Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника icon

Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника



НазваниеСтатья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника
Дата конвертации09.11.2012
Размер38.9 Kb.
ТипСтатья

Статья в научно – методический журнал


Боровикова Л. Б.

учитель изобразительного искусства

МОУ гимназия №1

г. Мончегорск Мурманская область


В защиту юного художника.

(из опыта работы учителя изобразительного искусства)


Каждый человек имеет право на собственное мнение – это неоспоримо.

Но и каждый художник, пусть даже юный, имеет право на свой взгляд на мир и на образное выражение этого взгляда в картине, в живописной или графической работе, в скульптуре…

Я работаю в школе не так долго, всего десять лет, а вот в творчестве, как мне кажется, всю жизнь.… Поэтому прекрасно осознаю, насколько тяжел, порой и мучителен этот поиск верного решения, точного образа, цвета.

И знаю, как важна для человека оценка того, что он сделал своими руками, вложив в это частичку души…

С первых лет своей работы являюсь приверженцем программы Б. М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд», его принципов непрерывного художественного образования, его методики, которая позволяет сделать урок ярким, насыщенным, интересным (хотя, конечно, это зависит не только от методики, но и от того, кто преподает урок). Как важна последовательность материала, драматургия урока, как важно «раствориться» учителем (человеком) в каждом ученике, передавая эмоционально-чувственное восприятие мира и находить отклик в сердцах своих учеников и видеть его в их детских работах.

На уроках изобразительного искусства важно все! Атмосфера, тон и эмоциональность учителя; что рассматривать, как рассматривать; каким образом дети сидят в классе; будет ли музыка, стихи или сегодня «урок-путешествие»…

Очень важно дать детям и опыт работы с разными техниками и материалами (пастель, уголь, гуашь, акварель, монотипия, коллаж, граттаж и др.). Пусть творят, выдумывают, пробуют… Кто-то поработает в том материале и забудет, а для кого-то он станет любимым. Не надо ограничивать детей, пусть будет выбор! Да, это добавит сложностей в работе учителя, но ведь мы – учителя искусства!

Ни в коем случае не отрицаю того, что необходимо научиться рисовать, т.е. познать изобразительную грамоту, узнать законы композиции, перспективы, цветоведения. Безусловно, это основа в творчестве, это то, что придает уверенность (иначе все равно, что писать стихи, не зная грамоты).

Нужно придумывать (не бояться, что дети не справятся) разные задания: нарисовать дружеский шарж; придумать натюрморт-настроение; увидеть марсианский пейзаж за окном.

Иногда решение разных тем подсказывают и сами дети: то, что им близко, то, что их радует или огорчает… и тогда детский рисунок становится рассказом, сочинением или поэмой.… Очень важно выслушать мнение ребенка о его работе. Бывает такое, что я смотрю и мне не очень понятно – ребенок начинает объяснять, и все становится на свои места.
А о своих рисунках дети рассказывают очень интересно!

А как увлекательно проходят уроки с использованием методов арттерапии: «Рисунок-диалог», «Мир, в котором тебе бы хотелось жить», «Рисунок по кругу»; или «философские» - «Дорога моей жизни», «Моё настроение», «Моя душа». Весь педагогический процесс должен быть построен на гуманных основах, на личности каждого ребенка, на уважении его мнения, его взгляда.

Я хочу пробудить в ученике сначала интерес к огромному миру искусства, затем желание «высказаться» образно самому, желание попробовать себя в творчестве.

Я не хочу вырастить «академика», но я хочу научить смотреть и видеть, слушать и слышать, удивляться и получать наслаждение от общения с миром прекрасного.

А теперь об отметке. Можно ли ставить отметку за детский рисунок? Можно, если подходить к этому с точки зрения правильности начертания линии.… А если с позиции творчества? Как я могу поставить «5» «Леонардо» и «4» «Пабло Пикассо» только потому, что я не понимаю его творчества? И всем известно, что отметка имеет много отрицательных нюансов: от психологического дискомфорта до папиного нравоучения «ремешком».

Так, может быть, есть смысл отказаться от отметки?!

Может быть, но от отметки, а не оценки. Оценка учителя (как «главного художника») и самооценка ученика – очень важна и необходима. Но как тогда проследить творческий рост ученика, как выявить его ошибки или успех? Очень интересной, на мой взгляд, формой учета достижений школьников является создание портфолио по изобразительному искусству.

В портфолио ученик помещает свои работы (рисунки) но не только - собирает дополнительный информационный материал по теме урока, стихи, репродукции, статьи. Портфолио имеет и ряд обязательных условий в оформлении: титульный лист и «пакет документов» (в который входит «Лист советов», «Карта успеха», «График творческого роста», «Лист самооценки»). Работа в течение четверти (или темы) оценивается уровнями (высоким, достаточным, средним), каждый из которых имеет свои критерии; кроме того, дети оценивают свои работы сами (при помощи знаков, которые мы придумываем вместе с ними). Обязательно предусматриваю «Лист индивидуальных советов и пожеланий» – в котором фиксирую, на что надо обратить внимание, как сделать лучше, или просто пишу благодарность за творчество.

Мои ученики не сразу, но привыкли к такой форме работы, некоторые очень переживали, что станет меньше пятерок – но рецензия, отзыв, участие работ в выставках – это очень значимая для них оценка. И есть еще много разных способов: поощрить, похвалить, отметить труд ученика.

А, оценивая свои работы сами, ребята учатся видеть результат как слагаемое из многих составляющих, учатся планировать и контролировать свою деятельность.

Теперь об очень важном, о результатах.

Во-первых, родители перестали рисовать за своих детей, во-вторых, снизился уровень тревожности, дети с радостью идут на урок, в-третьих, повысился интерес к урокам изобразительного искусства, в-четвертых, мы стали свободны от отметки, как таковой, и можем наслаждаться творческим процессом.



Похожие:

Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconМуниципальное общеобразовательное учреждение города Мончегорска Мурманской области гимназия №1
Мончегорск, Мурманская область, улица Бредова, 1, тел: (81536)34030 e-mail: gimnazia monch@mels ru
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconМуниципальное общеобразовательное учреждение города Мончегорска Мурманской области гимназия №1
Мончегорск, Мурманская область, улица Бредова, 1, тел: (81536)34030 e-mail: gimnazia monch@mels ru
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconИспользование электронных средств обучения на уроках изобразительного искусства людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconИнформация о претенденте: Мирошникова Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения моу белогорьевской сош подгоренского района Воронежской области
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconМетодические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
Основным содержанием изучения изобразительного искусства в 8-ом классе в IV четверти является архитектура и декоративное искусство...
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconА. В. Анпилова директор моу «Добросельская оош», учитель изобразительного искусства Информационные технологии в образовательном процессе. Задача
...
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconДокументы
1. /Статья в методический журнал.doc
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconЕ. Я. Басин искусство и эмпатия москва 2010 ббк 87 и 86 Евгений Яковлевич Басин искусство и эмпатия бфргтз "слово" М., 2010. 294 с. Книга
Книга состоит из брошюры «Творческая личность художника» (ранее опубликованной) и хрестоматии. В хрестоматию вошли высказывания об...
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №88 Г. Краснодара Краснодарского края
Ведение тетрадей по всем предметам (за исключением физической культуры, музыки и изобразительного искусства) обучающимися школы с...
Статья в научно методический журнал Боровикова Л. Б. учитель изобразительного искусства моу гимназия №1 г. Мончегорск Мурманская область в защиту юного художника iconМоу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина»
Моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель рмэ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов