Тема сила тяжести icon

Тема сила тяжести



НазваниеТема сила тяжести
Дата конвертации23.11.2012
Размер58.73 Kb.
ТипУрок

ТЕМА СИЛА ТЯЖЕСТИ

ЦЕЛЬ УРОКА.

Изучить особенности силы тяжести, как физической величины.

ЗАДАЧИ.

Обучающая

-познакомить с особенностями силы тяжести, учиться применять полученные знания на практике.

Воспитывающая

-на примере героя сказки показать ценность знаний.

Развивающая

-развивать мышление учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ.

1.Разнообразные физические тела.

2.Разнообразные физические приборы, в том числе динамометр.

3.Таблицы и рисунки.

4.Раздаточный материал.


^ ПЛАН УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала с использованием элементов проблемного обучения.

4.Практическая работа.

5.Решение задачи.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия.


Учитель.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием силы ,читали стихи и объясняли значение слова «сила», а сегодня

я расскажу вам сказку. Готовы ли вы меня слушать.

Ученики.

Да.

Учитель.

Тогда начнем. В научном царстве, физическом государстве жил-был царь, ума необычайного. И была у него дочка-принцесса Гравитация, красоты необыкновенной, да и умница к тому же. Решил царь, что его дочь выросла, пора бы и замуж, да вот жениха подходящего найти дело непростое. И придумал тогда царь испытание для добрых молодцев, которые на принцессе жениться хотели. И должна она была стать женою того кто верно ответит на вопросы царские. Много было желающих, да ни один из них не смог поразить царя-батюшку умом своим.

Прослышал Иван-крестьянский сын про то, что царь жениха для принцессы ищет, и тоже решил попытать счастья. И как ни отговаривали его родители, настоял на своем(Но надо сказать , что этот Иван тоже науками интересовался, много книг физических прочитал, да к тому же изучал небо звездное.)

Приходит Иван к царю и говорит: « Здравствуй, царь-батюшка. Хочу я жениться на принцессе».

«Хорошо»,- говорит царь. «Иди в покои свои, да ложись спать. Утро вечера мудренее».

На утро зовет царь Ивана и ведет его в залу дворцовую. Видит Иван стол на ножках золоченых, а на столе предметы разные. И задает царь свой первый вопрос, «Покоятся эти тела или движутся.»


Учитель.

У меня на кафедре лежат те же самые предметы, что лежали на столе у царя. Как вы думаете, что ответил Иван?


^ Ученик.

Движутся относительно… Покоятся относительно…

Учитель.

Такой же ответ дал Иван царю.
«Хорошо!» - говорит царь.

А теперь заставь эти предметы двигаться относительно стола.


Как Иван справился с этим заданием.

(ученики показывают)

актуализация знаний.

  • Что необходимо, чтобы тело начало движение.

( Приложить силу.)

-Что такое сила.

-Как обозначают силу.

-В каких единицах измеряют.

( Учитель должен добиться того, чтобы один из учащихся бросил тело.)


Учитель.

Такой же ответ дал Иван царю. Призадумался царь и спросил:

«Не видишь ли ты противоречия в одной из демонстраций?»

Отвечает Иван: «Если оно и есть, то только кажущееся и быстроразрешимое».

Учитель.

Попробуйте догадаться, о чем говорили Иван и царь.

^ Ученик.

С одной стороны на тело не действует сила, но оно движется.

Решение проблемы. Сила притяжения.


Ученики.

С одной стороны, мы вроде бы не прикладываем силу к телу, но оно движется. Хотя именно сила является причиной начала движения.

Решение. Это сила притяжения Земли. Приведите еще примеры проявления этой силы.

Учитель.

Да, человек к телу силы не прикладывает, но зато на тело действует Земля. Именно это и было предметом разговора Ивана и царя.

И это – тема нашего урока.

(запись в тетради темы урока).

Итак, цель нашего урока:

-познакомиться с неизвестной и в то же время такой знакомой силой, силой притяжения или силой тяжести.

Попробуйте сами сформулировать определение силы тяжести.

Сила тяжести - это сила, с которой тело притягивается к Земле.

F тяж.[H].


А теперь вернемся в сказку.

Понравились царю ответы Ивановы. Но не закончилось испытание. Накормил, напоил царь Ивана досыта и отправил отдыхать. А на следующее утро вновь призвал его к себе. На этот раз привел царь Ивана в лабораторию дворцовую и сказал : « Порадовал ты меня вчера умом своим, порадуй и сегодня. Попробуй догадаться, как измерить силу тяжести, действующую на тело?» Оглянулся Иван, а вокруг приборов разных физических видимо-невидимо.

Учитель.

Как вы думаете, какой из них выбрал Иван? (на кафедре расположены весы, динамометр, линейка, транспортир, мензурка).

^ Ученик.

Динамометр, так как это прибор для измерения силы.

Учитель.

А что мы измерим с помощью динамометра?

Ученик.

Модуль силы.

Учитель.

Какие основные характеристики силы вы знаете?

1.Модуль.

2.Направление.

3.Точка приложения.

Учитель.

Давайте выясним, куда направлена сила тяжести? А для этого нарисуем картинку. Куда будут двигаться тела, брошенные в точках? А тело движется по направлению силы.

Учитель.

Сила тяжести направлена к центру Земли. А куда приложена?

Ученик.

К телу.

Учитель.

Итак, в тетради записываем выводы:

  1. приложена к телу;

  2. направлена к центру Земли,

  3. измеряется с помощью динамометра.



Пауза - закрываем глаза, отдыхаем.


Учитель.

Итак, выбрал Иван динамометр и измерил силу тяжести. Похвалил царь Ивана и отправил отдыхать. А на следующее утро сам пошел будить Ивана: «Вставай Иван –крестьянский сын, осталось тебе последнее самое трудное испытание.» Привел царь Ивана в лабораторию: «Найди , говорит отличительную особенность силы тяжести»,- и дал Ивану динамометр и набор тел. Давайте и мы с вами попробуем это сделать.

(Учащимся выдаются динамометры и наборы тел.)


Ученики выполняют .

Учитель обращает внимание на то, что на тела разной массы действует неодинаковая сила тяжести.


Итог-таблица.

M,кг F тяж .,Н F тяж./М,кг


Учитель.

Действительно, F тяж/m=const=9,8Н/кг


g=9,8Н/кг

F тяж=m*g

Какая сила действует на тело массой 1кг?

^ Ученик.

g.

Учитель.

Что такое g?

Ученик.

Следовательно, g-это сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг.

Учитель.

Точные измерения показали, что

g на полюсе=9,832;g на экваторе=9,780;g в средней полосе=9,806Н/кг.

Почему?

^ Ученики.

Очевидно, Земля не является идеальным шаром.

Учитель.

Сила тяжести зависит еще и от расстояния до центра тела. Но об этом мы будем говорить в 9 классе.

«Нашел Иван отличительную особенность силы тяжести. Обрадовался царь и говорит: « Вижу годишься ты в мужья моей дочери. И я с радостью отдам ее тебе в жены.»

« Спасибо, царь-батюшка. Да только это мне книги помогли. ( А вы ведь помните, что Иван еще и астрономией занимался.) И поведал Иван царю, что тела притягиваются не только к Земле, но и к другим небесным телам- планетам, Луне, Солнцу. Сила тяжести на разных небесных телах разная. Например, на Луне она в 6 раз меньше на Луне, чем на Земле, на Марсе В 2,5 раза меньше, чем на Земле.( Смотрят на таблицы и рисунки.)

И задал тут Иван царю вопрос: « Почему тело , поднятое над Землей падает на Землю , хотя сильнее притягивается к Юпитеру?»

Не смог царь ответить на этот вопрос. А вы сможете?

Ученик.

Тело находится над поверхностью Земли, то сила притяжения к Юпитеру мала.

Физкультминутка (попрыгать на Земле

Учитель.

Похвалил царь Ивана за вопрос и за объяснение разумное. А через неделю и свадьбу сыграли. И жили долго и счастливо, а на досуге ( когда дел государственных не было ) кроссворды физические разгадывали да решали задачи физические.


Вот и у вас на столе лежит кроссворд, составленный принцессой. Три минуты, чтобы его разгадать.



  1. Изменение формы или объема тела.

  2. Количественная мера взаимодействия тел.

  3. Предположение , обоснованное научными фактами.

  4. Прибор для измерения силы тяжести .

  5. Единица измерения массы.

  6. Планета Солнечной системы, на которой Fтяж. Меньше, чем на Земле в 2,5 раза.



А напоследок решим любимую задачу принцессы.


Масса золотой монеты 5г. Определить силу тяжести , действующую на монетку.


Дано: Решение:


Д/з: Определить силу тяжести, действующую на вас на Земле и на Луне.

3.8


РЕФЛЕКСИЯ.

Работа в парах.

Учитель.

Расскажите друг другу, что нового вы узнали сегодня на уроке.



Похожие:

Тема сила тяжести iconУрок №1 /15. Тема урока: Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон единица измерения силы. Цели урока
Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. Познакомить с основными видами сил: сила...
Тема сила тяжести iconУрок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини?
Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком»
Тема сила тяжести iconУрока Работа силы тяжести (9 класс) Цель урока : изучение нового материала Задачи Образовательная: изучить понятие силы тяжести, формулу для расчета силы тяжести
Развивающая: развивать логическое мышление, интерес учащихся к предмету через проблемную ситуацию
Тема сила тяжести iconСам работа 16 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести
...
Тема сила тяжести iconТема: Магнетизм
Определите длину активной части прямолинейного проводника, помещенного в однородное магнитное поле с индукцией 400 Тл, если на него...
Тема сила тяжести iconШкольная олимпиада по физике
Автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч, сталкивается с препятствием и в течении 0,04с останавливается. Во сколько раз средняя...
Тема сила тяжести iconСравните силу тяжести, действующую на шары. Почему масса первого шара больше? Как направлена сила упругости, действующая на брусок?
«Однажды Лебедь, Рак, да Щука «Однажды Лебедь, Рак, да Щука Везти с поклажей воз взялись. И вместе трое все в него впряглись. Из...
Тема сила тяжести iconКонтрольная работа № Тема: «архимедова сила»
Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой панель массой 300 кг, объем которой 0,1 м3?
Тема сила тяжести iconКонтрольная работа № Тема: «архимедова сила»
Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой панель массой 300 кг, объем которой 0,1 м3?
Тема сила тяжести iconОпарин Евгений Григорьевич «Физические основы бестопливной энергетики. Ограниченность второго начала термодинамики»
Егося в поле тяжести, от высоты. Справедливость гипотезы указывала бы на неприменимость второго начала термодинамики в поле сил тяжести....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов