Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск icon

Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск



НазваниеАлаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск
Дата конвертации07.11.2012
Размер26.52 Kb.
ТипДокументы

Алаева Марина Анатольевна,

гимназия № 1 , г. Мончегорск.

НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ – ОТКРЫТЬ ПУТЬ К ТВОРЧЕСКОМУ ПРЕОБРАЖЕНИЮ МИРА

Казалось бы, сегодня разговор о роли книги, художественного слова, в формировании творческой деятельности современного школьника запоздал. Тот факт, что старшеклассник начала ХХI века не любит читать, стал почти что аксиомой. В лучшем случае читательский кругозор ограничивается несколькими программными произведениями, да и то прочитанными в сокращенном варианте. Как вернуть подростка к книжной полке? Как убедить его в том, что опыт постижения чужой жизни, представленной в художественном произведении как некая «исходная» модель, может научить его самого «строить» собственное мироздание, свою судьбу?…

Ответ на эти вопросы прост: нужно научить читать! Да, да! Чи-тать! Научить видеть, как слово (литературное слово, эстетическая единица художественного текста, нравственно-этическая единица!) отражает глубинные процессы нравственных исканий художника, как преодолевает оно ограниченность жизненного, бытийного пространства и стремится к некой первооснове, к вечным истинам, ставшим законами духовной жизни человечества. Научить читать между строк, читать чистый лист до момента рождения слова, ведь природа творчества – это хождение по следу Дара Божьего (по сути своей божественная).

Трактовка произведения не должна быть приобретена, её необходимо выстрадать, т.е. эмоционально пережить. Что для этого делать? Читать! Загонять в тупик вопросами, которые есть в самом тексте, идти по следу писательского слова, не опережая готовыми истинами, анализами, литературоведческими выкладками. Нужно продумывать такую систему работы с текстом, чтобы ученик неожиданно для себя вовлекался в самостоятельную деятельность по поиску той или иной истины. Однажды, начиная изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», я попросила ребят посмотреть, как выглядит книга, лежащая у них на столе. Каково же было их изумление, что у большинства она оказалась желтого цвета. Как заметила одна ученица, лучше не придумаешь, и сразу обратила наше внимание на тот факт, что желтый цвет будет часто встречаться в романе. Наверное, при других обстоятельствах мы заговорили бы о цветовой детали у Достоевского гораздо позже, когда закончили бы анализ основных сюжетных линий. Но внимательность одного читателя помогла обнаружить новый путь открытия сложной системы нравственных координат романа.

А какой простор для творчества дает работа над названием произведения?! Порой ребята не соглашаются с окончательным выбором автора, некоторые пишут открытые письма художнику, где аргументируют свою точку зрения. Открытые эти письма называются потому, что мы возвращаемся к ним в конце учебного года и обсуждаем , изменились ли наши взгляды на ту или иную трактовку названия. Но теперь мы уже осознаем произведение в контексте литературного процесса, как факт культуры.
Мы называем такие уроки «Некоторые места из переписки с друзьями…»

Особое место в методической системе учителя-словесника занимает сочинение. Сейчас много спорят о целесообразности такой формы аттестации учащихся, советуют заменить изложением и т.д. Но беда ведь не в сочинении, а в том выборе тем, которые мы предлагаем школьникам, провоцируя их на воровство чужих мыслей, в той мотивации, которую мы им навязываем. Я предлагаю темы двух направлений: аналитические (программные, стандартизированные) и творческие (жанровые, свободные, основанные на внимательном чтении книги). Даю большой список, предлагаю вычеркнуть определенное количество, а потом формирую окончательный вариант. К творческим отношу такие темы: «Что мне поведала об Онегине книжная полка в его сельском кабинете?», «Куда ведут окна в романе Достоевского «Преступление и наказание»?» и т. д.

Конечно, можно очень долго перечислять те методические приемы, которые использует каждый из нас, чтобы возбудить интерес к художественному произведению, но все это будет бессмысленно, если мы не поставим себя на место ученика, не знающего, что книги – это острова в океане времени, и затерянными их делает наше неумение самостоятельно мыслить, инертность сознания и просто душевная лень.



Похожие:

Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconМуниципальное общеобразовательное учреждение города Мончегорска Мурманской области гимназия №1
Мончегорск, Мурманская область, улица Бредова, 1, тел: (81536)34030 e-mail: gimnazia monch@mels ru
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconМуниципальное общеобразовательное учреждение города Мончегорска Мурманской области гимназия №1
Мончегорск, Мурманская область, улица Бредова, 1, тел: (81536)34030 e-mail: gimnazia monch@mels ru
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconСтатья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника
Но и каждый художник, пусть даже юный, имеет право на свой взгляд на мир и на образное выражение этого взгляда в картине, в живописной...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск icon11 класс (гимназии, колледжи, лицеи)
Самара) п александр Любаков (Дневной пансион №84, г. Самара) Алина Кутенина (гимназия №1, г. Самара) Алина Кнырева (гимназия №1,...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconМиковой Татьяной Анатольевной Утверждаю директор моу «Гимназия» Зимина Марина Александровна образовательная программа
На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconДолгих Татьяна Анатольевна
Долгих Татьяна Анатольевна имеет высшее образование, стаж педагогической работы по специальности 3 года, в моу сош №50 работает 3...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края мбоу гимназия №88 в 2011-2012 учебном году I. Констатирующая часть
...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconПриказ №119-од от 11 июня. 2008 г г. Прохладный кбр «Об утверждении состава Управляющего Совета моу «Гимназия №6» в соответствии с протоколом Конференции №2 от 10 июня 2008 года
Алферова Марина Валентиновна, 1970 года рождения, местожительства кбр, г. Прохладный; частный предприниматель, выдвинута родителями...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconКурмангулова Марина Владимировна
...
Алаева Марина Анатольевна, гимназия №1, г. Мончегорск iconГросс Марина Мирославовна
Гросс Марина Мирославовна имеет высшее образование, общий стаж работы по специальности 24 года, в моу сош №50 работает 24 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов