Рабочая программа учебного предмета icon

Рабочая программа учебного предмета



НазваниеРабочая программа учебного предмета
Дата конвертации08.11.2012
Размер191.16 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Мончегорска


«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор гимназии №1

_____________________ Т.С. Кудряшова

«___» __________ 2010 г. ________________________

Приказ № ___ от _________


Рабочая программа учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

9 классы


Разработана:

Солтан И.В., учителем информатики

первой квалификационной категории


2010 -2011 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).

^ Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).

В соответствии с учебным планом гимназии на 2010-2011 учебный год на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классах (с углубленным изучением иностранного языка) отводится 34 часа (1 час в неделю), из них на уроки изучения теоретического материала - 9 часов, выполнение практических работ – 18 часов, практикумов – 5 часов, контрольные работы – 1 час, резерв учебного времени составляет 1 час.

Реализация рабочей программы предполагает проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также проведение практикумов в ходе изучения разделов «Коммуникационные технологии», «Формализация и моделирование», «Мультимедийные технологии» - практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей, а конкретно использование материала языковой направленности, что соответствует особенностям класса (с углубленным изучением иностранного языка).

Проведение контрольных работ рассчитано на 20 минут, контрольная работа включает в себя проверку теоретических знаний в выполнение практического задания.

Учитывая количество часов, отведенное на изучение разделов предмета «Информатика и ИКТ» в 7-8 классах, дальнейшее изучение предмета планируется осуществлять в соответствии с представленной часовой сеткой:


Раздел

7 класс (2008-2009 г.
)


8 класс (2009-2010 г.)

9 класс (2010-2011 г.)

Примерная программа

1. Информация и информационные процессы

5

--

--

4

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

7

--

4

3. Обработка текстовой информации

14

--

--

14

4. Обработка графической информации

5

--

--

4

5. Представление информации

--

5

2

6

6. Мультимедийные технологии

--

--

6

8

7. Обработка числовой информации

6

--

--

6

8. Формализация и моделирование

--

3

3

8

9. Информационные технологии в обществе

--

--

3

4

10. Коммуникационные технологии

--

--

10

12

11. Хранение информации

--

9

--

4

12. Алгоритмы и исполнители

--

10

9

19

Резерв

--

--

1

12

итого

34

34

34

105

102


Анализ количества часов, представленного в таблице, свидетельствует о внесении изменений в примерную программу основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.):

  1. Приведено в соответствие количество часов, отведенных на изучение предмета (34 ч. в год вместо 35 ч., предлагаемых Примерной программой).

  2. Добавлен 1 час на изучение темы «Представление информации» (на решение задач) в связи со сложностью материала.

  3. Сокращено количество часов на изучение тем «Мультимедийные технологии» (на 2 часа), «Информационные технологии в обществе» (на 1 час) в связи с изучением темы «Моделирование и формализация» в объеме 3 часов, которая не была изучена в полном объеме в 8 классе.

  4. Сокращено количество часов на изучение темы «Коммуникационные технологии» (на 2 часа) с целью выделения 1 часа на тему «Представление информации» и 1 часа резервного времени.

  5. В связи с отсутствием необходимого оборудования темы «Технические приемы записи звука. Запись музыки» (раздел «Мультимедийные презентации») представлены только теоретическим материалом. В связи с сокращением количества часов на изучение указанного раздела практические работы «Монтаж информационного объекта», «Запись изображений и звука с использованием различных устройств» объединены в одну работу.

  6. В связи с отсутствием необходимого программного обеспечения в разделе «Моделирование и формализация» не запланировано проведение практической работы «Эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории».

  7. В связи с сокращением количества часов на изучение раздела «Информационные технологии» не запланировано проведение практической работы «Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи». Практикум по теме «Защита информации от компьютерных вирусов» объединен с практической работой по этой же теме.

  8. С целью увеличения количества часов на выполнения практикума в разделе «Коммуникационные технологии» практические работы «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора» и «Загрузка файла из файлового архива» объединены в одну.

  9. В разделе «Алгоритмы и исполнители» в качестве темы для практикума выбрана тема «Графика в ЯП Паскаль», изучение которой не предусматривается Примерной программой, но всегда вызывает интерес со стороны учащихся.

  10. Планируется проведение контрольной работы после изучения темы «Алгоритмы».


УМК (входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2010-2011 году, – приказ по гимназии №310 от 03.05.2010 г.):

  1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 416 с.

Дополнительная литература:

  1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 384 с.

  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2008 г. – 192 с.

Оборудование кабинета:

  • ПК класса IBM PC Celeron 2,6 MHz. – 5 шт.

  • ПК класса IBM PC Celeron – 7 шт.

  • Интерактивная доска Hitachi FX – 77 – 1шт.

  • Ноутбук ACER 14 – 1 шт.

  • Мультимедийные наушники – 12 шт.

  • Колонки – 1 шт.

  • Сканер – 1 шт.

  • Лазерный принтер – 1 шт.

  • Мультимедийный проектор – 1 шт.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

Цифровые образовательные ресурсы:

    • Набор обучающих презентаций, разработанных учителем по темам курса 9 класса.

    • Материалы ИПП «КМ-Школа» (готовые уроки, информационные объекты).

    • Обучающие flash-ролики и др. материалы с сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru по отдельным темам курса.


В ходе реализации программы планируется использовать следующие формы промежуточной аттестации: самостоятельные работы, тематические диктанты, практические работы, контрольные работы.


^ Содержание курса (34 часа в год, 1 час в неделю).


  1. Представление информации (2 часа).

Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации.

  1. Мультимедийные технологии (6 час).

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации.

  1. ^ Формализация и моделирование (3 часа).

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Таблица как средство моделирования.

  1. ^ Информационные технологии в обществе (3 часа).

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

  1. ^ Коммуникационные технологии (10 часов).

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

  1. ^ Алгоритмы и исполнители (9 часов).

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

  1. ^ Резерв (1 час).

Календарно-тематическое планирование.



^ Тема урока

Тип урока/

Форма контроля

Д/З

Дата

План.

Факт.




^ Представление информации (2 часа)

1

Правила ТБ. Представление информации.

Урок повторения

Чит. п. 2.3







2

Пр.р. 1. Решение задач по теме «Кодирование информации»

Урок закрепления/

самост. работа

Отв. на в 17 стр. 27










^ Мультимедийные технологии (6 часов)

1

Компьютерные презентации. Пр.р. 2 «Создание презентации с использованием шаблонов».

Комбинированный урок/ пр. раб.

Чит. п. 15.1.







2

Анимирование объектов. Пр.р. 3 «Создание презентации: оформление слайдов».

Комбинированный урок/ пр. раб.

Учить алгоритм







3

Дизайн и макеты слайдов. Пр.р. 4 «Демонстрация презентации с использованием проектора».

Комбинированный урок/ пр. раб.

Подг. звук. файл







4

Звуки и видеоизображения. Пр.р. 5 «Запись звука и видео. Монтаж».

Комбинированный урок/ тем. диктант

Учить алгоритм







5

Практикум «Создание мультимедийной презентации».

Практикум/ пр. раб.

Подобр. инф. объекты для през.







6

Практикум «Запись и обработка видеофильма»

Практикум/ пр. раб.

Чит. конспект







^ Формализация и моделирование (3 час).

1

Моделирование объектов и процессов. Формализация. Информационные модели.

Урок повторения

Чит. п. 6.1., 7.1., 7.3







2

Таблица как средство моделирования. Пр.р. 6 «Создание и исследование модели с использованием электронных таблиц».

Комбинированный урок/ фронтальный опрос

Чит. п.11







3

Практикум «Построение и исследование модели «Биоритмы человека».

Практикум/ пр. раб.

Вып. вычисл. в тетр.







^ Информационные технологии в обществе (3 часа).

1

Информационные ресурсы общества. Этика и право при работе с информацией.

Урок изучения нового материала

Чит. п. 3.







2

Правовая охрана ресурсов. Пр.р. 7 «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы»

Комбинированный урок/ сам. работа

Подг. сообщ.







3

Информационная безопасность. Пр.р. 8 «Защита информации от вирусов. Антивирусные программы»

Комбинированный урок/ пр. раб.

Заполн. табл. в тетр.







^ Коммуникационные технологии (10 часов).

1

Процесс передачи информации. Скорость передачи.

Урок изучения нового материала

Чит. п. 3.3.







2

Компьютерные сети. Интернет. Пр.р. 9 «Путешествие по Всемирной паутине».

Комбинированный урок/ пр. раб.

Подг. сообщ.







3

Сервисы сетей. Пр.р. 10 «Работа с электронной почтой».

Комбинированный урок/ тест

Заполн. табл.







4

Интерактивное общение. Пр.р. 11 «Чаты. Форумы. Конференции».

Комбинированный урок/ пр. раб.

Вып. зад. в тетр.







5

Поиск информации в сети. Пр.р. 12 «Работа с поисковой системой»

Комбинированный урок/ тест

Решить кроссворд







6

Пр.р. 13 «Создание и раскрытие архива. Загрузка файла».

Комбинированный урок/ пр. раб.

Учить алгоритм







7

Компьютерные энциклопедии. Пр.р. 14 «Сохранение информационных объектов из сети».

Комбинированный урок/ фронт. опрос

Чит. консп.







8

Работа в среде web-редактора. Пр.р. 15 «Создание web-страницы».

Комбинированный урок/ тест

Учить команды







9

Практикум «Структура и навигация сайта».

Практикум/ пр. раб.

Подобр. инф. объекты







10

Практикум «Размещение информационных объектов на сайте».

Практикум/ пр. раб.

Чит. конспект







^ Алгоритмы и исполнители (9 часов)

1

Алгоритм. Виды. Исполнители.

Урок повторения

Чит. п. 12







2

Программа на ЯП Паскаль. Операторы ввода, вывода.

Комбинированный урок/ фронт. опрос

Чит. п. 13.2







3

Пр.р. 16 «Разработка программы с использованием математических функций»

Комбинированный урок/ тем. диктант

Учить команды







4

Логические операции. Пр.р. 17. «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Комбинированный урок/ пр. раб.

Сост. Программу







5

Пр.р. 18 «Программирование циклических алгоритмов»

Комбинированный урок/ пр. раб.

Сост. Программу







6

Программирование подпрограмм.

Комбинированный урок/ сам. работа

Чит. конспект







7

Массивы. Одномерные массивы.

Комбинированный урок/ фронт. опрос

Чит. конспект







8

Контрольная работа по теме «Программирование»

Контрольная работа










9

Практикум «Графика в ЯП Паскаль».

Практикум/ пр. раб.

Учить команды










^ Резерв (1 час).

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать/понимать

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать информационные модели;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • работать в сети Интернет: искать нужную информацию, сохранять информационные объекты из сети Интернет, обмениваться информацией в сети, использовать различные сервисы глобальной сети и др.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Список учебной литературы

Для учителя:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г. – 310 с.

  2. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры по информатике. - СПб.: БХВ - Петербург, 2004 г. – 118 с.

  3. Журнал «Информатика и образование» (2008-2010 гг.).

  4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 384 с.

  5. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2008 г. – 192 с.

  6. Семакин И. Задачник - практикум по информатике в 2-х частях. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005 г. – 420 с.

  7. Шелепова А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9. - М.: Вако, 2005 г. – 234 с.

Для учащегося:

    1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 384 с.

    2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. - СПб.: ПИТЕР-ПРЕСС, 2009 г. – 416 с.

    3. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.



Похожие:

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в основной школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в основной школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в старшей школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета
Цели и задачи изучения предмета «Информатика и икт» в старшей школе полностью совпадают с целями и задачами, представленными в примерной...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по предмету «Музыка» Авторы программы: В. В. Алеев, Т. Н. Кичак Комплект учебников
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно коммуникационные технологии»
«Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно коммуникационные технологии»
«Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, бином. Лаборатория знаний,...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа нормативный документ Гимназии, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), требования к
Долгопрудного гимназии №13 (далее Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа для учащихся 3-4 классов Составитель: Толстобова Т. П., учитель информатики, I категория
Согласно федеральной программе учебный предмет «Информатика и икт» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного учебного модуля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов