Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели icon

Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели



НазваниеУрок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели
Дата конвертации22.11.2012
Размер45.27 Kb.
ТипУрок

Урок музыки в 7 классе.


Тема урока: Музыкальный образ войны.


Цели:

  • развивать осознанное восприятие учащимися принципов музыкальной драматургии на примере сопоставления различных по характеру музыкальных произведений;

  • направить деятельность учащихся на развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в процессе создания музыкального образа Великой Отечественной войны;

  • вызвать эмоциональный отклик ребят на музыку, звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения.

Методы:

  • эмоциональной драматургии;

  • активизации мыслительной деятельности.

Оформление доски:

  • плакат художника И.Тоидзе “Родина-мать зовет”;

  • запись темы урока и таблички с определениями характера музыки;

  • сатирический плакат-коллаж по работам Кукрыниксов.

Раздаточный материал:

  • тексты песни композитора А.Новикова и поэта Л.Ошанина “Дороги”;

  • тексты частушек.

Музыкальный ряд:

  • Песня А.Александрова «Священная война»;

  • Песня А.Новикова «Дороги» в исполнении хора.

  • Вальс №7 Ф.Шопена

Использование видеохроники:

  • Фрагмент из документального фильма о блокадном Ленинграде

  • Фрагмент документального фильма о Д.Шостаковиче (сочинение 7 симфонии в блокадном Ленинграде)

Литературный ряд:

  • Фрагменты поэмы Н.Твардовского «Василий Теркин»

  • Фрагмент письма-воспоминания В.П.Бабанова

^ ХОД УРОКА

Звучит фрагмент песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача “Священная война”.

Учитель. Почему авторы песни называют войну “священной”?

^ Дети. Потому что Великая Отечественная война 1941–1945 гг. была для нашей Родины освободительной, справедливой.

Учитель. Эта песня, как и плакат художника И.Тоидзе “Родина-мать зовет”, была создана в первые дни войны. Песня звучала на Белорусском вокзале для бойцов, уезжавших первыми эшелонами из Москвы на фронт, защищать Родину-мать.
Ребята, пусть эти два произведения искусства станут эпиграфом к нашему уроку:

^ Музыкальный образ войны.


Посвятим мы этот урок 61-ой годовщине освобождения Гатчинской земли от фашизма и Великой Победе

. Вернемся снова к песне “Священная война”. Какие чувства испытали вы, когда слышали грозные оркестровые аккорды и пение мужского хора?

Дети. Это были и чувство страха, и чувство тревоги и чувство гордости.

Учитель. Какая музыка способна передать такие чувства?

Дети. Музыка ^ ГЕРОИЧЕСКАЯ, МУЖЕСТВЕННАЯ (на экране появляются сказанные детьми эпитеты)

Учитель. Только ли героическая и мужественная музыка способна создать музыкальный образ войны? Какими еще интонациями более полно, более широко можно дополнить этот образ? Поможет нам ответить на эти вопросы песня композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина “Дороги”. Песня написана после войны, воспоминания о которой не дают покоя людям.

^ Учитель исполняет песню под аккомпанемент фортепиано.

Учитель. Какая по характеру музыка помогает раскрыть поэтическое содержание?

Дети. Музыка ^ ТРЕВОЖНАЯ, ВЗВОЛНОВАННАЯ, ДРАМАТИЧЕСКАЯ (на экране появляются эпитеты)

Разучиваем песню. Обращаем внимание на мелодическую линию, ритмический рисунок.
В соответствии с текстом используем в пении смену нюансов, темпа. Создаем драматический характер песни. Всегда помним, что при равнодушном исполнении песни, мы теряем образ. А этого допустить нельзя!


Учитель. А вот еще одно воспоминание о Великой Отечественной войне.

Учитель читает фрагмент письма-воспоминания ветерана Сталинградской битвы В.П.Бабанова. Автор рассказывает о необычном концерте, звучавшем прямо на улице сражающегося Сталинграда. Когда в перерыве между боями, неизвестный русский солдат, увидев посреди улицы чудом уцелевший после бомбежки рояль, играл Седьмой вальс Ф.Шопена. И музыка, хотя бы на некоторое время, остановила выстрелы, остановила смерть.
^ Слушаем Вальс № 7 Ф.Шопена.


Учитель. Какая музыка заставила замолчать пули?

Дети. НЕЖНАЯ, МЕЧТАТЕЛЬНАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ (на экране появляются эпитеты, сказанные учащимися)

Учитель. Это страшное слово – война… Бомбежки, артобстрелы; смерть и слезы. Человеческая жизнь обесценивается до предела, она просто “висит на волоске”. Но даже в такие минуты человек был способен дружить и любить, верить и надеяться, смеяться и шутить. В нашем любимом городе Мурманске в годы войны издавались газеты “Часовой Севера” и “Окна Полярной правды”, где в рубрике “ Уголок сатиры и юмора” печатались анекдоты загадки, стихи, пословицы, частушки, рисунки.

На доске помещается плакат-коллаж по мотивам сатирических плакатов Кукрыниксов (подготовлен учащимися 10 класса). Короткая беседа по сюжету плаката помогает ребятам перестроиться на другой характер работы.

Учитель. На войне одним из любимых жанров была ЧАСТУШКА.

Учитель раздает ученикам тексты частушек ( в каждой из них 3 строчки, а четвертую строчку нужно сочинить, посовещавшись в группах по 3–4 человека). Предоставив ребятам 2–3 минуты на подготовку, учитель помещает на доске небольшой плакат с текстом одной общей частушки. С исполнения этой частушки начинается заключительный этап урока. Учитель аккомпанирует на синтезаторе, выбрав тембр аккордеона, напомнив детям, что частушки часто звучали на привале, когда под рукой у музыканта была гармонь, балалайка, баян.

1. От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько, Гитлер, не воюй,
А победа русская.

2. Ночь полярная длинна,
Но фашистам не до сна.
Летом мы их били днем…

3. Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка
Скоро русские придут…

4. Под огнем, под кипяточком
Немцам стало горячо.
Это только лишь цветочки…

5. Налетели вражьи птицы
На советские границы.
Им от наших от ворот…

6. То не звездочка упала,
Не костер вдали горит.
Это, шлепнувшись на сопки….

Учитель. Какими интонациями дополнили музыкальный образ войны частушки?

Дети. Интонациями ^ ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИ, ОПТИМИСТИЧНЫМИ (на экране появляются эпитеты)

Учитель. Как вы думаете, ребята, почему такая серьезная тема нашла отражение в жанре частушки?

^ Дети. Шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для дальнейшей борьбы с врагом.

Учитель. Итак, мы можем подвести итог. Музыкальный образ войны получился многоликим, контрастным, разнообразным.

Ребята перечисляют музыкальные характеристики произведений, звучавших на уроке, при необходимости обращаясь к слайдам презентации. Обобщают, дополняют, делают выводы.

Домашнее задание: сочинение собственной частушки или самостоятельный вариант четвертой строки частушки, исполненной в классе.

Выход из класса: под аккомпанемент частушек.



Похожие:

Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок музыки в 7 классе по программе Д. Кабалевского Тема четверти: «Музыкальный образ». Тема урока: «Авторская песня»
Задача: дать представление о творчестве Юрия Визбора, найти черты авторской песни в некоторых его произведениях
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок 1 Тема четверти: «Музыкальный образ»
Цели: Помочь учащимся осознать социальную практическую и личностную значимость темы «Музыкальный образ»
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок музыки в 5 классе по программе Д. Кабалевского Третья четверть. Тема урока: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников» Цели и задачи урока
Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини?
Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком»
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconРазработка урока музыки в 6-м классе по программе Д. Б. Кабалевского "Жизнь рождает музыку" Тип урока: урок изучения нового материала. Цели
Оборудование: книги, картины, портреты В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, раздаточный материал, телевизор, проигрыватель,...
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок биологии в 6 классе тема: «лишайники» цели и задачи урока: образовательные: рассмотреть

Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Урок решения правописательных задач
Цели урока: организовать деятельность учащихся по закреплению изученного материала, обеспечить у школьников развитие умений работать...
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок-путешествие в 3 классе тема урока: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока Углубить знания учащихся о местоимении
Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны. Цели iconУрок математики в 6 классе Тема урока. Сложение и вычитание смешанных чисел. Цели урока: отработать навыки сложения, вычитания, сравнения смешанных чисел
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов