Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка icon

Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка
Дата конвертации23.11.2012
Размер280.89 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное образовательное учреждение

Фоминская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю

Директор школы_________

Л.Н.Мохова

«___» ______________ 200 г


Рабочая программа

по физике


Составила И.В.Орлова,

учитель физики


2009 г.


Пояснительная записка

Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по физике и авторской программы по физике (авт Ю.И.Дик, А.А.Пинский).


^ Цели изучения физики

Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



^ Общее количество часов – 68;

  1. учебных часа в неделю

Ниже приведена разбивка по темам в сравнении с примерной программой

Тема

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов в 7 классе

Кол-во часов в 8 классе

Кол-во часов в 9 классе

Кол-во часов из резерва

итого

примч

Физика и физические методы изучения природы

6

7

-

-

1

7

-

Механические явления

57

14+13+12+13

-

6+3+12+3

19

52+24




Тепловые явления

33

1+2+2+5

7+13+3







10+23




Электрические и магнитные явления

30




5+7+7+7+4







30




Электромагнитные колебания и волны

40




10

9+12+9




40




Квантовые явления

23

1

7

12+3 астр




23




Резерв

21




































































Учебно-методический комплект:

1. Разумовский В.Г., Орлов В.А. и др. Физика. 9 кл., 2006

2. Методика проподавания курса «Физика и асторономия» под ред. А.А. Пинского, И.Г. Кирилловой

3. В.Ф. Шилов Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия»

4. А.В.Чеботарева «Самостоятельные работы учащихся по физике»

5. Учение с увлечением на уроках физики 7-9 кл., М. «Чистые пруды», 2006

6.Л.А.Остерман Будет ли гореть свеча? (нетривиальные задачи для развития логического мышления. 8-11 кл) ., М. «Чистые пруды», 2006

7.В.В. Благородный, В.И. Мелешко Физические термины., М. «Чистые пруды», 2006

^ Планируется, что в ходе реализации программы школьники приобретут

общеучебные знания, умения, навыки и способы деятельности

Предполагаются следующие виды деятельности обучающихся::

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


^ Поурочное планирование курса



Тема

Демонстрации

Требования к обязательному уровню подготовки выпускников

Учебный материал

Дополнительное домашнее задание




Механические колебания 6 часов






Колебания тела на пружине. Графическое представление гармонического колебания Свободные колебания. Вынужденные колебания. Затухающие колебания. Резонанс. Автоколебания.

Колебания пружинного маятника Демонстрация свободных, вынужденных и затухающих колебаний

Определять параметры колебательного движения по уравнению гармонических колебаний Знать виды колебательных движений

П.1.1,1.2.,1.3,1.7-1.9









Период колебания пружинного маятника.

П/р №1 «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза»

Зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза.

Различать параметры колебательного движения

Уметь на практике определять период колебаний

П.1.4









Л\р №1«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»




Экспериментально определять жесткость пружины












Математический маятник

П\Р №2«Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити»

Колебания математического маятника

Знать виды маятников.

Экспериментально определять характеристики колебательного движения

П.1.5









Л/р №2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»




Экспериментально определять ускорение свободного падения












Контрольная работа по теме «Механические колебания»
















Волны 3 часа




1

Анализ к/р. Волна. Длина волны. Поперечные и продольные волны.

Модель поперечной и продольной волны

Различать виды волн

Решать задачи на определение параметров волны.

П.2.1.,2..2,2.3







2

Звуковые волны. Резонанс в акустике. Отражение звука. Эхо

Распространение звуковых волн в среде. Отсутствие звуковых волн в вакууме. Отражение волн

Разбираться в сущности понятия «звуковые волны»

Знать скорость распространения звука в воздухе при нормальных условиях. Понимать явление отражения звука

П.2.4,2.52.6







3

Характеристики звука. Ухо

Макет уха.

Различать основные характеристики звука

П.2.7,2.8







Электромагнитные колебания и волны 9 часов




1

Конденсатор. Энергия поля заряженного конденсатора

Конденсатор в электрической цепи

Усвоить понятие «электрическое поле конденсатора»

Уметь применять расчетные формулы при решении задач

П.3.1.3.2







2

Энергия магнитного поля катушки с током

Катушка в электрической цепи

Усвоить понятие «магнитное поле катушки с током»

Уметь применять расчетные формулы при решении задач

П.3.3.







3

Колебательный контур

Колебательный контур

Знать понятие «колебательный контур», принципы его работы

П.3.4.,3.5.







4

Генератор незатухающих электромагнитных колебаний на транзисторе




Понимать принцип работы генератора на транзисторе

П.3.6







5

Электромагнитное поле.




Знать понятие электромагнитного поля, способы его обнаружения, скорость распространения

П.3.7.







6

Электромагнитные волны




Понятия «Электромагнитная волна», использование электромагнитных волн

П.3.8







7

Радиосвязь.

Макет радиоприемника

Понимать принципы радиосвязи

П.3.9.,







8

Радиопередача и радиоприем







П.3.10







9

Радиоастрономия.







П.3.12







Световые явления 12 часов




1

Закон прямолинейного распространения света

П\р №3 «Изучение явления распространения света»

Демонстрация законов световых волн

Выявлять закономерности прямолинейного распространения света.

Использовать законы отражения и преломления при решении задач.

П.4.1.,4.2







2

Отражение и преломление света

П.4.3







3

Л/р №3 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»




Экспериментально выявлять закономерности распространения света.










4

Л\Р №4«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение показателя преломления стекла»




Экспериментально определять показатель преломления










5

Корпускулярная и волновая теории света




Понимать природу световых волн

П.4.5







6

Скорость света




Знать скорость света

П.4.6







7

Интерференция

Явление интерференции

Знать и понимать явление интерференции

П.4.7







8

Определение длины световой волны

П/р №4

« Измерение длины световой волны

с помощью дифракционной решетки»

Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки

Уметь экспериментально определять длину световой волны с помощью дифракционной решетки

П.4.8







9

Свет –электромагнитная волна.




Понимать электромагнитную природу световых волн.

П.4.9







10

Дисперсия . Спектральное разложение. П\р №5 «Наблюдение явления дисперсии света»

Спектральное разложение

Знать явление дисперсии.

П.4.10







11

Сплошной и линейчатый спектры. Спектральный анализ. Происхождение линейчатых спектров.




Понимать принципы спектрального анализа, его использование

П.4.11, 4.12







12

Л/р № 5 «Наблюдение линейчатых спектров испускания»










Оптические приборы 8 часов




1

Геометрическая оптика. Плоское зеркало.

Сферическое зеркало

Изображения в плоском и сферическом зеркалах.

Иметь представление о возникновении изображений в зеркалах.

П.5.1, 5.2,5.3







2

Л\р №6 «Изучение свойств изображения в плоском зеркале»




Экспериментально изучать свойства изображений.










3

Линзы. Построение изображения в линзах и плоских зеркалах.

Изображения в линзах.

Различать собирающие и рассеивающие линзы. Находить оптическую силу и фокус линзы. Уметь строить изображения.

П.5.4,5.5







4

Л/р №7 «Получение изображений с помощью собирающей линзы»




Получать четкие изображения в линзах, давать их характеристику.










5

Л/р №8«Определение фокусного расстояния собирающей линзы»




Экспериментально определять фокусное расстояние линзы.










6

Глаз как оптическая система. Угол зрения

Разборная модель глаза.

Понимать строение глаза, иметь представление о том, как производится фокусировка изображения на сетчатке глаза. Ознакомиться с недостатками зрения и методами их устранения.

П.5.6,5.7







7

Фотоаппарат. Проектор. Кинопроектор. Призма. Спектроскоп.

Таблицы

Приобрести знания об устройстве приборов, о их применении в науке и технике.

П.5.8,5.9







8

Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитные колебания и волны. Оптические приборы»







Задача в тетради







9

Контрольная работа по теме «Электромагнитные колебания и волны. Оптические приборы»
















Небесная сфера и небесные координаты 3 часа




1

Небесная сфера. Системы координат. Небесные координаты

Таблицы, презентации

Иметь представление о небесных СК

П.6.1,6.2,6.3







2

Кульминации звезд. Определение местного времени и географических координат. Календарь.

Таблицы, презентации

Знать понятия кульминаций.

П.6.4,6.5







3

Определение расстояний до тел солнечной системы и их размеров Движение планет. Законы Кеплера

Таблицы, презентации

Представлять способы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Знать законы Кеплера, уметь применять их при решении задач.

П.6.6., 6.7







Законы Ньютона 12 часов




1

Перемещение

Примеры механического движения.

Понимать физический смысл понятия, различать путь и перемещение.

П.7.1,7.2,







2

Мгновенная скорость




Усвоить понятие «мгновенная скорость», определять ее направление и модуль.

П.7.3







3

Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности

Первый закон Ньютона




Усвоить понятие ИСО, приводить примеры различных ИСО

Усвоить понятие относительности.

Усвоить словесную и математическую формулировку закона Ньютона.

П.7.4







4

Закон сохранения импульса

Взаимодействие двух тел (тележки)

Понимать физический смысл физической величины «импульс», знать единицы измерения, уметь определять направление. Знать ЗСИ, уметь применять его для решения задач

П.7.5







5

Ускорение. Равноускоренное движение.




Понимать физический смысл величины. Знать формулу. Уметь применять ее при решении задач.

П.7.6,7.7,7.8







6

Л/р № 9«Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении»




Экспериментально определять характеристики равноускоренного движения.










7

Второй закон Ньютона Свободное падение тел

Демонстрация свободного падения с помощью трубки Ньютона.

Усвоить словесную и математическую формулировку закона Ньютона.

П.7.9П.7.10







8

Л/р №10

«Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения»




Уметь экспериментально определять ускорение при равноускоренном движении.










9

Третий закон Ньютона Движение по окружности

Движение тела по окружности. Взаимодействие двух тел.

Усвоить словесную и математическую формулировку закона Ньютона.

Усвоить понятия: центростремительное ускорение, частота, период, скорость вращательного движения.

П.7.11П.7.12







10

Закон Всемирного тяготения




Понимать физический смысл гравитационной постоянной, давать словесную и математическую формулировку закона. Применять закон при решении задач.

П.7.13.7.14.7.15







11

Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона»




Уметь применять полученные знания при решении задач.










12

Контрольная работа по теме «Законы Ньютона»
















Атомное ядро. Ядерная энергетика 12 часов




1

Анализ контрольной работы. Атом и атомное ядро

Таблицы, презентации

Ознакомиться с планетарной моделью атома водорода, иметь представление об опыте Резерфорда.

П.8.1,8.2







2

Единицы физических величин




Знать единицы физических величин, используемых в атомной физике.

П.8.3







3

Строение ядра. Ядерные силы

Таблицы, презентации

Иметь представление: об опыте Резерфорда, о строении атомных ядер, о размере атомных ядер

П.8.4.8.5







4

Энергия связи Дефект массы

Таблицы, презентации

Иметь представление о дефекте масс, уметь вычислять энергетический выход ядерной реакции

П.8.6.







5

Деление массивных ядер. Цепная ядерная реакция

Таблицы, презентации

Иметь представление о цепной ядерной реакции

П.8.7







6

Цепные ядерные реакции деления. Ядерный реактор

Таблицы, презентации

Представлять устройство ядерного реактора. Знать об использовании ядерной энергии на атомных электростанциях.

п.8.8







8

Термоядерные реакции. Энергия Солнца и звезд.

Таблицы, презентации

Иметь представление о термоядерной реакции

П.8.9







9

Происхождение планет и радиоактивность




Ознакомить с проявлениями радиоактивности на планетах при их рождении.

П.8.10







10

Радиоактивность. Трансурановые элементы.




Иметь представление о трансурановых элементах.

П.8.11







11

Биологическое действие и применение ионизирующих излучений.

П/р №6 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»

Работа дозиметра.

Понимать , каким образом ядерное оружие и радиоактивные изотопы могут оказать негативное влияние на окружающую среду.

П.8.12







12

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
















Строение и эволюция Вселенной. 3 часа




1

Анализ контрольной работы . Звезды

Таблицы, презентации

Иметь представление о различных видах звезд.

П.9.1.







2

Галактики

Таблицы, презентации

Иметь представление о различных видах галактик, представлять их строение и размеры.

П. 9.2.9.3







3

Большой взрыв.

Таблицы, презентации

Иметь представление о теории Большого взрыва.

П.9.4







П.9.4



Похожие:

Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2008 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике для 8 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике для 9 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии для 6 класса 2010-2011 уч. Год составила Кинзбурская Т. В. Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике для 7 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004г. Программа составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник и А....
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике 7 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по...
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике 8 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по...
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике 11 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «технология» для 5 класса 2010-2011 учебный год пояснительная записка
Нормативные правовые документы: Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе
Рабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике 10 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов