Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы icon

Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы



НазваниеИзучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы
Иванова Ирина Михайловна
Дата конвертации06.12.2012
Размер158.32 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»

Волжского района г. Саратова


Изучение драматургического произведения в школе ( на
примере целостного анализа драмы А.Островского «Гроза»,
идущего но ходу действия пьесы.



Автор: Иванова Ирина Михайловна.

учитель русского языка и литературы


Саратов – 2009

ВСТУПЛЕНИЕ

Как изучать драматическое произведение

Знакомство с литературой второй половины XIX века начинается у учащихся с изучения пьесы А. Островского «Гроза».

Драматическое произведение - специфический жанр литературы, и его лучше смотреть и слушать со сцены.

В.Г. Белинский писал: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, надо узнать, как оно действует, говорит, чувствует, - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».

Эту трудность можно преодолеть, если, читая драматическое произведение, ребята смогут «включить» своё воображение и представить внешний облик действующих лиц, их манеру говорить, двигаться. Помочь «включиться» воображению учащихся может и учитель, предлагая ребятам на уроке соответствующие творческие задания. Но всё же главным при изучении пьесы является не её сценическая постановка, а идейно-тематическое содержание, композиция, характеры. В.П. Медведев пишет, что «острота конфликтов, выбор наиболее значительных, часто переломных моментов в жизни героев и, как следствие, напряжённость развития действия - характерные качества драматического произведения, которое нельзя игнорировать при его анализе.»1

Важнейшей особенностью качества драматического произведений является непрерывность действия внутри отдельных сцен и актов описательных и повествовательных эпизодов, свойственных эпическим произведениям.

«Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы... прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить».

Но линия сквозного действия соединяет воедино... все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».2

Каждая новая ситуация ставит героя драматического произведения в новые отношения к миру и людям. И важнейшим методическим принципом изучения пьесы является единство анализа действия и характера.

Одним из наиболее рациональных путей изучения драматургического произведения является анализ по ходу развития действия с последующим обобщением материала по ведущим проблемам и образам.

Данная работа представляет собой попытку такого целостного анализа.

Изучению драмы А. Островского «Гроза» мы отводим 8 часов (при этом предполагается, что учащиеся имеют возможность знакомиться с текстом заранее)

Текстуальному изучению драмы должен предшествовать рассказу учителя о самом А.
Островском, его литературно-театральной деятельности. Помощь в подготовке подобной лекции могут оказать сборник «А.Островский в воспоминаниях современников», монография A.M. Ревякина «А.Н. Островский. Жизнь и творчество», работы серии «Жизнь замечательных людей». Трудность заключается в отборе того минимума сведений о писателе, который учитель может дать на уроке. При этом не следует увлекаться только биографическими сведениями, необходимо дать представление о ведущих темах и образах драматурга, определить его место в истории русской литературы и русского театра.

Определяя значения А. Островского в истории русской культуры, учитель может прочесть в начале урока (предваряя свой рассказ о драматурге)

Отрывок из письма И. Гончарова: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».3

Необходимо отметить, что сам А. Островский видел в драматургии мощное средство нравственного воспитания народа, считал, что именно «драматическая поэзия ближе народу, чем все другие отрасли литературы», так как другие литературные произведения пишутся для образованных людей, а шутя для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа. Рассказывая о становлении Островского-драматурга, учитель должен кратко остановиться на тех жизненных впечатлениях, которые легли в основу многих его пьес (жизнь в Замоскворечье, служба в московских судах), объяснить, почему драматург обратился к изображению русского купечества, игравшего немаловажную роль в жизни русского общества.

Купечество в пьесах Островского изображено многогранно: мы знакомимся с коммерческой деятельностью купцов и с их домашней семейной жизнью. Купечество интересовало Островского и как сословие, вошедшее из народа и по роду своей деятельности тесно с ним связанное, как среда, в которой с наибольшей полнотой сохранились черты русского национального быта, исконные русские нравы и обычаи. В этой патриархальной среде искал драматург положительного героя, и воплощение лучших качеств русского национального характера он находил не среди хозяев жизни, а среди обездоленных и униженных им людей.

Оставшаяся часть урока посвящается анализу первого действия. Обращаем внимание учащихся на начало первого действия. В ремарке, открывающей драму, автор указывает: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид...»

И первые реплики:

Учащимся надо показать, что через отношение к природе Островский раскрывает разницу в мировоззрении жителей города. Да и сам Кулигин для большинства жителей человек не от мира сего, блаженный («Ну да что с тобой толковать...»).

Рассматривая дальнейшие явления первого действия, следует дать учащимся задание сравнить мнение горожан о хозяевах города, Диком и Кабанихе, и то впечатление, которое они производят, появившись перед нами непосредственно. Подобное задание учит ребят самостоятельной работе с текстом, умению выбирать нужную информацию, составлять связанный рассказ.

Дикой и Кабаниха должны предстать в рассказах учащихся и во взаимоотношениях с посторонними людьми, и во взаимоотношениях с домочадцами.

Завершая разговор, можно проанализировать монолог Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...», в котором даётся точная и ёмкая характеристика обстановке, царящей в городе.

Следующий урок посвящен анализу второго и третьего действия.

Анализ второго действия можно начать с третьего явления, в котором мы опять встречаемся со всем семейством Кабановых. Происходит сцена прощания с уезжающим по делам Тихоном. Какими же здесь предстают перед нами герои пьесы? Мать продолжает понукать, приказывать («Что же ты стоишь, разве порядку не знаешь?», «Разговаривай ещё! Ну, ну, приказывай! Что б и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли всё исполнила.») А что же Тихон? Он повторяет за матерью все наказы. Понимает ли он, что эта ситуация нелепа? В какой-то мере, да. И, очевидно, поэтому старается немного смягчить резкость материнских слов.

Кабанова: «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.»

Кабанов: «Да что ж это, маменька, ей-богу!»

Кабанова(строго)» Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит! (с улыбкой). Оно всё лучше, как приказано-то.»

Кабанов (сконфузившись) «Не заглядывайся на парней!»

В глубине души он не согласен с матерью, да и Катерине он доверяет, но страх перед матерью затмевает у Тихона все другие чувства. И оставшись с Катериной вдвоём, он просит у неё прощения и далее учит жену, как облегчить свою жизнь в доме:»Что её слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо говорить! Ну и пущай она говорит, а мы мимо ушей пропущай...»

Тихон пытается сгладить тягостное впечатление от только что произошедшей сцены. Но понять Катерину, понять, почему она, теперь уже сама, просит взять с неё «какую-нибудь клятву страшную», он не может. Тихон настолько забит властью матери, что отказывается не способен вникать в чужие проблемы. А просьба жены его даже раздражает («Вы меня уже заездили здесь совсем»). Жизнь в родном доме стала для него сравнима с тюрьмой: «... С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. Ты подумай-то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, как ты видишь, так убежишь и от жены».

«Какой ни на есть, а я всё-таки мужчина» - горькая фраза. И отъезд из дома для него, как глоток «воздуха»: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» Да он и в мыслях своих уже где-то далеко от дома, до волнений ли Катерины ему сейчас!

А что же происходит с Катериной? Чтобы лучше понять её, надо вернуться к седьмому явлению I действия, разговору Катерины и Варвары. Что из их беседы мы узнаем о Катерины? «Я жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала»- вспоминает она. Катерина восторженная и очень набожная натура: «...в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым... и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Светлые, радостные воспоминания, но всё в прошлом, а сейчас «всё как будто из-под неволи». А ещё плохие предчувствия: «я знаю, что умру», «что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то», «точно я над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

В чём же причина такого настроения? Катерине сложно это объяснить не только Варваре, но и себе:

«Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует», «кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...» И наконец:»...Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»

А тут ещё полусумасшедшая барыня со словами: «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведёт. Вот, вот, в самый омут». Да ещё гром гремит. Всё это для Катерины как предвестие будущей беды, она чувствует свою вину перед Богом.

Во втором явлении второго действия характер Катерины проступает ещё яснее. Случай из детства говорит нам о том, что она способна на решительные поступки. («Такая я уж зародилась, горячая»). Причина душевного смятения Катерины - племянник Дикого Борис. Как же сама героиня относится к своему чувству? Она пытается перебороть его. («Разве я хочу об нём думать? Да что делать, коли из головы нейдёт. Об чём ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак.») Для неё, замужней и очень набожной женщины, это чувство - враг. («Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал»). И если чувство возьмёт верх, она готова на крайность. («Что мне только захочется, то и сделаю», «...уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь»).

Далее следует перейти к анализу 8-10 явлений второго действия, которые определяют дальнейшие поступки Катерины и многое дают для понимания её состояния. Эти явления представляют из себя в основном монологи героини. Отчаявшись побороть чувство, Катерина сначала плачет, что не умерла в детстве (ведь тогда бы не было и сегодняшних душевных волнений), но это слишком решительный и страшный поступок - умереть, наложить на себя руки. И она хватается за соломинку: «А я вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста да и буду шить бельё...Вот и засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдёт».

Казалось бы выход найден, если бы не Варвара отдающая Катерине ключ от калитки. И успокоившаяся было Катерина опять начинает мучиться. Размышления о жизни в доме Кабанихи тягостны (В неволе-то кому весело»). Особенно горьки мысли о свекрови («Сокрушила она меня...от неё мне и дом-то опостылел») А ключ для Катерины, как пропуск то ли в мир любви, то ли в ад («Он руки-то жжёт, точно уголь», «и как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою»).

И бросила бы она ключ, наверное, если бы машинально, услышав шорох в кустах, не сунула бы его в карман. А спрятав, решила: «...знать, там ему и быть! Видно сама судьба того хочет!» Сложно ей было самой решиться пойти навстречу чувству, но раз судьба решила... И теперь ей уже всё равно: «Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!» Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу!» Чувство побеждает. Но здесь интересно было бы сопоставить Катерину и Варвару (ведь они практически ровесницы). Как она относится к переживаниям невестки? У неё чисто женский интерес. Может быть, она и сочувствует Катерине, но для ней в этой ситуации не существует проблем («И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», «Ты какая-то мудрёная, бог с тобой, а по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»). И нравственного выбора для неё здесь не существует. Варвара проще смотрит на вещи и по-своему пытаются помочь Катерине, отдавая той ключ от калитки.

Далее следует перейти к анализу сцены второй третьего действия, сцены свидания.

Мы как бы выходим из душной атмосферы домостроя. Тихий летний вечер как бы сам располагает к чему-то романтическому. Два свидания, две пары: Борис и Катерина, Кудряш и Варвара.

Что мы знаем о Борисе? (для этого можно обратиться к третьему явлению первого действия и третьего действия). Борис чужой в этом городе («Эх, Кулигин, больно трудно. Мне здесь, без привычки-то. Всё на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю, что всё это наше, русское, разное, а всё-таки не привыкну никак.») Тяжело жить и в доме Дикого, которому ничем не угодишь. А тут, как на грех, приглянулась ему Катерина. Понимает ли он всю сложность ситуации, в которую попал? Видимо, да. («Мне ли нежности заводить? Загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся!») Он любит Катерину и, кажется, на всё готов ради неё («Уж коли я полюбил...», «мне больше ничего не надо») И что же из этого выходит? Обратимся к сцене их свидания.

Борис и Катерина как будто не слышат друг друга. Катерина угнетена, она всё время (даже придя на свидание) борется с собой, со своим «грехом» (Здесь надо обратить внимание ребят на ремарки, которыми сопровождаются реплики Катерины; она говорит «с испугом, но не поднимая глаз», «с волнением»). Кто для неё Борис? Погубитель. «Враг ты мой» - говорит она ему. Пытается гнать его, и в то же время: «Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе», «Твоя теперь воля надо мной».

А Борис? Понимает ли он её? Одинаковы ли их чувства? Он уверяет её в своей любви, называет «жизнь моя», но предлагает ей то же, что и Варвара, тот же способ любить:» Никто не узнает про нашу любовь. Разве я тебя не пожалею!» И спросив у Катерины, надолго ли уехал муж, он бросает: «О, так мы погуляем! Время-то довольно!» А что же потом, после приезда Тихона?

И как контраст с этим свиданием - свидание Варвары и Кудряша. Свидание спокойное, лишённое эмоций.

Следующий урок посвящен анализу IV и V действий. Разговор можно начать с анализа первых двух явлений и четвёртого. Они дают возможность полнее представить жизнь горожан, их образованность, интересы (Можно так же обратиться и к первым двум явлениям третьего действия). Задание: охарактеризовать жизнь города Калинова (на материале предложенных явлений) - можно дать учащимся задание, на предыдущем уроке, с тем, чтобы они подготовили устный рассказ дома.

Жизнь горожан действительно похожа на «тёмное царство», которое не пропускает в себя ничего нового. И поэтому паровоз для них – огненный змий, трубочист - чёрт, Литва с неба упала. На Кулигина, пытающегося смастерить для горожан солнечные часы и громоотвод, смотрят как на человека не от мира сего. А за стихи Державина Дикой готов упрятать Кулигина за решётку. «Какое ещё там елестричество! Ну, как же ты не работник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться»,- говорит Дикой.

Но вернёмся к Катерине. Со дня свидания с Борисом прошло 10 дней. Тихон приехал. Какой же теперь мы видим Катерину? По словам Варвары (третье явление IV действия) она «сама не своя сделалась», «бледная такая, мечется по дому... глаза как у помешанной», «на мужа не смеет глаз поднять», «мука глядеть-то на неё!»

И самое главное, считает Варвара, она может рассказать всё мужу. Обо всём этом Варвара говорит Борису, предупреждая его, чтобы не встречался с Катериной, а «то она, пожалуй, и вовсе растеряется». А Борис: «Да, может быть, пройдёт это у неё!» И когда в IV явлении появляется всё семейство Кабановых, мы видим, что Катерина, действительно, на грани срыва. А тут ещё гроза, женские пересуды («Да уж как не прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь.»), появление Бориса, которого Катерине тяжело видеть, ведь он как напоминание её грехе; а слова сумасшедшей барыни о погибельной женской красоте и вовсе выводят Катерину из равновесия (Ах! Умираю!», «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!») И она во всём признается мужу и свекрови. А гроза и удар грома воспринимаются как божья кара. Ведь Катерина, несмотря на свою трепетную душу и непохожесть на других, тем не менее из той же среды, что и Кабанова и Дикой. Это Кулигин знает о громоотводе, а она - нет. И её кажется, что против неё сама природа.

Так, боясь возмездия, она всё-таки дала волю своему чувству,полюбила. Почему? Да разве объяснишь? Слишком рано её выдали замуж, слишком непохож новый дом на свой, родной, слишком душно было жить в нём, без участия, ласки, тепла, к которым она так привыкла. А тут Борис, который даже внешне непохож на окружающих (вспомним примечание А. Островского: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»)

Жалеет ли Катерина о том, что сделала? Обратимся к IV действию. Катерина опустошена своим признанием. Смысл жизни потерян! Мне только проститься с ним, а там... а там хоть умирать. За что я его в беду ввела?.. Погибать бы мне одной!») Стоя на краю гибели она думает не столько о себе (её жизнь кончена), сколько о Борисе и о том, что теперь с ним будет («себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный позор»). Виновата только она, за что и готова принять любую кару. («Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу я бы рада была») Мыли о самоубийстве ещё нет (это ведь большой грех), но «для чего мне теперь жить», «...смерть не приходит. Ты её кличешь, а она не приходит». Сколько отчаяния в её словах. Но в душе ещё теплится надежда: «Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую я и видела...»

«Кабы», «может быть» - слабое утешение.

Почему же она уходит из жизни? Очевидно, она приходит к мысли, что дальше здесь жить бессмысленно. Была ещё какая-то надежда на Бориса: поможет, спасёт. Но их последнее свидание показало, что и Борис не способен что-либо изменить. Катерина просит: «Возьми меня с собой отсюда!» А он, который говорил о себе «я вольная птица», отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает...» Он и теперь ( в который уже раз) не в состоянии понять Катерину, хотя и видит, что с ней творится, знает, какая жизнь для неё наступила сейчас. Борис даже и пожалеть её толком не может: «Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!» Но разве он не знал? Ведь и Кудряш об этом когда-то предупреждал («Вы её совсем загубить хотите») У Бориса даже не хватает то ли смелости, то ли терпения выслушать Катерину («Не застали бы нас здесь!») И, сам расписываясь в собственной слабости, говорит: «Эх, кабы сила!» Он не в состоянии противостоять миру: Кабановых и Диких, слишком он от них зависим, и единственное, что он может пожелать любимой женщине: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго...»

Страшные слова для человека, который совсем недавно клялся в своей любви к Катерине и говорил: «захочу ли я тебя погубить!»

А что же Катерина? Она просит у Бориса прощения за причиненное ею зло, и поняв, что с собой он её не возьмёт, просит помолиться за её грешную душу. У ней уже ничего не осталось: «...мне что домой, что в могилу-всё равно». «Всё равно» - она делает выбор: «В могиле лучше... Так тихо, так хорошо!.. А о жизни и думать не хочется.» Но ведь это грех. Самоубийство на Руси всегда осуждалось. Даже хоронили самоубийц за пределами кладбища. Но Катерине уже всё равно: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...»

Является ли самоубийство Катерины вызовом «тёмному царству» или это поступок отчаявшейся женщины - пусть ребята подумают сами(предварительно им можно дать задание ознакомиться со статьями Добролюбова и Писарева).

В конце занятия может предложить учащимся сравнить Тихона и Бориса и их оно и их отношения к Катерине. Ведь при всём внешнем несходстве (разное воспитание, образование, отношение к жизни) они схожи в том, что оказались слабыми и неспособными бороться за свои чувства. Страх, подчинение сильным мира сего, зависимость - вот это оказалось сильнее любви. Ведь и Тихон по-своему любил Катерину, и даже после её признания в измене, он старался обходиться с ней мягко, насколько это было возможно («А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил её немножко, да и то маменька приказала»).

Смерть Катерины заставляет его на какое-то время восстать против матери («Маменька, вы её погубили, вы, вы, вы...») Но этим всё и заканчивается. И будущее его довольно безрадостно: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Судьба столкнула друг с другом людей, несоизмеримых по глубине чувств, нравственной чуткости.

«Смерть по грехам страшна» - говорят в народе. И если Катерина не боится смерти, то и грехи искуплены.

Завершая работу над изучением драмы «Гроза», можно дать учащимся ряд письменных работ. Темы могут быть следующие:

1.Душевная трагедия Катерины.

2.Тихон и Борис (сравнительная характеристика).

3.«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

4.Хозяева «Тёмного царства»

5.Кого из персонажей «Грозы» можно назвать жертвами «тёмного царства» и почему?

Учащиеся пишут работу по одному из предложенных заданий.

Список использованных источников

1.Фонвизин В.Н., Грибоедов А.С, Островский А.Н. «Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1989г.

2.Медведев В.П., Пьесы Островского в школьном изучении, М., Просвещение, 1971г.

З.Станиславский К.С, Собрание сочинений в 8 томах, М., Искусство, 1959г.

4.Гончаров И.А., Собрание сочинений в 8 томах, М., Гослитиздат, 1955г.

5.Лобанов М.П. Александр Островский, М., Молодая гвардия, 1989г.

1 В.П. Медведев. Пьесы Островского в школьном изучении. М., Просвещение, 1971, стр.3

2 К.С. Станиславский. Собрание сочинений в 8 томах, т.6, М., Искусство, 1959г, стр. 3

3 И.А. Гончаров. Собрание сочинений в 8 томах, т.8, М., Гослитиздат, 1955, стр.491 492




Похожие:

Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconДжон Голсуорси Изюминка
Место действия сцена театра. Спектакль идет без перерыва, но по ходу действия занавес время от времени на
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconПоспели вишни в саду у дяди вани
Вание актов из пьесы "Поспели вишни в саду" (номер I) и пьесы "У дяди Вани" (номер II). Указания по переходу к последующему действию...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconДрама – жанр драмы выполнил ученик 11-в класса Стариков Юрий
Драма сложилась в XVII в у просветителей (мещанская драма во Франции и Германии); интерес к социальному укладу, быту, психологии...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconИсследование рынка I. Изучение товара >II. Изучение потребителя
На основе анализа меняющихся потребностей разработать «адресные» эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы icon«Потонувший колокол»
Вместе с тем в лучших из них он выходит за границы натуралистической эстетики. Начиная со второй половины 1890-х годов Гауптман создает...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconА. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» И. А. Гончаров «Обыкновенная история»
А. П. Чехов рассказы «Скрипка Ротшильда», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», пьеса «Вишневый...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconГерой перевод В. Метальникова Синг Д. М. Драмы. М.,Л.: Искусство, 1964. C. 158 222
Место действия: недалеко от деревни, на скалистом берегу моря, в округе Мейо. Первое действие происходит осенью, поздно вечером,...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconЦель работы. Изучение назначения, принципа действия, конструкции и основных технических характеристик устройств защитного отключения. Принцип действия узо
Устройства защитного отключения, peai ирующие на дифференциальный ток относятся к дополнительным видам защиты человека от поражения...
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconМетодика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе (лекция)
Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе
Изучение драматургического произведения в школе на примере целостного анализа драмы А. Островского «Гроза», идущего но ходу действия пьесы iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация
Тация: программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов