Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» icon

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»



НазваниеКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Дата конвертации23.11.2012
Размер60.48 Kb.
ТипКонспект

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему:

«Роль обращений в речи».


ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе;

ЗАДАЧИ:

Обучающие: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи;

Развивающие: показать способы использования обращений в различных стилях речи;

Воспитательные: учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Оборудование: классная доска, мультимедийные средства, учебник, классная доска.

Методы: частично-поисковые, развивающие, объяснительно-иллюстративные.

Тип урока: повторительно-обобщающий.


Любите слово!

И оно – природа.

Цветенье

Плодоносящих садов.

Как из окна,

Глядит душа народа

Из коренных,

Видавших виды слов.

В.Боков


^ ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.



БЛИЦОПРОС:


  1. Что такое обращение?

  2. Чем выражаются обращения?

  3. Какова основная интонация обращений?

  4. Какова синтаксическая функция обращений?

  5. Какие знаки препинания ставятся при обращении?

  6. Что узнали нового об обращении по сравнению с тем, что изучали в 5-м классе?




  1. Углублённая работа над новым материалом.



  1. Нюансы интонирования обращений.

(Интонация обращения может быть не только звательная. Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику).

Задание. Прочитайте предложения на экране, найдите обращения, определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах (все примеры взяты из произведений А.С.Пушкина)


Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!


Прости мне, милый друг, двухлетнее молчание:

Писать тебе посланье мне было недосуг.


А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?

Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами…

Молю тебя, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель.


Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.



«Царь ты наш, отец народа! –

Возглашает воевода. –

Государь, проснись, беда!»


Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.


Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.


  1. ^ Особенности падежа, в котором употреблено обращение.

(Обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда – что возможно только в разговорной речи – обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нём яркую, отличительную деталь: Эй, в гимнастёрке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд?)


Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»


Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.


  1. ^ Способы выражения обращений.

Задание по группам. Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали

- имя, отчество, фамилия;

- наименование лица по роду занятий;

- возрасту, полу;

- занимаемой должности;

- месту жительства;

- национальной принадлежности;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного;

- неодушевлённые предметы.

^ Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.


Задание. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. (По вариантам).Нарисовать схемы предложений с обращениями.


Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе.


Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.


Пока лета не отогнали невинной радости твоей,

Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблю ^ Татьяну милую мою.


Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке.


Ах ты, старый конюх, неразумный,

Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.


Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шёлковом шелесте снежного шума.


^ Итак, давайте назовём, какие мы выявили признаки обращений:


  • оно называет лицо, к которому обращаются с речью;

  • адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным или иным отношениям; неодушевлённые предметы;

  • обращения произносятся чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;

  • обращения не являются членом предложения;

  • чаще всего обращения употребляются в форме именительного падежа, однако могут и встречаться другие формы.

^ IV. Учитель: Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить все его признаки, которые мы с вами называли. Но и потому, что обращения играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя. Ребятам были даны задания по группам исследовать роль обращений в художественном тексте.

Задания по группам.


ОБРАЩЕНИЯ помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития; используются с целью создания комического эффекта, вводят в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место на общественной лестнице, а также их отношение друг к другу.

^ V.Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии.

- Кто из вас может сказать, какие традиционные обращения используются в Польше, Италии, Франции, Англии. (Пан-пани, синьор-синьора, мадам-месье, сэр-леди и т д.)

- А есть ли традиционное обращение в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, парень, мужчина и т.д. Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» - и т.д.

- В 90-х годах, когда в нашей стране началась перестройка, некоторые депутаты предлагали вернуть обращения сударь и сударыня, но они уже не соответствуют времени и поэтому не прижились.

- Итак, в русском языке отсутствуют единообразные формы обращения к женщине и мужчине. Как вы думаете, это недостаток нашего языка или его достоинство?

«… при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками говорящего, так и его собеседника…» - Н.И.Формановская

Н.И.Формановская в своей книге «Вы сказали: «Здравствуйте!» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имеем, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!»

5. Творческое задание (по выбору учащегося)

- написать синквейн об обращении;

- решение задачи – человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач и т.д.


VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Синквейн:

Обращение

Изменяющееся, многообразное

Называет, указывает, передаёт:

Неисчерпаемы богатства русского языка!

Любите слово!




Похожие:

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 7 классе «Закрепление знаний о глаголе»
Задачи: 1 Продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку «Части речи. Обобщение»
Цели: обобщить знания детей об именах существительных, именах прилагательных и глаголах; развивать умение распознавать их в тексте...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 4 г классе «Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков»
Цели урока : повторить условия выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconКонспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями
Средства наглядности: плакат по каллиграфии с росчерком, карточки с индивидуальными заданиями, письмо Незнайки
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconПлан-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в 4 классе 2010 год
Тема урока. Введение в мир былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Синонимы
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconВнеклассное занятие по русскому языку в 4 классе «русскую речь беречь!» Моу сош №13 учитель нач классов Коробка С. А
Цель занятия: развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку (элективный (Элективный курс, 9 класс) Тема: Лексика ограниченной сферы распространения
Цели: 1 Систематизировать и обобщить знания девятиклассников по теме «Лексика ограниченной сферы распространения»
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconЛингвистический калейдоскоп
Цель: содействие формированию культуры речи учащихся, привлечение внимания к русскому языку, знакомство со словарями и литературой...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconКонспект урока русского языка
Подвести к пониманию обучающихся какую роль выполняют имена прилагательные в речи
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи» iconКонспект открытого урока по химии в 8 классе. Тема «Кислоты»
Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот, показать значение отдельных кислот в природе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов