрату начальной скорости автомобиля, т.е. скорости в момент приведения в действие его тормозной системы.

Исходя из изложенного мы можем узнать и судьбу водителя с автомобилем и пешехода, оказавшегося в критической ситуации. Для этого надо определить дистанцию безо­пасности применительно к данному случаю и сравнить ее с расстоянием, с которого пешеход оказался в поле зрения водителя. Если дистанция безопасности будет меньше этого расстояния — все в порядке, в ином слу­чае произойдет несчастье.

Мы хотим представить таблицу величин допустимых тормозных путей и замедления автомобилей и автобусов, она показывает, что в зависимости от типа автомобиля тормозной путь довольно- таки велик. (Демонстрируется слайд 9).

Ученица (Тельных Екатерина). А сейчас мы выведем формулу для расчета тормозного пути и времени торможения.



Сила трения сообщает телу ускорение, направленное против его скорости, отсюда следует, что сила трения приводит к уменьшению числового значения скорости тел, и если на тело действует только сила трения, это тело, в конце концов, останавливается.

Рассмотрим этот часто встречающийся случай.

Представим себе, что перед движущимся поездом неожиданно появилось какое-то препятствие, и машинист отключил двигатель и включил тормоз. Начиная с этого момента, на поезд действует только постоянная сила трения, так как сила тяжести скомпенсирована силой реакции рельсов, силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Через некоторое время t поезд, пройдя расстояние S -так называемый тормозной путь, остановится. Найдем время t, нужное для остановки и тормозной путьS.

Под действием силы трения поезд будет двигаться с ускорением.

Направим координатную ось ^ X вдоль направления движения поезда (рис.). Сила трения и вызван­ное ею ускорение а направлены в сторону, противоположную оси. По­этому проекции этих векторов на ось X отрицательны, а по модулю равны модулям самих векторов. Следовательно, a=v-v0/t.Нас интересует время от начала торможения (когда скорость поезда V = Vо) до остановки (когда его ско­рость равна нулю). Поэтому можно написать a=v0/t и t=v0/a, т.к. а=Fтр/m, получаем t=mv0/Fтр.

Найдем теперь тормозной путь S.Тормозной путь-это модуль проекции на ось Х вектора перемещения поезда за время t. Чтобы его вычислить воспользуемся формулой S=v2-v02/2a, a=Fтр/m, поэтому S=mv02/2 Fтр, таким образом, пройденный до остановки путь пропорционален квадрату начальной скорости. Если увеличить скорость поезда вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до остановки. Это важно знать и помнить машинистам поездов, водителям автомашин и вообще всем, кто управляет транспортными средствами. Об этом нужно помнить и пешеходам, пересекающим оживленную улицу: для остановки движущихся тел нужны время и пространство.

Учитель. А теперь группа экспериментаторов научит вас определять время реакции человека.

5).Выступление группы экспериментаторов.

Ученица (Бобровская Ирина). Мы - группа экспериментаторов провели эксперимент по определению времени реакции человека.

В опыте участвуют двое - «испытуемый» (Лобзев Александр) и «экспериментатор» (Чечурин Александр).

1. «Экспериментатор» прижимает к стене длинную линейку.

2. «Испытуемый» держит ладонь в сантиметре-двух напротив нуле­вой отметки линейки.

3. В какой-то момент времени «экспериментатор» отпускает линейку.

4. «Испытуемый» должен как можно быстрее остановить падение линейки, прижимая её к стене ладонью или пальцем. Расстояние, которое успела пролететь линейка, по существу и есть (хотя пока и в сантиметрах) время реакции «испытуемого».

5. Вычисляем время реакции, используя формулу: h=gt2/2

Отсюда: t= , где

h - расстояние, которое пролетела линейка,

g - ускорение свободного падения.

Произведя необходимые измерения, получаем h=0,1м. Вычислим время реакции, оно составило 0,14секунды.

Подвергнем «испытуемого» физической нагрузке, он проделает 20 приседаний. Расстояние, которое пролетела линейка, увеличилось на 2 см, увеличилось и время реакции, оно стало равно 0,16 с. Сделаем вывод о влиянии физической нагрузки на время реакции человека, время реакции увеличивается.

А теперь будем отвлекать «испытуемого» разговорами.

Учитель. Саша, расскажи нам, пожалуйста, какая погода на улице.

Экспериментатор неожиданно бросает линейку, испытуемый не смог поймать ее.

Ученица. Делаем вывод, что посторонние разговоры влияют на время реакции человека.

Учитель. Какое золотое правило существует, его обычно вывешивают в салонах автобусов?

Ученик (Чупров Петр). Не отвлекайте водителя посторонними разговорами!

Ученица (Бобровская Ирина). Мы провели еще один эксперимент, целью которого было выяснение зависимости тормозного пути от состояния дорожного покрытия. В нашем эксперименте наждачная бумага имитирует асфальт, металлическая пластинка-железную дорогу, стекло - обледенелую дорогу. Будем двигать деревянный брусок равномерно по этим поверхностям и измерим значение силы трения.

Ученик (Чупров Петр проводит эксперимент). При движении по асфальту сила трения составляет 0,7Н. При движении по железной дороге-0,2Н, по обледенелой дороге-0,2Н.

Ученица (Бобровская Ирина). Пользуясь формулой для расчета тормозного пути, сделаем вывод: тормозной путь при движении по асфальту меньше.

Учитель. Экспериментаторы сделали вывод о взаимосвязи состояния дорожного покрытия и тормозного пути, есть ли у статистиков сведения об обстановке на дорогах при неблагоприятных погодных условиях?

6) Выступление группы экспериментаторов.

Ученица (Фролова Светлана). Да, есть. В туман и гололедицу резко увеличивается число аварий на дорогах.

Ученица. (Морева Софья) Аварийность на дорогах зависит еще от времени года и времени суток. Мы проанализировали графическую зависимость состояния аварийности на дорогах от этих факторов, взятую в Internet.

(Демонстрируются слайды 10 и 11).

На первом графике изображена зависимость числа дорожно-транспортных происшествий от времени года. Наибольшее число аварий происходит в июле и августе.

Учитель. Можете ответить на вопрос: почему наибольшее количество несчастных случаев на дороге происходит именно в эти месяцы?

Ученица (Фролова Светлана). В июне наблюдается приток детей на дорогах, начинаются школьные каникулы, а в августе дети возвращаются в школу.

Ученица (Морева Софья). На следующем графике мы видим, что наибольшее число происшествий на дороге происходит между 21 и 22часами.

Учитель. Можете объяснить, почему несчастные случаи происходят именно в это время?

Ученица (Чеснокова Елена). Наибольшее число несчастных случаев происходит из-за скопления молодежи в общественных местах.

Учитель. Ну, а если все-таки несчастный случай произошел, как, зная тормозной путь автомобиля определить, были ли нарушены ПДД? Об этом нам расскажут практики.

7) Выступление группы практиков.

Ученик (Чалых Никита).

Мы выясняли, как по длине тормозного пути определить нарушение ПДД.

Если на участке дороги установлен знак, ограничивающий скорость движения до 30 км/час водитель применил аварийное торможение и инспектор ГИБДД обнаружил по следу колес, что тормозной путь его 12м. ответим на вопрос: нарушил ли он правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому асфальту) равен 0,6.

Решим задачу.

Дано: Решение:

V=30км/час=8,3 м/с S=mv02/2Fтр;

S=12м v0= ;

k=0,6 Fтр=kmg

_________________ v0=

V0-? Получаем v0=12 м/с.

Правила нарушил водитель.

3.Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем физику уже 4-ый год. Физика- это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает вам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать вашу жизнь безопасной.

Чтобы понять, что же вы вынесли с этого урока, я попрошу вас проанализировать ситуацию, которая имеет место на наших дорогах.

Я воспользуюсь диском «Правила дорожного движения 2007», а вы ответите мне на вопрос, какие ошибки допустил пешеход, переходя дорогу? (Демонстрируется клип с диска).

Ученица (Голубева Алина). Было допущено несколько ошибок: пешеход не посмотрел направо, побежал, не остановился посередине, не учел значение тормозного пути.

Учитель. А теперь самое время вернуться к тому вопросу, который я задала в начале урока, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.П.Чехова?

Ученик (Геруцкий Глеб). В жизни много опасностей и одна из них- дорога, чтобы уберечь свою жизнь мы должны знать правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.

Учитель. Ребята вы уже взрослые и должны помнить, что ваша жизнь- это жизнь ваших детей, а ваши дети – будущее нашей страны, которую мы должны беречь.

Выражаю вам искреннюю признательность за великолепный и плодотворный труд. Работа творческих групп и каждого члена в отдельности будет оценена высшим баллом. Спасибо за урок.

Литература.

Гоголашвили О.В.Ты и Физика. - Липецкий институт развития образования, 2006.

Иванов А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники-М: Просвещение,1993.

G:\РИСУНКИ_АВАРИЯ\child.htm

email: info@novostivolgograda.ru

Copyright © 2007 СУБУРБАН.RU



Похожие:

Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconКлассный час "Правила дорожного движения" Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconЗональный этап краевого конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо»
Чик Екатерина (4 кл.), Шубенин Александр (3 кл.), Шестова Алёна (4 кл.) одержав победу в районном этапе краевого конкурса юных инспекторов...
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconКонспект по теме. Продемонстрировать народный костюм. Составить орнамент молдавской национальной вышивки
Вступительное слово учителя: объявление темы, целей и задачи урока, эпиграфа («Человек не может существовать без традиций, которые...
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconНа заседании обсуждались следующие вопросы: Профилактика детского травматизма на дорогах. Ответственность родителей за знание детьми правил дорожного движения
Профилактика детского травматизма на дорогах. Ответственность родителей за знание детьми правил дорожного движения
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconУрока «Физика за чайным столом» (урок повторения и обобщения материала по теме «Теплота и молекулярная физика») 8 класс Цель урока : повторение пройденного материала по теме. Задачи
Образовательная: учить решать задачи по теме, учить применять полученные знания для объяснения повседневных явлений и использовать...
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconКонспект урока по теме: Механическая работа. (10 кл.) с использованием эур мультимедийного учебного пособия «Физика. Основная школа 7-9 классы: часть I» компании «Просвещение»
Примерный конспект урока по теме: Механическая работа. (10 кл.) с использованием эур мультимедийного учебного пособия «Физика. Основная...
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconКонспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)»
Конспект урока по теме «Жизнь прожить – не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)»
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconПроезд под воротами
От каждого класса была представлена команда из 4-х человек: 2 мальчика, 2 девочки. В программу конкурса входила теоретическая часть...
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconПлан-конспект урока географии в 9 классе выравнивания. Тема: «Северный Кавказ». Место урока: урок проводится согласно тематическому планированию в теме «Региональная экономическая география рф»
Цель урока: сформировать знания об экономическом развитии региона на основании аналитического описания экономики региона по плану...
Конспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23 iconПостановление «10» 09 2012г п. Тура №876-п Об утверждении положения о проведении муниципального конкурса юных инспекторов дорожного движения
Левой программы Эвенкийского муниципального района «Повышение безопасности дорожного движения в Эвенкийском муниципальном районе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов