Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов icon

Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов



НазваниеУрок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов
Дата конвертации08.12.2012
Размер48.07 Kb.
ТипУрок

Урок №3

Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов.

Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов.


План проведения урока


Объяснение нового материала ведётся в форме беседы учителя с учащимися. Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов».

Тезисы к рассказу учителя.

Орнаментальное искусство одно из самых древних. С орнаментами мы встречаемся повсюду: в декоративно-прикладном искусстве, в росписях архитектурных сооружений, в чугунных решётках, окаймляющих сады, парки, дворцы. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент, как правило, подчёркивает своим построением и формой архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии.

^ Практическая работа. «СНЕЖИНКА» Взять квадратный лист бумаги (можно бумажную салфетку), вырезать из него круг, затем 4 раза свернуть пополам . В сложенной бумаге вырезать ножницами узор, так, чтобы были прорезаны все слои бумаги. Развернуть, получили орнамент «снежинку». Увеличивая количество осей симметрии можно получать новые и необычные «снежинки».

Каждая эпоха, каждая национальная культура разрабатывала свою систему орнаментов.

^ Древний Египет. В орнаментах этой эпохи чаще всего встречаются растительные мотивы, листья и цветы лотоса. Эти орнаменты таинственны и загадочны, при рассмотрении их с разных точек, они предстают перед нами совершенно в новом виде.

^ Древняя Греция. Самое большое распространение получили орнаменты, которые называются «меандр», и «акант». Слово «меандр» происходит от названия очень извилистой реки в Малой Азии. Орнамент «меандр» как будто повторяет излучины этой прихотливой реки. Акант - это травянистое растение распространённое в Средиземноморье, с большими листьями и изогнутыми стеблями.

^ Мусульманский Восток Орнаментальное искусство мусульманского Востока достигло высочайшего совершенства. Ковры и гобелены Востока неповторимы по своей красоте и оригинальности. Для этих орнаментов характерно сочетание только геометрических и растительных мотивов, так как Кораном запрещено изображать людей и животных. Впоследствии этот вид орнамента получил название «арабеска».


^ Средневековая Русь. Высокого уровня достигло искусство орнамента средневековой Руси. Для него характерны как геометрические и растительные мотивы, так и изображения зверей, птиц, фантастических животных, человеческих фигурок. Наиболее ярко эти орнаменты представлены в вышивках. Полотенца, скатерти, салфетки, праздничная одежда на Руси традиционно украшалась вышивкой. Большого мастерства достигли русские золотошвеи и вышивальщицы жемчугом. Праздничные церковное облачение, платья для коронации всегда традиционно украшались жемчужным шитьём. Орнаменты этих вышивок просты и совершенны в своей простоте. Резьба по дереву – один из традиционно русских видов прикладного искусства. Внутреннее убранство почти всех дворцов украшено золочённой резьбой по дереву, эти украшения представляют собой орнаменты, выполненные в виде изящных растительных побегов. Легкость и красота этих узоров поражают своим совершенством и строго симметрией рисунка. Искусство керамики – одно из древнейших достижений человеческой культуры. Достойное место в ней занимает искусство русского изразца. Мастера русского изразца создавали разнообразные композиции с растительно-геометрическим орнаментом, с птицами среди ветвей, используя при этом цветные эмали, и глазурь.

^ Орнаменты бывают ленточными (их называют бордюрами) и сетчатыми.

Бордюры.

Бордюром называют плоскую геометрическую фигуру, характеризующуюся векторами а и na (где n целое число), при которых эта фигура переходит в себя, но не переходит в себя при параллельных переносах другого вида. Вектор а называют направляющим для бордюра. Чтобы построить бордюр, достаточно нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру (фундаментальную область бордюра) и выполнить её параллельный перенос вправо и влево на заданный вектор. Доказано, что существует семь классов симметрий бордюров.

  1. Бордюры, которые не имеют других симметрий, кроме параллельных переносов.

  2. Бордюры, у которых фундаментальная область обладает центром симметрии.

  3. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии параллельную вектору а.

  4. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии перпендикулярную вектору а.

  5. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии перпендикулярную вектору а и ось симметрии параллельную вектору а.

  6. Бордюры, имеющие такие оси симметрии, которых нет у фундаментальных областей.

  7. Бордюры, имеющие такие оси симметрии, которых нет у фундаментальных областей.


^ Чугунное кружево Санкт-Петербурга

Кто бывал в Санкт-Петербурге, наверняка обратил внимание на удивительные чугунные решётки, окаймляющие сады, парки, дворцы, набережные города. Все вместе они образуют изумительное чугунное кружево, которым так знаменит Санкт-Петербург. Орнаменты каждой такой решётки уникальны и неповторимы. Мастера как будто соревнуются друг с другом в мастерстве и оригинальности композиции. Строгие геометрические формы переплетаясь с растительными композициями образуют причудливый орнамент. Замечательна решётка Летнего сада, поражающая благородством своих форм. Её строгий геометрический орнамент изящен и прост, здесь властвует симметрия, основоположница величия и покоя.

^ Помимо бордюров известен другой вид орнамента – сетчатый.

Он заполняет всю плоскую поверхность сплошным узором. Для построения такого орнамента выделяют плоскую решётку, фундаментальную ячейку; в ней выполняют рисунок, в котором одинаковые части повторяются в определённой геометрической последовательности; а потом с помощью параллельных переносов заполняют всю плоскость.

Различают пять типов плоских решёток, каждая из которых определяется двумя векторами a, b и углом между ними x0.

  1. квадратная (а= b, x=900)

  2. прямоугольная (, x=900)

  3. гексанальная (а= b, x=600)

  4. ромбическая (а= b, x900, x600)

  5. косая (x900 )

Зная эти геометрические закономерности можно и самим сконструировать интересный сетчатый орнамент.

Паркеты.

В математике паркетом называют замощение плоскости повторяющимися фигурами без пропусков и перекрытий. Установлено, что вокруг одной точки могут лежать либо шесть правильных треугольников, либо четыре квадрата, либо три правильных шестиугольника. Процесс «замощения» может быть продолжен дальше, таким образом можно получить простейшие паркеты.


^ Домашнее задание: 1. Составить эскиз более бордюра, у которого фундаментальная область обладает центром симметрии.

2. Составить сетчатый орнамент на основании квадратной решётки.


Литература:

1.А.И.Азевич «Двадцать уроков гармонии» библиотека журнала «Математика в школе», выпуск 7. Москва «Школа-Пресс», 1998год

2. А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение»,

1992 год.

3. И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998 год.

4. DVD Tsarskoe selo Master Video, 2004

5. CD Microsoft Office at school



Похожие:

Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №4 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: Составить программу рисования бордюров, создание различных бордюров с помощью компьютерной техники
Составить с учащимися программу рисования простейшего бордюра и всем учащимся исполнить её на компьютере
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №11 Тема урока: Геометрия архитектурной гармонии. Цель урока: Познакомиться с проявлением закона золотого сечения в архитектуре. План проведения урока
...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconВведение стр. 1 Основная часть стр. 1
Цель данной работы состоит в том, чтобы разработать способы построения бордюров. Мы рассмотрели семь способов построения различных...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №13 Тема урока: Музыкальная гармония пропорций Цель урока: Рассмотреть связь между законами математики и их проявлением в музыке. План проведения урока
Цель урока: Рассмотреть связь между законами математики и их проявлением в музыке
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №9 Тема урока: Пропорция. Золотое сечение. Цель урока: познакомиться с золотым сечением и его примерами в математике. План проведения урока
«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них- теорема Пифагора, другое деление отрезка в среднем и крайнем отношении.»
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №7 Тема урока: Перспектива геометрия живописи
Цель урока: познакомить учащихся с основными идеями перспективы и объяснить правила построения перспективных проекций пространственных...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №14 Тема урока: Пять красивых тел. Правильные многогранники. Цель урока: Рассмотреть правильные многоугольники, их свойства и их место в гармонии мироздания
Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconВид урока: баскетбол Тема урока: совершенствование техники и тактики нападения, методом быстрого прорыва. Цель урока
Цель урока: формировать умение эффективно использовать технику и тактику нападения в игровой ситуации
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов. Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок по математике в 6 «а» классе. Учитель моу сош №10 С. В. Левченко Тема урока: Решение задач на проценты. Цель урока
Цель урока: отработка навыков ученик знает определение процента и алгоритмы решения трех типов задач на проценты, применяет эти знания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов