Рабочая программа учебного предмета icon

Рабочая программа учебного предмета



НазваниеРабочая программа учебного предмета
Дата конвертации08.11.2012
Размер184.19 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Мончегорска


«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор гимназии №1

_____________________ Т.С. Кудряшова

«___» __________ 2010 г. ________________________

Приказ № ___ от _________


Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

8 классы


Разработана:

Солтан И.В., учителем информатики

1 квалификационной категории


2010 -2011 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, соответствующей требованиям ГОС (2004 г.).

^ Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

В соответствии с учебным планом гимназии на 2010-2011 учебный год на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классах (с углубленным изучением иностранного языка) отводится 34 часа (1 час в неделю), из них на уроки изучения теоретического материала - 8 часов, выполнение практических работ – 20 часов, практикумов – 4 часа, контрольные работы – 1 час, резерв учебного времени составляет 1 час.

Реализация рабочей программы предполагает проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также проведение практикумов в ходе изучения разделов «Обработка текстовой информации», «Формализация и моделирование», «Мультимедийные технологии» - практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей, а конкретно материала языковой направленности. Проведение контрольных работ рассчитано на 20 минут, контрольная работа включает в себя проверку теоретических знаний в выполнение практического задания.

Учитывая количество часов, отведенное на изучение разделов предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе, дальнейшее изучение предмета планируется осуществлять в соответствии с представленной часовой сеткой:


Раздел

7 класс (2009-2010 г.)

8 класс (2010-2011 г.
)


9 класс (2011-2012 г.)

Примерная программа

1. Информация и информационные процессы

5

-

-

4

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

9

-

-

4

3. Обработка текстовой информации

-

14

-

14

4. Обработка графической информации

8

-

-

4

5. Представление информации

-

6

-

6

6. Мультимедийные технологии

-

8

-

8

7. Обработка числовой информации

-

-

6

6

8. Формализация и моделирование

3

5

-

8

9. Информационные технологии в обществе

-

-

3

4

10. Коммуникационные технологии

-

-

10

12

11. Хранение информации

-

-

7

4

12. Алгоритмы и исполнители

8

-

7

19

Резерв

1

1

1

12

итого

34

34

34

105

102

Анализ количества часов, представленного в таблице, свидетельствует о внесении изменений в примерную программу основного общего образования по информатике и информационным технологиям:

  1. Приведено в соответствие количество часов, отведенных на изучение предмета (34 ч. в год вместо 35 ч., предлагаемых Примерной программой).

  2. Увеличено количество часов на изучение разделов «Информация и информационные процессы» (1 час был добавлен на отработку навыков решения задач по теме «Измерение количества информации» в связи со сложностью изучаемого материала), «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (5 часов было добавлено в связи с актуальностью темы), «Обработка графической информации» (4 часа было добавлено в связи с углубленным изучением темы), «Хранение информации» (3 часа добавлено в связи со сложностью темы).

  3. Сокращено количество часов на изучение разделов «Информационные технологии в обществе» (на 1 час), «Коммуникационные технологии» (на 2 часа), «Алгоритмы и исполнители» (на 4 часа) в связи с тем, что данные темы были рассмотрены в ходе изучения пропедевтического курса информатики во 2-4 классах и на факультативных занятиях в 5, 6 классах.

  4. Количество резервных часов составляет 3 часа (вместо 12 часов в Примерной программе в связи с увеличением количества часов на изучение отдельных разделов).

  5. В связи с отсутствием необходимого оборудования темы «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов» (раздел «Представление информации»), «Технические приемы записи звука. Запись музыки» (раздел «Мультимедийные презентации») представлены только теоретическим материалом.

  6. В связи с отсутствием необходимого программного обеспечения в разделе «Моделирование и формализация» не запланировано проведение практической работы «Эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории».

  7. Практическая работа «Создание и исследование модели с использованием динамических таблиц» была проведена в 7 классе.

  8. Практическая работа «Создание и исследование модели с использованием электронных таблиц» запланирована в 9 классе при изучении соответствующей темы.

  9. Планируется проведение контрольной работы после изучения темы «Обработка текстовой информации».


УМК (входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2010-2011 году, – приказ по гимназии №310 от 03.05.2010 г.):

  1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 416 с.

Дополнительная литература:

  1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 384 с.

  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2008 г. – 192 с.

Оборудование кабинета:

  • ПК класса IBM PC Celeron 2,6 MHz. – 5 шт.

  • ПК класса IBM PC Celeron – 7 шт.

  • Интерактивная доска Hitachi FX – 77 – 1шт.

  • Ноутбук ACER 14 – 1 шт.

  • Мультимедийные наушники – 12 шт.

  • Колонки – 1 шт.

  • Сканер – 1 шт.

  • Лазерный принтер – 1 шт.

  • Мультимедийный проектор – 1 шт.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

Цифровые образовательные ресурсы:

    1. Тренажер «Руки солиста» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru).

    2. Набор обучающих презентаций, разработанных учителем по темам курса 8 класса.

    3. Материалы ИПП «КМ-Школа» (готовые уроки, информационные объекты).

    4. Обучающие flash-ролики с сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru по отдельным темам курса.

В ходе реализации программы планируется использовать следующие формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы, тематические диктанты, практические работы, контрольные работы.


^ Содержание курса (34 часа в год, 1 час в неделю).


  1. Представление информации (6 час).

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

  1. ^ Обработка текстовой информации (14 час).

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

  1. ^ Формализация и моделирование (5 час).

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

  1. ^ Мультимедийные технологии (8 час).

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

  1. ^ Резерв (1 час).

Календарно-тематическое планирование.



^ Тема урока

Тип урока/ Форма контроля

Д/З

Дата

Планируемая

По факту




^ Представление информации (6 час).

1

Правила ТБ. Язык как способ представления информации.

Урок изучения нового материала/

П.2.1.







2

Представление текстовой информации. Пр.р. 1 «Кодирование текста».

Комбинированный урок/ фронт. опрос

Чит. стр. 23







3

Представление графической информации. Пр.р. 2 «Установка цвета в палитре RGB».

Комбинированный урок/ пр. работа

Чит. стр. 24







4

Кодирование звуковой информации.

Урок изучения нового материала/ тест

Отв. на в. 16, 23 стр. 27







5

Системы счисления. Пр.р. 3 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

Комбинированный урок/ сам. работа

Чит. стр. 22, вып. зад в тетр.







6

Зачет по теме «Представление информации».

Урок проверки знаний/ тест










^ Обработка текстовой информации (14 час).

1

Текстовые редакторы и процессоры. Интерфейс текстового процессора.

Урок изучения нового материала

Чит. п.15.2, 15.3







2

Редактирование документа. Проверка правописания. Пр.р. 4 «Создание текстовых документов».

Комбинированный урок/ фронт. опрос

Чит. п. 15.4







3

Квалифицированное письмо. Пр.р. 5 «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма»

Комбинированный урок/ диктант

Чит. конспект







4

Форматирование символов, абзаца и страницы в документе. Пр.р. 6 «Форматирование текстовых документов».

Комбинированный урок/ пр. работа

Чит. п. 15.5







5

Приемы форматирования. Пр.р. 7 «Создание и форматирование списков».

Комбинированный урок/ диктант

Повт. ком форматир.







6

Формулы и графические объекты в документах. Пр.р. 8 «Вставка формул в документ».

Комбинированный урок/ пр. работа

Чит. консп.







7

Таблицы в документе. Пр.р. 9 «Вставка и форматирование таблиц в документе».

Комбинированный урок/ пр. работа

Вып. зад в тетр.







8

Графические объекты в документе. Вставка диаграмм и графических объектов.

Урок изучения нового материала/ тест

Учить алгоритм







9

Пр.р. 10 «Создание гипертекстового документа».

Практическая работа/ фронт. опрос

Чит. п. 15.2







10

Документы различного назначения. Стили и шаблоны.

Урок изучения нового материала

Чит. конспект







11

Компьютерные словари. Пр.р. 11 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода».

Комбинированный урок/ пр. работа

Вып. зад в тетр.







12

Программы оптического распознавания документов. Пр. р. 12 «Сканирование и распознавание текстового документа».

Комбинированный урок/ пр. работа

Чит. консп.







13

К.р. «Обработка текстовой информации». Разработка проекта школьной газеты в текстовом процессоре.

Урок проверки знаний/ тест










14

Практикум «Создание школьной газеты».

Практикум/ пр. работа










^ Формализация и моделирование (5 час).

1

Моделирование объектов и процессов. Формализация.

Урок изучения нового материала

Чит. п. 7.1.







2

Виды информационных моделей. Пр.р. 13 «Построение генеалогического древа семьи».

Комбинированный урок/ сам. работа

Чит. п. 7.2.







3

Двумерная графика. Пр.р. 14 «Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования»

Комбинированный урок/ пр. работа

Чит. п. 11







4

Таблица как средство моделирования. Пр.р. 15 «Исследование модели с использованием системы программирования».

Комбинированный урок/ пр. работа

Отв. на в. 2, стр. 153







5

Практикум «Построение и исследование модели «Биоритмы человека».

Практикум/ пр. работа

Отв. на в .6 стр 154







^ Мультимедийные технологии (8 часов)

1

Компьютерные презентации. Пр.р. 16 «Создание презентации с использованием шаблонов».

Комбинированный урок/ пр. работа

Чит. п. 15.6.







2

Анимирование объектов. Пр.р. 17 «Создание презентации: оформление слайдов».

Комбинированный урок/ пр. работа

Учить алгоритм







3

Дизайн и макеты слайдов. Пр.р. 18 «Демонстрация презентации с использованием проектора».

Комбинированный урок/ тест

Подобрать звук файл







4

Звуки и видеоизображения. Пр.р. 19 «Запись звука и видео с использованием различных устройств».

Комбинированный урок/ пр. работа

Учить алгоритм







5

Информационные объекты в презентации. Пр.р. 20 «Монтаж видеозаписи».

Комбинированный урок/ пр. работа

Повт. правило вставки объектов







6

Технические приемы записи звука.

Урок изучения нового материала

Чит. конспект







7

Практикум «Создание мультимедийной презентации».

Практикум/ пр. работа

Подобр. инф. объекты для презент.







8

Практикум «Запись и обработка видеофильма»

Практикум/ пр. работа













^ Резерв (1 час).

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать/понимать

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать презентации на основе шаблонов;

- создавать информационные модели.

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Список учебной литературы

Для учителя:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г. – 310 с.

  2. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры по информатике. - СПб.: БХВ - Петербург, 2004 г. – 118 с.

  3. Журнал «Информатика и образование» (2008-2010 гг.).

  4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 384 с.

  5. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2008 г. – 192 с.

  6. Семакин И. Задачник - практикум по информатике в 2-х частях. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005 г. - 420 с.

  7. Шелепова А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9. - М.: Вако, 2005 г. – 234 с.

Для учащегося:

    1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 384 с.

    2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 416 с.

    3. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.



Похожие:

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в основной школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в основной школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в старшей школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в старшей школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по предмету «Музыка» Авторы программы: В. В. Алеев, Т. Н. Кичак Комплект учебников
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно коммуникационные технологии»
«Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно коммуникационные технологии»
«Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа нормативный документ Гимназии, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к
Долгопрудного гимназии №13 (далее Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа для учащихся 3-4 классов Составитель: Толстобова Т. П., учитель информатики, I категория
Согласно федеральной программе учебный предмет «Информатика и икт» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного учебного модуля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов